Сотворение ангелов по Священному Писанию.
В Священном Писании только один раз прямо говорится о сотворении ангелов: Ты, Господи, един. Ты создал небо, небеса небес и все воинство их (Неем. 9, 6). Под воинством здесь следует понимать ангелов. Косвенно об этом говорится в Кол 1, 16: Им создано все, что на небесах и что на земле, видимое и невидимое: престолы ли, господства ли, начальства ли, власти ли, — все Им и для Него создано. Престолы, господства, начальства и власти — это названия ангельских чинов.
Время их творения.
Точных указаний относительно времени сотворения ангелов Священное Писание не дает. В святоотеческих текстах можно встретить, по крайней мере, три мнения относительно времени происхождения ангелов.
Согласно первому, ангелы сотворены прежде вещественного мира. Это мнение наиболее широко распространено и вошло в Катехизисы. Его разделяли священномученик Ириней Лионский, Евсевий Кесарийский, святители Афанасий Великий, Василий Великий, Григорий Богослов, Епифаний Кипрский. Преп. Иоанн Дамаскин говорит: «Надлежало сотворить прежде всего умную сущность, потом чувственную, и после того из той и другой сущности — человека».
Другие Отцы, такие как бл. Феодорит Киррский, считали, что ангелы сотворены одновременно с сотворением видимого мира. Свою позицию бл. Феодорит аргументирует тем, что ангелы имеют ограниченную сущность и поэтому имеют нужду в месте, поскольку лишь одно Божество, как неограниченное, не заключается в месте. Но если ангелы ограничены местом, то как им существовать прежде неба и земли? Ибо пока нет содержащего, может ли быть содержимое?
Ангелы, как сотворенные сущности, для своего существования нуждаются в месте, а место предполагает наличие пространства как формы существования тварного бытия. Следовательно, прежде чем сотворен мир с пространством и временем, не могли появиться и ангелы. Некоторые Отцы, в частности бл. Августин, считали, что ангелы сотворены в первый день вместе со светом, и именно поэтому ангелов называют вторыми светами.
Существует мнение, основанное на прогрессистских представлениях: поскольку мир развивается эволюционным путем, от простого к сложному, а ангел более совершенен, чем человек, следовательно, ангелы должны были появиться после человека. Это неверно, поскольку в Иов. 38, 4-7 говорится, что Бог основывал землю при общем ликовании небес, когда все сыны Божии восклицали от радости. Сыны Божии в данном случае ангелы, а основание земли относится к третьему дню творения. Значит, ангелы к этому времени уже существовали.
Вопрос о времени сотворения ангелов принадлежит к области богословских мнений. Однозначно можно утверждать только то, что ангелы сотворены не позднее 3-го дня, следовательно, не могли быть сотворены вместе с человеком или позже него.
Природа ангелов.
Как мы уже сказали, само слово «ангел» говорит не о природе, а о служении. Однако некие указания на свойства ангельской природы мы найти можем. В Священном Писании ангелы предстают как разумно-свободные существа. Преп. Иоанн Дамаскин определяет ангела как природу разумную, одаренную умом и свободной волей. Природа ангельского мира для нас непостижима, преп. Иоанн Дамаскин говорит, что один только Творец знает вид и определение ангельской сущности.
Нам даже неизвестно: единосущны ли ангелы между собой или нет? По этому вопросу существуют разные мнения. Например, В.Н. Лосский пишет, что каждый ангел — это отдельная природа, отдельный умопостигаемый мир, т.к. не происходят друг от друга, как люди. Но в Священном Писании о разносущности или, наоборот, единосущии ангелов не сказано ни единого слова. Поэтому мы не знаем, являются ли все ангелы единосущными друг другу, как люди; или ангелы составляют несколько различных родов и внутри рода они единосущны, а между родами — нет; или каждый ангел обладает особой сущностью?
Касаясь свойств ангельской природы, можно с уверенностью сказать об их духовности и бестелесности. В Евр. 1, 6-7 ангелы прямо называются духами. В Священном Писании они предстают как существа, имеющие духовную природу. В Кол. 1, 16 ангелы называются невидимыми, поскольку им не свойственна грубая телесность. Господь по Воскресении говорит: Дух плоти и костей не имеет (Лк. 24, 39). Однако, несмотря на то что мы называем ангелов духовными и бестелесными, в Священном Писании они всегда предстают в каких-либо чувственных образах, чаще всего в образах человеческих. По толкованию Святых Отцов, чувственные образы, в которых являются ангелы, — это их временное состояние, а не выражение их существа. Бл. Феодорит говорит, что природа ангелов бестелесна, но они принимают образ в пользу видящих.
То же говорит и преп. Иоанн Дамаскин: «Ангелы, являясь по воле Божией достойным людям, являются не такими, каковы они сами по себе, но преобразуясь сообразно тому, как смотрящие могут видеть их».
Говоря о бесплотности ангелов, нужно иметь в виду, что, по учению Святых Отцов, их бесплотность относительна. Тертуллиан, свт. Василий Великий и многие другие Святые Отцы считали, что всему тварному свойственна некоторая вещественность. Преп. Иоанн Дамаскин разъясняет, что бестелесным и невещественным называется ангел по сравнению с нами, ибо все в сравнении с Богом оказывается грубым и вещественным. Одно только Божество всецело невещественно и бестелесно. Поэтому ангелы также имеют вид и ограниченность, свойственную своей природе. Одно лишь Божественное Существо неописанно, совершенно безвидно, необразно и неограниченно. Ангелы же, хотя и нематериальны, но в силу своей тварности ближе к материальному миру, чем к нетварной Божественной сущности.
В середине прошлого века в Русской Церкви имел место богословский спор между двумя ныне прославленными святителями Игнатием (Брянчаниновым) и Феофаном Затворником о телесности ангельской природы. Свт. Феофан отстаивал точку зрения полной бестелесности ангелов. Свт. Игнатий защищал мнение об относительной телесности ангелов. Этот вопрос в Православии не догматизирован, и никому не запрещено держаться любого из этих мнений. Впрочем, в постановлениях VII Вселенского Собора о церковном искусстве отмечается, что ангелы все же обладают некоторой телесностью, что они не всецело изъяты от телесности и не безусловно невидимы, но обладают тонкими воздухообразными или огненными телами.
При этом отцы Собора ссылались на Евр. 1, 7: Ты творишь Ангелами Своими духов и служителями Своими пламенеющий огонь.
Был поставлен вопрос о возможности изображать ангелов на иконах. Ведь если признать ангелов совершенно бестелесными, то надо отказаться от попыток их изображать. Чтобы обосновать возможность их изображения, отцы Собора указывают на тонкую огненную, воздухообразную или эфирную телесность ангелов.
Свойством ангельской природы является бессмертие(Лк. 20, 36). Но как бессмертны ангелы: по природе или по благодати? По этому вопросу существует два святоотеческих мнения. Первое высказывает преп. Иоанн Дамаскин. Он считает, что ангелы бессмертны не по природе, а по благодати, ибо все, что имеет начало, имеет и конец, и ангелы, будучи сотворены, рано или поздно должны прекратить свое существование, и не прекращается оно только по благодати Божией.
Свт. Григорий Палама, напротив, считал, что ангелы бессмертны по природе, ибо, если отрицать бессмертие ангелов по природе, тогда невозможно объяснить вечные муки. В состоянии полной отверженности падшие ангелы уже не будут причастны Божественной благодати, но, тем не менее, они не прекратят свое существование. Следовательно, они бессмертны не по благодати, а по своей собственной природе. Ни то, ни другое мнение не имеет характера догмата.