Навигационная оценка морских льдов
Главная навигационная характеристика льда - сплоченность: отношение площади льдин в зоне, где они распределены сравнительно равномерно к общей площади этой зоны, выраженное в десятых долях (баллах). В зависимости от сплоченности льды подразделяются на следующие классы:
сплошные - 10 баллов;
очень сплоченные - 9-10 баллов;
сплоченные - 7-8 баллов;
разреженные - 4-6 баллов;
редкие - 1-3 балла;
отдельные льдины - менее 1 балла;
чистая вода - льды отсутствуют.
Следующей по значимости навигационной характеристикой льда является его возраст , т.к каждой возрастной градации соответствует определенный диапазон его толщины. По возрасту принято различать следующие виды льда:
начальные виды - ледяные иглы, ледяное сало, снежура, шуга;
нилас, толщиной до 10 см;
молодой лед, толщиной от 10 до 30 см;
однолетний лед, толщиной от 30 см до 2,5 м;
старый лед, толщиной более 2,5 м.
Если впереди по курсу судна наблюдаются льды одинаковой сплоченности и возраста, важной навигационной характеристикой становится форма ледяных образований. Принято различать следующие формы льда, в зависимости от их протяженности:
ледяные поля: гигантские - > 10 км, обширные - 2-10 км, большие -0,5-2 км;
обломки полей - 100 - 500 м;
крупнобитый лед - 20 - 100 м;
мелкобитый лед - 2 -20 м;
тертый лед или ледяная каша - до 2 м.
К другим важным навигационным характеристикам льда относятся:
торосистость - степень покрытия поверхности льда торосами любых видов. Оценивается по 11 балльной системе аналогично сплоченности;
разрушенность - степень разрушения льда в процессе таяния. Является важной навигационной характеристикой в теплый период года. Степень разрушенности определяется в зависимости от стадии таяния льда по 10 балльной шкале: 0 баллов - разрушенности нет, 9 баллов - лед полностью разрушен;
заснеженность - степень покрытия поверхности льда снегом. Наличие снега на поверхности льда, как бы увеличивает его толщину и неблагоприятно сказывается на ледопроходимости судов и ледоколов. Измеряется по 9 балльной системе: 0 баллов - снега нет, 8 баллов - толщина снега более1 метра;
сжатие льда - перегруппировка льда под действием ветра и течений, когда имеются препятствия движению ледяных масс. Оказывает наибольшие затруднения ледовому плаванию или вообще делает его невозможным. Степень сжатия измеряется по 4 балльной системе: 0 баллов - сжатия нет, 3 балла - лед сильно сжат.
Ледовые карты.
Решение о движении судна во льдах принимается на основе анализа ледовых карт, на которых в виде символов отображаются приведенные выше характеристики ледового покрова. Информацию о состоянии льда получают с помощью искусственных спутников Земли, самолетов и вертолетов ледовой разведки, судовых наблюдений, береговых пунктов наблюдений, автоматических дрейфующих ледовых станций. С использованием всей этой информации береговыми службами подготавливаются ледовые карты, которые передаются на суда. С 1981 г. при составлении карт используется международная система символов морского льда, разработанная Всемирной метеорологической организацией. Главным условным знаком в этой системе символов является овал, в котором указываются основные навигационные характеристики льда:
где: С - общая сплоченность льдов, баллы;
Са, Сb, Сс - сплоченность льда самого толстого (Са), менее толстого (Сb) и третьего по толщине (Сс), баллы;
Sa, Sb, Sc - возраст льда, сплоченность которого соответственно равна Са, Сb, Сс, цифровые символы;
Fa, Fb, Fc - преобладающие формы льда, возраст которого соответственно равен Sa, Sb, Sc, цифровые символы.
Для возраста льда используются следующие основные цифровые символы:
“1 “- начальные виды льда;
“2” - нилас, толщиной до 10см;
“3” - молодой лед, толщиной от10 до 30см;
“6” - однолетний лед, толщиной от 30 до 250 см;
“7·” - старый лед, толщиной более 250 см;
“D·” -материковый лед;
“Х “ - возраст неизвестен.
Промежуточные цифры обозначают промежуточные значения толщины льдов, например: “4” -молодой лед толщиной от 10 до 15 см, “5” - молодой лед толщиной от 15 до 30 см.
Для обозначения формы ледяных образований применяются следущие цифровые символы:
“1” - тертый лед или ледяная каша;
“2” - мелкобитый лед;
“3” - крупнобитый лед;
“4” - обломки ледяных полей;
“5” - большие ледяные поля;
“6” - обширные ледяные поля;
“7” - гигантские ледяные поля;
“8” - припай;
“9” - айсберги;
“Х” - форма неизвестна.
Пример применения овального символа:
Наряду с главным символом - овалом, на ледовой карте применяются и другие символы, дополняющие и конкретизирующие общую картину распределения льда:
Каждая зона льда с примерно одинаковыми характеристиками на ледовой карте выделяется по ее границе изолиниями. Для наглядности различные зоны могут быть заштрихованы.