Основные географические направления религиозного туризма
Для географического изучения широкой и весьма пестрой картины паломничества используется районирование. В мире выделяются 11 макрорегионов паломничества:
- Христианская Европа;
- Северная Америка с доминирующим положением христианства и многочисленными другими религиями;
- Латинская Америка с преобладанием христианства и местными традиционными религиями;
- Северная Африка с преобладанием ислама;
- Западная и Восточная Африка, где господствует ислам и существуют отдельные центры христианства и традиционных религий;
- Западная Азия с доминантой ислама и анклавами христианства и иудаизма;
- Южная Азия, где получили распространение индуизм и буддизм, а также имеются центры христианства, джайнизма, сикхизма и ислама;
- Юго-Восточная Азия с преобладанием буддизма, ислама, христианства и анклавами индуизма;
- Восточная Азия с господствующими буддизмом, конфуцианством, синтоизмом и участками ислама и христианства;
- Центральная Азия с доминантой буддизма (в основном ламаизма), Средняя Азия с господством ислама.
Каждый макрорегион известен прежде всего мировыми центами паломничества. Они принимают международные потоки верующих и нередко совмещают религиозную специализацию с функциями административного, промышленного, культурного и туристского центров. Кроме того, в макрорегионах существуют объекты религиозного поклонения национального и местного значения.
Иерусалим - крупнейший религиозный центр мира. Особое место среди мировых культовых центров занимает Иерусалим - святое место для приверженцев трех религий - иудаизма, христианства и ислама. Евреи, исповедующие иудаизм - наиболее раннюю монотеистическую религию, из которой во многом проистекает христианство, - едут в Священный город, чтобы побывать у Стены плача. Здесь, на небольшой площади перед Стеной, они скорбят о некогда разрушенном арабами храме. Одетые во все черное ортодоксы раскачиваются в соответствии с внутренним ритмом своих обращений к Богу Яхве.
Для христиан Иерусалим связан с земным пребыванием Иисуса Христа. Самым важным пунктом их паломнической программы является храм Воскресения - главная святыня христианского мира. Каждый верующий стремится посетить этот храм, поклониться его реликвиям - Голгофе, камню Помазания, Живоносному Гробу Господня и помолиться. Склеп, символизирующий место захоронения Сына Божия, плотно окружен молельнями разных христианских конфессий. Римские католики возносят славу Богу рядом со склоненными в скорбном молчании армянскими священнослужителями. Тут же шепчут слова молитвы сирийские ортодоксы. Наиболее сильное впечатление остается у паломников, посетивших Иерусалим в канун Пасхи, когда в Святую Субботу в храме Воскресения совершается «схождение Благодатного Огня». Мусульмане имеют в Иерусалиме свои знамения. Местом их притяжения является мечеть Омара - самое старое из дошедших до наших дней исламских культовых строений. Ее купол символизирует священную скалу, с которой, согласно религиозным представлениям, пророк Мухаммед вознесся на небеса.
Центры христианского паломничества. В отличие от Иерусалима, воплощающего в себе удивительное разнообразие религиозных связей, большинство центров паломничества связано с одной религией. В христианском мире существует много святых мест в различных районах Земли. Но наиболее почитаемые среди них находятся в Европе: Рим (Италия), Париж и Лурд (Франция), Фатима (Португалия), Варшава (Польша), Монсеррат (Испания) и др. Миллионы паломников устремляются в эти центры в надежде увидеть чудесное явление или поклониться священным реликвиям и приобщиться к исходящей от них благодати.
Особенно почитаемы у христиан реликвии, связанные с крестными муками и смертью Иисуса Христа. Наиболее известное из них - терновый венец - находится в Париже, в соборе Нотр - Дам. Много паломников собирается здесь и во время Всемирных дней христианской молодежи. Они проводятся по инициативе Папы Римского Иоанна Павла II начиная с 85 г. Ежегодно на этот крупнейший форум католической молоки съезжаются до 500 тыс. верующих студентов.
Крупнейшим центром христианского паломничества, где можно поклониться сразу многим святыням, является Рим. Ежегодно его посещают 8 млн. христиан-богомольцев. В Вечном городе находятся смирно известные соборы. Один из них – Сан - Джованни – ин - Латерано был основан в IV в., неоднократно разрушался и вновь восстанавливался. Его величают «матерью и главой всех церквей Рима и земли». В нем собраны священные реликвии: головы святых Петра и Павла, иудейский Ковчег Завета, святой жезл Аарона, накидка Марии, часть стола, за которым проходила Тайная Вечеря, перекладина «истинного креста». До наших дней сохранилась святая лестница. Она была привезена из иерусалимского дворца Пилата. По преданию, по ней вывели Иисуса Христа на казнь. Подняться по 28 мраморным ступеням можно, лишь преклонив лена.
В пределах Рима находится государство - город Ватикан - центр католической церкви, резиденция ее главы - Папы Римского. В Ватикане сосредоточены ценнейшие сокровища культуры, в частности собор Святого Петра, поражающий своим величием и великолепием. Миллионы паломников стекаются сюда со всего мира.
Вышеназванные христианские святыни не исчерпывают полного их перечня. Такого количества и разнообразия предметов и мест культового поклонения, как в христианстве, нет ни в одной другой религии мира.
Центры паломничества мусульман. Мусульмане имеют свои центры религиозного притяжения. Главным среди них считается Мекка в Саудовской Аравии. Слово «мекка» стало синонимом паломничества далеко за пределами мусульманского мира, но лишь приверженцам ислама разрешается посещать священный город, где, согласно религиозному учению, родился пророк Мухаммед.
Медина - современный арабский город, с шести полосными автомагистралями. По сравнению с Меккой земля здесь плодороднее, поэтому город утопает в зелени. Мечеть в Медине уступает по размеру храму аль-Харам, но отличается удивительной красотой. [5, стр.27]
Центры буддийского паломничества. Буддизм - одна из трех мировых религий, наряду с Христианством и исламом. Он возник в Древней Индии в VI-V вв. до н. э. и затем распространился в Юго-Восточной и Центральной Азии, отчасти в Средней Азии и Сибири. Буддийское вероучение зиждется на внутреннем стремлении человека к духовному озарению (нирване), которое достигается с помощью медитации, мудрости и высших моральных ценностей.
Ортодоксальные буддисты не совершают паломничества в том смысле, какой вкладывают в него христиане или мусульмане. Однако они имеют свои святыни и предпринимают к ним индивидуальные путешествия в поисках духовного совершенства. Вплоть до присоединения Тибета к Китаю в 1951 г. тысячи паломников отправлялись в долгий и опасный путь в священный г. Лхаса, что расположен в Гималаях на высоте 3650 м. Здесь находятся монастырь и дворец Далай - ламы - духовного главы буддистов. В просторном многоэтажном дворцовом комплексе, возведенном в ХVII в., насчитывается свыше 1000 разных помещений, не менее 10 тыс. предметов поклонения и 20 тыс. статуй. Дворец был зимней резиденцией главы Тибета до 1959 г., пока нынешний Далай - лама XIV не эмигрировал в Индию.
Центрами притяжения буддийских паломников являются многочисленные статуи Будды. Они достигают гигантских размеров и производят сильное впечатление. В японском г. Нара, недалеко от Осаки, в монастыре Тодайдзи, находится известная достопримечательность Японии - бронзовая статуя Великого Будды. Сидячая фигура достигает в высоту 16 м. Правая рука Будды с открытой ладонью протянута вперед в знак благословения, положение левой руки символизирует исполнение желаний. Рядом с Буддой установлена деревянная колонна с небольшим отверстием, через которое каждый паломник пытается пролезть. По убеждению верующих, в случае успеха он окажется в раю. Пилигримы стекаются сюда по два, по три, иногда поодиночке. Их легко можно отличить в толпе туристов.
География экскурсионного туризма религиозной тематики: близкие паломничеству потоки формируются экскурсионным туризмом религиозной тематики. Такие поездки обычно не столь продолжительны, как странствия верующих, рассчитаны на детей и взрослых, организуются в любое время года и не привязаны к культовым праздникам. Если для богомольца важен духовный момент, то турист отправляется в путешествие по Святым местам с культурно-познавательной целью. В некоторых турах одновременно могут участвовать как паломники, так и туристы. По маршруту они посещают культовые святыни и архитектурные памятники прошлого, что позволяет светским людям приобщиться к духовным традициям. Проведение подобных туров требует скрупулезной подготовки. Группа подбирается особенно тщательно, чтобы в нее не попали люди, которым абсолютно чужды вера и уважение к церкви. Ее сопровождают хорошо знающий тему экскурсовод, желательно человек верующий, и представитель церкви. С помощью последнего собравшиеся получают представление о духовных ценностях.
Помимо Израиля с его раннехристианскими и мусульманскими памятниками, туристы такого рода проявляют интерес к Иордании. В истории христианства эта земля упоминается в Ветхом и Новом Заветах. Здесь протекает река Иордан, в водах которой крестился Христос. Широкие туристские потоки с ознакомительными целями направляются в Грецию - наследницу великой Византии, колыбель православия, с ее горными монастырями, монашеской республикой Афон, и в Ватикан - центр католической церкви. Религиозные достопримечательности привлекают туристов Францию. 57% памятников, составляющих ее национальное достояние и находящихся под охраной государства (включая придорожные кресты и надгробия), представляют религиозные объекты, действующие культовые или памятные.
В странах бывшего социалистического лагеря религиозное направление в туризме стало развиваться сравнительно недавно, в результате переосмысления роли религии в жизни общества. Долгими десятилетиями государство искореняло религию, чтобы заменить ее коммунистической идеологией. В таких условиях религия была обречена на выживание и не могла оказывать сколько-нибудь заметное влияние на туризм. Святыни, в лучшем случае, рассматривались как эстетически привлекательные места для иностранных туристов. Сегодня картина постепенно меняется. У населения растет потребность в духовных ценностях, усиливается интерес к памятникам религиозной культуры, жизни церкви, в частности монастырей, ставших важными центрами духовного возрождения. Религия, все глубже проникая в общественные отношения, отрывает новые горизонты для туристских обменов.
География научного туризма с религиоведческими целями: свои потоки формирует научный туризм с религиоведческими целями. Туристы устремляются к центрам не только монотеистических существующих религий, но и в страны с богатым политеистическим прошлым. Это - прежде всего Египет, а также Италия и Греция. Особый научный религиоведческий интерес представляет сток - Индия, Китай, Япония. Поездки специалистов немногочисленны, но они расширяют географию религиозного туризма и делают его потоки в целом более полнокровными.
В связи с ростом спроса на религиозные туры за рубежом появились фирмы, специализирующиеся на организации путешествий в сотрудничестве с церковью. Последняя, принимая во внимание гуманистическую направленность туризма, для привлечения клиентуры опубликовала документ под названием «Моленья-прощенья, паломничества и их художественный и архитектурный аспект». В России религиозный туризм практически не развит, но он набирает обороты. В нашей стране существуют большие ресурсные возможности относительно религиозного туризма. Как. заявлял Патриарх Московский и всея Руси Алексей II: «В России за последние 20 лет количество православных храмов в России возросло в четыре раза [10, стр. 54]. Также в журнале «Пари матч», он привел статистику, согласно которой в 1986 году в стране насчитывалось лишь 6800 православных храмов, а в 2006 году их было 27 тысяч, монастырей было лишь 18, а теперь – 680. Все это говорит о том, что России нужно развивать религиозный туризм, тем самым приобщать людей к культуре и истории религии.
Как уже говорилось выше, в России религиозный туризм только набирает обороты. В нашей стране есть достаточно ресурсов для развития этого вида туризма.
В России имеются места упокоения святых угодников, являющихся наиболее известными и посещаемым:
¾ Серафима – Дивеевский монастырь (прп. Серафим Саровский), Нижегородская область;
- Свято – Троицкий Александро – Свирский монастырь (игумен Александр) Ленинградская область4
- Задонский Богородский монастырь (свт. Тихон Задонский), Задонск, Липецкая область;
- Часовня Блаженной Ксении (св. Ксения Петербургская), Смоленское кладбище Санкт – Петербурга;
- Троице – Сергиева лавра (прп. Сергий Радонежский), Сергиев Посад, Московская область;
- Оптина пустынь (прп. Амвросий Оптинский), Козельск, Калужская область;
- Покровский кафедральный собор (свт. Митрофан), Воронеж;
- Иоанновский монастырь (св. Иоанн Кронштадтский), Санкт – Петербург;
- Саввино – Сторожевский монастырь, Звенигород. Московская область;
- Соловецкий монастырь, Соловецкие острова;
- Новодевичий монастырь, Москва.
- Топловский Свято – Троице Параскевиевский монастырь, Тополевка, Крым.
- Александро – Невская лавра – Санкт - Петербург