Как он – лысый с тонкими ногами наносит удары по ней своей киркой».
Это произойдёт после появления племён Йа’джудж и Ма’джудж (Мог и Магог).
Аль-Бухари передаёт, что Абу Саид аль-Худри сообщил,
что посланник Аллаха (да благословит его Аллах и приветствует) сказал:
«لَيُحَجَّنَّ الْبَيْتُ وَلَيُعْتَمَرَنَّ بَعْدَ خُرُوجِ يَأْجُوجَ وَمَأْجُوج»
«После появления Йа’джудж и Ма’джудж люди ещё будут
совершать хадж и умру (малое паломничество) [36]».
Всевышний Аллах продолжает рассказ о мольбе Ибархима и Исмаила (мир им обоим):
﴿رَبَّنَا وَاجْعَلْنَا مُسْلِمَيْنِ لَكَ وَمِن ذُرِّيَّتِنَآ أُمَّةً مُّسْلِمَةً لَّكَ وَأَرِنَا مَنَاسِكَنَا وَتُبْ عَلَيْنَآ إِنَّكَ أَنتَ التَّوَّابُ الرَّحِيمُ ﴾
Господь наш! Сделай нас покорившимися Тебе, а из нашего потомства – общину, покорившуюся Тебе. Покажи нам обряды поклонения и прими наше покаяние. Воистину, Ты – Принимающий покаяние, Милосердный.
Ибн Джарир сказал: «Они тем самым говорят:«Сделай нас покорными Твоим
повелениям, и смиренными в повиновении Тебе, чтобы мы не придавали Тебе
в сотоварищи Никого, и не поклонялись никому кроме Тебя».
Икрима также прокомментировал аят: ﴿رَبَّنَا وَاجْعَلْنَا مُسْلِمَيْنِ لَكَ﴾Господь наш! Сделай нас покорившимися Тебе – Аллах ответил им: «Я сделал так», затем они попросили:
﴿وَمِن ذُرِّيَّتِنَآ أُمَّةً مُّسْلِمَةً لَّكَ﴾ а из нашего потомства – общину, покорившуюся Тебе
–Аллах ответил: «Я сделаю так».
Ас-Судди сказал: ﴿وَمِن ذُرِّيَّتِنَآ أُمَّةً مُّسْلِمَةً لَّكَ﴾
а из нашего потомства – общину, покорившуюся Тебе – здесь речь идёт об арабах.
Ибн Джарир сказал: «Правильнее считать, что речь идёт об арабах и о других нациях,
ведь потомство Ибрахима включает в себя и сынов Израиля.
Всевышний Аллах сказал об этом:(وَمِنْ قَوْمِ مُوسَى أُمَّةٌ يَهْدُونَ بِالْحَقِّ وَبِهِ يَعْدِلُونَ)
Среди народа Мусы (Моисея) есть люди,
которые ведут путем истины и устанавливают справедливость.(7:159)
Я (ибн Касир) считаю, что мнение ибн Джарира не противоречит мнению ас-Судди.
Ведь выделение арабов в этой мольбе не отрицает того, что оно касается и других наций. Скорее всего, речь идет об арабах, поэтому они потом сказали в мольбе:
﴿رَبَّنَا وَابْعَثْ فِيهِمْ رَسُولاً مِّنْهُمْ يَتْلُواْ عَلَيْهِمْ آيَـتِكَ وَيُعَلِّمُهُمُ الْكِتَـابَ وَالْحِكْمَةَ وَيُزَكِّيهِمْ﴾
Господь наш! Пошли к ним посланника из них самих,
который прочтет им Твои аяты, научит их Писанию и мудрости и очистит их.(2:129) здесь под посланником подразумевается Мухаммад
(да благословит его Аллах и приветствует), он действительно был послан к арабам.
Всевышний Аллах сказал об этом факте: (هُوَ الَّذِي بَعَثَ فِي الْأُمِّيِّينَ رَسُولًا مِنْهُمْ)
Он – Тот, Кто отправил к неграмотным людям Посланника из их среды. (62:2)
Тем не менее, миссия пророка (да благословит его Аллах и приветствует)
была адресована и красным и чёрным (т.е. ко всем нациям),
ибо Всевышний Аллах сказал: (قُلْ يَا أَيُّهَا النَّاسُ إِنِّي رَسُولُ اللَّهِ إِلَيْكُمْ جَمِيعًا)
Скажи: «О люди! Я – Посланник Аллаха ко всем вам». (7:158)
есть также другие аяты подобного содержания, доказывающие послание пророка
(да благословит его Аллах и приветствует) ко всем людям.
Эта мольба Ибрахима и Исмаила (мир им обоим) подобна мольбе верующих,
о которой сообщил Всевышний Аллах:
﴿وَالَّذِينَ يَقُولُونَ رَبَّنَا هَبْ لَنَا مِنْ أَزْوَجِنَا وَذُرِّيَّـتِنَا قُرَّةَ أَعْيُنٍ وَاجْعَلْنَا لِلْمُتَّقِينَ إِمَاماً ﴾
Они говорят: «Господь наш! Даруй нам отраду глаз в наших супругах и потомках
и сделай нас образцом для богобоязненных». (25:74)
Такая мольба позволительна, ибо желание иметь потомство, поклоняющееся Аллаху – признак совершенства любви рабов к Аллаху.
Именно поэтому после того, как Аллах обещал Ибрахиму (мир ему):
﴿إِنِّى جَـعِلُكَ لِلنَّاسِ إِمَامًا﴾ «Я сделаю тебя предводителем людей».
Ибрахим попросил у Него: ﴿وَمِن ذُرِّيَّتِى قَالَ لاَ يَنَالُ عَهْدِي الظَّـالِمِينَ﴾
«И из моего потомства». Он сказал: «Мой завет не коснется беззаконников».
Ибрахим также просил у Аллаха: ﴿وَاجْنُبْنِى وَبَنِىَّ أَن نَّعْبُدَ الاصْنَامَ﴾
и убереги меня и моих сыновей от поклонения идолам. (14:35)
В двух Сахихах приводится хадис от Абу Хурайры,
что посланник Аллаха (да благословит его Аллах и приветствует) сказал:
«إِذَا مَاتَ ابْنُ آدَمَ انْقَطَعَ عَمَلُهُ إِلَّا مِنْ ثَلَاثٍ:
صَدَقَةٍ جَارِيَةٍ أَوْ عِلْمٍ يُنْتَفَعُ بِهِ أَوْ وَلَدٍ صَالِحٍ يَدْع لَه»
«Когда умирает сын адамов, (запись) его деяний прекращается после него,
кроме трёх(деяний):продолжающаяся милостыня, полезное знание,
а также праведный потомок, который будет молиться за него[37]».
Саид ибн Мансур передаёт от Аттаба ибн Башира,
а тот от Хасыфа ибн Муджахида, что пророк Ибрахим (мир ему) вознёс мольбу:
﴿وَأَرِنَا مَنَاسِكَنَا﴾ Покажи нам обряды поклонения – Джибриль (Гавриил мир ему) пришёл
к нему и отнёс его к Дому, а затем сказал ему: «Подними его основы». Он поднял основы
и завершил строительство. Затем Джибриль (мир ему) вывел его за руку и повёл его к
холму Сафа, потом сказал: «Это один из символов Аллаха». Затем он пошёл с ним к холмуМарваи сказал: «Это один из символов Аллаха». Затем он пошёл с ним дальше, когда он достиг Акабы (в Мине), то увидел Иблиса (да проклянет его Аллах) , стоящего возле дерева. Джибриль (Гавриил, мир ему) сказал Ибрахиму: «Возвеличь Аллаха, и бросай камни
(в Иблиса)». Он возвеличил Аллаха и стал бросать камни. Тогда Иблис ушёл и встал возле средней Акабы. Когда Джибриль с Ибрахимом дошли до него, Джибриль сказал:
«Возвеличь Аллаха, и бросай камни (в Иблиса)». Он возвеличил Аллаха и стал бросать камни в него. Тогда мерзкий Иблис ушёл. Иблис хотел ввести новшества в обряд Хаджа, но не смог. Тогда Джибриль (Гавриил, мир ему) взял Ибрахима (мир ему) за руку и повёл к
местечку Маш‘араль-харам (заповедное место) и сказал: «Это Маш‘ар аль-харам».
Затем повёл его за руку к Арафату, и сказал ему трижды: «Арафта ма арайтука»?
(“Узнал ли ты то, что я показал тебе?”). Тот ответил: «Да».
Подобные повествования передают Абу Муджтаз и Катада.
Аллах сказал далее:
رَبَّنَا وَابْعَثْ فِيهِمْ رَسُولاً مِّنْهُمْ يَتْلُواْ عَلَيْهِمْ آيَـتِكَ وَيُعَلِّمُهُمُ الْكِتَـابَ وَالْحِكْمَةَ وَيُزَكِّيهِمْ إِنَّكَ أَنتَ العَزِيزُ الحَكِيمُ
(129) Господь наш! Пошли к ним посланника из них самих,