Образуйте и запишите указанные грамматические формы. Если форму образовать невозможно, отметьте это.
Всероссийская олимпиада школьников по русскому языку
Учебный год
Этап I (школьный)
Ответы к заданиям для 10-11 классов
Максимальный балл за работу – 190
Перед вами текст с пропусками. Заполните пропуски там, где это необходимо. В тексте пропущены некоторые знаки препинания (запятые, тире и т.д.), а также дефисы. Восстановите пропущенные знаки препинания и дефисы.
Пропущенные буквы вписывайте непосредственно внутри квадратных скобок. В тех случаях, когда в скобках пропущенных букв нет, соедините предыдущую букву с последующей (если написание слитное) или поставьте вертикальную разделительную черту (если написание раздельное).
У нас, мои любезные читатели, не во гнев будь сказано (вы, может быть, и рассердитесь, что пасечник говорит вам запросто, как будто какому-нибудь свату своему или куму), – у нас, на хуторах, водится издавна: как только окончатся работы в поле, мужик залезет отдыхать на всю зиму на печь и наш брат припрячет своих пчел в темный погреб, когда ни журавлей на небе, ни груш на дереве не увидите более, – тогда, только вечер, уже наверно где-нибудь в конце улицы брезжит огонек, смех и песни слышатся издалека, бренчит балалайка, а подчас и скрипка, говор, шум... Это у нас вечерницы! Они, изволите видеть, они похожи на ваши балы; только нельзя сказать чтобы совсем. На балы если вы едете, то именно для того, чтобы повертеть ногами и позевать в руку; а у нас соберется в одну хату толпа девушек совсем не для балу, с веретеном, с гребнями; и сначала будто и делом займутся: веретена шумят, льются песни, и каждая не подымет и глаз в сторону; но только нагрянут в хату парубки с скрыпачом – подымется крик, затеется шаль, пойдут танцы и заведутся такие штуки, что и рассказать нельзя.
Н. В. Гоголь
В тексте сохранена авторская пунктуация, однако при выполнении задании учащимися допускаются вариации постановки знаков препинания в пределах правил пунктуации.
Проверяющим просьба обратить внимание на правила обозначения слитного и раздельного написания, указанные в формулировке задания.
Также при выполнении задания допускается написание СКРИПАЧОМ (ЧЕРЕЗ И).
Оценка текста: минус 1 балл— орфографическая ошибка, минус 0,5 балла— пунктуационная ошибка.
Всего 114 баллов.
2. Кратко объясните значение употребленных в тексте слов:
пас[?]ч[?]ник, кум, сват, хутор, в[?]р[?]тено, п[?]рубок.
Пасечник - Пчеловод, наблюдающий за пасекой.
Кум - 1. Крёстный отец по отношению к родителям окрещенного ребенка и к крёстной матери (куме; разг. устар.). 2. Обращение к пожилому мужчине (обл.).
Сват - 1. Человек, который сватает (в 1 знач.) кого-н. кому-н. Засылать сватов. 2. Отец одного из супругов по отношению к родителям другого супруга (разг.).
Хутор- Обособленный земельный участок с усадьбой владельца.
Веретено - Ручное орудие для пряжи в форме точеной деревянной палочки с заостренным верхом и утолщенным низом.
Парубок - В рассказах из украинской жизни - парень.
Значения определяются по толковым словарям. 2 баллаза каждое верное толкование.
Всего 12 баллов.
Ниже приведены толкования одного слова и одной приставки, взятые из толкового словаря. Догадайтесь, какие слово и приставка имеются в виду.
а) 1. В христианстве: вероучение, отклонившееся от господствующих религиозных догматов. 2. перен. Нечто противоречащее общепринятому мнению, пониманию. 3. Нечто ложное, вздор, чепуха. Ересь (2 баллаза верный ответ)
б) приставка. Книжн. Употребляется при образовании существительных и прилагательных и обозначает: после чего-л. Пост- (2 баллаза верный ответ)
Всего 4 балла.
Образуйте и запишите указанные грамматические формы. Если форму образовать невозможно, отметьте это.
а) Форма настоящего времени третьего лица единственного числа глагола мурлыкать;
мурлычет и мурлыкает (по 1 баллуза каждую форму);
б) форма творительного падежа множественного числа существительного лошадь;
лошадями и лошадьми (по 1 баллуза каждую форму);
в) форма родительного падежа множественного числа существительного мольба;
форма родительного падежа множественного числа существительного мольба в русском литературном языке не существует (1 балл);
г) форма творительного падежа числительного две тысячи пятьсот пятьдесят три.
двумя тысячами пятьюстами пятьюдесятью тремя (2 балла).
Всего 7 баллов.
Прочитайте приведенные ниже устойчивые выражения, определите падеж существительных. Подберите примеры свободных сочетаний, в которых эти существительные употреблены в том же падеже.
Укажите, в чем разница между этими формами. Показателем какой грамматической категории существительных могут являться эти формы? Чем исторически объясняется различие форм существительных в устойчивых выражениях и в подобранных вами примерах?
Все существительные стоят в винительном падеже множественного числа, однако эти формы тождественны формам И.п., а не Р.п, как это происходит в современном языке, ср.: увидел партизан, повстречал людей, пригласил гостей, оглядел космонавтов. Эти формы
являются показателем категории одушевленности / неодушевленности существительных. Приведенные примеры – это устойчивые, застывшие выражения (фразеологизированные) с устаревшей формой В.п. (категория одушевленности формировалась длительное время в древнерусском языке); в свободных сочетаниях слов в современном языке у одушевленных существительных используются формы В.п., которые тождественны формам Р.п.
Оценка: 2 балла за верное определение падежа + 3 балла за указание на грам. категорию + 3 балла за верное объяснение.
Всего 8 баллов.
6. Расставьте ударения в следующих словах:
АпартамЕнты, вероисповЕдание, ворОта, дремОта, освЕдомить, подрОстковый, сирОты, созданА, украИнский, ходАтайство.
Всего 10 баллов.
В таблице приведено несколько слов из праславянского языка и неславянских, но индоевропейских языков. Зная о полногласии как специфической черте древнерусского языка, запишите соответствующие слова на древнерусском языке.
1 – городъ, 2 – борода, 3 – береза, 4 – поросs, 5 – вълъкъ, 6 –коробъ, 7 – колоти.
Оценка: по 1 баллу за каждое верное слово (7баллов) + 2 балла за верную графику.
Всего 9 баллов.
8.Прочитайте ниже приведенные предложения. Обратите внимание на частицы, относящиеся к разным функциональным группам. Распределите предложения в зависимости от функции использованной в нем частицы. Ответ оформите в виде теста: А - ?, Б - ? и т.д. Вместо знака вопроса вставьте нужные цифры.
А – 5 (А то – утвердительная частица)
Б – 1 (бы образует форму сослагательного наклонения)
В – 4 (уж, так-таки и… - модальные частицы)
Г – 2 (ли – вопросительная частица)
Д – 3, 4 (не – отрицательная частица) По 2 балла за каждый пункт.
Всего10 баллов.
9.Соотнесите фразеологизм и его значение. Ответ оформите в виде теста: А – ?, Б - ? и т.д. Вместо знака вопроса вставьте нужные цифры.
А – 2, Б – 4, В – 1, Г – 3, Д –6, Е –5