Письма. выпуск 5
Свт. Феофан Затворник
Оглавление
759. Письма об этом к Святителю Феофану: Митрополита Московского Филарета, Митрополита С.-Петербургского Исидора. Ответное письмо святителя Феофана к Митрополиту Исидору. 1
760. К нему же письмо с Выши. 3
761. Общие наставления желающей идти по пути спасения. 4
762. Мнимый ленивец. Отсоветование ехать на Вышу. Место сретения Господа. 4
763. Бодрая старость. О неспешном совершении молитвы.. 5
764. Духовное внимание должно соединять с рассуждением. О посещении Выши. 6
765. По случаю долгого молчания. 6
766. О покорном перенесении скорбных случаев. 6
767. Отсоветование ехать на Вышу. 7
768. Надо ли вести список своих дел, добрых и худых. 7
769. Жалеющей о невозможности посещать Святителя. Главное условие духовной жизни и значение христианского упования. 8
770. О самоуничижении, молитве Иисусовой и беседах. 9
771. О дневниках. Грамотка на сердце. Забота о заблудшей. 9
772. О впечатлительности характера. Проявления страстей и как бороться с ними. 10
773. О провождении свободного времени. Как вычитывать домашнее правило. 11
774. О душевном покое, всегдашнем предстоянии Богу и отречении от мира. Скромный отзыв о своем руководительстве. 12
775. Ободрение ищущей дара молитвы.. 12
776. О своих толкованиях Священного Писания. О частом говении. Дорога к детству о Христе. 13
777. О говении в рождественский пост. 13
778. Куделька и прядево. 14
779. Разные наставления и размышления по благочестию.. 14
780. Духовная невежливость. 15
781. Исповедание своих немощей святителем.. 15
782. Слово добре текущей путем спасения. 16
783. Отзыв на известие о потерях и семейных тревогах. Вечно новая книга. 16
784. Страх перед чумой. 17
785. Духовное трение. 17
786. Ответ ищущей согреться, насытиться и успокоиться. 17
787. Неизменяемость Божия и изменчивость человека. Как вести себя при похвалах. О молитве Иисусовой 18
788. На склоне дней, в ожидании последнего указа. 19
789. Обличение молоканских заблуждений. Важность церковного предания. Прибавление к апологии иконопочитания. 19
790. Насколько уместна скорбь об усопших. Умершие живы и общение с нами продолжают. 22
791. Предисловие. Латинский тариф на индульгенции. Возражения против его существования и опровержение этих возражений при участии святителя Феофана. 22
792. Злые посевы. Вред причиняемый сочинениями Льва Толстого для веры, церкви и отечества. 64
793. Совет жалующемуся на сокращение деятельности и об инвиргийцах. 65
794. О самоиспытании при порыве к уединению.. 65
795. Искушения и тщеславие везде нападать могут. О благоустройстве дел и хлопот житейских неразорительном для духовной жизни. 33
796. Проба духовной жизни. 67
797. Ободрение добре текущему путем христианской жизни. 67
798. Хорош ли улов? Наставление обретшей покой на новом месте. 34
799. Опять об улове, прошедшем и будущем.. 70
800. Заметки о рассеянности, осуждении и необходимом смирении. 35
801. Усевшейся на новом месте. О своем глазе. 36
802. После посещения монастырей. 36
803. В ответ спорщикам о земном жребии праведников. Слово для долголетней труженицы и для вступающего в двери покаяния. О своей старости. 73
804. О продолжении образования по отношению к делу духовной жизни. 37
Письма к лицу искавшему спасения в скитском уединении М-ской С-кой пустыни К-кой губернии 37
805. Дается совет установиться на определенном образе жизни и предаться духовным руководителям с отсечением своей воли. 75
806. Отрезанный ломоть. Скромный отзыв о своем духовном опыте. 76
807. Безопасная пристань. 77
808. Благословение в Саров. 78
809. Наставление ученику, желающему отправиться в Саров. Искушения. Товарищи. 79
810 Ему же после неудавшейся попытки. 80
811 Ему же на вопрос о продолжении науки. 81
812. Доброму воину о военной службе. 41
813. О том же. 82
814. Ловушка врага. О малакии. 82
815. Возбуждение ревности. Дыхание души. Уголок для уединения. 42
816. Опасная прогулка. 84
817. О том же. Обличение непочтения к матери. 84
818. Предостережение угрожаемому любовною страстью. Плеть для усмирения плоти. 43
819. При перерыве искушения; напоминание о непрестанной борьбе. 86
820. Колеблющемуся убеждение к решимости порвать со страстью. Примеры доброй решимости. 86
821. Изгоняющему страсть предупреждение об изменчивости добрых намерений. Отзыв ждущему хорошей службы.. 88
822. Слово ободрения и наставление кающемуся. 89
823. Рвотное для грешной души. 45
824. По получении Божией милости. 90
825. Значение молитвы Иисусовой и способ приучить себя к ней. 90
826. О терпеливом упражнении в делании молитвы.. 91
827. О том же. 92
828. Пасхальное поздравление. 93
829. Посетителю Выши. Условие частого причащения. О солдатчине. 93
830. Наставление мечтателю о службе и женитьбе. 94
831. Об опущениях по благочестию.. 94
832. Будущий генералиссимус под страхом монашества и перед холерой. 95
833. Как побеждать гордость, гнев и осуждение. 96
834. Будущему воину о воинствовании духовном.. 49
835. Благословение и предупреждение. 97
836. Ответ ищущему совета по житейскому делу. 97
837. Жаждущему духовного просвещения. 97
838. Наставление против похоти плотской. 50
839. Смущаемому помыслом о прежних искушениях. 50
840. Последнее благословение с Выши. 99
841. Первое общее наставление о христианском провождении времени. 99
842. Долг родителей. 100
843. Долготерпение Божие. 100
844. Источник жизни. О замене церковного богослужения. Сведение о получательнице писем "Что есть духовная жизнь". 101
845. Домашнее говение. Скорбь вменяется в епитимию.. 102
846. В чем совершенство терпения. Как праведник на суд не приидет. 103
847. Разъяснение текста: где труп, там орлы. Неровности жизни. 53
848. Что от Господа - все к лучшему. О страхе смерти. 104
849. Пребывающему с Господом - везде храм. Вражье искушение. 105
850. О прискорбностях жизни. 54
851. Знающим Бога - нет извинения. О невнимательных сыновьях и добрых дочках. 106
852. Благословение на путь в Москву. 107
853. Введение в труд покаяния. 55
854. Вкусившей плодов Причащения. 108
855. Христианская счастливица. 108
856. Слово болящей. Ободрение бегущей от мира. Наглядный опыт мирского счастья. О своем глазе 56
857. Утешение скорбящей о болезни дочери. 110
858. О благодарении за скорби и послушании мужу. 111
859. Отравленная черничка. 111
860. Наставление о провождении поста. Утешительный сон. 112
861. Источник утешения. В болезни должно учиться памяти смертной. 113
862. О дурном сыне и лживых греках из Иерусалима. 113
863. Неустанный советник. Наставление о духе уныния. 114
864. Отзыв на известие о болезни и о состоянии близких родных. 59
865. Утешенной Божиею помощью и духовною отрадой. 115
866. Благословение матери семейства и отзыв о путешествии в Саров. 116
867. Отзыв на известие о новом иерее, о детях, о сборах в Саров и об ожидании смерти. 60
868. О памяти смертной и Божием Промысле. Рецепт против ушибов. 117
869. О заблуждающемся сыне. 118
870. Для христиан потребен подвиг терпения. 61
871. Благословение красавицам, едущим в Москву для лечения и предупреждение. 119
872. Что от Бога - все ко спасению. Ответ о духовнике и о сыне с переэкзаменовкой, благословившемся в Саров. 119
873. По приезде в Москву. О том же сыне. 120
874. Наставление о семейных. Соболезнование и благословение. 121
875. Поздравление и благословение. О своем здоровье. 121
876. Светлый луч жизни. Соболезнование и радование о семейных. 122
877. Всем сестрам по серьгам.. 123
878. Откуда приходит тоска и как прогоняется. 123
879. На скорбь о болезни близкого человека. Чем дети привлекают благословение и пресекают его 124
880. Снова о терпении. Сын от врага воюемый. К истории Арзамасской обители и о своем здоровье 124
881. Болящей матери семейства ободрение и наставление о вере и уповании. 125
882. Наши небесные покровители. Тишина Вышенской обители и ее Авва. 126
883. Изменчивость духовного настроения. Добрый гостинец к посту. 126
884. Благословение посетительнице Вышенской обители. Ясный день. 127
885. В день ангела. Поучительный сон. Думы при таянии снега. 128
886. При посылке иконы.. 128
887. Заболевшей среди трудов для больного. 129
888. Великопостное наставление. Бесчеловечные монахи. 129
889. В праздник Вознесения. 130
890. Мысли при наступлении страстной седмицы и о домашних. 131
891. Благословение возвращающейся с Выши. 132
892. Слово участия и благословение разным членам семейства. 132
893. Последнее благословение с Выши. 133
894. Печатные руководства к духовной жизни. Условие вступления на добрый путь. Цвет и плод преуспеяния. 134
895. Существо молитвы. Много ли внимания надо отдавать внешним приемам при совершении молитвы 134
896. На что следует обращать главное внимание и чего искать при молитве. Где должно держать внимание при молитве. Значение внешних приемов о которых говорят новые старцы. Где сердце? Роль воображения при делании молитвы. Вред празднословия. 135
897. Подтверждение сказанного о молитве. 138
898. При молитве надо избегать внешних образных представлений. О внимании и других условиях совершенства молитвы. О поклонах. 138
899. Новое разъяснение о существе молитвы, с устранением изобретенных новыми старцами внешних приемов, могущих неопытных вовлечь в прелесть. 140
900. Программа Богомыслия и внутренних чувств христианина. Книги, руководствующие к молитве 141
901. Всегдашнее начинание. Добрый руководитель ко страху Божию. Молиться ли за иноверцев и самоубийц. 142
902. Ответ на вопрос об умной молитве. О представлении при молитве образа Троицы и других. Монах состоящий в прелести и заблуждении. Запрещенный Авва. 144
903. Постепенное развитие добродетелей из памяти Божией и памяти смерти. О поведении в церкви, воздержании перед службой. О лености и молитве за иноверцев. 147
904. Недосуг святителя. 148
905. Взаимное откровение помыслов и исповедь. 148
906. Молитва духовная не зависит от телесного напряжения. О праве исповедывать послушников 149
907. Каких образов должно бояться. Об отправлении служб поклонами. О молитве без движения языка и непрестанном внимании. 150
908. О поклонах и чтении псалмов. О Добротолюбии. Общение с братом из ученых. О молитве словами и умом. Пустые прибаутки своемудрствующих о молитве. 151
909. Наставление о старчестве. О сочинениях преосв. Игнатия. Прибаутки. 153
910. Шепотники, сопуны и кликуши. 154
911. Неправильный образ совершения молитвы Иисусовой и способ перехода к надлежащему молитвованию.. 155
912. Молитвенный огонек приобретается трудом и не дается никаким художеством. Размер келейного правила. Об откровении помыслов, чтении книг и принимании ищущих старческого совета. 156
913. Разъяснение об истинном молитвенном огоньке и о теплоте, порождаемой внешним художественным образом молитвы. Об употреблении денег монахами. 158
914. Совет - доброе дело. Сожаление об умалении старчества. Послушник должен терпеть, а не шататься по другим монастырям.. 159
Письма к монастырскому духовнику. 159
915. О молитве, - в чем должна состоять главная забота ищущего дара надлежащей молитвы. Должно ли назначать умную молитву новоначальным. Совет о падающем брате. 160
916. О молитве и всегдашнем внимании к Богу. Нож в поучение духовнику. 161
917. О приучении к должному молитвованию новоначальных. О руководителях в духовной жизни 162
918. Причины неотвечания святителя. 164
919. О слове чадо и о кресте над разрешаемом. Целительные грязи. 164
920. Наставление о духовничестве. 165
921. О книге Душа и Ангел и сочинениях преосв. Игнатия. Кровяной жар при искусственном делании молитвы Иисусовой. Уволенному от череды. Об уединении. 166
922. Причуды при совершении молитвы Иисусовой. 167
923. О своем затворе. Ободрение духовнику. 168
924. Ответ просящему что-либо из одежд святителя. О Льве Толстом. Наши врачеватели. Ответ на вопросы по духовничеству. Всезнайка. 169
925. О ночных осквернениях. О старце стужаемом духами. 171
926. Признак для различения стоящего в прелести. Совет духовнику. 172
927. Разъяснение о схиме. Прежде надо распяться, а потом схимиться. 173
928. Дух жизни подвижников. Сребролюбие и любоимание. Об о. Иоанне Кронштадтском.. 174
929. Новоначальным не сразу дается правило молитвы Иисусовой. Чего главным образом должно искать чрез упражнение в молитве. О разрешении на исповеди. 175
930. Разные наставления о духовнической практике. 176
931. Продолжаются советы о духовничестве. Испытание серафиму. 178
932. Разъяснение духовнику о помедлении разрешением, слышимых некими голосах, книгах для новоначальных и утомлении. К истории молитвы Иисусовой. 179
933. Затруднительные вопросы о причащении. 180
934. О молитве до поту. 181
935. Кто должен читать разрешительную молитву над отпеваемым. О приемных отцах, духовнической строгости и о чудотворных иконах. 182
936. Перед кучей вопросов. О бумажной иконе. Календари. О труде ухода за больными. 183
937. О молитве устной, умной и сердечной. 184
938. Любовь и закон. 187
939. О молитве Иисусовой. 188
940. Монахиня без пострига и обетов. 188
941. Смерть - дверь в отечество. Спасение наше в Кресте. 189
759. Письма об этом к Святителю Феофану: Митрополита Московского Филарета, Митрополита С.-Петербургского Исидора. Ответное письмо святителя Феофана к Митрополиту Исидору
Истинная причина удаления преосвященного Феофана на покой. Много было недоумений, когда святитель Феофан задумал оставить свою Владимирскую паству. Некоторые ставили это в связь с следствием, возложенным на него Св. Синодом, по поводу временного нестроения в Дивеевском монастыре. Нет никакого сомнения, что для архипастыря, затруднявшегося делать выговор кому бы то ни было и, в случае настоятельной в этом нужды, поручавшего исполнять это ключарю кафедрального собора, производство следствия над виновными Дивеевского монастыря было великим бременем. Тем не менее следствие было произведено так, что Св. Синод одобрил все распоряжения преосвященного Феофана, как это видно из прилагаемых при сем подлинных писем к нему Филарета митрополита Московского и Исидора митрополита С.-Петербургского:
Преосвященнейший Владыко, Достопочтенный о Господе Брат!
Теперь получил и прочитал Ваше письмо: и прежде всего взаимно простираю к Вам целование общения и сорадования о имени Господа, Единородного Сына Божия, пришедшего во плоти в мир во спасение наше. - Благодать Его и мир да пребывает со духом Вашим.
О Дивеевских делах ближе было бы Вам обратиться к первенствующему члену Синода или г. Синодальному Обер-Прокурору: потому что я официально участвовал в сих делах дотоле, доколе исполнял указ С. Синода, которым предписано было мне наблюдать за следствием и представить оное с мнением. Следствие произведено; мнение мое представлено; и данное мне поручение окончилось.
Впрочем как Вам угодно было оказать мне братское доверие сообщением сведений и требованием моего мнения по некоторым вопросам: то с братскою откровенностью скажу, что разумею:
Благочинную в Дивеевском монастыре действительно нужно было переменить. Она усиленными мерами составляла список сестер в пользу новой начальницы Гликерии, и вписала в него и безумных и отсутствующих.
Казначея, по сведениям следователей, прежде вела себя беспристрастно в отношении к партиям; а уже по избрании в сию должность стала усильно поддерживать Г. как начальницу. Может быть, ее можно было бы вразумить: но когда Вы уже дозволили переменить ее, возвращаться назад было бы вредно.
Старица, сосланная в Ардатов, заслуживает внимания. Она призналась в своей вине, что сказала преосвященному Нектарию: Иоасаф нас гнал, и ты гонишь; Бог тебя накажет. Это сказано было наконец после бесполезного смиренного упрашивания о Елисавете. Преосвященный мог бы равнодушно смотреть на грубую откровенность старухи. Если же и надобно было наказать ее: шестимесячного изгнания довольно; и можно возвратить ее. Такое мнение представил я С. Синоду.
Что мысль начальницы не объявлять, где находятся отсутствующие сестры, - это очень неблагонамеренно. По всей вероятности они разосланы для происков.
Сборщицы в Петербурге, также вероятно, делают пользу своему карману, и вред миру обители. Едва ли послушают они настоятельницы. Не излишне было бы Вам истребовать их в обитель чрез сношение с г. Обер-Прокурором.
Именем человеколюбия благодарю Вас за то, что поручили Саровскому строителю не лишать помощи Дивеевский монастырь. Я слышал, что он, испугавшись клеветы, хотел во всем отказать и пресечь всякое сношение.
К слову скажу Вам, что доказано следствием: - избрание Г. не правильно, И. вреден Дивееву в духовном и хозяйственном отношении; начальница Дивеевского Елисавета и строитель Саровский люди почтенные и оклеветаны неблагонамеренно.
К партии Г. и И. принадлежит от 40 до 50 сестер. Из них около 20 прежде, за два или три года, в ведомостях были неодобренными. Всех их оставить в монастыре неудобно; но и всех выслать неудобно. Нельзя ли ограничиться удалением немногих, более явно нарушающих порядок и имеющих вредное влияние на других. Настоятельница может отклонить таковых от увлечения толпы. Для вразумления сих последних неугодно ли будет Вам употреблять священника Садовского, который много лет служит духовником обители и пользуется заслуженным уважением. Преосвященные Иеремия и Антоний относились к нему с особенною доверенностью и давали ему иногда предписания непосредственно.
Сказав Вам, что разумею, и предавая то на Ваше рассуждение, остаюсь с истинным почтением, и яже о Господе любовью
Вашего Преосвященства покорнейший слуга Филарет М. Моск.
В Москве. Января 1-го 1862.
Судя по тому, что есть в следствии, вот те, которых могли присудить Благочинная П., Г.С., Л. В. [1].
Преосвященный Владыко, Милостивый Архипастырь!
Письмо Ваше о Дивеевском монастыре вчера было доложено Св. Синоду, который, одобрив все распоряжения Ваши по сему монастырю, предоставил Вам и на дальнейшее время делать все то, что Вы, по ближайшему усмотрению, признаете полезным и нужным для умиротворения и обеспечения обители, разрешением Саровской Пустыни, помогать ей и вещами и деньгами, которые со временем могут быть ей возвращены. Высылка немирных сестер из монастыря необходима. Начальница монастыря должна требовать, чтобы сборщицы немедленно возвратились в монастырь. Если она не знает, где сборщицы находятся, пусть напишет Обер-Прокурору Св. Синода о высылке их.
Я писал Вам об Илларионовском монастыре. После сказали мне, что это община. Следственно представлять об ней Св. Синоду бесполезно, потому что сумма, которую я имел в виду, завещана на 8 монастырей бедных, и нельзя, по силе завещания, употреблять ее на общины.
Поручая себя молитвам Вашим, с истинным почтением и братскою о Христе любовью пребываю Вашего Преосвященства
усерднейший слуга Исидор М. Новгородский и С.-Петербургский.
Января 18. 1862.
Очевидно, что следствие по поводу Дивеевского нестроения само по себе не было причиною удаления преосвященного Феофана на покой и оно относилось еще к Тамбовскому периоду служения преосвященного Феофана, а не к Владимирскому. Поэтому истинною причиною удаления его от епархиальных дел некоторые, и в том числе высокопреосвященный Исидор, митрополит Петербургский, полагали в самом стремлении преосвященного Феофана к невозмутимой тишине, к покою. Вот как писал об этом митрополит Исидор к самому преосвященному Феофану, в ответ на его прошение об увольнении на покой:
Ваше Преосвященство Милостивый Архипастырь!
Напрасно беспокоите себя мыслью, будто Вас хотят послать на покой в Киевскую Лавру. Св. Синод доселе не видал Вашего прошения, и не знает, что в нем писано; а потому не было повода и к рассуждению о месте Вашего покоя. Притом всегда предварительно спрашивают Преосвященных, просящих увольнения на покой, где жить желают, и только тем Синод назначает место, которые сами просят указать оное, по усмотрению.
Если верить слуху, что Вы просите увольнения на покой, только для покоя: то я сомневаюсь, чтобы Св. Синод удовлетворил просьбу. Кто бы из нас не желал спокойствия, особенно в нынешнее многозаботливое и трудное время! Но надобно же кому-нибудь трудиться и для других, хотя бы и с скорбью, и воздыхающе. Св. Синод, как я знаю по бывшим примерам, крайне затрудняется даже и тем, что не имеет никакой суммы для пенсий увольняемым. Казна ее отпускает особой суммы на содержание Архиереям, на покое живущим; а таковых в настоящее время 15.
Слух о намерении Вашем оставить Епархию дошел даже до Вятки, и тамошний Владыка пишет, что ему желательно получить Епархию близ Москвы. Не знает чего просит! Другой, если бы и посылали на родину, отказался бы.
Господь да устроит все по воле Своей!
Прося молитв Ваших, с совершенным почтением и братскою о Христе любовью пребываю
Вашего Преосвященства покорнейшим слугою Исидор М. Новгородский и С.-Петербургский.
27 Апреля, 1866.
Именно в ответ на это письмо первенствующего члена Св. Синода, преосвященный Феофан и раскрыл действительную причину своего удаления на Вышу. Вот это в высшей степени замечательное письмо:
Высопреосвященнейший Владыко Милостивейший Архипастырь!
Только собирался ответить Вашему Высокопреосвященству и поблагодарить Вас за теплое участие в моем деле, как прошел слух, что оно уже решено и по моему желанию. Я и остановился в уверенности, что получу скоро, чего искал, чтоб вместе выразить мою к Вам благодарность. Слухи изменились, - и нечего стало верить им. А между тем не задолго пред сим дошло до меня и слово Ваше, что ожидаете от меня ответа и при том другого содержания, нежели как я думал. Спешу удовлетворить сему ожиданию, снова все обдумавши.
Избираю Вас в судьи, и прошу рассудить суд мой и прю мою с самим собою. Желание мое в прошении я выразил словом: понуждение. Тако это есть. Как ноша какая за плечами, всегда чувствуется сие понуждение: брось, иди, брось, иди. - Вот и рассудите: что это такое? - Вражеское? - Но ведь врагу одно нужно - душу сгубить, и это он может устроить на всяком месте. На теперешнем месте ему привольней. Не одну мою может сгубить, а десяток-другой и чужих. Другое дело вот еще что! Когда у кого в голове все рисуются картины, и он чувствует постоянный позыв все рисовать, берет уголек и все рисует и рисует, все скажут ему: ступай в школу рисовальную. Это - ступай - не идет ли ко мне? Если б я был на другой какой должности, кому ни расскажи я о своей ноше, всякий сказал бы: ступай - там тебе место! Подумал - подумал и решил предложить мое желание на решение Святейшего Синода.
Я ни у кого не спрашивал совета, ни у Вас, как прежде, ни преосвященного Иеремии, ни о. Ар. Лаврентия. Наперед знаю, что никто не скажет да. И я сам никому другому не сказал бы того. Дело трудное! Почему все на себя и взял. Сам добивался, сам и отвечай - перед собою и перед всеми. Думается, в этом будет не малая опора терпению молчаливому, если не встречу чаемого покоя.
В действии сем не было и нет ничего тревожного. Обстоятельства мои текут предобре. Только что освятил церковь - почти двухгодичный труд мой и радость мою. Только что освободил из рук нерадивого арендатора подворье, которое будет давать теперь во много раз больше прежнего. И в делах затишье великое. Жить бы только припеваючи. Но с начала поста отяжелела ноша моя, и все тяжеле и тяжеле становилась. Это и заставляло меня обсуживать. Пребывание мое на покое радужно по желанию моему, но я обсуживал не это радужное, а наиболее - все неприятности и трудности, могущие встретить меня. На все изъявляю готовность, - все поднял. И воле Божией предавшись, заявил свое желание на решение. Это было 12 марта, на память Феофана Сигрианского, после Божественной литургии. С того времени не перестаю молиться, чтобы Господь изрек в определении Св. Синода спасительную для меня волю Свою.
После того писал я к Вашему Высокопреосвященству и к Его Сиятельству, Обер-Прокурору, имея в мысли одно - удостоверить в искренности моего желания, чтобы не думали, что это желание легкое, налетное. Никто не знал о подаче. Определенный слух прошел у нас два-три дня спустя после того, как я получил письмо Ваше. И начали меня атаковывать со всех сторон. Тут чем сердечнее участие, тем сильнее колебалось от него мое намерение. Но плод всех этих нападков, выражусь так, один тот, что я ближе стал к средине или точке безразличия в отношении к решению Св. Синода и, кажется, одинаково готов принять и удовлетворение прошения и отказ.
В делах никакой трудности не вижу, только душа к ним не лежит. В свободное время сложа руки я не сижу - минуты даром не проходит. Занимаюсь тем, к чему душа лежит. Но беспрестанные отрывы не дают сделать ничего из того, что хотелось бы сделать. Исполнение сего ожидается от обители, и все потребное к тому заготовлено в широких размерах. Нет предмета, для обзора которого я не нашел бы источников под руками. Я ищу покоя, чтобы покойнее предаться занятиям желаемым, но не дилетантства ради, а с тем непременным намерением, чтобы был и плод трудов, - не бесполезный и не ненужный для Церкви Божией. Имею в мысли служить Церкви Божией, только иным образом служить. Даруй, Господи, чтобы не отщетилось сие намерение, если буду удостоен покоя!
Все сие излагаю Вашему Высокопреосвященству, чтобы видно было Вам, и Вы имели данные не внешние, а внутренние для решения дела. Как решите Вы и Св. Синод, так пусть и да будет!
Прося молитв Ваших, с искреннейшим почтением и братскою о Христе любовью пребываю Вашего Высокопреосвященства
покорнейшим слугою Феофан, еп. Владимирский.
30 мая, 1866.
Так понимал преосв. Феофан свой "покой" и на Выше он нашел его, как это видно из его письма с Выши к высокопр. Исидору.