Имам мухйи-д-дин ан-навави

Милостивый вознесся на Трон

Абу Али Абдуллах

Вступление

Во имя Аллаха Милостивого и Милосердного! Хвала Аллаху Господу миров. Мир и благословление пророку Мухаммаду и его семье. Да будет доволен Аллах его сподвижниками, и да смилуется Он над теми, кто последовал за ними в благочестие.

Как передавали, Умар ибн Хаттаб сказал, да будет доволен им Аллах,: «Посланник Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, сказал: «Поистине дела оцениваются только по намерениям и, поистине, каждому человеку (достанется) то, что он намеревался (обрести), и поэтому (человек, совершавший) хиджру к Аллаху и посланнику Его, переселится к Аллаху и его посланнику, переселявшийся же ради чего-то мирского или ради женщины, на которой он хотел жениться, переселится (лишь) к тому, к чему он переселялся»[1].

Как передал имам Навави, да помилует его Аллах: «Абу Саид Абд ар-Рахман ибн Махди сказал: «Пусть начинает с этого хадиса каждый, кто пожелает написать книгу»[2].

Аллах Всевышний находится над Своим Троном, над небесами, как Он и сказал в Коране, и как говорил его посланник, да благословит его Аллах и приветствует. Сомневаться в этом, или отрицать это, значит выйти против Корана, сунны, иджмы салафов этой уммы. Да упасёт нас Аллах от этого!

Многие исламские ученые писали отдельные книги с целью доказательства того, что Аллах превыше всех творений. Среди них Шамсуддин Захаби с его книгой «Улув», Абу Мухаммад ибн Кудама аль-Макдиси с его книгой «Исбат сифатуль улув», Абу Мухаммад аль-Джувайни с «Рисала фи исбатуль истива» и т.д.

С помощью Аллаха Всевышнего я изложу в этой краткой работе аяты Корана, хадисы посланника Аллаха и мнения праведных предшественников, свидетельствующие о том, что Милостивый превыше всех творений, над 7-ю небесами, на Своем Троне! Название этой работы, есть слова Всевышнего «Милостивый вознесся на Трон»[3].

Абу Али Абдуллах. Баку. 24/3/1429.

Я хотел бы начать эту работу одной цитатой, для того, чтобы читатель сразу уяснил для себя всю важность этого вопроса.

Мухаммад ибн Юсуф аль-Фирьяби сказал: «Кто скажет, что Аллах не на Своём троне, тот неверный, и кто скажет, что Аллах не говорил с Моисеем, тот неверный»[4].

Со стороны ученых ислама, отрицание этого вопроса, расценивалось как проявление неверия. Ведь отрицающий это, отрицает:

Аяты Всевышнего.

Достоверные хадисы от Его посланника, да благословит его Аллах и приветствует.

Иджму ученых в этом вопросе.

Давайте рассмотрим по очереди все эти три пункта, отрицание любого из которых, ставит человека вне рамок ислама.

Шейх уль-Ислам ибн Таймия

Шейх уль-Ислам, АбульАббас Ахмад ибн Таймия, да помилует его Аллах Всевышний, сказал[5]:

«И Он (в Коране) сказал:

«Вот сказал Аллах: «О Иса (Иисус)! Я упокою тебя и вознесу тебя к Себе. Я очищу тебя от тех, кто не уверовал, а тех, которые последовали за тобой, возвышу до самого Дня воскресения над теми, которые не уверовали. Затем вам предстоит вернуться ко Мне, и Я рассужу между вами в том, в чем вы разошлись во мнениях»[6].

И Он сказал:

«О нет! Это Аллах вознес его к Себе, ведь Аллах – Могущественный, Мудрый.»[7].

И Он сказал:

«Если кто жаждет могущества, то ведь могущество целиком принадлежит Аллаху. К Нему восходит прекрасное слово, и Он возносит праведное деяние (или праведное деяние возносит прекрасное слово; или праведное деяние возносит человека). А тем, которые замышляют злодеяния, уготованы тяжкие мучения, и их замыслы окажутся безуспешными.»[8].

И Он сказал:

«36. Фараон сказал: «О Хаман! Построй для меня башню. Быть может, я достигну путей, 37. путей небесных, и взгляну на Бога Мусы (Моисея). Воистину, я считаю его лжецом». Вот так Фараону представилось прекрасным зло его деяний, и он был сбит с пути. А козни Фараона оказались безуспешными»[9].

И Он сказал:

«16. Неужели вы уверены в том, что Тот, Кто на небе, не заставит землю поглотить вас? Ведь тогда она заколеблется.17. Неужели вы уверены в том, что Тот, Кто на небе, не нашлет на вас ураган с камнями? Скоро вы узнаете, каково Мое предостережение!»[10]

И Он сказал:

«Он – Тот, Кто сотворил небеса и землю за шесть дней, а затем вознесся на Трон (или утвердился на Троне). Он знает о том, что входит в землю, и о том, что выходит из нее, о том, что нисходит с неба, и о том, что восходит туда. Он с вами, где бы

вы ни были. Аллах видит все, что вы совершаете.»[11]. (Конец цитаты от ибн Таймии).

И шейх в другом месте своей книги[12], также отметил:

«Он сказал:

«Воистину, ваш Господь – Аллах, Который сотворил небеса и землю за шесть дней, а затем вознесся на Трон (или утвердился на Троне). Он покрывает ночью день, который поспешно за ней следует. Солнце, луна и звезды – все они покорны Его воле. Несомненно, Он творит и повелевает. Благословен Аллах, Господь миров!»[13].

И Он сказал:

«Воистину, ваш Господь – Аллах, Который создал небеса и землю за шесть дней, а потом вознесся на Трон (или утвердился на Троне). Он управляет делами. Никто не будет заступаться, кроме как после Его дозволения. Таков Аллах, ваш Господь. Поклоняйтесь же Ему. Неужели вы не помяните назидание?»[14].

И Он сказал:

«Аллах вознес небеса без опор, которые вы могли бы увидеть, а затем вознесся на Трон (или утвердился на Троне). Он подчинил солнце и луну, и они движутся к назначенному сроку. Он управляет делами и разъясняет знамения, – быть может, вы будете убеждены во встрече со своим Господом»[15].

И Он сказал:

«Милостивый вознесся на Трон (или утвердился на Троне)»[16].

И Он сказал:

«Он сотворил небеса и землю и то, что между ними, за шесть дней, а потом вознесся на Трон (или утвердился на Троне). Он – Милостивый. Спрашивай об этом Ведающего»[17].

И Он сказал:

«Аллах – Тот, Кто создал небеса и землю и то, что между ними, за шесть дней, а затем вознесся на Трон (или утвердился

на Троне). Нет для вас, помимо Него, ни покровителя, ни заступника. Неужели вы не помяните назидание?»[18].

И Он сказал:

«Он – Тот, Кто сотворил небеса и землю за шесть дней, а затем вознесся на Трон (или утвердился на Троне). Он знает о том, что входит в землю, и о том, что выходит из нее, о том, что нисходит с неба, и о том, что восходит туда. Он с вами, где бы вы ни были. Аллах видит все, что вы совершаете»[19]. (Конец цитаты от ибн Таймии).

Имам аль-Бухари

Имам Мухаммад бин Исма‘ил Абу ‘Абдуллах аль-Джу‘фи аль-Бухари в своем «Сахихе»[20] привел следующее предание:

«Сообщается, что Абу Са‘ид аль-Худри, да будет доволен им Аллах,: сказал: «‘Али бин Абу Талиб, да будет доволен им Аллах: отправил посланнику Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, из Йемена неочищенный от породы золотой самородок в (мешке из) дублёной кожи, и (пророк, да благословит его Аллах и приветствует), разделил его на четверых. (Части этого самородка получили) ‘Уйайна бин Бадр, Акра‘ бин Хабис и Зайд аль-Хайль, что же касается четвёртого, то им был либо ‘Алькама, либо ‘Амир бин ат-Туфайль. (Узнав об этом), один из сподвижников (пророка, да благословит его Аллах и приветствует), сказал: «У нас было больше прав на (это золото), чем у них!» Это дошло до пророка, да благословит его Аллах и приветствует, и он сказал: «Неужели вы не доверяете мне, несмотря на то, что доверяет мне Тот, Кто на небесах, и что получаю я вести с небес по утрам и вечерам?» (После этого со своего места) поднялся человек с ввалившимися глазами, широкими скулами, выпуклым лбом, густой бородой и бритой головой, на котором был высоко подобранный изар и который воскликнул: «О посланник Аллаха, побойся Аллаха!» (На это пророк, да благословит его Аллах и приветствует), сказал: “Горе тебе, а разве из всех живущих на земле не подобает

именно мне бояться Аллаха больше всего?!” Тогда этот человек ушёл, а Халид бин аль-Валид сказал: “О посланник Аллаха, не отрубить ли ему голову?” (Пророк, да благословит его Аллах и приветствует) сказал: “Нет, ибо, возможно, что он относится к числу совершающих молитвы”. Халид воскликнул: “А сколь много молящихся, на языке у которых (совсем) не то, что на сердце!” (В ответ ему) посланник Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, сказал: “Поистине, мне не было велено ни проникать в сердца людей, ни рассекать их утробы!” А потом (пророк, да благословит его Аллах и приветствует) посмотрел вслед этому человеку и сказал: “Поистине, среди потомков этого человека появятся люди, которые станут читать Книгу Аллаха мягкими голосами, но дальше их глоток (их чтение) распространяться не будет, и они отойдут от религии подобно тому, как выпущенная стрела отходит от лука!»

(Передатчик этого хадиса сказал):

“И я думаю, что (пророк, да благословит его Аллах и приветствует) сказал:

«Поистине, если они появятся, когда я буду жив, я непременно стану убивать их подобно тому, как убивали самудян!”».

И он также привел предание, что посланник Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, сказал:

«С наступлением последней трети каждой ночи Всеблагой и Всевышний Господь наш нисходит к нижнему небу, говоря: «Кто станет обращаться ко Мне с мольбами, чтобы Я ответил ему? Кто станет просить Меня (о чём-нибудь), чтобы Я даровал ему (это)? Кто станет молить Меня о прощении, чтобы Я простил его?»[21].

Имам Мухйи-д-дин ан-Навави

Имам Мухйи-д-дин Абу Закарийя бин Шариф ан-Навави в своем сборнике «Сады праведных» привел предание, от посланника Аллаха , да благословит его Аллах и приветствует: «Клянусь Тем, в Чьей длани душа моя, если кто-либо из мужчин позовёт свою жену в постель, а она откажет ему, тот, кто

пребывает на небесах, не перестанет гневаться на неё до тех пор, пока муж (снова) не будет доволен ею!»[22].

Имам аш-Шафи‘и

Абу аль-Фадль Ахмад ибн ‘Али ибн Мухаммад аль-Кинани аш-Шафи‘и, более известный как Ибн Хаджар аль -‘Аскалани, в своем сборнике «Булуг аль-марам» привел такое же предание, от посланника Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует: «Клянусь Тем, в чьей длани находится моя душа! Если мужчина позвал свою жену в постель, а она отказалась лечь рядом с ним, то Аллах, который находится на небесах, будет гневаться на нее до тех пор, пока ее муж не останется, доволен ею»[23].

Имам Абу Дауд

Имам Абу Дауд Ас-Сиджистани в главе «Отпор джахмитам», своей книге «Суннан»[24] передал: «Как передавали от Абу Хурайры, да будет доволен им Аллах, Посланник Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, сказал: «Аллах в последнюю треть каждой ночи нисходит на нижнее небо, и говорит: «Есть ли кто-нибудь, кто взывает ко Мне, чтобы Я мог ответить ему? Есть ли кто-нибудь, кто просит Меня о том, что Я могу дать ему? Есть ли кто-нибудь, кто просит Моего Прощения, чтобы я мог простить его?».

Имам Ахмад ибн Ханбаль

Имам Ас-Сунна Абу Абдуллах Ахмад ибн Ханбаль в «Муснаде»[25] передал, что посланник Аллаха, да благословит его

Аллах и приветствует, сказал: «Лишь прекрасная вещь вознесется к Аллаху».

Шамсуддин Захаби передал предание со слов Джарира, да будет доволен им Аллах, что посланник Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, сказал: «Не проявит милосердие Тот кто в небесах, тому, кто не проявляет милосердие на земле»[26].

Имам Абу Оуна Йакуб ибн Исхак ибн Ибрахим аль-Исфараини аль Нейсабури передал, что Пророк, мир ему и благословение Аллаха, спросил рабыню: «Где Аллах?» Она ответила: «На небе». Он спросил: «А я кто такой?» Она ответила: «Ты – Посланник Аллаха». Тогда Пророк, мир ему и благословение Аллаха, сказал (ее хозяину): «Освободи ее, потому что она – верующая»[27].

Этот хадис с небольшой разницей в тексте привели: Джалал ад-Дин Ас Суюти в «Дурр аль-мансур»[28] со ссылкой на Абдурразага, Ахмада, Абд ибн Хумайда; Абу Бакр Мухаммад ибн Исхак ибн Хузайма в «Таухиде»[29]; Абу Бакр Ахмад ибн Хусайн ибн Али аль-Бейхаки в «Асма и сифат»[30]; Абу Хатим ибн Хиббан аль-Бусти в «Сахихе»[31]; Абу Абдуррахман Ахмад ибн Шуайб Ан-Насаи в «Суннан аль Кубра»[32] и т.д.

Вдумайтесь в эти хадисы, вдумайтесь в эти слова посланника Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует! Вознесение может быть лишь ввысь! Нисхождение может быть лишь с высоты! И нет тут места сомнениям, и смуте, которую сеют приверженцы нововведений и еретических учений.

Таких преданий от пророка, да благословит его Аллах и приветствует, действительно много, они достигают степени /мутаватир/, как отметил Мухаммад ибн Джафар аль-Каттани[33].

Сподвижники посланника Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, также не имели противоречий, что Милостивый превыше всех творений.

Ибн Кудама аль-Макдиси в «Исбат сифатуль улув»[34] передал, что Абдуллах ибн Масуд, да будет доволен им Аллах, сказал: «Проявляйте милосердие к тем, кто на земле, чтобы вас помиловал Тот, кто на небесах»[35].

Ибн Абд-аль-Бар в «Тамхиде»[36] передал, что ибн Масуд сказал: «Аллах превыше Своего Трона, и ваши деяния не скрыты от него».

Ибн Кудама также передал, что когда посланник Аллаха , да благословит его Аллах и приветствует, скончался, и мусульмане были в смятение, Абу Бакр ас-Садик, да будет доволен им Аллах, для того чтобы успокоить людей, сказал: «Кто поклонялся Мухаммаду (знайте), что Мухаммад умер, кто

поклоняется Аллаху, Аллах на небесах, живой и Он никогда не умрёт»[37].

И он также передал, что Умм Салама, да будет доволен ею Аллах, сказала о вознесении: «(Спрашивать) как, неразумно, (значение) вознесения (нам) понятно, подтвердить это, есть вера, отрицать это, есть неверие»[38].

Мать правоверных Зайнаб бинту Джахш, да будет доволен ею Аллах, похвалялась перед другими женами пророка, да благословит его Аллах и приветствует: «Вас поженили ваши семьи, а меня выдал замуж сам Аллах с высоты семи небес»[39].

И за ними в этой вере шли /табеины/.

Имам Захаби передал с достоверной цепочкой передатчиков, что когда Масрук передавал сообщение со слов Аиши, да будет доволен ею Аллах, он говорил: «Рассказала мне правдивая дочь правдивого, любимица любимца Аллаха,

оправдание которой (от клеветы снизошло)[40] с семи небес»[41].

Рабия ибн Абдуррахман сказал: «Вознесение понятно, (вопрос) «как» не разумен, и от Аллаха это ниспослано, и посланником Его донесено (до нас), и мы (лишь) должны подтвердить это»[42].

Ад-Даххак ибн Музахим сказал[43]: «Он на Троне, и его знание с ними»[44].

Это же передавалось от Суфьяна Ас-Саури[45].

Имам Абуль Хасан аль-Ашари посвятил целую главу своей книги вопросу /улува/. В своей книге «Ибана»[46] он писал:

138. Кто-то может спросить: “Что вы думаете о вознесении Аллаха?”

В ответ мы должны сказать, что великий и могучий Аллах вознесся на небесный трон самым совершенным образом, как это подобает Его величию, и при этом Он не был неподвижен. Всевышний сказал: «Он – Милостивый, который вознесся на трон».[47] Великий и могучий Аллах также сказал: «К Нему восходит прекрасное слово, и Он возносит доброе дело».[48] Он также сказал: «Напротив, Аллах вознес его к себе».[49] Великий и могучий Аллах также сказал: «Он распространяет свое повеление от неба и до земли, а затем оно опять восходит к Нему в течение дня, который по вашему счету продолжается тысячу лет».[50] Всевышний также поведал о том, что Фараон

сказал: «О Хаман! Воздвигни для меня башню. Быть может, я поднимусь до путей – путей небесных – и взгляну на Бога Мусы. Воистину, я считаю его лжецом».[51] Фараон решил, что проповеди пророка Мусы, да благословит его Аллах и приветствует, о том, что великий и могучий Аллах находится над небесами, были лживы. Великий и могучий Аллах также сказал: «Неужели вы не опасаетесь того, что Тот, кто на небе, может заставить землю поглотить вас и тогда она заколеблется? Неужели вы не опасаетесь того, что Тот, кто на небе, может низринуть на вас ураган? Скоро вы узнаете цену Моему увещеванию!»[52] Аллах сказал, что находится на небе, потому что Он вознесся на трон, который расположен над небесами. Все, что находится высоко в небе, можно отнести к небесам, и поэтому небесный трон считается высочайшим творением на небесах. Аллах не имел в виду, что Он занимает небеса целиком. Он имел в виду, что находится над небесами. Обратите внимание на следующие слова великого и могучего Аллаха: «Неужели вы не видите, что Аллах создал семь небес одно над другим, и велел луне проливать свет, а солнце сделал светильником?»[53] В этом откровении говорится буквально следующее: «Он сделал луну в них светом». Однако это не означает, что луна занимает небеса целиком. Мы видим, как все мусульмане возносят руки к небу, потому что великий и могучий Аллах находится над троном, который располагается над небесами. И если бы великий и могучий Аллах не находился над троном, то мусульмане не стали бы возносить руки к небесам. Достаточно отметить, что во время молитв они не протягивают руки к земле.

139. Му‘тазилиты, джахмиты и харуриты считают, что высказывание великого и могучего Аллаха «Он – Милостивый, который вознесся на трон»[54] означает, что Аллах захватил, овладел и покорил небесный трон. Они считают, что Аллах находится повсеместно, и в отличие от приверженцев истины отрицают то, что Аллах находится над небесным троном. Они

полагают, что вознесение на трон лишь подчеркивает могущество Аллаха.

Если бы это было так, то не было бы никакой разницы между небесным троном и седьмой землей, потому что Аллах властен над всем сущим. Земля принадлежит Аллаху, и Он полновластно распоряжается ею, сором, который находится на ее поверхности, и всем, что есть во вселенной. Если бы вознесение на трон означало овладение троном, то следовало бы сказать, что Аллах вознесся на все сущее. И тогда получилось бы, что Аллах вознесся на трон, землю, небо, сор и даже грязь, ибо все сущее покорно одному Аллаху. Он властен над всем сущим, однако ни один мусульманин не посмеет сказать, что великий и могучий Аллах вознесся на траву или на уборную. Свят Аллах и превыше этого! Все это означает, что вознесение на трон не может означать овладения троном, потому что Аллах владеет всем сущим, а вознесение не имеет отношения к другим творениям и связано только с небесным троном.[55]

Му‘тазилиты, джахмиты и харуриты предполагают, что великий и могучий Аллах находится повсеместно. Это означает, что Аллах находился во чреве Марйам, находится среди сора и даже в уборной. Безусловно, это противоречит религии. Свят Аллах и превыше всего этого!

140. Мусульманские богословы и знатоки хадисов убеждены в том, что Аллах вознесся только на небесный трон. Но предположим, что вознесение Аллаха не связано только с небесным троном и что великий и могучий Аллах находится повсеместно. Это означает, что Он находится даже под землей

и что земля, небеса и все сущее находятся над ним. Это также означает, что Он находится над всем сущим и что творения находятся под ним. Получается, что Аллах находится над тем, что под Ним, и под тем, что над Ним. Подобное невозможно, потому что это утверждение противоречиво. Аллах же превыше этой ужасной лжи!

141. Еще несколько доказательств.

Еще одним свидетельством в пользу того, что великий и могучий Аллах находится над небесным троном и отделен от творений, являются хадисы, рассказанные мусульманскими богословами от имени Посланника Аллаха, мир ему и благословение Аллаха.

‘Аффан рассказывал со слов Хаммада ибн Саламы, что ‘Амр ибн Динар рассказывал, что Нафи‘ ибн Джубейр рассказывал, что его отец слышал, как Посланник Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, сказал: «Наш великий и могучий Господь каждую ночь нисходит на ближайшее небо и говорит: “Я одарю того, кто просит Меня. Я прощу того, кто молит Меня о прощении”. И это продолжается до наступления рассвета».[56]

142. ‘Абдуллах ибн Бакр рассказывал со слов Хишама ибн Абу ‘Абдуллаха, что Йахйа ибн Абу Касир рассказывал, что Абу Джа‘фар слышал, как Абу Хурейра, да будет доволен им Аллах, рассказывал, что Посланник Аллаха, мир ему и благословение Аллаха, сказал: «В последнюю треть ночи всевышний и всеблагой Аллах нисходит на ближайшее небо и говорит: “Я отвечу тому, кто взывает ко Мне. Я избавлю от беды того, кто

молит Меня об этом. Я одарю благами того, кто просит у Меня”. И это продолжается до того, как забрезжит рассвет».

143. ‘Абдуллах ибн Бакр ас-Сухами рассказывал со слов Хишама ибн Абу ‘Абдуллаха, что Йахйа ибн Абу Касир рассказывал, что Хиляль ибн Абу Меймуна рассказывал, что ‘Ата ибн Йасар рассказывал о том, что Рифа‘а аль-Джухани сказал ему: «Мы находились рядом с Посланником Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, и когда мы добрались до Кадида, он восхвалил и возвеличил Аллаха, а затем сказал: “По истечении одной или двух третей ночи великий и могучий Аллах нисходит на небо и говорит: “Я отвечу тому, кто взывает ко Мне. Я одарю того, кто просит Меня. Я прощу того, кто молит Меня о прощении”. И это продолжает до того, как забрезжит рассвет”».

144. Еще несколько доказательств.

Великий и могучий Аллах сказал: «Они боятся своего Господа, который над ними».[57] Всевышний также сказал: «Ангелы и дух восходят к Нему в день, равный по времени пятидесяти тысячам лет».[58] Он также сказал: «Потом Он обратился к небу, которое было дымом».[59] Он также сказал: «Он сотворил небеса и землю и то, что между ними, за шесть дней, а потом вознесся на трон. Он – Милостивый. Спрашивай о Нем Того, кто ведает».[60] Он также сказал: «Аллах – тот, кто создал за шесть дней небеса и землю и то, что между ними, а потом вознесся на трон. Нет для вас, кроме Него, ни покровителя, ни заступника. Неужели вы не опомнитесь?»[61] Эти откровения свидетельствуют о том, что Аллах находится на небесах, над небесным троном. Каждому человеку известно, что небеса и земля – разные вещи. Это значит, что всевышний Аллах в отличие от всех других существ находится над небесным троном и не является единым целым со своими творениями.[62]

145. Еще несколько доказательств.

Великий и могучий Аллах сказал: «Когда распростерта будет земля и твой Господь придет вместе с ангелами, выстроившимися рядами, в тот день приведут ад».[63] Он также сказал: «Неужели они ожидают чего-либо иного, кроме как того, что Аллах в сопровождении ангелов явится к ним, осененный облаками?»[64] Он также сказал: «Он возник на высшем небосклоне, приблизился к нему, а потом подошел еще ближе. Он находился от него на расстоянии двух луков и даже ближе. Так Аллах внушил своему рабу откровение, и сердце его не сочло ложью видение. Неужели вы будете оспаривать то, что он видел? А ведь он видел его еще раз, когда тот спустился. Случилось это у самого дальнего лотуса, возле которого находится райская обитель. Тот лотус окружен покрывалом. Его взор не уклонялся в сторону и не излишествовал. Так он увидел величайшие из знамений своего Господа».[65]

Великий и могучий Аллах также сказал: «О ‘Иса! Я возьму тебя и вознесу к себе».[66] Всевышний также сказал: «Конечно же, они не убивали его. Напротив, Аллах вознес его к себе».[67] Мусульмане единодушны в том, что великий и могучий Аллах вознес ‘Ису на небеса.

Кроме того, когда мусульмане обращаются к великому и могучему Аллаху, они говорят: “О Сущий на небесах!” А когда они приносят клятвы, то говорят: “Клянемся Тем, кто скрылся за семью небесами!”

146. Еще одно доказательство.

Великий и могучий Аллах сказал: «Не удостоился человек того, чтобы с ним разговаривал Аллах иначе, чем посредством откровения, или через завесу, или же через посланника, который возвещает по Его дозволению то, что Он желает».[68] В этом откровении говорится о том, что является преимуществом людей, и не распространяется на остальные существа. Если бы этот аят относился не только к людям, но и ко всем остальным творениям, то для того, чтобы не сеять сомнения, следовало бы

сказать: «Никто не удостоился того, чтобы с ним разговаривал Аллах иначе, чем посредством откровения, или через завесу, или же через посланника». Однако Аллах не сказал этого, и поэтому мы бы без малейшего сомнения и смущения можем сказать, что этот аят не относится ко всем творениям. Таким образом, из всего сказанного нами следует, что в этом аяте речь идет только о людях.

147. Еще одно доказательство.

Великий и могучий Аллах сказал: «Потом их возвратят к Аллаху – их истинному Владыке».[69] Он также сказал: «Если бы ты видел их, когда они предстанут перед их Господом».[70] Он также сказал: «Если бы ты видел, как грешники понурят головы перед своим Господом».[71] Великий и могучий Аллах также сказал: «Они предстанут перед твоим Господом рядами».[72] Все это свидетельствует о том, что Аллах не находится внутри своих творений и что творения не находятся внутри Него. Напротив, Аллах вознесся на небесный трон и находится над ним. Мы не говорим о том, как он вознесся на трон, и не утверждаем того, что Аллах неподвижен. Аллах бесконечно далек от всего, что измышляют о Нем нечестивцы и неверные! Они описывают Аллаха так, словно Его в действительности не существует, и их воззрения совершенно несовместимы с единобожием. Они пытаются избежать уподобления Аллаха творениям, и это побуждает вообще их отрицать божественные качества. Упаси нас Аллах от воззрений, которые побуждают нас отрицать и отвергать качества Аллаха!

148. Еще одно доказательство.

Великий и могучий Аллах сказал: «Аллах – свет небес и земли».[73] Всевышний назвал себя светом (араб “нур”), и арабы вкладывают в это слово два значения: свет можно услышать и свет можно увидеть. Если кто-то предполагает, что Аллаха можно услышать, но нельзя видеть, то он ошибается, потому что отрицает возможность лицезрения Аллаха и тем самым противоречит писанию Аллаха и Сунне Его Пророка, да благословит его Аллах и приветствует.

Рассказывают, что ‘Абдуллах ибн ‘Аббас сказал: «Размышляйте о чем угодно, но не размышляйте о сущности Аллаха, потому что между седьмым небом и престолом семь тысяч светов, а Аллах находится еще выше».[74]

149. Еще одно доказательство.

Рассказывают, что Пророк, мир ему и благословение Аллаха, сказал: «Раб будет стоять перед великим и могучим Аллахом до тех пор, пока его не допросят о его деяниях».[75]

Рассказывают также, что один из сподвижников привел к Пророку, да благословит его Аллах и приветствует, чернокожую рабыню и сказал: «О Посланник Аллаха! Я хочу даровать ей свободу в качестве искупления. Могу ли я освободить ее?» Пророк, мир ему и благословение Аллаха, спросил ее: «Где Аллах?» Она ответила: «На небе». Он спросил: «А я кто такой?» Она ответила: «Ты – Посланник Аллаха». Тогда Пророк, мир ему и благословение Аллаха, сказал: «Освободи

ее, потому что она – верующая».[76] Все это означает, что великий и могучий Аллах находится на небесах, над небесным троном, причем Его высокое местонахождение ничуть не приближает Его к небесному трону». (Конец цитаты от имама Ашари).

Ученые ислама, шли по пути сподвижников и не имели противоречий в том, что Аллах Всевышний на своем троне, над небесами.

Шейх ибн аль-Усаймин сказал: «Что касается /иджмы/ в этом вопросе, сподвижники, /табеины/, которые последовали за ними в благочестие, и имамы ахли-сунны, придерживались единого мнения, что Аллах Милостивый над небесами, над троном. Их высказывания полны прямых указаний на это»[77].

Имам Абу Ханифа

Имам Абу Ханифа Нуман ибн Сабит сказал: «Мы утверждаем, что Всевышний и Всеславный Аллах воссел - т.е. утвердился на Престоле»[78].

И он также сказал: «Тот, кто скажет, что он не знает, находиться ли Господь на небесах или на земле, тот неверный. Также (неверный) тот, кто скажет, что Он на троне, но он не знает на небесах ли трон, или на земле»[79].

Ибн Кудама аль-Макдиси в «Исбат сифаталь улув»[80] передал, что Абу Ханифа сказал: «Тот, кто станет отрицать, что Аллах на небесах, тот совершает неверие (или становится неверным)».

Захаби передал от Хакима ибн Абдуллаха аль-Бальхи, что у Абу Ханифы спросили о человеке, который говорит, что он не знает Господь в небесах или на земле. Абу Ханифа ответил: «Он совершает неверие! Аллах говорит: «Милостивый вознесся на Трон». И Его Трон выше небес». Далее у Абу Ханифы уточнили, а как быть, если человек признает, что Он вознесся на Трон, но при этом говорит, что не знает Трон над небесами или на земле?

Имам ответил: «Если станет отрицать, что Он (Трон) на небесах, то совершает неверие»[81].

Имам Малик ибн Анис

Имам Малик ибн Анис сказал: «Аллах над небесами, а Его знания повсюду»[82].

Однажды один человек спросил имама Малика: «Милостивый вознесся на Трон»[83], как так вознесся? Имам ответил: «Что Он вознесся, о том известно, а на вопрос «как» о Нем, разум ответить не может. Спрашивать об этом, пагубное нововведение. В это веровать обязательно, а ты, я думаю, из числа заблудших. Долой с глаз моих!»[84]

Наши рекомендации