Бодхисаттвы
Амитаюс
Апармита – это имя, данное Амитабхе в его ипостаси дарующего долговечность. Он богато одет и носит 13 украшений. Его волосы окрашены в синий цвет и изображаются либо убранными, либо ниспадающими к локтям. Он восседает в позе лотоса, его руки лежат на коленях и совершают дхьяни-мудру. Он держит сосуд с амброзией – это его особый знак. Авалокитешвара (в Тибете – Ченрезиг, в Японии – Каннон, в Китае – Куань Инь) – Бодхисаттва сострадания, защищающий от опасности. Его мантра – ОМ МАНИ ПАДМЕ ХУМ. Он обычно изображается многоруким (до 1000) и многоглавым (до 11). Одна из правых рук совершает абхайю-мудру. Воплощением Авалокитешвары считаетс я Далай-Лама.
Зеленая Тара
Зеленая Тара считается духовной супругой Амогхасиддхи. В ее левой руке, как и у Белой Тары (см. ниже), находится полузакрытый цветок лотоса, правая нога вытянута. Зеленая Тара перевоплощается во всех добродетельных женщинах.
Четырехрукий Ченрезиг
Четырехрукий Ченрезиг – форма Авалокитешвара. Он носит все виды украшений, его цвет белый, у него четыре руки. В одной из правых рук он держит четки, а в одной из левых – раскрытый цветок лотоса. Другие две руки подняты к груди, ладони совершают намаскара-мудру, держа драгоценный камень (символ знания).
Манджушри
Манджушри – бодхисаттва Божественной мудрости. В Непале его считают основателем непальской цивилизации и создателем долины Катманду. В правой руке он держит меч мудрости и света, а в левой руке – рукопись Праджнапарамиты (книги божественной мудрости), покоящуюся на цветке ло тоса. Его левая рука совершает джнана-мудру.
Ваджрадхара
Ади Будда считается высшим божеством буддийского пантеона. При представлении ему дается имя Ваджрадхара. Он носит драгоценные камни и украшения и сидит в медитативной позе. В правой руке он держит ваджру, а в левой гханту (колокольчик). Его руки скрещены у груди и совершают ваджрахункарамудру.
Ваджрасаттва Будда
Ваджрасаттва – шестой Дхьяни Будда. Непальские буддисты почитают его как священнослужителя пяти Дхьяни Будд. Он носит все виды украшений, богатое платье и корону. Он белого цвета и сидит в медитативной позе, скрестив ноги. В своей правой руке он держит ваджру, в левой руке, опирающейся на бедро, – гханту (колокольчик).
Белая Тара
Тара – женское божество буддийского пантеона. Белая Тара родилась из слезы бодхисаттвы сострадания Авалокитешвары.
Тара защищает людей во время пересечения ими океана бытия. Белая Тара считается супругой Авалокитешвары, иногда Вайрочаны. Обычно она изображается сидящей, одетой и украшенной короной, подобно бодхисаттве.
Иногда ей поклоняются как Саталочане, семиглазой Таре, имеющей дополнительные глаза на лбу, ладонях и стопах, на одном или обоих ее плечах лежит цветок лотоса. Она восседает в ваджра-асане. Ее правая рука дарует милость, левая совершает мудру учения и держит стебель лотоса. Она носит все виды драгоценных украшений и выглядит очень красиво.
Поклонение Белой Таре производится для обретения долголетия и ради исцеления от болезней. Китайскую женскую форму бодхисаттвы сострадания Куань Инь, Богиню Милосердия, в Японии называют Каннон (или Канзеон Босатсу). Тара обычно несет вазу, содержащую нектар сострадания, и веничек, который воплощает повиновение высшему Закону и символизирует сострадание. Иногда она изображается совершающей анджалимудру.