Страдание в круговороте существования
• Если мы хватаемся за переживания этой жизни или думаем, что в каком–либо из различных миров можно достичь неизменного счастья, это значит, что мы не до конца поняли природу круговорота обусловленного существования. В какой бы форме и при каких бы обстоятельствах мы ни рождались в том или ином мире — повсюду переживаются различные виды страданий и трудностей.
По сравнению с Освобождением и Просветлением даже самая интенсивная радость нашей жизни является чистым страданием. Чем более отчаянно мы стремимся удержать приятные состояния, тем сильнее разочаровываемся, когда они меняются и исчезают. Только открытая, ясная безграничность самого ума, переживающего свои различные проекции, означает постоянную радость, а любой обусловленный опыт, каким бы приятным он ни был, однажды заканчивается.
Основой всех страданий является представление об истинно существующей «самости личности», об иллюзии «я», которая заключается в том, что набор различных элементов считается одним целым — личностью. По старой привычке мы привязываемся к ограниченным проекциям ума и таким образом перерождаемся в круговороте обусловленного существования. Но сам ум, воспринимающий проекции, не является вещью, и переживания, которые приходят и уходят, не могут ему помешать. Его природа — неразделимые пространство и блаженство, она вне всяких границ. В непосредственном опыте этой природы ума и состоит единственный смысл подлинного освобождения от всех страданий.
• В трех низших мирах переживается непомерное страдание, от которого невозможно избавиться. Понять это легко — ведь известно, что страдание возникает из–за негативных действий, обусловленных различными мешающими чувствами. Главной причиной всегда является определенное мешающее чувство. Для состояний паранойи, или адских миров, — это гнев, для сферы духов — жадность или алчность, а для сферы животных — глупость. Существа в этих мирах испытывают так называемое страдание страдания, состоящее из всех неописуемых болей, болезней и мучений, вызванных этими эмоциями.
Высшие миры тоже содержат страдание, и это намного сложнее понять, поскольку существа в этих сферах чувствуют себя сравнительно хорошо. Многие люди думают, что к рождению человеком или богом стоит стремиться, поскольку в такой жизни много радости. Однако даже самые приятные из обусловленных переживаний никогда не могут быть постоянными. Для высших сфер существования характерно страдание изменения. К такому перерождению приводят позитивные действия, но им всегда сопутствует какое–нибудь сильное мешающее чувство, которое и является основной причиной. Мир людей характеризуется желанием и связанным с ним стрессом, мир полубогов завистью и ревностью к богам, которые живут еще лучше, а сами боги полны гордости.
Третий вид — сущностное, или всепронизывающее страдание, которое также называют страданием обусловленности. Оно касается всех обитателей трех высших сфер существования, но является таким тонким, что в полной мере распознают его лишь те, кто достиг Освобождения и Просветления. Сам факт существования в каком–либо из обусловленных миров уже содержит страдание. Мы в очень небольшой степени контролируем естественное течение своей жизни. Хотим мы того или нет, но, однажды родившись в мире людей, мы неизбежно будем стареть, рано или поздно заболеем и обязательно умрем. Всё, что появилось, исчезнет. Каждый, кто верит, что является своим телом, получает свою болезнь, старость и смерть. Если же отдаешь себе отчет в том, что имеешь тело, — получаешь сознательный инструмент, позволяющий приносить пользу другим. Поскольку уму в его основе никогда не может быть причинен вред, мы становимся бесстрашными.
На часто задаваемый вопрос, действительно ли существуют 6 миров, или это скорее различные состояния психики людей, можно ответить так: чтобы получить примерное представление о переживаниях обитателей этих миров, их описание следует соотнести с нашей человеческой жизнью. На самом деле каждое отдельное существо в любой из сфер ощущает всё по–своему. Мы, люди, из всех остальных миров обычно можем воспринимать только мир животных, и в большинстве случаев их ощущения мы соотносим со своим человеческим опытом. По сравнению с людьми животные страдают очень сильно. Они живут в постоянном страхе перед тем, что их замучают или съедят, и у них слишком мало свободного пространства, чтобы изменить свое поведение.
Теперь, зная, как велика разница в силе страданий у людей и животных, давайте представим себе, что точно так же различаются страдания животных и духов, а также духов и адских существ, и тогда мы получим представление о самом невыносимом страдании. Конечно, этим сферам нельзя приписывать независимое существование — по крайней мере, согласно учению Великой колесницы. Каждый мир — не что иное, как умственная проекция его обитателей. Но существа считают свои проекции реальными и поэтому захвачены соответствующими переживаниями. То же касается и высших миров.
Коренной причиной всех этих состояний является изначальное неведение — цепляние за различные проекции ума и отождествление с «я», переживаемым как отдельное от «других». Если проекции ума считаются реальными, то «я» вынуждено испытывать все эти страдания, поскольку для них всё еще имеются причины. Всякий раз, сидя перед экраном в кинотеатре, мы отождествляемся с главным героем фильма и воспринимаем всё действие как реальность, пока не закончится сеанс. Точно так же мы полностью убеждены в подлинности нашей сферы существования, до тех пор пока не получим другой опыт. Так человек проживает каждый свой день от момента пробуждения до момента засыпания. Но и сны, и другие состояния сознания кажутся нам реальными.
Цепляние за «я» основывается на том, что мы считаем единым целым — личностью — определенный набор элементов. На самом деле, личность, даже при самом общем рассмотрении, это два аспекта: ум и тело. которые, в свою очередь, состоят из пяти скоплений (санскр. скандха). Эти два аспекта, ум и тело, Будда называет «имя и форме». Здесь под именем понимаются ментальные составляющие личности: чувства, распознавание, умственная активность и сознание. Форма — это в первую очередь наше собственное тело, которое и составляет опору для отождествления с личностью, а также другие видимые формы, на противопоставлении к которым переживается личность. В контексте двенадцати звеньев взаимозависимого возникновения имя и форма стоят на четвертом месте в цепочке всех причин и следствий, которые приводят к рождению в круговороте существования. Из–за неведения и сильных привычных тенденций из прошлого ум устремляется в определенном направлении. Возникает сознание — функция ума, ориентирующая его на объекты. Представление о ком–то, осознающем что–то, порождает отождествление с именем и формой, которое, в свою очередь, служит основанием для ограниченных проявлений ума, таких как мешающие чувства, действия и их результаты, а затем рождение в круговороте существования со всеми присущими ему переживаниями.
«Имя и форма» обозначают еще и то мгновение, когда сознание в конце промежуточного состояния между смертью и жизнью соединяется с новой формой, то есть момент зачатия. Здесь «форма» представлена яйцеклеткой и семенем, наследственным материалом родителей, той вещественной основой, которая составляет необходимые условия для нового существования. И в этой начинающейся жизни основополагающей причиной для отождествления с определенной личностью является непрерывный поток сознания со всеми накопленными в нём тенденциями. Этот поток и есть «имя». У того, что объединено понятием «имя», имеется, строго говоря, две грани: с одной стороны, это базовое сознание, факт восприятия как такового; с другой стороны — различные оттенки или состояния этого сознания, которые также называются ментальными событиями (факторами) или умственной активностью. При этом базовое сознание осознаёт присутствие объектов, а умственная активность различает их отличительные черты.
Возникающие при этом чувства обычно очень важны. Они в значительной степени определяют наше поведение. Поэтому проводится еще одно различие — между эмоциями и обычной умственной активностью. Столь же важно и распознавание, которое за этим следует: оно часто воспринимается очень серьезно и поэтому тоже выделяется в отдельную категорию. Таким образом, мы говорим о четырех нематериальных составляющих личности, а именно — чувствах, распознавании, умственной активности и сознании. Вместе с формой они образуют так называемые пять скоплений, или пять скандх. Скоплениями, или «кучами» (буквальное значение тибетского слова «пхунгпо»), они называются потому, что имеют бессчетное количество граней. Основанием для отождествления с личностью является в действительности взаимодействие всевозможных форм, чувств, способов распознавания, проявлений умственной активности и функций сознания, которые при этом ни на секунду не остаются одними и теми же, постоянно изменяясь. Вера в реальное, отдельное и неизменное «я» — это очень глубокое заблуждение, на удочку которого мы продолжаем попадаться из–за своей старой привычки.
Взаимодействие этих Пяти скоплений можно проиллюстрировать следующим примером.
Представьте себе, что по улице навстречу нам вдалеке движется прохожий. Сначала мы различаем только форму маленькую или большую, женскую или мужскую. Человек подходит ближе, и, как только становятся заметны его отличительные особенности, возникают различные чувства. Мы воспринимаем прохожего как приятного, неприятного или нейтрального. Может быть, нам даже известно ею имя. Подробное распознавание позволяет нам соответствующим образом реагировать, то есть возникает некая умственная активность. Мы приветствуем его или просто проходим мимо. Основанием же для всего процесса является сама способность к переживанию, то есть сознание.
Так эти пять факторов постоянно работают вместе.
С одной стороны, ясное осознавание как можно большего количества отдельных граней этих Пяти скоплений нейтрализует привычку считать личность неким незыблемым «я», раз и навсегда определенным по конкретному образцу. Из такой привычки возникали бы дальнейшие неправильные взгляды и омрачения.
С другой стороны, благодаря пониманию скандх и в нас самих, и в других видится огромное богатство, которым, собственно, и являются их многочисленные грани. Мы учимся черпать из неиссякаемой сокровищницы человеческих возможностей. Мы становимся более естественными и открытыми по отношению к самим себе и другим — это значит, что мы воспринимаем вещи в большей степени такими, как они есть на самом деле.
Вера в реальное, единое и неизменное «я» является грубым самообманом, которому мы по старой привычке поддаемся снова и снова. Хотя во время смерти материальные составные части личности растворяются, эта привычка всегда ведет к новому рождению. Как во сне мы держимся за представление о своем «я» и наутро продолжаем отождествляться с личностью — точно так же мы цепляемся за свою реальную сущность в промежуточном состоянии между смертью и следующим рождением. Так эта привычка каждый раз вовлекает нас в новое существование.
Седьмой Кармана Чёдраг Гьямцо в тексте «Океан логики» пишет так: «Говоря о скандхах, следует именовать их «злосчастными скандхами», потому что, пока мы воспринимаем их как истинно существующие, они ответственны за все трудности». Этот континуум поддерживается нашим неведением. Сами по себе скандхи нельзя назвать негативными, они — проявление ясности ума. Однако если видеть в них основу реальной сущности, они становятся основой страдания. Если рассматривать вопрос чисто логически, никакой истинной, то есть независимо существующей личности быть не может, поскольку единичное всегда зависит от множественного, а множественное, в свою очередь, — от единичного. Этот набор факторов можно называть как угодно — «я» или как–либо иначе, в любом случае он не является истинно существующим.
Представление о реальности индивидуального «я» — это всего лишь идея, ошибочное понимание самоосознавания или внутреннего пространства ума. Гем не менее эта идея является причиной для любого перерождения в различных сферах существования. Даже на пути к Освобождению вначале мы должны отталкиваться от некоего «я», которое достигает Освобождения, иначе никто не был бы освобожден. Но сам индивидуальный опыт Освобождения заключается в том, что иллюзия «я» растворяется. Ложное представление об ограниченном «я» отпадает, и ум всё больше и больше постигает свою открытую, ясную безграничность.
Освобождение не означает, что растворяется «я», — ведь то, чего никогда не было, исчезнуть не может. Безграничность также не означает, что мы на абсолютном уровне чем–то связаны со всеми, как разные части большого блина. С точки зрения пути Просветление — это тоже индивидуальный опыт. Каждый индивидуум отдельно достигает состояния Будды. Будь Просветление коллективным опытом, нам нужно было бы ждать, пока все Остальные достигнут его вместе с нами. Но это совершенно ошибочный взгляд.
Термин «индивидуальность» всегда связан с разграничением. С точки зрения цели, на высшем уровне состояния Будды уже нельзя говорить об отдельном, индивидуальном опыте. Здесь постигнута природа всех явлений, обретено всеведение вне каких- либо ограничений. Это достижение выходит за пределы всех понятий и описаний. Все противоположности обусловленного мира, такие как «один и много», «индивидуальный и коллективный», всегда зависят друг от друга. Они не имеют никакого отношения к абсолютной действительности. Опыт этого приходит исключительно в практике медитации, которая выводит нас за пределы любых понятийных состояний ума.
В обусловленном мире каждый индивидуум накапливает свою карму и вынужден сам переживать соответствующие результаты — различные страдания и трудности. Здесь мы не будем приводить детальные описания всех видов страданий в круговороте существования. Это имеет смысл делать только тогда, когда подробно объясняешь, какие мешающие чувства и действия приводят к тем или иным видам страдания. Для того чтобы избежать трудных результатов, важнее понимать причины страданий, чем знать о возможных следствиях. Кроме того, такое предметное описание причины и следствия легко могло бы создать у читателя впечатление моральной окрашенности Учения. В других религиях описание страданий часто используется как средство давления на верующих, чтобы те следовали морали.
Тот, кто хочет глубоко разобраться в различных видах страдания, может прочитать о них со всеми подробностями в других книгах или статьях. Но по возможности следует дополнительно получить устные пояснения относительно смысла прочитанного. Это очень важно для растворения последних остатков иллюзии того, что постоянное счастье можно найти где–либо в сферах круговорота существования, а также для увеличения сочувствия ко всем обитателям этих сфер.
На пути к Освобождению и Просветлению удаляются все причины страданий. Только так можно достичь действительно постоянного счастья. При этом очищаются все завесы в уме — от грубых помех до самых тонких привычных тенденций базового неведения. Одновременно раскрываются присущие уму совершенные качества. В контексте Алмазного пути Будда дал особенно мощные методы, позволяющие нам учиться непосредственно познавать природу ума. Здесь с самого начала настраиваются на сущностную чистоту всех помех и таким образом отождествляются с качествами ума.
Итак, мы исследовали некоторые самые важные аспекты четырех основополагающих мыслей. Благодаря глубокому усвоению этих ключевых моментов Учения Будды любая работа с умом будет очень эффективной. Четыре основные мысли важны еще и потому, что неполное их усвоение может стать основной причиной трудностей в практике, например, в медитациях Основополагающих упражнений. Общее название этих четырех мыслей в переводе с тибетского звучит так: «Четыре аспекта, которые поворачивают ум». Они изменяют направленность ума: желая быть защищенными от всех страданий, мы отворачиваемся от поиска неизменною счастья в обусловленном мире и устремляемся к Освобождению и Просветлению.