Второй период празднования Пасхи
Первый период празднования Пасхи
Светлая Заутреня(Первая служба Пасхи в 000)
Храм должен быть наполнен клубами фимиама (2 сосуда с фимиамом – в Алтаре и в Храме). И зажигаются все светильники. Священники облачаются “во весь священный сан”.
- Начинается с стихиры Праздника «Воскресение Твое, Христе Спасе...»[n1] .
- Крестный Ход – симв. пришествие жен-мироносиц. Весь народ встает перед закрытыми дверями храма (симв. запечатанного камнем гроба).
- Тропарь Пасхи «Христос воскресе из мертвых…»[n2] , «Да Воскреснет Бог…». Двери открываются, входим в Храм (симв., что камень отвален).
- Великая ектинья.
- Канон Иоанна Дамаскина – с максимальной степенью торжественности (на 12).
- Эксапостиларий «Плотию уснув…»[n3]
- Огласительное слово Иоанна Златоуста.
- Сугубая и просительная ектиньи.
- Пасхальное окончание – тропарь Пасхи
Пасхальные часы (поются)
Пасхальная Литургия
Пасхальное начало
Евангелие от Иоанна, 1е зачало (на разных языках – симв. распространение во всех народах)
Задостойник – «Светися, светися… Ангел вопияше благодатней…»
После заамвонной молитвы освящаеся Артос (символизирует невидимое присутствие Бога, хлеб ставят у иконы Спасителя).
Вечерня
Вход с Евангелием (вместо входа с кадилом).
Великий прокимен – «Кто Бог великий…».
Пасхальные отпусты (всю седмицу)
Светлая Седмица
Царские врата открыты (Небо открыто).
Запрещаются коленопреклоненные молитвы.
Каждый может подняться на колокольню и позвонить.
Каждый день совершается Крестный Ход с Артосом.
Можно причащаться каждый день, с чтением Пасхального канона вместо покаянного канона.
Пятница Светлой Седмицы – Праздник обновления храма живоносного источника Пресвятой Богородицы.
Священные воспоминания периода пения Цветной Триоди.
Период пения Цветной Триоди – от Светлой Заутрени (первая служба Пасхи) до недели Всех Святых.
Второй период празднования Пасхи
Начинается с 9го часа. После Светлой Седмицы.Царские врата закрыты, Крестного хода нет.
Неделя | День | Праздник | Описание |
Воскресенье | Антипасха | Уверение Апостола Фомы. Служба “о добром неверии Фомы”. По особенностям похож на господский двунадесятый праздник. | |
Вторник | Радоница | С этой недели разрешено совершать Панихиды. Раньше было принято совершать панихиды на кладбище. | |
Воскресенье | Жен-мироносиц | ||
Воскресенье | Неделя о расслабленном | У Овчей купели | |
Среда | Преполовение пятидесятницы | Вспоминается пришествие Господа на праздник Кущей, и учение Христово о воде Святого Духа | |
Воскресенье | О самарянке | По преданию самарянку звали Фотинией, приняла мученическую смерть при императоре Нероне. | |
Воскресенье | Неделя о слепом | Слепой от рождения, исцеления в субботу. “Кондак душевныма очим ослеплен к тебе Христе прихожду..” | |
Среда | Отдание Пасхи | ||
Четверг | Вознесение Господне | (двунадесятый господский праздник). Тропарь (“вознесся Ты во славе Христе Боже наш…” о скором ниспослании Святого Духа) Кондак (“совершив устроение нашего спасения и объединив земное с небесным Ты вознесся в славе еси Христе Боже наш..” и далее об обожении человеческой природы) | |
Воскресенье | Память Святых Отцов I-го Вселенского Собора | 325 год Никея (св. Спиридон Тримифунтский, св. Николай Чудотворец). Осуждена ересь Ария. | |
Воскресенье | Пятидесятница | В Ветхом Завете – дарование Синайского законодательства. День рождения Церкви – дарования ей Святого Духа. По Феофилакту Болгарскому – “И тогда законополагал, и теперь законополагает Дух Святый”. | |
Понедельник | День Святого Духа (Троица) | Вечерня с чтением трех коленопреклоненных молитв. Березы – напоминание о Мамврийском дубе (явление троицы Ангелов Аврааму | |
Воскресенье | Всех Святых в земле Российской просиявших |
[n1]Воскресе́ние Твое́, Христе́ Спа́се, а́нгели пою́т на небесе́х, и нас на земли́ сподо́би чи́стым се́рдцем Тебе́ сла́вити.
[n2]Христо́с воскре́се из ме́ртвых, сме́ртию смерть попра́в, и су́щим во гробе́х живо́т дарова́в.
[n3]Пло́тию усну́в, яко мертв, Царю́ и Го́споди, тридне́вен воскре́сл еси́, Ада́ма воздви́г от тли, и упраздни́в смерть: Па́сха нетле́ния, ми́ра спасе́ние.