А обновиться духом ума вашего И облечься в нового человека, созданного по Богу, в праведности и святости истины (4:23-24)
В противоположность развращенному, нечестивому разуму невозрожденного человека (ст. 17-18), христианин постоянно обновляется духом ума (своего) (ср. Кол. 3:10). Апапеоо - обновиться встречается в Новом Завете только в этом месте. Лучше всего перевести данный инфинитив настоящего времени, пассивного залога как деепричастие к основному глаголу облечься, чтобы весь перевод выглядел следующим образом - "и обновившись духом ума вашего, облекитесь в нового человек". Тогда становится ясно, что обновление является следствием "отложения ветхого человека" и на фоне этого можно и облечься и нового человека. Спасение имеет связь с разумом, который является мыслительным центром; центром понимания и убеждения, равным образом и побуждения, и действия. Один толкователь объясняет, что дух ума вашего находится не в сфере человеческого мышления или рассуждения, но в моральной сфере. Там и происходит это обновление. Джон Иди говорит:
В данном случае не происходит психологического изменения в разуме, в самой его сущности или функционировании; и не в нем отмечается поверхностная перемена взгляда на пункты доктрины или на саму практику. Эти разительные перемены происходят в духе ума, который дает разуму как его наклонности, так и материал для размышления. Это имеет место не просто в духе, как будто эта перемена осуществляется в некой смутной и мистической тишине, но в духе разума, в могущественном органе, который, будучи изменен сам, радикальным образом меняет направление всей сферы и работы внутреннего механизма.
Человек, становясь христианином, получает от Бога в самом начале обновление разума, что дает ему совершенно новую духовную и моральную способность, которую никогда не сможет достигнуть самый блестящий и просвещенный наукой разум без Христа (ср. 1 Кор. 2:9-16). Это обновление продолжается на протяжении всей жизни верующего человека, если он проявляет послушание Слову и воле Божией (ср. Рим. 12:1-2). Это не просто однократный процесс, но непрестанный труд Духа, совершаемый Им в Божьем чаде (Титу 3:5). Наши источники заключаются в Божьем Слове и молитве. Посредством их мы обретаем разум Христа (ср. Фил. 2:5; Кол. 3:16; 2 Тим. 1:7) и посредством этого разума мы живем жизнью Христа.
Обновление духа ума верующего является непосредственным результатом облечения в нового человека, который представляет собой новое творение, созданное по Богу; в праведности и святости истины. То, что раньше было помрачено, находилось в состоянии невежества, бесчувствия, распутства и ненасытимости - теперь просвещено истиной, и преуспело в познании ее, чувствительно ко греху, чисто и великодушно. И если ранее характерными чертами человека были грех и нечистота, теперь же его отличают праведность и святость. В Колоссянам 3:12 Павел называет верующих "избранные Божий, святые и возлюбленные".
Чрезвычайно важно побольше осветить понятие нового человека, чтобы его можно было полнее понять. Слово новый kainos не означает обновленный, но совершенно новый - новый в своем роде, или по своим свойствам. Новый человек является таковым, потому что был создан по Богу, в праведности и святости истины. Буквально, греческий оригинал гласит: "в соответствии с тем, кем является Бог" - поразительное утверждение, выражающее чудесную реальность спасения. Все, исповедующие Иисуса Христа как Господа, созданы в подобие Бога! Петр говорит, что мы "соделались причастниками Божеского естества" (2 Пет. 1:4).
В Галатам 2:20 Павел объявляет: "И уже не я живу, но живет во мне Христос". Божий образ, потерянный в Адаме, в неизмеримо большей славе восстановлен во втором Адаме, в Том, Кто явился образом Невидимого Бога (ср. 2 Кор. 4:4-6), где Павел описывает Христа, как Божий образ, сокровище, обитающее в нашей внутренности.
Если верующие приняли новую Божественную природу, жизнь Христа, Божие подобие в этом новом человеке, благодаря акту Божественного создания (ср. Кол, 3:10), то она должна быть создана в праведности и святости истины. На греческом языке слово истина занимает последнее место в предложении в противопоставление "похоти" (ст. 22) и его лучше всего перевести, как "истинная праведность и святость". Бог и не мог создать меньшего (см. Луки 1:75).
Праведность имеет непосредственное отношение к нашим ближним и отражает вторую заповедь Божьего закона (Исх. 20:12-17). Святость (hosioles священное соблюдение всех обязательств перед Богом) имеет отношение к Богу и отражает Его первую заповедь (Исх. 20:3-11). Таким образом, верующий обладает новой природой, новым естеством, и его святой и праведный внутренний человек удостоен Богом пребыть пред Ним. Это - истинное естество верующего человека.
Итак, этот новый человек является таким праведным и святым, что Павел не допускает и мысли, что из этого нового творения, созданного по Богу, происходит какой-либо грех. Поэтому он недвусмысленно утверждает в Римлянам 6-7, что реальность греха не имеет ничего общего с этим новым человеком. Он говорит: "Итак, да не царствует грех в смертном вашем теле" (6:12) и "И не предавайте членов ваших греху" (6:13, добавлено выделение).
В этих отрывках Павел относит грех в жизни верующего к телу. В главе 7 он видит этот грех во плоти, высказывая следующее: "А потому уже не я делаю то, но живущий во мне грех" (ст. 17), "Ибо знаю, что не живет во мне, то есть, во плоти моей, доброе" (ст. 18), "Уже не я делаю, но живущий во мне грех" (ст. 20), и "закона греховного, находящегося в членах моих" (ст. 23).
В этих отрывках Павел признает, что когда человек становится новым творением по Богу, то при этом не устраняется грех. Он еще присутствует во плоти, в теле, греховной человеческой оболочке, которая включает в себя все человеческое мышление и поведение. Новое "я" любит святость и праведность, для которой Бог сотворил его, и стремится к этим добродетелям.
Павел суммирует подобное раздвоение следующими словами: "Итак тот же самый я умом (моим) служу закону Божию, а плотию закону греха" (Рим. 7:25). Здесь "ум" является синонимом нового человека, а "плоть" - греховной человеческой природы, заключенной в наших греховных телах. Именно этот конфликт, происходящий в человеке, вызывает ожидание "искупления тела", о чем описывается в Римлянам 8:23 (ср. Фил. 3:20-21).
Мы - новое творение, но еще не полностью. Мы - праведны и святы, но еще не отличаемся совершенной праведностью и святостью. Но для того чтобы знать, как совершать свое жизненное хождение, будучи христианами в Теле Христа - Его Церкви, членами которой мы являемся, нам совершенно необходимо понимать истинную реальность нашего преобразующего спасения.
Остальные части послания содержат наставления верующим, чтобы они представили свои тела в послушание Божьей воле.
Многие спасительные миссии имеют своего рода изолятор, где бродяги, не мывшиеся месяцами, снимают свою старую одежду, проходят дезинфекцию и принимают душ. Старую, потрепанную одежду бросают в огонь, и ей на смену приходит новая одежда. Чистый человек облекается в чистую одежду.
Это - изображение спасения с тем только исключением, что новообращенный не просто смывает с себя водой нечистоту, но ему дается совершенно новая природа. Христианин же на протяжении всей своей жизни должен постоянно с себя совлекать и сожигать остатки ветхой греховной одежды. "И не предавайте членов ваших греху в орудие неправды, но представьте себя Богу, как оживших из мертвых и члены ваши Богу в орудия праведности", - умоляет Павел (Рим. 6:13).
Многие соединительные слова - "итак", "посему", в Новом Завете обычно начинают обращения к верующим, чтобы они совершали жизнь, как новые творения во Христе. Обладая новой жизнью, новым Господом, новой природой и силой, мы посему призваны совершать соответственное новое хождение, иметь новый образ жизни.