Глава 1. мудры правой руки
Жест бесстрашия и дарования защиты (абхайя-мудра)
Правая рука слегка приподнята, ладонь обращена наружу. Этот жест называется также мудрой благословения. Правая рука поднята на уровне плеча и слегка согнута. Ладонь повернута наружу, пальцы выпрямлены.
На примере этой мудры видно, что символические жесты происходят от естественных движений руки. Вытянутая рука – универсальный иконографический символ. С незапамятных времен это был жест утверждения силы. Такой жест Будда Шакьямуни совершил сразу после достижения просветления. Абхайя-мудра указывает не только на успокоение чувств, но и на отсутствие опасений. Она избавляет от опасений, что влечет за собой освобождение.
В Китае, Японии и Корее абхайя-мудра правой руки часто используется в сочетании с другими мудрами, совершаемыми левой рукой. Иногда абхайя-мудру совершают и левой рукой. Эта мудра характерна для Будды Шакьямуни и пятого Дхьяни Будды Амогхасиддхи, Господа Кармы в буддийском пантеоне. Амогхасиддхи помогает преобразовать иллюзию ревности в мудрость исполнения.
Жест споров, объясняющий учение Будды (витарка-мудра)
Правая рука полусогнута. Обе руки подняты, кончики большого и указательного пальцев касаются друг друга, образуя круг. Все остальные пальцы вытянуты вверх. Рука направлена вперед, ладонь смотрит наружу.
Эта мудра – универсальный жест, воспринимаемый даже вне своего буддийского контекста. Она часто присутствует в христианской иконографии.
Главным образом мудра используется при изображениях Великих Будд. Она сим волизирует одну из стадий учения Будды – обсуждения дхармы или обучения ей. Круг, образуемый большим и указательным пальцами, не имея ни начала, ни конца, является совершенством. Он указывает на Закон Будды, который – совершенный и вечный.
Это мистический жест Тар и Бодхисаттв.
Жест милосердия и сострадания (варада-мудра)
Правая рука свешивается ладонью вниз и немного выгибается наружу. Этот жест называется также мудрой, дарующей благо, или мудрой благости.
Этой мудрой обозначается милосердие Будды. Жест символизирует предложение, предоставление милости, приветствование, милосердие, сострадание и искренность. Это знак желания посвятить себя человеческому спасению. Открытая рука и вытянутые пальцы символизируют «распускание цветка» истины.
Варада-мудра часто совершается вместе с абхайя-мудрой. В этом случае правая рука делает жест бесстрашия, а л евая исполняет желания. В таком положении часто изображается стоящий Будда.
Варада-мудру совершают также и левой рукой. Это мудра Дхьяни Будды Ратнасамбхавы, Бодхисаттвы Авалокитешвары. Иногда ее совершает стоящий Будда Шакьямуни. Ратнасамбхава, третий Дхьяни Будда, преобразует иллюзию гордыни в мудрость невозмутимости.
Жест отшельника (шрамана-мудра)
Этот жест также называют мудрой отречения. Рука указывает вниз, вдаль от тела – как символ отказа от мирских удовольствий.
Жест, отгоняющий зло (тарджана-мудра)
Этот жест называется также мудрой предупреждения или устрашения. Указательный палец поднят, в то время как остальные пальцы сжаты в кулак. Эта мудра характерна для большинства гневных божеств.
Жест, отгоняющий зло (карана-мудра)
Рук а вытянута горизонтально или вертикально, ладонь направлена вперед. Большой палец прижимает к середине ладони два пальца (подобно рогам яка, устремляющегося на врага), в то время как указательный палец и мизинец направлены прямо вверх. Эту мудру часто совершают Экаджата и Яма.
Жест отречения (Буддашрамана-мудра)
Правая рука поднята до уровня плеча, запястье изогнуто назад, пальцы и ладонь обращены вверх. Пальцы направлены вдаль от тела. Это жест Васудхары и Ушнишавиджайи.
Жест удержания символов (харина-мудра)
Большой палец касается среднего и безымянного, образуя кольцо. Мизинец и указательный пальцы простираются вверх. Таким образом божеством удерживаются символы или эмблемы.
Жест знания (джнана-мудра)
Кончики указательного и боль шого пальцев соединены, об разуя круг; другие пальцы направлены вперед. Эта мудра совершается напротив груди, ладонь обращена к груди. Она отличается от витарка-мудры, при которой ладонь направлена от тела.
Есть вариация джнана-мудры, когда указательный палец заходит под большой, символизируя тем самым активное знание.
Картари-мудра
Эта мудра совершается рукой, находящейся на уровне плеча. Большой и безымянный пальцы касаются друг друга кончиками, образуя круг. Указательный и средний пальцы напоминают уши кроликов или рожки оленя. Во время медитации между этими двумя пальцами часто возникают различные символы.
Жест свидетельствующего (бхумиспарша-мудра или бхуспарша-мудра)
Этот жест также называется мудрой касания земли, мудрой призывания земли в свидетели победы над демонами. Правая рука покоится на правом колене. Рука обращена ладонью внутрь, все пальцы направлены в низ, указательный затрагивает лотосовое ложе. Левая рука находится на колене ладонью вверх.
Земле предлагается засвидетельствовать тот факт, что Шакьямуни полностью выполнил долг и обязанность Бодхисаттвы. Мгновенное преобразование Шакьямуни из Бодхисаттвы в Будду напоминает о превосходстве знания Будды, которое является чистым восприятием бодхи и средством, позволяющим Просветленному одержать победу над демонами. Эту мудру совершает Дхьяни Будда Акшобхья, преобразующий иллюзию гнева в зеркальную мудрость.