Как готовиться к Вечере Господней

Quot;Посему, кто будет есть хлеб сей или пить чашу Господню недостойно, виновен будет против Тела и Крови Господней. Да испытывает же себя человек, и таким образом пусть ест от хлеба сего и пьет из чаши сей. Ибо,кто ест и пьет недостойно, тот ест и пьет осуждение себе, не рассуждая о Теле Господнем. Оттого многие из вас немощны и больны, и не мало умирает. Ибо, если бы мы судили сами себя, то не были бы судимы; Будучи же судимы, наказываемся от Господа, чтобы не быть осужденными с миром. Посему, братия мои, собираясь на вечерю, друг друга ждите. А если кто голоден, пусть ест дома, чтобы собираться вам не на осуждение. Прочее устрою, когда приду" (11:27-34).

И снова Павел возвращается к предостережению. Поскольку все, связанное с этим установлением, настолько важно, что тот, кто будет участвовать в Господней Вечере недостойно, виновен будет против Тела и Крови Господней. Что это значит - придти к Его трапезе недостойно? Один из распространенных недостойных путей - это подходить к Вечере Господней всего лишь как к ритуалу, не участвуя в этом событии ни умом, ни сердцем. Такие люди могут совершать все полагающиеся жесты и движения, но в их душе ничто не шевельнется, не сдвинется с места. Они могут подходить к Господней трапезе легкомысленно, без должной серьезности, или думать, что сама церемония может подарить благодать или что участие в ней сообщает достоинство, не понимая, что та жертва, символом которой эта церемония является, может спасти человека или сохранить его спасенным. Многие приходят к трапезе, испытывая чувства ожесточения или ненависти к другому верующему, или с грехом, в котором они не хотят раскаяться. Если верующий приходит к Господней Вечере без самых возвышенных мыслей об Отце, Сыне и Святом Духе и без абсолютной любви к своим братьям и сестрам во Христе, он приходит недостойно.

Придти к Господней Вечере недостойно - это значит оказаться виновным против Тела и Крови. Топтать ногами флаг родной страны не значит бесчестить кусок материи, а значит бесчестить ту страну, которую этот флаг представляет. Придти недостойно к причастию - не значит просто обесценить самую церемонию; это значит - позорить Того, в честь Кого эта церемония отмечается. Мы становимся виновными в бесчестии Его тела и крови, представляющих Его абсолютно милосердную жизнь, Его дело, совершенное ради нас. Если мы поступаем таким образом, мы становимся виновными в том, что насмехаемся над самою личностью Иисуса Христа, или обращаемся с нею равнодушно (ср. Деян. 7:52; Евр. 6.6; 10:29).

Поэтому каждый раз, когда человек подходит к Господней Вечере, да испытывает... себя, и таким образом пусть ест от хлеба сего и пьет из чаши сей. Прежде, чем причащаться, мы должны полностью проверить себя, честно заглянуть в свое сердце, нет ли там чего-либо, чему там не место, и отсеять все злое. Наши побуждения, наше отношение к Господу и к Его слову, к Его народу, к самой службе причастия, все это надо тщательно рассмотреть перед Господом. Таким образом эта трапеза становится особым местом, служащим для очищения церкви. В этом - животворящая польза причастия; предостережения Павла призваны укрепить этот идеал.

Человек, который принимает участие в трапезе Господней, не придя в нужное состояние духа, ест и пьет осуждение себе, не рассуждая о Теле Господнем. Слово осуждение (крима) здесь передает мысль о наказании. Поскольку "нет ныне никакого осуждения тем, которые во Христе Иисусе" (Рим. 8:1), содержащийся в версии короля Джеймса перевод этого слова (там оно переведено как "проклятие", "вечные муки") является особенно неудачным. Какую большую разницу Павел делает между словами крима (судимы) и катакрима (осуждение), видно на примере стиха 32, из которого становится ясным, что слово крима относится к наказанию спасенных, в то время как катакрима - к осуждению погибших. Это наказание обрушится на верующего в том случае, если он не рассуждает о Теле Господнем, то есть о крови и теле, которыми причащается. Чтобы избежать Божьего осуждения, мы должны правильно различать святость этого события и должным образом откликаться на него.

В стихе 30 говорится о том, к какого рода наказаниям может прибегнуть в этом случае Господь. Оттого многие из вас немощны и больны и немало умирает. Бог не осуждает на вечные муки тех, кто злоупотребляет Господней трапезой, но может наказать их тяжелыми болезнями. В подлиннике здесь, как и в некоторых других местах Нового Завета, употребляется слово "засыпают", в метафорическом смысле, - под ним подразумевается смерть верующих (как и в случае со смертью Лазаря, Иоан. 11:11, и со смертью Стефана, Деян. 7:60). И действительно, Бог лишил жизни немало (хиканос, буквально "достаточно") верующих в Коринфе, поскольку они постоянно пренебрегали Вечерей Его Сына и извращали ее, таким же образом, каким Он лишил жизни Анания и Сапфиру за то, что они солгали Святому Духу (Деян. 5:1-11). Как и в Ветхом Завете, такие божественные казни должны были послужить всем верующим примером того, чего все грешники заслужили - и могут получать (ср. Лук. 13:1-5).

Каким же образом избежать того, чтобы оказаться Недостойным? Для этого существует одно средство. Если бы мы судили сами себя, то не были бы судимы. Судить самих себя -значит распознавать, каковы мы в действительности и какими нам следует быть на самом деле. Если мы покаемся в своих грехах, признаем, в чем наши позиции и побуждения неправильны, Бог, "будучи верен и праведен, простит нам грехи наши и очистит нас от всякой неправды" (1 Иоан. 1:9).

Как уже отмечалось выше, если мы приходим недостойно и наказываемся Богом, то это наказание - не на вечные муки. Как раз наоборот: Будучи же судимы, наказываемся от Господа, чтобы не быть осуждены с миром. Бог посылает отдельным людям наказания, чтобы вернуть грешников назад, к праведности, и наказывает смертью некоторых в церкви, чтобы подбодрить тех верующих, кто неустанно выбирает святость, а не грех. Даже если бы Бог хотел лишить нас жизни за осквернение Его трапезы, это было бы для того, чтобы помочь нам избежать вечных мук. Какою силой обладает эта мысль! Не только при помощи указаний нам помогают спастись от вечных мук, но и при помощи непосредственного вмешательства свыше. Бог наказывает нас, чтобы не дать нам потерять спасение, и даже отнимет нашу жизнь, если это понадобится, прежде, чем мы могли бы быть осужденными вмести с неспасенными.

В заключение Павел призывает коринфян привести в порядок свою жизнь, изменить к лучшему свои позиции, полностью отбросить все свои предрассудки, эгоизм и равнодушие к Божьему установлению. Поскольку он говорит о том, как они должны себя вести, собираясь на вечерю, можно допустить, что он поддерживал их идею проводить совместные трапезы, но он напоминает, что им следует друг друга ждать, прежде, чем приступать к этой трапезе. Если кто-то из них приходит только для того, чтобы утолить физический голод, пусть ест дома. В противном случае они извращают праздник любви. Когда они собираются на вечерю любви, а в особенности - к Господней трапезе, они должны приходить для того, чтобы утолить свой духовный голод. Нет смысла собираться, чтобы грешить, ведь это просто означает собираться... на служение.

Заключительное замечание Павла, - Прочее устрою, когда приду, - должно относиться к другим вопросам, связанным с богослужением или с Господней Вечерей, раз оно поставлено здесь, а не в конце всего послания. О подобных делах он позаботится, когда прибудет в Коринф лично.

Глава 28. Что стоит за ложными духовными дарами и как их испытывать (12:1-3)

Quot;Не хочу оставить вас, братия, в неведении и о дарах духовных. Знаете, что, когда вы были язычниками, то ходили к безгласным идолам - так, как бы вели вас. Потому сказываю вам, что никто, говорящий Духом Божиим, не произнесет анафемы на Иисуса, и никто не может назвать Иисуса Господом, как только Духом Святым" (12:1-3).

Этим отрывком начинается раздел, разбирающий вопросы, связанные с духовными дарами (главы 12-14). В наши дни эти вопросы вызывают споры среди многих слоев людей, исповедующих христианство. Возможно, ни в одной другой сфере библейского учения не было столько недоразумений и злоупотреблений, и даже внутри евангельских церквей, как в сфере духовных даров. И все же нет ни одного аспекта учения, который был бы более важен для духовного здоровья и действенности церкви, чем этот. Не говоря уже о том, что таким образом прямо проявляется сила Святого Духа, для самих верующих нет ничего более животворящего, чем действие подаренных им духовных даров. Ведь это - их удел в Боге, те способности, которые даны им для христианского служения.

Вопреки представлению многих людей, истинная церковь Иисуса Христа - это не та человеческая организация, которую все. мы можем видеть и которая управляется иерархией должностных лиц. Церковь - это не социальное агентство для удовлетворения нужд и потребностей общины, и не просто место, где удобно совершать похороны или крестины и заключать браки. И уж, конечно, церковь - это не социальный религиозный клуб, куда собираются люди, придерживающиеся сходных религиозных верований и норм поведения, для того, чтобы пообщаться и, при случае, для возможных мероприятий.

Церковь, как она была учреждена Иисусом Христом, описана и определена в Новом Завете, это живой организм. Это - духовное тело Христа, Который является ее Главой, ее Господом. Членами этого тела есть всецело и исключительно те, кто через веру в Него как их Спасителя и Господа стали новым творением. Хотя церковными членами являются люди, это - не человеческая организация. Это - сверхъестественный организм, созданный, установленный, уполномоченный и руководимый Самим Господом. Поскольку глава церкви вечен и нерушим, и церковь вечна и нерушима. Иисус заверяет нас, что даже "врата ада не одолеют ее" (Матф. 16:18).

Каждому члену Христовой церкви подарены сверхъестественные способности, дары Божьего Святого Духа. Это - те средства, при помощи которых Бог осуществляет служение Святого Слова и силы среди Своего народа, а также и служение миру. Этими дарами Бог сверхъестественно обеспечивает верующих церкви и евангелизации мира. Эти дары предназначены для того, чтобы верующие духовно росли, учились все больше почитать Бога, свидетельствовать о Нем и исполнять христианское служение.

Истинные духовные дары даны Богом для того, чтобы укреплять верующих, проявлять их единство, гармонию и силу. Сатанинские поддельные дары предназначены для того, чтобы разделять, подрывать и ослаблять. Божьи дары наставляют, помогают расти; сатанинские подделки тянут вниз.

Коринфская церковь, как и многие церкви в наши дни, была серьезно затронута и подделкой духовных даров, и их неправильным пониманием и использованием. Некоторые из коринфских верующих распознали эту беду, и 12-14 главы послания продолжают отвечать на те вопросы, о которых они писали Павлу (7:1): Кроме вопросов, поднятых и отраженных в письме к Павлу, он узнал и о других трудностях "от домашних Хлоиных" (1:11) и от "Стефания, Фортуната и Ахаика" (16:17). Если судить по тому учению о духовных дарах, которое излагает здесь Павел, среди вопросов были такие, как: Что такое духовные дары? Сколько иx существует? Каждый ли из верующих обладает ими? Насколько они важны для жизни отдельного христианина и для жизни церкви? Что такое крещение Святым Духом и как оно соотносится с духовными дарами? Все ли дары даются в каждую из эпох жизни церкви, или некоторые дары были даны только с определенной целью и на ограниченное время? Могут ли дары быть поддельными? Если да, то как верующим отличать истинные дары от ложных? На эти и многие другие вопросы Павел подробно отвечает.

В точности так же, как они извратили почти все остальное, коринфяне извратили и природу, цель и использование духовных даров. Эти искажения, как и другие, во многом были обязаны своим происхождением тем представлениям и обычаям, которые коринфяне перетащили в церковь из своего языческого прошлого. Старая жизнь постоянно пачкала новую. Они не отделились от путей своей прежней жизни и, по сути, все еще крепко цеплялись за то, что было "нечистым" (2 Кор. 6:14-17). Хотя они были богаты и совершенным образом одарены дарами (1 Кор. 1:7), в том, что касалось понимания этих даров, они были бедны, и в том, что касалось их применения - безответственны.

Языческая подоплека

Языческие культы древней Греции и Рима относятся к тому, что обычно принято называть религиозными культами мистерий. К тому времени, когда жил Павел, эти культы господствовали в мире Ближнего Востока в течение тысяч лет; косвенным образом они определяли многое в западной культуре во время Средневековья, и, до некоторой степени, продолжают влиять на нее и до сих пор.

Религиозные культы мистерий имели много форм и вариантов, но один общий источник. В том видении, которое Иоанн пережил на острове Патмос, ему был показан "суд над великою блудницею, сидящею на водах многих", на чьем "челе... написано имя: тайна, Вавилон великий, мать блудницам и мерзостям земным" (Откр. 17:1, 5). Здесь Господь изображает то, как Он осуждает мирскую религию. В конце бедствий истинная церковь будет восхищена живой на небо (1 Фес. 4:13-18; Откр. 3:10), и мир начнет устанавливать свою собственную религию, которая будет поистине универсальной. Это будет смесь всех ложных мирских религий, которые "передадут силу и власть свою зверю", Антихристу (Откр. 17:13). Заключительная форма этой всемогущей, универсальной религии будет представлять собой завершение религиозных культов мистерий, которые исторически происходят из древнего Вавилона.

Началом организованной формы ложной религии можно считать возведение вавилонской башни, от которой Вавилон получил свое название. Каин был первым из людей, почитавшим Бога неправильно, и многие люди после него последовали в этом отношении его примеру. Но организованная языческая религия началась с потомков Хама, одного из трех сыновей Ноя, которые решили воздвигнуть великий монумент, "высотою до небес", чтобы возвеличить свое имя (Быт. 10:9-10; 11:4). Под руководством гордого отступника Нимрода они вознамерились взять штурмом небеса и объединить свою власть и престиж, создав великую всемирную систему богопочитания. Это была первая поддельная религия, созданная человеком, от которой всякая другая ложная религия тем или иным образом происходит.

Божье осуждение сокрушило их исходную цель -произвести великую демонстрацию человеческого единства. Смешав "там язык их так, чтобы один не понимал речи другого" и рассеяв их "оттуда по всей земле" (Быт. 11:7-8), Господь остановил построение башни и сломил их солидарность. Но, рассеявшись по лицу всей земли, эти люди взяли с собой семена ложной, идолопоклоннической религии, семена, которые они и их потомки с тех пор насаждали по всему миру. Представления и формы богослужений изменялись, приспосабливаясь к местным условиям, иногда становились более утонченными, но основная система оставалась и остается без изменения. Вот почему и Вавилон назван "матерью блудницам и мерзостям земным" (Откр. 17:5). Вавилон был прародителем всех ложных религий.

На основании различных древних источников можно придти к выводу, что, вероятно, жена Нимрода, Семирамида (Первая), была первосвященницей Вавилонской религии и основательницей всех религиозных культов мистерий. После того, как башня была разрушена и возникло множество языков, Семирамиду стали почитать как богиню под многими различными именами. Она стала Иштар в Сирии, Астартой в Финикии, Изис в Египте, Афродитой в Греции и Венерой в Риме, - в каждом случае богиней сексуальной любви и плодородия. Ее сын, Таммуз, тоже был обоготворен, ему дали множество имен; он был супругом Иштар и богом подземного мира.

Согласно культу Иштар, зачатие Таммуза произошло благодаря солнечному лучу. Это поддельная версия девственного рождения Иисуса. Таммуз соответствует Ваалу в Финикии, Озирису в Египте, Эросу в Греции и Купидону в Риме. В каждом из случаев почитание этих богов и богинь было связано с половой безнравственностью. Великий Пост не имеет под собой библейской основы, он развился из языческого обычая отмечать плач Семирамиды, оплакивавшей Таммуза, - этот плач длился 40 дней (ср. Иез. 8:14), до того, как Таммуз, якобы, воскресал, - еще одна из сатанинских мифических подделок.

Религиозные культы мистерий дали начало представлению о возрождении через крещение, о том, что можно родиться заново просто благодаря ритуалу водного крещения. Они же дали начало обычаю увечить или бичевать себя, чтобы искупить грехи и получить преимущества в духовной сфере. С них же начался и обычай паломничества, которому следуют многие религии наших дней, а также представление о том, что можно за плату получить прощение грехов самому себе или другим.

Некоторые языческие обычаи оказывали особенно большое влияние на коринфскую церковь. Возможно, самым важным из них и, конечно, наиболее очевидным был обычай впадать в экстаз, - который считался наивысшим выражением религиозного переживания. Поскольку экстаз казался чем-то сверхъестественным, поскольку он был таким бросающимся в глаза, ярким и часто носил фантастический, причудливый характер, он привлекал природного человека. И, поскольку в те апостольские времена Святой Дух совершал много чудес, некоторые коринфские христиане путали эти истинные чудеса с ложными, подделанными в языческих экстазах.

Экстаз (по-гречески "экстасиа" - слово, не употреблявшееся в Писании) считался сверхъестественным чувственно переживаемым общением с божеством. Неистовые гипнотические песнопения и ритуалы вызывали у поклонявшихся полубессознательные эйфорические чувства единения с богом или с богиней. Часто этим религиозным церемониям предшествовали бессонные ночи и посты, а заканчивались они иногда попойкой (см. Еф. 5:8). Созерцание священных предметов, вихревого кружения в танце, обоняние благовонного ладана, восприятие монотонных песнопений и тому подобные физические и психологические стимулы использовались по обычаю для того, чтобы вызвать у собравшихся экстаз. Как правило, экстаз бывал либо в форме внетелесного транса, либо в форме безудержной половой оргии. Состояние транса отражают некоторые формы хинду-йоги, вызывающие потерю чувствительности к боли, и та цель, которую ставят себе буддисты - спастись в нирвану, в божественное ничто. Сексуальные экстазы были распространены во многих древних религиях и были до того связаны с Коринфом, что термин "коринфничать" означал - позволять себе крайнюю половую распущенность. Храм Бахусу до сих пор стоит на развалинах Ваалвека (в современном Ливане) как свидетель дебоширства религиозных культовых мистерий.

Сходная форма мистического переживания называлась энтузиазмом (по-гречески "энтусиасмос"), который часто сопровождался экстазом, но отличался от него. Для энтузиазма были характерны богомольные заклинания, предсказания, сны и видения, носящие характер откровений -все то, что можно найти во многих языческих религиях и философских системах и в наши дни

Ситуация в Коринфе

Во времена Нового Завета Коринф был полон жрецов, жриц, религиозных блудниц, предсказателей и пророков культов мистерий, которые заявляли, что они представляют некоего бога или богов и обладают сверхъестественными силами, доказывавшими их притязания. Трудно поверить, но это так: некоторым из эффектных манер и привычек подражали в церкви.

Коринфские верующие знали о предсказании пророка Иоиля: "И будет после того, изолью от Духа Моего на всякую плоть, и будут пророчествовать сыны ваши и дочери ваши; старцам вашим будут сниться сны, и юноши ваши будут видеть видения. И также на рабов и на рабынь в те дни изолью от Духа Моего." (2:28-29).

Знали они и о словах Иисуса, говорившего, что приход Святого Духа будет сопровождаться дивными знамениями и чудесными событиями (Марк 16:17-18). Они слышали, возможно, из первых рук, от Петра, о чудесных явлениях Пятидесятницы, с языками пламени и с говорением на разных языках (Деян. 2:3-4). Возможно, они до такой степени были полны решимости пережить все эти чудеса, что пытались даже сами сфабриковать их.

Первое послание к Коринфянам - это одно из самых ранних посланий Нового Завета, запись которого сохранилась. И все же даже за такой короткий период времени сатана успел начать смущать верующих, внося в их умы путаницу относительно многих учений, обычаев и знамений. Чистая вода Божьей истины замутилась, - и нигде не была она такой мутной, как в Коринфе. Сатана стал ревностно подделывать Евангелие с его чудесами, и легковерные, эгоистичные коринфяне, подверженные мирским влияниям и охочие до острых ощущений, с их языческим прошлым, были отличными мишенями для его нападок.

Того, что не представляет из себя ценности, подделывать не станут. Сатана подделывает духовные дары, так как он знает, что в Божьем плане они обладают большой ценностью. Если сатане удастся добиться того, чтобы Божий народ запутался в вопросе о духовных дарах или начал ими злоупотреблять, он сможет подорвать и испортить богопочитание и работу церкви. Духовные дары, являющиеся подделкой, - будь то из-за ложного проявления или из-за эгоистичного и неправильного использования, - отравляют Божий духовный организм, ослабляют и лишают его действенной силы.

Одним из главных свидетельств духовной незрелости коринфских христиан была их неспособность различать духов. Если оккультные обычаи казались им оказывающими сверхъестественное действие, они считали, что это было от Бога. Если жрец или прорицатель совершал чудо, они допускали, что он делал это Божьей силой. Подобно многим христианам в наши дни, они думали, что если что-то "срабатывает", то это должно быть хорошим и правильным. Однако, некоторые из верующих осознавали, что путаница, разногласия и безнравственные привычки, характерные для многих членов церкви, не могли быть от Бога. Эти-то верующие и просили Павла объяснить им, как различить то, что было от Святого Духа, и то, что было от некоего другого духа (ср. 1 Ин. 4:1).

Важность духовных даров

Наши рекомендации