О работе духовника над душами людей. Умение обращаться с душой — дело тонкое

Умение обращаться с душой — дело тонкое

еронда, как можно помочь людям, обладающим трудным, неподатливым, «кособоким» характером? — Будучи плотником, я работал и с перекошен­ными, «кособокими» досками и брусьями. Однако при работе с таким деревом требовалось терпе­ние, потому что, с какой бы стороны ты ни строгал пере­кособоченную доску, она все равно «ерепенится», подни­мает заусенцы. Поэтому, когда мне приходилось работать с такими досками, я брал двойной рубанок и аккуратно, потихоньку скоблил их то с одной, то с другой стороны — и таким образом добивался, чего хотел. И надо сказать, после обработки такие доски выглядели очень красивы­ми — открывался красивый рисунок их волокон. Кроме того, вещи, сделанные из таких досок, бывают очень креп­кими, их нелегко сломать. Между тем, не зная этого, мас­тер мог бы выбросить такую доску, видя, что она немнож­ко кособокая. Я хочу сказать, что люди, имеющие трудный характер, обладают внутренними силами, и, дав тебе по­работать над собой, они смогут двигаться в духовной жиз­ни семимильными духовными шагами. Однако работе с такими людьми необходимо уделять много времени.



О СИЛЕ ИСПОВЕДИ

О работе духовника над душами людей




Кроме этого, желая соединить две искривленные дос­ки, я никогда не пользовался большими гвоздями. Сперва я прогонял такие доски рубанком, насколько возможно выравнивал их, а потом скреплял между собой тоненьким гвоздиком. Если две искривленные доски отпружинивали одна от другой, то я никогда не придавливал их через си­лу, сколачивая большими гвоздями: ведь если соединить такие доски подобным образом — через силу, то через ка­кое-то время они все равно лопнут, разойдутся и окажет­ся, что вся наша работа сделана зря.

Тем, кто имеет дело с душами людей, необходимо рас­суждение и еще раз рассуждение. В духовной жизни не бывает одного рецепта, одного канона [на всех]. Каждая душа отличается от другой качеством и вместимостью. Ведь есть сосуды с большей, а есть сосуды с меньшей вместимостью. Одни сделаны из пластмассы и не облада­ют большим запасом прочности, другие — металлические, более прочные. Познав качество и вместимость души, ду­ховник будет действовать в соответствии с ее возможнос­тями, с ее наследственностью, а также в соответствии с тем, насколько душа преуспевает. Духовник должен вести себя с исповедующимся человеком в соответствии с тем состоянием, в котором этот человек находится, учитывая сделанный им грех и множество других обстоятельств. В отношении к человеку бесстыдному духовник должен быть внимателен, чтобы не дать ему права [повода] для бесстыдства. Если душа исповедующегося [излишне] чувствительна, то духовнику надо постараться помочь ему преодолеть его проблемы мужественно.

Кроме этого, духовник должен быть внимательным и не основываться на том, что он видит в человеке внеш­не. Он не должен легко верить услышанному и прихо­дить на основании услышанного к каким-то заключени­ям — особенно если духовник не наделен дарованием видеть человека глубже. Некоторые доски, которые

О работе духовника над душами людей. Умение обращаться с душой — дело тонкое - student2.ru
снаружи кажутся очень крепкими, внутри — труха. Если чуть-чуть построгать такие доски рубанком, то сразу ста­новится видно, что у них внутри. А другие доски внеш­не кажутся ни на что не годными, тогда как внутри их древесина очень крепка.

Умение обращаться с душой — дело тонкое. В рецеп­тах не должно быть ошибок. Посмотри, ведь организм каждого человека нуждается в том витамине, которого ему не хватает, и каждая болезнь излечивается соответ­ствующим лекарством.

Не будем давать человеку успокаиваться

в своих страстях

— Геронда, если какая-то женщина скажет нам:
«Мой духовник меня не понял», что следует ей ответить?

— Ответьте ей: «Может быть, это ты сама не дала ду­ховнику тебя понять? Может быть, вина лежит на тебе?» Сталкиваясь с подобными случаями, заставляйте челове­ка задуматься, не находите ему легкого оправдания. Эти вопросы очень тонкие. Здесь порой видишь, как люди ухитряются запутать даже духовников.

— А если она скажет нам, что духовник ей не по душе?

— Раз он ей не по душе, то, возможно, в этом тоже виновата она сама. Возможно, она хочет, чтобы духовни­ку было по душе ее своеволие, чтобы он оправдывал ее в этом. Предположим, какой-то человек совершенно не за­ботится о своей семье, и на этой почве у них с женой постоянные скандалы. И вот такой человек, желая раз­вестись, приходит ко мне и начинает жаловаться на же­ну, рассчитывая, что я встану на его сторону. Если я от­вечу ему: «Ты сам виноват во всей этой истории», то, не осознав своей вины, он скажет, что мой ответ пришелся ему не по душе. То есть некоторые люди говорят, что

Наши рекомендации