Представленность в православном богословии.
· Теория утвердилась и получила широкое распространение в XIX столетии.
· Человек... Бесконечно оскорбил грехом своего бесконечно благого, но и беспредельно великого, беспредельно правосудного Создателя и через то подвергся вечному проклятию.
· Вся тайна нашего искупления смертью Иисуса Христа состоит в том, что Он взамен нас уплатил Своею кровью долг и вполне удовлетворил правде Божией за наши грехи... Страдание и смерть нашего Спасителя имеют значение не только выкупа и уплаты долга, но и значение величайших заслуг перед судом вечной правды, ради которых Бог вся нам дарствует.
Сильные стороны.
· Акцент на невозможности для человека спастись своими собственными силами.
· Для спасения человека от греха и смерти необходимо радикальное изменение отношений между Богом и человеком.
· Теория привлекательна также простотой и четкостью формулировок, что импонирует людям с рационалистическим складом ума.
Слабые стороны
a. Произвольно экстраполирует правовые отношения, существующие в человеческом обществе, на отношения между Богом и человеком, тогда как Бог не является членом человеческого общества и на Него не распространяется действие законов человеческого общежития
b. Основывается на понятиях («оскорбление», «удовлетворение», «заслуга» и пр.), которые не имеют основания в Священном Писании и редко встречаются у отцов Церкви, а если и встречаются, то, как правило, не в строго догматическом смысле
c. Редуцирует искупление к единственному событию земной жизни Господа Иисуса Христа — к смерти на Кресте, лишая тем самым все остальные события земной жизни Спасителя сотериологической значимости
d. Создает представление о Боге, несовместимое с данными Откровения
e. Основывается на противопоставлении свойств Божественной природы — милости и любви, с одной стороны, правды и справедливости — с другой, а также и действий этих свойств, что в Боге, как Существе абсолютно простом, представляется совершенно невозможным
f. Противопоставляет свойства Божественной природы (правду и справедливость) самому Богу, превращая их в некую превосходящую Его реальность, что несовместимо с представлением о Боге как о Существе абсолютно свободном
g. Рассматривает спасение как событие совершенно внешнее по отношению к человеку, драма искупления оказывается ограниченной отношениями между Отцом и Сыном, человек же со своей свободой никак в ней не участвует.
Ошибка католического богословия
· Ошибка Ансельма Кентерберийского состояла в том, что именно в юридическом образе он увидел полное и адекватное выражение тайны нашего спасения.
· Самый главный вопрос кому в таком случае была принесена жертва.
Билет 30
Нравственная теория спасения: происхождение, главные положения, представленность в православном богословии, сильные и слабые стороны.
Нравственная теория спасения: происхождение,
· Явилась реакцией на крайности юридической теории .
· Первым ввел в употребление в 1915 г. Проф. Казанского университета свящ. Николай Петров.
Главные положения,
· Суть искупления в том, что через преодоление всех искушений, через послушание Отцу Христос явил высочайший пример для подражания.
Представленность в православном богословии
· Павел Светлов, проф. Нравственного богословия Московской духовной академии М. Тареев. Иногда к приверженцам нравственной теории искупления относят и Патриарха Сергия (Страгородского)
Сильные и слабые стороны
· По словам архиеп. Гурия (Степанова), «нравственная теория искупления, появившаяся в результате критики «юридической» теории и в противовес ей... Сильна своей критикой «юридической» теории, оттенением неудачных сторон этой теории, но слаба положительным содержанием»1076). Для этой теории жертвенный подвиг Спасителя мира является скорее нравственным примером самоотверженной любви, чем спасающей и существенно необходимой для нашего спасения Голгофской жертвой
Билет 31
Учение об Искуплении современных православных богословов. (“органическая” теория).
· Богословы XX в., среди которых можно назвать В. Н. Лосского, прот. Георгия Флоровского, протопресв. Иоанна Мейендорфа и др. Так, В. Н. Лосский писал, что юридический образ искупления должен быть дополнен образом «физическим или, вернее, биологическим: образом победы жизни над смертью...»
· Грех в православном понимании — это не преступление или оскорбление в юридическом смысле и не просто некий безнравственный поступок; грех — это прежде всего болезнь человеческой природы. Поэтому и искупление мыслится как освобождение от болезни, как исцеление, преображение и в конечном счете обожение человеческого естества.
· Невозможно свести искупление к одному-единственному событию земной жизни Христа.
· Со своей объективной стороны спасение не может рассматриваться в качестве мгновенного акта, некоего однократного действия. Вся земная жизнь Христа Спасителя, от момента Боговоплощения и до Вознесения, имеет искупительное значение. Каждое событие земной жизни Господа является исполнением предыдущего и без него невозможно. И свести тайну искупления к какому-то одному событию, это значит лишить всю земную жизнь Христа Спасителя сотериологической значимости.
· Бог соделался человеком, дабы человек смог стать богом (Ириней Лионский)
· Согласно этому принципу, цель пришествия Христа в мир состоит в том, чтобы соединить человека с Богом таким образом, чтобы каждый из нас мог стать, по слову ап. Петра, причастником Божеского естества .
· Тайна нашего искупления завершается тем, что отцы называют восстановлением нашей природы Христом и во Христе.
Билет 32
Почему дело Искупления, совершенное Христом Спасителем, связано для Него с величайшим подвигом? Как примирить учение о Божественном милосердии с идеей Божественной правды и справедливости.
Почему дело Искупления, совершенное Христом Спасителем, связано для Него с величайшим подвигом?
· Адам своим преслушанием нарушил Божественную волю, что привело к рассогласованию воли человеческой с волей Божией. Отсюда берут начало и все прочие следствия грехопадения. Искупление представляет собой обратное движение: возвращение человека в то состояние, из которого «выпал» Адам, и даже вознесение его на более высокий уровень совершенства по сравнению с тем, на котором находились прародители до грехопадения.
· Господь Иисус Христос был свободен как от первородного греха, так и от грехов личных, но в воплощении Он добровольно подчинил Себя условиям жизни падшего человечества, вплоть до самой смерти. По Своему человечеству Он претерпел все те искушения и испытания, с какими может встретиться в нашем мире человек, и преодолел их, причем не только силою Своего Божества, но при участии Своей свободной человеческой воли, которая каждый раз, несмотря на все искушения, свободно подчинялась воле Божественной.
· По В. Н. Лосскому, «слово благоразумного разбойника... «мы осуждены справедливо, потому что достойное по делам нашим приняли, а Он ничего худого не сделал» — приобретает онтологическое значение. И благоразумный разбойник умирает легче, чем Христос. Христос же, когда Он соглашается принять ужасное последствие греха, когда в последних глубинах Своего нисхождения... Он познает смерть, видит, как обоженный человек противится в Нем этому «противоприродному» проклятию. И когда собственная воля Слова, то есть Его человеческое естество, подчиняется, оно познает несказанный ужас перед смертью, ибо она Ему чужда. Один только Христос познал, что такое подлинная смерть, потому что Его обоженное человечество не должно было умирать»