Азербайджан в раннем средневековье.
Министерство Сельского Хозяйства
Азербайджанской Республики
Азербайджанский Государственный
Аграрный Университет
Кафедра: Истории Азербайджана, философии и права.
Лекционный материал по истории Азербайджана
Преподаватель: Алиева Фазиля Байрамовна
Гянджа - 2015
Тема 3.
Азербайджан в раннем средневековье.
План:
1. Возникновение феодальных отношений в Азербайджане в III-V веках.
2.Завоевание Азербайджана сасанидами. Антисасанидские восстания в V веке. Движение маздакидов.
3.Азербайджанские государства VI-VII веков. Развитие культуры.
Литература:
1.История Азербайджана (с древнейших времен до начало ХХ века) под редакцией Играра Алиева. Баку-«ЭЛМ» 1995
2.Т.М. Мамедов. Кавказская Албания в IV-VII вв. Баку: Маариф 1993.
3. Фазиль Османов. История и культура Кавказский Албании IV в. до н.э.- III в.н.э. Баку-2006.
В III-V веках в Азербайджане стали зарождаться феодальные отношения. В процессе их развития часть земель перешла в собственность высших слоев общества. В отличие от Западной Европы формирующиеся новые взаимосвязи в Азербайджане имели ряд особенностей. Основные отличия были следующие:
1.У феодалов в Азербайджане не было собственного хозяйства, так как это было нерентабельно в условиях искусственного орошения земли.
2.Крестьяне находились в зависимости от феодалов, но не были закрепощены.
3.Зарождение в Европе феодальных отношений произошло поздно (V век),однако их распад начался достаточно рано (середина XVII века),а в Азербайджан феодализм пришел рано (III век),а разложение его происходило поздно (XIX век).
В Азербайджане существовали две формы феодального землевладения:
1) дастакерт – наследственное землевладение. Собственник – крупный феодал – “патрик”. Зороастрийские жрецы также были крупными феодалами;
2) хостак – условное землевладение. Обычно такая земля принадлежала средним и мелким феодалам – азадам (свободный).Ранее этот термин обозначал свободного общинника, а затем – земельного собственника.
Население Атропатены занималось различными отраслями хозяйства. В долинах рек, на плодородных землях, расположенных вокруг озера Урмия, развивались земледелие, садоводство и виноградарство. В земледелии преобладало выращивание пшеницы и ячменя. В садах выращивали инжир, гранат и многие другие фрукты.
В горных районах страны развивалось скотоводство. Значительно увеличивалось количество стад животных, табунов лошадей.
Из богатых залежей полезных ископаемых страны добывали железо, медь, серебро, золото и др. А это создавало условия для развития на основе местных сырьевых ресурсов многих важных отраслей ремесла. В Атропатене также добывались нефть. Нефть называли “мидийским маслом”.Ею пользовались и в военном деле.
В городах, основанных на торговых путях, проходящих через территорию Атропатена, быстрыми темпами развивались ремесло и торговля. Ремесленники производили высококачественные металлические и глиняные сосуды, различные виды оружения, тканые изделия, предметы украшения и др. В Атропатене широко пользовались монетами. Самые древние монеты, найденные в Атропатене, чеканены от имени Александра Македонского.
Греческие и римские авторы отмечали, что земли Албании очень плодородны и густо заселены.На равнинах земли орошались хорошо. Албания была богата и пастбищами.
Албаны занимались хлебопашеством, огородничеством, садоводством, виноградарством и скотоводством, выращивали пшеницу, ячмень, просо.
При археологических раскопках в Габале, Мингячевире, Шамахе и других древних поселениях в земляных ямах и хозяйственных кувшинах неоднократно находили остатки облуглившихся хлебов, железные серпы.
Зерно в основном мололи каменными ладьевыми зернотерками. Также пользовались ручными мельницами. Предполагается, что начиная с первых веков н.э. стали пользоваться и водяными мельницами.
В Албании развивались садоводство и огородничество. В хозяйстве албанцев важное место занимали виноградарство и виноделие. Из винограда и других фруктов готовили также патоку и другие пищевые продукты. В Албании выращивали арбуз, дыню, тыкву и др. огородные, бахчевые культуры.
В стране имелись благоприятные условия для развития скотоводства. Каспии разводили белых безрогих коз, верблюдов. Жрецы и др. самые богатые и влиятельные Каспии носили одежду из верблюжьей шерсти.
В Албании было много табунов лошадей. Верховыми лошадьми широко пользовались и в военном деле.
Албаны разводили также домашнюю птицу. Население употребляло мясо и молочные продукты, использовало шкуры животных.
В хозяйственной жизни населения важное место занимало и рыболовство.
Во время археологических раскопок из памятников Албании найдено бесчисленное количество орудий труда, оружия, предметов быта, украшений и т.д. В городах Албании развивались различные отрасли ремесла.
В Албании широко распространилось металлообрабатывающее ремесло. Наличие богатых залежей железной руды создало благоприятные условия для развития металлообработки. Албанские мастера на высоком уровне освоили технические способы плавки металла, литья в формы, резьбы и ковки.
Важной отраслью ремесла в Албании являлось производство керамики. Из глины производили строительные материалы (черепица, кирпич),различные сосуды, фигуры человека и животных. Эти изделия обжигали в гончарных печах.
Начиная с первых веков н.э. в Албании производили и местные стеклянные изделия.
В связи с возникновением государства в Албании появились печати.
В Албании развивалось и ткачество. В ткачестве использовали шерсть овец и верблюдов, а также растительное волокно. Кроме того, существовали и такие отрасли ремесла, как красильное дело, дубление кожи, плотницкое дело, шитьё одежды, сапожное дело и др., которые удовлетворяли различные нужды населения.
После образования государства в Албании стала быстро развиваться внутренняя и внешняя торговля.
Международный торговый путь, проходивший вдоль побережья Каспийского моря, соединяя юг с севером, играл важную роль в установлении экономических и культурных связей между народами.
Крестьяне облагались налогами и повинностями. В государстве Сасанидов основными и самыми тяжелыми налогами были хараг (харадж) - налог на землю и гезит - подушный налог. Харадж составлял от 1/3 до 1/6 урожая. Гезит собирался 1 раз в год с христиан и ремесленников. Сасанидский шах Хосров I (531-579), провел налоговую реформу. Все земли были вновь измерены, взяты на учет все оливковые деревья и финиковые пальмы. Дети, женщины и мужчины, достигнувшие до 60 лет, были освобождены от подушного налога.
Начиная со II века до н.э. Албанией правили местные правители из рода Арана, а начиная с I века н.э. правители были из династии Аршакидов. Они правили до 510 года. Ардашир Бабакан из рода Сасанидов в 226 году подчинил себе Парфию и основал государство Сасанидов (226-651).В 227 году Атропатена была включена в состав этого государства и стала одной из важнейших областей новой страны.
Албания попала в зависимость от Сасанидов в 262 году. После смерти Шапура I (272 г.) Албания стала вести самостоятельную внешнюю политику. Долгое время ей удавалось сохранять свою внутреннюю самостоятельность.
В 510 году Сасаниды положили конец династии Аршакидов и в Албании начался период правления марзбанов. При Хосрове I Албания, Атропатена и Иберия были включены в северный кустак (марзбанство).Начиная с VII века правление марзбанов сменила династия Мехранидов. В раннем средневековье в Албании существовали следующие области: Чола, Шеки, Лпина, Камбисена, Ути, Арцах, Пайтакаран, Сюник. От Дербента до горы Бешбармаг располагалась область Чола, здесь находился проход, называемый “железные ворота” или “Албанские ворота”.Это был надежный заслон от набегов северных соседей. Между Чолой и Шеки располагалась Лпина с городом Габала, а в области Ути главным городом была Барда. Область Пайтакаран включала в себя Мильско-Муганскую зону, а Арцах в основном нагорную часть Карабаха. Населяли Арцах тюрки.
В III-V веках между Римом и Сасанидами шла упорная борьба за первенство в Передней Азии.
Во времена правления Шапура II (309-379 гг.) Албания уже являлась надежным союзником Сасанидов. Правитель области Пайтакаран Санатюрк (290-338 гг.) ставил целью сохранить независимость Албании, решительно противостоял захватнической политике Рима и не допускал распространения христианства. В 337 году Санатюрк подчинил себе армян.
В 359 году в Амидском сражении Сасаниды при участии Албании победили римлян. После этой битвы Арцах, страна мааров (современный Нахчыван), Каспиана и др. области были возвращены Албании. Шапур II ужесточил преследование христиан. Однако после Дзиравской битвы 371 года Албания потеряла Ути, Сакасену, Гирдыманскую долину и область Колт. Наконец, в 387 году Сасаниды и Рим заключил перемирие. По договору Албания вошла в сферу влияния Сасанидов и утерянные ею земли были возвращены.
Тяжелая налоговая и переселенческая политика Сасанидов, насильственное навязывание зороастризма усиливало недовольство населения. Правящие круги использовали налоговую политику для собственного обогащения. А в переселенческой политике усматривались две цели:
1) создать себе этническую базу;
2) обеспечить землей безземельных иранских крестьян.
В 450 году в битве у Халхала повстанцы, в основном христиане, победили Сасанидов. С Кавказских гор на помощь восставшим пришли лпины во главе с Бурком. Повстанцы освободили от Сасанидов территорию вплоть до “Гуннского прохода” в Кавказских горах. Против них было направлено большое войско. В 451 году в битве на Аварайском поле Сасаниды разгромили мятежников.
Албанский правитель Ваче II в 457 году принял христианство и перестал подчиняться Сасанидам. Ваче II вместе с 11 местными кавказскими правителями отказался признать власть нового Сасанидского шаха Фируза. Шах поднял на войну с Ваче II племена гуннов - хайландуров (оногуров). Гунны в 462 году вторглись в Албанию, в Ваче II в 463 году был вынужден отречься от власти. Таким образом, Сасаниды и гунны предотвратили христианизацию Албании.
После Ваче II Албания 30 лет оставалась без правителя. И только в 493 году Вачаган III Благочестивый стал полноправным правителем Албании (493-510 гг.). Вачаган III преследовал идолопоклонников и колдунов, стараясь привить христианство. В 498 году он созвал Агуенский собор. Здесь при участии 10 религиозных деятелей были приняты законы о христианской религии и определены размеры налогов.
После смерти Вачагана III в 510 году Сасаниды ликвидировали местную власть в Албании. Начался длительный период правления Сасанидских марзбанов (510-629 гг.).
Еще в III веке в государстве Сасанидов проповедовалось учение Мани на пехлевийском и сирийском языках. Шах Шапур I запретил манихейство, так как оно было направлено против государственной власти. В 276 году Мани был казнен.
Учение Мани оказало сильное влияние на движение маздакидов (481-529 гг.), направленное против феодальной экспуатации и сасанидского гнета. Главной целью маздакидов было создание справедливого общества и установление имущественного равенства между людьми. Маздак учил, что достигнуть этого можно только путем борьбы. В отличие от Мани Маздак считал, что в борьбе зла с добром победит добро.
Сасанидский шах Кубад I решил использовать движение маздакидов в своей борьбе с крупными феодалами за укрепление центральной власти. Он назначил Маздака главным жрецом (мобедом) и по его совету открыл хлебные амбары для народа. Однако позднее Кубад I и его сын Хосров I в 529 году разгромили движение маздакидов и казнили Маздака.
Идеи Маздака оказали большое влияние на зародившееся в VIII веке движение хуррамитов.
В начале VII века в Албании к власти пришла династия Мехранидов. Основатель этой династии Мехран являлся родственником сасанидского шаха Хосрова II и был замешан в убийстве отца шаха. Он бежал из Ирана сначала в Ути, затем поселился в области Гирдиман. Хосров II, опасаясь союза Мехрана с хазарами, простил его.
Мехран хоть и был родственником Хосров II, но считался выходцем из рода тюрков - сабиров, расселившихся в Гирдимане с 70-х годов VI века.
Мехран убил 12 человек из местной знати и стал владетелем этой области. Его наследники в конце VI-начале VII веков еще более укрепили здесь свою власть. При правлении Вардана (600-615 гг.)была построена крепость Гирдиман. При Вараз Григоре Мехраниды приняли христианство (диофизитская ветвь), чтобы сблизиться с Византией, но вернувшийся из сасанидского плена католикос Виро вернул Вараз Григора в монофизитское направление христианства.
С приходом к власти Вараз Григора в Албании завершился период марзбанства. Сасаниды признали Мехранидов правителями всей Албании. Так начался период правления Мехранидов в Албании (629-705 гг.).
В 633 году арабские войска вторглись на территорию государства сасанидов. Правитель Албании Вараз Григор послал на помощь Сасанидам дружину во главе со своим сыном Джаванширом. В 636 году в бою Джаваншир проявил героизм. Когда в 638 году арабы окружили столицу сасанидов город Ктесифон, Джаваншир во главе 3-х тысячного отряда участвовал в обороне города. Но арабы захватили столицу.
После 7 лет войны, видя бесполезность борьбы с арабами, Джаваншир вернулся в Албанию. Здесь он мечом усмирил иранских феодалов, совершавших набеги на Албанию с целью грабежа. В поисках союзника в борьбе с арабами Джаваншир обратился к Византии. В 654 и 660 гг. Джаваншир встречался с императором Константином II, который признал Джаваншира правителем Албании.
В 60-е годы VII века хазары напали на Албанию. В 662 году на берегах Куры Джаваншир победил их и выдворил из страны. В 665 году хазары вновь напали на Албанию и на этот раз победили. Чтобы избавить страну от разорения, Джаваншир встретился с хазарским каганом и заключил с ним мир, по которому Албания должна была ежегодно платить дань, а хазары обязались вернуть всех пленных и угнанные стада.
В 661 году к власти в Арабском халифате пришли Омейяды. Джаваншир в конце 60-х годов VII века дважды встретился с халифом Муавией I в Дамаске и заключил с ним мир, по условиям которого:
1) халиф не затрагивал внутренней самостоятельности Албании;
2) налог с населения Албании уменьшался на одну треть.
При первых набегах арабов южная часть Азербайджана была полностью захвачена и управлялась арабским наместником. Но на севере Азербайджана – в Албании Джаванширу удалось сохранить внутреннюю самостоятельность страны. Однако сторонники сближения с Византией были недовольны его политикой и в 681 году, организовав покушение, убили Джаваншира.
В IV веке территория Кавказской Албании неоднократно подвергалась опустошительным нашествиям со стороны различных северо-кавказских племен. В V-VI века усиливаются набеги гуннов, в VI веке в Азербайджан, через Дербентский проход, много раз вторгаются хазары.
Для охраны рубежей в северной части Кавказской Албании строились оборонительные сооружения. Были построены крепости Бешбармакская — к северу от Апшерона, Гильгильчайская (Шабранская) — в 23 километрах севернее Бешбармакской. Дербентская стена (ее остатки сохранились до наших дней), неподалеку от городища Торпах-Кала, севернее города Тарку.
Примечание:
1.В Азербайджане феодалы своего собственного хозяйства почти не имели. Это являлось своеобразием феодального строя в Азербайджане.
2.Азербайджанские тюрки образовались в результате слияния проживавших на обширной территории с древнейших времён и переселявшихся сюда тюркских этносов – азери, гаргары, албаны, хазары, сабиры, огузы и т.д.