Александр Александрович Блок

Лирика

Вопросы с развернутым ответом:

1. В чём особенность звучания революционной темы в поэзии А.А. Блока?

2. Какие изменения претерпевает образ возлюбленной в произведениях А.А. Блока разных лет?

3. Почему в стихах о России А.А. Блок обращается к историческому прошлому Родины?

4. Какой предстаёт революционная Россия в поэме А.А. Блока «Двенадцать»?

5. В чем противоречивость отношения А.А. Блока к революции? (По поэме А.А. Блока «Двенадцать».)

6. Какое развитие в поэме А.А. Блока «Двенадцать» находит мотив «страшного мира», характерный для лирики поэта?

7. В чем сходство и в чем различие образа Родины в лирике А.А. Блока и С.А. Есенина?

Вопросы к выделенному фрагменту:

О, я хочу безумно жить:

Всё сущее – увековечить,

Безличное – вочеловечить,

Несбывшееся – воплотить!

Пусть душит жизни сон тяжелый,

Пусть задыхаюсь в этом сне, –

Быть может, юноша весёлый

В грядущем скажет обо мне:

Простим угрюмство – разве это

Сокрытый двигатель его?

Он весь – дитя добра и света,

Он весь – свободы торжество!

è Как называются эмоциональные, не требующие ответа вопросы, восклицания и обращения («Несбывшееся – воплотить!»; Простим угрюмство – разве это // Сокрытый двигатель его?»)?

è Каким размером написано стихотворение А.А. Блока?

è Как вы понимаете смысл первой строки стихотворения А.А. Блока «О, я хочу безумно жить…»?

è В творчестве каких русских поэтов звучат исповедальные мотивы и как их произведения можно соотнести со стихотворением А.А. Блока?

è Укажите термин, которым обозначают стилистический прием, заключающийся в одинаковом начале строк и дважды употребленный поэтом («Пусть душит жизни сон тяжелый, // Пусть задыхаюсь в этом сне…»; «Он весь – дитя добра и света, // Он весь свободы – торжество!»).

è К какой жанрово-тематической разновидности лирики, затрагивающей вечные вопросы бытия, относится стихотворение А.А. Блока?

…Вдаль идут державным шагом…

– Кто еще там? Выходи!

Это – ветер с красным флагом

Разыгрался впереди…

Впереди – сугроб холодный,

– Кто в сугробе – выходи!..

Только нищий пес голодный

Ковыляет позади…

– Отвяжись ты, шелудивый,

Я штыком пощекочу!

Старый мир, как пес паршивый,

Провались – поколочу!

…Скалит зубы – волк голодный –

Хвост поджал – не отстает –

Пес холодный – пес безродный…

– Эй, откликнись, кто идет?

– Кто там машет красным флагом?

– Приглядись-ка, эка тьма!

– Кто там ходит беглым шагом,

Хоронясь за все дома?

– Все равно тебя добуду,

Лучше сдайся мне живьем!

– Эй, товарищ, будет худо,

Выходи, стрелять начнем!

Трах–тах–тах! – И только эхо

Откликается в домах…

Только вьюга долгим смехом

Заливается в снегах…

Трах–тах–тах!

Трах–тах–тах!..

…Так идут державным шагом –

Позади – голодный пес,

Впереди – с кровавым флагом,

И за вьюгой невидим,

И от пули невредим,

Нежной поступью надвьюжной,

Снежной россыпью жемчужной,

В белом венчике из роз –

Впереди – Исус Христос.

(А.А. Блок, «Двенадцать».)

è Как вы понимаете смысл финала «Двенадцати»?

è В финале фрагмента (и всей поэмы) возникает резкое противопоставление образов («позади – голодный пес… – впереди Исус Христос»). Как называется такое противопоставление?

è Укажите город, являющийся местом действия поэмы «Двенадцать».

è Как называется прием очеловечивания явлений природы, придающий авторским описаниям особую выразительность («Только вьюга долгим смехом // Заливается в снегах…»)?

è Как называется поэтическое течение, одним из ярких представителей которого в 1910-е годы являлся А.А. Блок и принципы которого отчасти нашли свое отражение в поэме «Двенадцать»?

è В каких произведениях русских писателей изображены «будни» революции и в чем эти произведения могут быть сопоставлены с поэмой А.А. Блока «Двенадцать»? (Приведите 2–3 примера с указанием авторов.)

è Укажите название средства художественной изобразительности, представляющего собой эмоционально-оценочное определение («Нежной поступью надвьюжной»).

è Какой прием использует автор, характеризуя ушедшую эпоху («Старый мир, как пес паршивый, провались…»)?

è Как называется многозначные обобщенные образы, являющиеся важным элементом художественного мира Блока (кровавый флаг, пес голодный, белый венчик из роз и т.п.)?

РОССИЯ

Опять, как в годы золотые,

Три стёртых треплются шлеи,

И вязнут спицы росписные

В расхлябанные колеи...

Россия, нищая Россия,

Мне избы серые твои,

Твои мне песни ветровые, –

Как слёзы первые любви!

Тебя жалеть я не умею

И крест свой бережно несу...

Какому хочешь чародею

Отдай разбойную красу!

Пускай заманит и обманет, –

Не пропадёшь, не сгинешь ты,

И лишь забота затуманит

Твои прекрасные черты...

Ну что ж? Одной заботой боле –

Одной слезой река шумней

А ты всё та же – лес, да поле,

Да плат узорный до бровей...

И невозможное возможно,

Дорога долгая легка,

Когда блеснёт в дали дорожной

Мгновенный взор из-под платка,

Когда звенит тоской острожной

Глухая песня ямщика!..

è Назовите художественный приём, использованный автором во второй строфе стихотворения:

Мне избы серые твои,

Твои мне песни ветровые –

Как слёзы первые любви!

è В чём заключается противоречивость отношения поэта к России?

è Какой эпитет использует Блок в третьей строфе, рисуя красоту и мятежность России?

è Укажите термин, которым в литературоведении обозначается повтор слова в начале стихотворных строк:

è Когда блеснёт в дали дорожной

è Когда звенит тоской острожной –

è Назовите поэтическое течение начала XX века, которое характеризуется такими признаками, как мистичность, недосказанность, и к которому относится творчество А. Блока.

è Укажите размер, которым написано стихотворение А. Блока «Россия» (ответ дайте в именительном падеже без указания количества стоп).

è Какие произведения русских поэтов близки блоковскому ощущению России? (Свой ответ аргументируйте.)

ФАБРИКА

В соседнем доме окна желты.

По вечерам – по вечерам

Скрипят задумчивые болты,

Подходят люди к воротам.

И глухо заперты ворота,

А на стене – а на стене

Недвижный кто-то, чёрный кто-то

Людей считает в тишине.

Я слышу всё с моей вершины:

Он медным голосом зовёт

Согнуть измученные спины

Внизу собравшийся народ.

Они войдут и разбредутся,

Навалят на спины кули.

И в жолтых окнах засмеются,

Что этих нищих провели.

è Как называется созвучие концов стихотворных строк (вершины – спины; зовёт – народ)?

è В чём необычность звучания социальной темы в стихотворении А.А. Блока «Фабрика»?

è Укажите модернистское течение в поэзии, ярким представителем которого был А.А. Блок.

è Кто из русских поэтов обращался к социальной проблематике и в чём их произведения можно сопоставить со стихотворением А.А. Блока «Фабрика»?

è Из приведённого ниже перечня выберите три названия художественных средств и приёмов, использованных поэтом в первой строфе данного стихотворения.

1) гипербола

2) повтор

3) олицетворение

4) неологизм

5) эпитет

è Определите размер, которым написано стихотворение А.А. Блока «Фабрика» (без указания количества стоп).

è Назовите средство художественной выразительности, состоящее в нарушении прямой последовательности слов в предложении (например, «подходят люди к воротам»).

Вхожу я в тёмные храмы,

Совершаю бедный обряд.

Там жду я Прекрасной Дамы

В мерцаньи красных лампад.

В тени у высокой колонны

Дрожу от скрипа дверей.

А в лицо мне глядит, озарённый,

Только образ, лишь сон о Ней.

О, я привык к этим ризам

Величавой Вечной Жены!

Высоко бегут по карнизам

Улыбки, сказки и сны.

О, Святая, как ласковы свечи,

Как отрадны Твои черты!

Мне не слышны ни вздохи, ни речи,

Но я верю: Милая – Ты.

è Как называется созвучие концов стихотворных строк (храмы – Дамы; обряд – лампад и т.п.)?

è Каково внутреннее состояние лирического героя, ожидающего Прекрасную Даму?

è В творчестве каких русских поэтов созданы идеальные женские образы и в чём эти образы созвучны образу блоковской Прекрасной Дамы?

è Черты какого поэтического течения начала XX века нашли отражение в приведённом стихотворении А.А. Блока?

è Как называется стилистический приём, основанный на повторении одинаковых гласных в строке («В мерцаньи красных лампад»)?

è Из приведённого ниже перечня выберите три названия художественных средств и приёмов, использованных поэтом в третьей строфе данного стихотворения.

1) эпитет

2) риторическое восклицание

3) сравнение

4) гипербола

5) инверсия

Ночь, улица, фонарь, аптека,

Бессмысленный и тусклый свет.

Живи ещё хоть четверть века –

Всё будет так. Исхода нет.

Умрёшь – начнёшь опять сначала,

И повторится всё, как встарь:

Ночь, ледяная рябь канала,

Аптека, улица, фонарь.

è Опираясь на вторую строфу стихотворения, определите его размер (без указания количества стоп).

è Назовите поэтическое течение, в русле которого развивалось творчество А.А. Блока.

è Из приведённого ниже перечня выберите три названия художественных средств и приёмов, использованных поэтом в стихотворении.

1) риторический вопрос

2) звукопись

3) эпитет

4) гротеск

5) сравнение

è В каких произведениях русских поэтов звучат философские вопросы и в чём эти произведения созвучны стихотворению «Ночь, улица, фонарь, аптека…»?

è Каким настроением окрашено авторское размышление о бытии в стихотворении «Ночь, улица, фонарь, аптека…»?

è Назовите тип композиции, характеризующийся финальным возвращением к исходной мысли, образу.

è Укажите термин, обозначающий созвучие окончаний стихотворных строк (сначала – канала; встарь – фонарь).

РУСЬ

Ты и во сне необычайна.

Твоей одежды не коснусь.

Дремлю – и за дремотой тайна,

И в тайне – ты почиешь, Русь.

Русь, опоясана реками

И дебрями окружена,

С болотами и журавлями,

И с мутным взором колдуна,

Где разноликие народы

Из края в край, из дола в дол

Ведут ночные хороводы

Под заревом горящих сел.

Где ведуны с ворожеями

Чаруют злаки на полях,

И ведьмы тешатся с чертями

В дорожных снеговых столбах.

Где буйно заметает вьюга

До крыши – утлое жилье,

И девушка на злого друга

Под снегом точит лезвее.

Где все пути и все распутья

Живой клюкой измождены,

И вихрь, свистящий в голых прутьях,

Поет преданья старины...

Так – я узнал в моей дремоте

Страны родимой нищету,

И в лоскутах ее лохмотий

Души скрываю наготу.

Тропу печальную, ночную

Я до погоста протоптал,

И там, на кладбище ночуя,

Подолгу песни распевал.

И сам не понял, не измерил,

Кому я песни посвятил,

В какого бога страстно верил,

Какую девушку любил.

Живую душу укачала,

Русь, на своих просторах, ты,

И вот – она не запятнала

Первоначальной чистоты.

Дремлю – и за дремотой тайна,

И в тайне почивает Русь,

Она и в снах необычайна.

Ее одежды не коснусь.

è Стихотворение А.А. Блока «Русь» начинается и заканчивается строфами сходного содержания. Назовите данный тип композиции.

è Назовите средство художественной изобразительности, которым пользуется поэт в воссоздании образа Руси («тропа печальная», «ночные хороводы» и т.п.)

è С каким стихотворением А.С. Пушкина перекликаются строки «И ведьмы тешатся с чертями / В дорожных снеговых столбах»?

è Какое художественное средство, представляющее собой перенос свойств одного предмета или явления на другое, использует поэт в строке «живой клюкой измождены»?

è Назовите прием одухотворения явлений природы, пришедший из фольклорных традиций («И вихрь, свистящий в голых прутьях, / Поет преданье старины»).

è Определите размер, которым написано стихотворение А.А. Блока «Русь».

НЕЗНАКОМКА

По вечерам над ресторанами

Горячий воздух дик и глух,

И правит окриками пьяными

Весенний и тлетворный дух.

Вдали, над пылью переулочной,

Над скукой загородных дач,

Чуть золотится крендель булочной

И раздается детский плач.

И каждый вечер, за шлагбаумами,

Заламывая котелки,

Среди канав гуляют с дамами

Испытанные остряки.

Над озером скрипят уключины,

И раздается женский визг.

А в небе, ко всему приученный,

Бессмысленно кривится диск.

И каждый вечер друг единственный

В моем стакане отражен

И влагой терпкой и таинственной,

Как я, смирен и оглушен.

А рядом у соседних столиков

Лакеи сонные торчат,

И пьяницы с глазами кроликов

«In vino veritas!» кричат.

И каждый вечер, в час назначенный

(Иль это только снится мне?),

Девичий стан, шелками схваченный,

В туманном движется окне.

И медленно, пройдя меж пьяными,

Всегда без спутников, одна,

Дыша духами и туманами,

Она садится у окна.

И веют древними поверьями

Ее упругие шелка,

И шляпа с траурными перьями,

И в кольцах узкая рука.

И странной близостью закованный,

Смотрю за темную вуаль,

И вижу берег очарованный

И очарованную даль.

Глухие тайны мне поручены,

Мне чье-то солнце вручено,

И все души моей излучины

Пронзило терпкое вино.

И перья страуса склоненные

В моем качаются мозгу,

И очи синие бездонные

Цветут на дальнем берегу.

В моей душе лежит сокровище,

И ключ поручен только мне!

Ты право, пьяное чудовище!

Я знаю, истина в вине.

è Как меняется эмоциональное состояние лирического героя от начала к концу стихотворения «Незнакомка»?

è Как называется модернистское течение в поэзии, ярким представителем которого является А.А. Блок и принципы которого нашли отражение в стихотворении «Незнакомка»?

è Какой художественный прием, основанный на переносе свойств одного явления на другое по их сходству, использует автор стихотворения (« И очи синие бездонные// Цветут на дальнем берегу»)?

è В каких произведениях русской лирики представление о возвышенном и прекрасном связано с женским образом и в чем их сходство и отличие от стихотворения «Незнакомка»?

è Образ Незнакомки резко отличается от окружающего мира, на фоне которого он возникает перед лирическим героем. Как называется художественный прием, основанный на противопоставлении предметов и явлений?

è Какое художественное средство, усиливающее эмоциональное звучание образов, многократно используется в стихотворении («воздух дик и глух», «влагой терпкой и таинственной», «страннойблизостью» и т.д.)?

è Назовите средство художественной выразительности, заключающееся в повторении одинаковых или однотипных гласных звуков («Дыша духами и туманами// Она садится у окна»).

è Какую истину открывает для себя лирический герой в финале стихотворения (заключительная строфа)?

Наши рекомендации