Четвертый вопрос - Джайнизм

Раскройте суть учения. Проследите его судьбу в Индии.

ДЖАЙНИЗМ— индийская религия, возникшая около VI в. до н. э.

Основателем джайнизма считается кшатрийВардхамана, живший в VI в. до н.э. До 30 лет он вел жизнь мирянина, а затем ушел из мира и долгие годы странствовал. Достигнув высшего знания и получив титулМахавира Джина, что в переводе означает «великий герой», он долгие годы проповедовал новую веру, обратив в нее много учеников. На протяжении долгих лет его учение передавалось в устной традиции, но в IV или III в. до н.э. на вседжайнском соборе в городе Паталипура была сделана попытка создания писаного канона. Эта попытка закончилась расколом джайнов на две группы:дигамбаров (одетых светом) ишветамбаров(одетых в белое). Расхождения этих школ затронули некоторые элементы обрядности, условий жизни верующих и общины в целом, но по основным вопросам сохранялось согласие.

Стержнем вероучения джайнов является самосовершенствование души –дживы для достижения мокши. Этого может добиться представитель любой касты, а не только брахман, если будет соблюдать определенные условия. Задача каждого стремящегося к освобождению джайна сводится к избавлению от кармы как липкой основы, вместе с которой исчезает и вся прилипшая к ней грубая материя, склонная к постоянному круговороту бытия. Для выполнения этой задачи необходимы следующие условия:

§ Вера в истинность доктрины;

§ Совершенноезнание;

Праведнаяжизнь.

Джайнизм утверждает, что любое существо является индивидуальной и вечной душой. Когда душа полностью освобождается от сансары(достигает мокши), она может достичь всеведения (божественного сознания). Но для этого необходимо быть аскетом, а не мирянином, поэтому в религиозных установлениях придается большое значение аскетизму.

Последователей джайнизма называют джайнами. Высшее звание в джайнизме — джина — «победитель». Этот титул присваивают наиболее почитаемым религиозным учителям, достигшим дхармы и освободившимся от сансары. Практикующие джайны следуют учениям двадцати четырёх особых джин, которые известны как тиртханкары («создатели переправы», «те, кто нашёл и показал путь к спасению»). Традиционно считается, что двадцать четвёртым и последним тиртханкаром был Шри Махавира («великий герой», считающийся основателем современного джайнизма), живший с 599 по 527 год до н. э. Двадцать третьим тиртханкаром был Шри Парсва, живший с 872 по 772 год до н. э. Первым же тиртханкаром был великий царь Ришабха, живший во времена, когда люди ещё не умели писать и считать.

Джайнизм призывает к духовному совершенствованию через развитие мудрости и самоконтроля. Целью джайнизма является открытие истинной природы души человека. Совершенное восприятие, совершенное знание и совершенное поведение, известные как «три драгоценности джайнизма», являются путем к освобождению души человека (к мокше) отсансары (круговорот рождений и смертей). Мокша достигается после освобождения от кармы. Достигших мокши зовут сиддхами (освобождёнными душами), а тех, кто связан с землёй посредством кармы, — сансаринами (мирские души). Каждая душа должна следовать пути, описанному джинами, чтобы достичь безграничной свободы.

Джайнизм утверждает, что Вселенная и Дхарма бесконечны, без конца и начала. Однако во Вселенной происходят циклические процессы изменения. Она состоит из живых форм («Джива») и неживых («Аджива»). Душа сансарина (мирянина) воплощается в различные формы жизни в течение путешествия во времени. Человек, «недочеловек» (животные, насекомые, растения и т.д.), сверхчеловек (Боги и Полубоги) и существа ада — четыре макроформы (вида) сансарианской души. Все мирские отношения между одной Дживой или Адживой и другой основаны на накоплении кармы и сознательных мыслях, словах и действиях в её настоящей форме.

Обеты джайнов

Осуществляя последнее условие, члены общины джайнов принимали на себя пять основных обетов:

§ не причинять вреда живому(так называемый принципахимсы, которого придерживались все индусы, но джайны следовали ему особенно строго);

§ не прелюбодействовать;

§ не стяжать;

§ быть искренним и благочестивым в речах.

К этим обязательным добавлялись дополнительные обеты и ограничения, ведущие к сокращению удовольствий и наслаждений в жизни.

Особый слой в среде джайнов составляли монахи-аскеты, полностью порывающие с нормальной жизнью и как бы становящиеся эталоном для всех других. В монахи мог пойти любой джайн, но не все выдерживали тяготы этого пути. У монахов не было имущества, они не имели права пребывать на одном месте более 3-4 недель, кроме сезона дождей. Монах внимательно следит за тем, чтобы не раздавить невзначай какое-либо мелкое животное, он ограничен в еде, ест не более двух раз в сутки, живет милостыней; крайней формой аскезы является отказ от пищи, голодная смерть. Дополнительные обеты весьма изощренные: абсолютное молчание на протяжении долгих лет; пребывание на холоде или на солнце; многолетнее нахождение на ногах. У дигамбаров рвение и аскеза доходили до крайних пределов. Они должны были употреблять пишу через день, ходить абсолютно нагими (одетые светом); передвигаясь, подметать землю опахалом, прикрывать рот кусочком марли, чтобы ненароком не проглотить насекомое, и др.

Крайность требований джайнизма ограничила распространение этого направления в Индии. Ни земледельцы, ни ремесленники или воины не могли быть джайнами, так как по роду своей деятельности не могли соблюдать принцип ахимсы. Только интеллигенция и финансовые круги общества становились правоверными джайнами. Этим объясняется тот факт, что джайнизм, число последователей которого никогда не превышало 1% населения Индии, все же сыграл в ее истории важную роль.

Ядром литературы джайнизма является канон шветамбаров, одного из направлений джайнизма, составленный в конце IV века до н. э. и приобретший окончательную форму в X — XI веках.

Более ортодоксальные дигамбары ( «одетые в воздух») признают аутентичными только древнейшие части этого канона. Среди неканонической литературы наибольшее значение имеют сочинения первого систематизатора джайнизма Умашвати (IV—V века), в частности его «Татгвартхадхигама-сутра», Сиддхасены Дивакара (VI век), Гамачандры (XI—XII века) и особенно знаменитое изложение учения джайнизма «Йогашастра».

Тамильские джайны почитают как священную книгу Тируваллувара «Тируккурал», однако религиозная принадлежность автора книги остаётся предметом споров — в равной мере его почитают тамилы-индуисты.

Поскольку не только монахи, но и джайны-миряне не могут заниматься рыбной ловлей, охотой, скотоводством и земледелием (ведь при обрабатывании земли могут погибнуть живые существа), наиболее распространёнными занятиями для них являются торговля, ювелирное дело и ростовщичество. Их община в Индии немногочисленна (около 0,5%), однако играет значительную роль в политической, экономической и культурной жизни.


5. Буддизм — первая мировая религия.

1.Будда- просветленный, осененный истиной) — пробужденный к новой жизни.

Буддизм — самая ранняя по времени появления мировая религия, которой ныне следуют около 700 млн. человек. Расцвет этой религии в Индии пришелся на V в. до н. э. — начало н. э. Основателем буддизма считается реальное историческое лицо — Сиддхартха Гаутама (623—544 гг. до н. э. по буддийской традиции, 563/560 — 483/480 гг. до н. э. — по оценке историков). Происходил он, по преданию, из царского рода племени Шакьев (одно из имен Будды — Шакьямуни — «отшельник из Шакьев»).

Отец хотел оградить сына от суеты и волнений жизни. С самого детства он поражал своими способностями. Окруженный роскошью и великолепием, он проводил жизнь в прекрасных дворцах, побеждал соперников на рыцарских турнирах. Жена-красавица и любимый сын довершали счастливую и беспроблемную жизнь принца. Но однажды, когда ему исполнилось 29 лет, впервые жизнь повернулась своей жестокой и прозаической стороной, ранее ему неведомой. На одной из увеселительных прогулок он увидел людей, далеко не столь счастливых: дряхлого старика, больного проказой человека, монаха-отшельника и мертвеца. Потрясение оказалось так велико, что, оставив все, он отправился в семилетнее путешествие. Он изучает Веды, предается суровому аскетизму, познает причины зла, достигает нирваны. Он становится Буддой. В один из вечеров, когда он сидел под гигантским фиговым деревом, все части головоломки, казалось, сошлись в одно. Сиддхартха провел всю ночь в глубоком раздумье, а когда наступило утро, он осознал, что нашел ключ к решению проблем и что он стал " Буддой ", т. е. "человеком просветленным". За более чем 40 лет проповедования своего учения он приобрел много учеников и последователей.

2. Будда осуждал брахманизм за пристрастие к богатой и обеспеченной жизни, преобладание внешних форм религиозности; джайнизм - за жестокую аскезу; а высказывался за «срединний путь». От древнендийских племенных религий он унаследовал анимистическое представление об одушевленности всего живого в природе и идею переселения души. Центральными принципами в учении Будды считаются: «четыре благородные истины», теория причинности; непостоянство элементов; «срединный путь»; «восьмеричный путь».

Как понимать эти главные принципы буддизма?

«Четыре благородные истины»:

1) жизнь - это страдание;

2) причина страданий - это бесконечные желания и стремления к удовольствиям и наслаждениям;

3) уничтожение желаний, путь к которому лежит через реализацию ряда условий и норм поведения, предполагающих предотвращение и пресечение зла, способствующих возникновению и поддержанию добра.

4) для подавления желаний и избавления от страданий человек должен следовать по пути нравственного совершенства, указанного Буддой.

В конце этого пути наступают полная свобода и озарение - нирвана, своеобразная пассивная, с точки зрения христианской культуры, этика, так как призывает к терпимости и бесстрастию, равнодушию ко всему как к доброму, так и злому.

Теория причинности — все в мире взаимосвязано и имеет свою причину. Нет поступков и деяний в мире, которые не имели бы последствий.

Непостоянство элементов - в мире нет ничего постоянного и все изменяется. Это означает, что ничего в мире не может служить гарантией благополучия, избавления человека от страданий. Человек сам является причиной этих страданий.

«Срединный путь» - Будда призывал к умеренности, к избеганию крайностей.

«Восьмеричный путь» - этот путь ведет к цели, представляет собой постепенную трансформацию сознания и жизни человека, его перерождение или рождение в состоянии нирваны. Он предполагает формирование:

1) правильных взглядов;

2) правильного стремления (достижения нирваны);

3) правильной речи (избегать лжи);

4) правильного поведения;

5) правильного образа жизни;

6) правильных стремлений;

7) правильных помыслов (свободы от своекорыстия);

8) правильного созерцания, избавления от желаний. Нирвана — это иное измерение бытия, она является угасанием ложных желаний и страстей.

3.Нирвана (с санскр. — угасание) — это высшее состояние духовной деятельности и энергии, которое свободно от низменных привязанностей. Освободившись от мира Сансары — мира земных страстей и привязанностей — человек может достигнуть нирваны.

В буддизме в отличие от христианства и ислама нет церкви, но есть община верующих - сангха. Это духовное братство, помогающее в продвижении по буддийскому пути. Община обеспечивает своим членам жёсткую дисциплину (виная) и руководство опытных наставников. В ней нет сложной иерархии, как в христианской церкви. Сангхой можно назвать и местную общину, и всех буддийских монахов в мире вместе взятых, а её члены не являются священнослужителями, посредниками между богом (или богами) и мирянами. Миряне должны подавать монахам - это их обязанность и добродетель; монахи в свою очередь учат их морали, ведут душеспасительные беседы, но они не вправе исповедовать или отпускать грехи. Если в одних направлениях буддизма, например в тхераваде, сангха играет определяющую роль, то в других, особенно в буддизме махаяны, большее значение имеют монастыри-университеты. Впрочем, последние в широком смысле также являются сангхами.

4. В III в. до н. э. легендарным царем Ашокой буддизм был принят в качестве государственной религии. Царь посвятил ее распространению мирными средствами все силы. Ашока (санскр. अशोक, Aśoka, «рождённый без боли») — правитель империи Маурьев с 273 года до н. э. по 232 год до н. э. Считается, что Будда предсказал приход Ашоки.

5. В I в до н. э. буддизм распался на хинаяну (малая колесница), предназначавшуюся для просвещенного меньшинства, и махаяну (большая колесница), которая представляла собой вульгаризованное учение Будды, адресованное тем, кому был недоступен безличный бог.

Хинаяна, т. е. «узкая колесница» или «узкий путь спасения», обычно рассматривалась как наиболее ранняя форма буддизма. Ее последователи считают, что они являются носителями «истинного» учения, провозглашенного основателем буддизма. Хинаяна теснее связана с исконными религиями Индии. Хинаяна — резко выраженный монашеский буддизм. Строго говоря, получить религиозное спасение, согласно учению хинаяны, может только тот, кто практически порвал все семейные, имущественные, вообще мирские связи, ушел от треволнений обычной земной жизни в уединение монашеского бытия.

Махаяна, т. е. «широкая колесница» или «широкий путь спасения», обычно считается более поздней формой буддизма, хотя многие характерные для нее черты можно найти в ряде положений, приписываемых Будде. В отличие от хинаяны важнейшим моментом в махаяне становится не личное спасение ушедшего от всего мирского монаха, а активное религиозное влияние монахов на мирян, соответствующее интересам классовой верхушки феодального общества, идеологией которого для большинства буддийских стран Азии и стала махаяна.

Тантрическое учение опирается на состояние изначальной просветленности, которая находится внутри каждого, а не вовне. И если большинство религий мира считает, что человек страдает по воле Бога, то буддизм считает, что все страдания возникают в результате кармы, то есть именно своих не благих поступков прошлого. И конечно все тантрические учения основаны на том, что мир непостоянен и является источником страданий. Рождение, болезни и смерть – это спутники человека.

Ламаизм — форма буддизма, сложившаяся в УII-ХIV вв. в Тибете. В идеологии ламаизма сохраняются основные положения буддизма. Вместе с тем эта разновидность буддизма имеет ряд специфических особенностей, которые заключаются главным образом в усложнении обрядности, дающей возможность общения верующих с богами.

Чань-буддизм — это школа китайского буддизма, сложившаяся в период V—VI веков в процессе соединения махаянского буддизма с традиционными учениями Китая. Учение распространилось за пределы Китая, и на основе чань появилась вьетнамская школа тхиен (VI век) и корейская школа сон (VI—VII века), а позднее японская школа дзэн (XII век).

6.Буддизм — первая по времени возникновения мировая религия. Другие мировые религии появились значительно позднее: христианство возникло приблизительно через пятьсот лет после буддизма, а ислам— более чем через тысячу. Мировой религией буддизм считается на том же основании, что и две другие только что названные религии: подобно христианству и исламу, буддизм в своем распространении по земному шару решительно переступил этно-конфессиональные и этно-государственные границы, став религией самых различных народов с совершенно разными культурными и религиозными традициями. Буддизм стал религией сотен миллионов людей в Юго-Восточной Азии, традиционно связанной с родиной буддизма — Индией, и на Дальнем Востоке, цивилизации которого формировались на основе традиций китайской культуры; цитаделью буддизма уже тысячу лет является Тибет, куда буддизм принес индийскую культуру и которому он дал письменность, литературный язык и основы цивилизации.

Буддизм — это единственная религия, которая не содержит в себе поклонение богу. Посредством учения будды человек учится контролировать свой ум, он может стать хозяином своего ума и достичь нирваны. Сиддхартха был человеком, он учил, что каждый человек при должном усердии может достигнуть просветления и освободится от бесконечного цикла перерождений.

На данный момент в мире буддизм исповедует более 200 миллионов человек, и каждый день их становится больше в среднем на 14 тысяч.

Наши рекомендации