Мухаммад ибн исма'иль ибн аль-амир

ОЧИЩЕНИЕ ВЕРОУБЕЖДЕНИЯ

ОТ

ПРИМЕСЕЙ БЕЗБОЖИЯ

(ТАТХИР УЛЬ-И'ТИКАД 'АН АДРАН ИЛЬ-ИЛЬХАД)

АВТОР

ИМАМ АЛЬ - 'АЛЛЯМА АЛЬ-МУЖАДДИД

Мухаммад ибн Исма'иль ибн аль-Амир

Ас-Сан'ани

(1099-1182)

Перевод и комментарии

Руслан Абу Ибрахим Татарстани

(первое издание)

ПРЕДИСЛОВИЕ АВТОРА ПЕРЕВОДА.

Хвала Аллаху Господу миров, мир и благословение посланнику Аллаху, а также его семейству, сподвижникам и всем, кто последовал за ними наилучшим образом до самого Судного Дня.

А затем:

Призыв приверженцев Сунны и единой общины во все времена и на всех землях отличался особым вниманием к вопросам единобожия. Причин этому множество, но главное из этого то, что при отсутствии единобожия в поклонении Всевышнему Аллаху все остальное становится бессмысленным и не приносящим пользы. Всевышний не принимает от человека даже частички его благих деяний и слов, если тот не входит в число единобожников.

И удивительно положение тех, кто находился в поисках шариатского знания многие годы, а затем, вернувшись на свои земли, всю свою заботу и внимание направляет на исправление так называемых «пороков общества», но когда речь заходит о вопросах единобожия и многобожия, то вдруг выясняется, что на разъяснение этих вопросов «не хватает времени»!!!

Автором книги, перевод которой находится в руках уважаемого читателя, является великий имам этой общины, абсолютный муджтахид и обновитель религии своего времени – Мухаммад ибн Исма’иль ас-Сан’ани.

Перевод именно этого труда был выбран не случайно. Дело в том, что этим своим посланием имам ас-Сан’ани обращается к обществу своего времени, которое очень схоже с обществом людей, живущих в странах СНГ сегодня. К тому же, автор нашей книги прекрасно излагает, казалось бы, ясные, а иногда наоборот, затруднительные вопросы идеологии в новом, непривычном ракурсе, что позволяет поразмышлять над изложенными вопросами с другой точки зрения и увидеть в них неизвестные доселе грани и моменты.

Что же касается комментариев к этой книге, то нет в этом из наших заслуг ничего, кроме приведения примечаний, уже имеющихся в разъяснениях ученых к этому труду, или к трудам, в которых разобраны подобные же вопросы.

Прошу Всевышнего Аллаха Его Прекрасными Именами, а также тем, что свидетельствую о Его исключительном праве на искреннее поклонение и обожествление, чтобы Он принес пользу этой книгой тем, кто ее прочитал.

Руслан Абу Ибрахим Татарстани

«Дар уль-Хадис» Даммадж

30 Зуль-Ка’да 1434 г/х

БИОГРАФИЯ АВТОРА КНИГИ[1].

Его полное имя:

Мухаммад ибн Исма’иль ибн Салях ибн уль-Амир ас-Сан’ани. Его род возвращается к Хасану ибн ‘Али ибн Аби Талибу, т.е. автор нашей книги принадлежал к семейству пророка Мухаммада мухаммад ибн исма'иль ибн аль-амир - student2.ru .

Родился:

В городе Кахлян, одной из провинций Йемена в месяце Джумад уль-Ахира в 1099 году хиджры[2]. Его отец перебрался в столицу Йемена – Сан’а со всей семьей в 1107 году. В столице отец автора нашей книги отдал его на обучение религиозным наукам самым известным ученым Йемена того времени[3].

Имена некоторых его шейхов, у которых он обучался, будучи в Йемене:

1) ‘алляма Зейд ибн Мухаммад ибн уль-Хусейн[4].

2) ‘алляма Салях ибн уль-Хусейн аль-Ахфаш[5].

3) ‘алляма ‘Абдуллах ибн ‘Али аль-Уазир[6].

4) кады ‘Али ибн Мухаммад аль-‘Ансий[7].

5) хафиз Хашим ибн Яхья аш-Шами[8].

6) шейх ‘Абдульхалик ибн Зейн аз-Зужажи аз-Забиди[9] и др.

Но вместе с глубиной знаний перечисленных выше ученых, и их известностью, слабой стороной ученых Йемена того времени было слепое следование за мазхабами в вопросах фикха, и слабая практика науки хадисоведения. Все это сподвигло автора нашей книги отправиться за знаниями дальше.

В итоге имам ас-Сан’ани отправился на земли Мекки и Медины, и требовал знания у ученых тех земель. Среди этих шейхов:

1) ‘Абдуррахман ибн Аби аль-Гайс аль-Хатыб.

2) Тахир ибн Ибрахим ибн Хасан аль-Курди аль-Мадани.

3) Мухаммад ибн Аби аль-Хасан ас-Синди.

4) Мухаммад ибн Ахмад аль-Асади.

5) Салим ибн ‘Абдиллях аль-Басри.

Все перечисленные выше люди были известными учеными земель Хиджаза того времени.

Имам ас-Сан’ани отправлялся в Мекку и Медину четырежды, а также требовал знания в Таифе. Однажды при одном из возвращений от шейха ас-Синди в Йемен, их корабль перевернулся и затонул в море, но имаму ас-Сан’ани удалось спастись.

Из его учеников:

В первую очередь его сыновья – Ибрахим, ‘Абдуллах и Касим. А также те, кто затем стал выдающимся ученым тех времен – как ‘Абдулькадир ибн Ахмад, Ахмад ибн Мухаммад Катын, Ахмад ибн Салих ибн Аби р-Рижаль, аль-Хасан ибн Исхак аль-Махди, аль-Хусейн ибн ‘Абдулькадир ибн ‘Али и др.

Сказал имам аш-Шаукани: «Увеличилось количество последователей ас-Сан’ани из требующих знания и простонародья. Люди стали действовать по его иджтихаду, придали ему известность, и читали ему книги хадиса. Он воспитал множество требующих знания, более того ученых-муджтахидов». («Бадр ут-Тали’» 1/137).

Похвала ученых в его сторону:

Сказал имам аш-Шаукани: «Большой имам, абсолютный муджтахид, автор множества произведений».

А также: «Он усовершенствовал знания во всех науках без исключения, и обогнал в этом сверстников. Он был единственным главой знания в Сане. Он проявил себя муджтахидом, действующим по доводу, удаляющимся от слепого следования (таклид), и рассеивающим всякие мнения, на которые нет шариатского довода».

А также: «И, говоря в общем, он был из имамов-муджаддидов, которые обновили религию». (Все эти высказывания имама аш-Шаукани из «Бадр ут-Тали’» 2/137-138).

Сказано в его биографии из книги «Дау ун-нахар» (1/16): «Имам, ‘алляма, муджтахид, специалист в самых различных науках, хафиз, отличился своей точностью в передаче знания и совершенством в его приобретении. Корона специалистов, султан знающих, автор множества произведений, муфтий своего времени, предводитель ученых, действующих по знаниям шариата».

Говоря же в общем – Йемен тех веков и времен увидел четырех великих имамов: ас-Сан’ани, аль-Мукбилий, Ибн уль-Уазир и аш-Шаукани.

Некоторые случаи из его жизни:

Несколько раз в своей жизни имам ас-Сан’ани подвергался покушениям на его убийство, а также изгнанию из Саны за свои противоречащие ханафитским, зейдитским, му’тазилитским и т.п. воззрения и фетвы. Однажды он подвергся избиению прямо во время пятничной хутбы, будучи имамом за то, что не произнес некоторых фраз, обычно произносимых зейдитами. Также был заключен в тюрьму, в которой находился около двух месяцев.

Он был женат дважды. Впервые автор нашей книги женился в возрасте тридцати пяти лет (35). От этого брака у имама ас-Сан’ани родился сын, которого он назвал Ибрахимом. Затем он развел свою жену, сжалившись над ней после того, как его изгнали из Саны и разлучили их. Затем, через некоторое время он женился во второй раз, и вторая жена родила ему троих детей.

Однажды он заболел диареей, и его болезнь усилилась и сильно затянулась. Во время этой болезни он попросил принести ему две книги – «аль-Инсан уль-Камиль» (аль-Джийли) и «аль-Маднун бихи ‘ аля ахлихи» (аль-Газали). При чтении этих книг имам ас-Сан’ани увидел в них явное неверие, приказал сжечь эти книги и испечь ему на них хлеб. И после того, как съел этот хлеб, его диарея ушла, словно ее и не было. Более того, наш имам больше никогда не жаловался на болезни живота.

Он был из тех, кто первым завез в Сану книги хадисоведения и оживил в ней эту науку. Также был из тех, кто активно участвовал в жизни своего народа и в решении проблем государственного и общественного направления. Кроме наук хадисоведения и фикха прославился также и тем, что был великим поэтом, который разъяснял Истину в своих стихах и раскрывал ее.

Однажды распространились слухи о том, что Сан’ани желает стереть мазхаб зейдитов и заменить его, в чем его поддерживает правитель Саны. После чего на Сану двинулось многотысячное войско зейдитских племен-революционеров, которых с трудом удалось успокоить посредством выплаты им ежегодного налога со стороны правителя Саны.

О его бесстрашии и смелости в деле приказа одобряемого и запрета порицаемого говорит один из случаев. Однажды, правитель Йемена аль-Имам аль-Махди аль -‘Аббас ибн уль-Хусейн перевел в личную собственность общественное имущество мусульман (уакф) на многих землях Йемена, после чего имам ас-Сан’ани написал ему письмо, в котором разъяснял о запрете этого деяния и величии греха за него.

Также имам ас-Сан’ани прославился своей борьбой с общим невежеством и могилопоклонничеством. Он многократно писал вышеназванному правителю с требованиями отправить призывающих на разные земли Йемена, которые бы обучили людей правильным убеждениям в вопросах единобожия, обучили людей намазу и разрушили идолов различных местностей – как камни, деревья и могилы. И этот амир, да отблагодарит его Аллах, внял этим требованиям и действительно послал в различные концы Йемена различных проповедников и призывающих, результатом чего стало уничтожение многих идолов тех времен.

Также, однажды, группа индусов-многобожников провезла в Йемен множество своих идолов и, подкупив обладателей власти некоторых территорий, начала расширенный призыв к своей идеологии. Тогда, по требованию имама ас-Сан’ани, правитель лично выехал на эту территорию и встал перед этими людьми. После этого имам ас-Сан’ани отдал приказ на уничтожение их идолов, среди которых был идол в виде женщины. Идолы были разрушены и растоптаны ногами.

Также, в год своей смерти, имам ас-Сан’ани послал своего сына с письмом к правителям Мекки с требованием того, чтобы они приостановили грабежи, которые творятся на аравийском полуострове с их молчаливого согласия.

Его книги:

Перу автора принадлежит более пятидесяти наименований книг, некоторые из которых являются многотомными трудами. Имам ас-Сан’ани был автором книг различных наук – идеология (единобожие в поклонении, опровержения различным нововведенцам), хадисоведение, науки средств (как грамматика, красноречие, сарф и т.п.), разбор отдельных вопросов, в которых была острая нужда в его времена, стихи.

Также биографические произведения, шархи (разъяснения) на различные книги, опровержения на книги некоторых известных зейдитов того времени и т.д.

Отличительные признаки его трудов:

ВОСХВАЛЕНИЕ И РЕКОМЕНДАЦИИ УЧЕНЫХ ОТНОСИТЕЛЬНО КНИГИ.

- Сказал муфтий ‘алляма Мухаммад ибн Ибрахим али-Шейх: «Книга «Татхир уль-и’тикад» - книга прекрасная. О если бы жители Йемена последовали тому, что в ней! Ведь автор книги – их великий ученый, и его книги возвеличиваются ими». («Фатауа уа расаиль» 13/121).

-Был задан вопрос «Постоянному Комитету по фетвам»: «Какая книга является лучшей в вопросах идеологии и единобожия»?

Ответ: «Самая великая книга, которая разъясняет правильные убеждения – это книга Аллаха, а затем хадисы пророка мухаммад ибн исма'иль ибн аль-амир - student2.ru . Также из лучших книг в этих вопросах – книга «Фатх уль-Мажид», «’Акыда Уасытыя», также книга «аль-‘Улю», также «ат-Тауассуль уаль-уасиля», «Мухтасар Сауа’ик иль-мурсаля», а также книга «Татхир уль-и’тикад» и «Шарх ут-Тахауия». (под фетвой подписались: Ибн Ку’уд, Ибн Гудаян, ‘Абдурраззак аль -‘Афифи. Под председательством Ибн База). («Фатауа лляжна» 3/184-185).

- Сказал шейх Мукбиль ибн Хади аль-Уади’и: «Из тех книг, которые я советую приобрести каждому, кто способен читать – книга «Татхир уль-и’тикад ‘ан адран иль-ильхад». («Рияд уль-джанна» с. 280).

- Сказал шейх ‘Абдульмухсин аль-‘Аббад аль-Бадр: «Это книга, несмотря на ее небольшой размер, принесла огромную пользу». («Шарх Татхир уль-И’тикад» шейха аль-‘Аббада).

- Сказал шейх ‘Абдульазиз ар-Ражихи: «Это послание полезно для всех мусульман. Нужда в распространении этой книги, а также подобных ей – огромна». («Тауфик Рабб уль-‘ибад шарх Татхир уль-и’тикад» шейха ар-Ражихи).

Также многочисленная похвала иных ученых, и если бы не затягивание раздела, то приведение всего этого было бы здесь уместно.

ОСНОВА ПЕРВАЯ

Каждому мусульманину известно о том, что всё имеющееся в Коране – истина, а не ложь, правда, а не обман, прямой путь, а не заблуждение, знание, а не невежество, убежденность, в которой нет места сомнению[20].

Это – ОСНОВА, без подтверждения которой, не будут действительными Ислам и Вера человека.

Это бесспорное правило, в котором нет разногласия[21].

ОСНОВА ВТОРАЯ

Заключается она в том, что все посланники Аллаха и Его пророки – от первого до последнего были посланы с тем, чтобы призвать рабов к уединению Всевышнего Аллаха в поклонении.

И первое, что слышали люди от каждого из этих посланников, были слова: "О мой народ! Поклоняйтесь лишь Аллаху – нет у вас другого божества, достойного поклонения по праву, кроме Него" (7: 59), а также: "Чтобы вы не поклонялись никому, кроме Аллаха" (11: 2), а также: "Я послан для того, чтобы вы поклонялись лишь Аллаху, устрашились его и подчинились мне" (71: 3)[22].

Именно этот смысл и содержит в себе слово: "ЛЯ ИЛЯХА ИЛЛЯ ЛЛАХ" ("нет божества, достойного поклонения, кроме Аллаха").

Вся миссия посланников к их народам заключалась в призыве к произношению этой фразы, вместе с пониманием и принятием ее смысла. Они не призывали лишь к одному ее проговариванию[23].

Смысл же этого слова – сделать Всевышнего Аллаха единственным объектом обожествления и поклонения, а также отрицание и отречение ото всех объектов, которым поклоняются люди, помимо Аллаха.

Эта ОСНОВА – нет сомнения в ее правдивости, а также в том, что человек становится верующим лишь тогда, когда познает ее и претворит ее в жизнь[24].

ОСНОВА ТРЕТЬЯ

Ее смысл в том, что единобожие бывает двух видов[25]:

Первый вид: считать Аллаха единственным Господом, Творцом, Наделяющим Уделом и тому подобное. Смысл этого в том, что Один лишь Аллах – Творец этого бытия, Господь творений, Наделяющий их пропитанием.

Этот вид единобожия не отрицает никто из многобожников. Никто из них не придает Аллаху сотоварищей в этом, напротив, они подтверждают этот вид единобожия, как об этом будет разъяснено при рассмотрении четвертой основы[26].

Второй вид: уединять Аллаха в поклонении. Смысл этого в том, что человек должен посвящать все виды поклонения, речь о которых еще придет далее, лишь Одному Аллаху.

Именно в этом многобожники придают Аллаху сотоварищей.

И даже само слово "сотоварищ" указывает на то, что многобожники утверждали существование Аллаха.

Так вот – посланники (мир им всем) были посланы для подтверждения первого вида единобожия и для призыва многобожников ко второму.

Примером подтверждения первого вида единобожия может служить их обращение к многобожникам: "Разве могут быть сомнения относительно Аллаха?!" (14: 10), "Разве есть Творец помимо Аллаха?!"(35: 3). Они были посланы для запрета многобожия в поклонении.

Именно поэтому Всевышний сказал: "И мы послали к каждому народу посланника с тем, чтобы они сказали: "Поклоняйтесь Аллаху и сторонитесь[27] тагута (все, чему поклоняются, кроме Аллаха)" (16: 36).

Слова Всевышнего: "к каждому народу" – означают то, что все посланники (мир им) были посланы к народам лишь для призыва их к единобожию в поклонении, а не для того, чтобы разъяснить людям о том, что Аллах – Творец этого бытия, или то, что Он Господь небес и земли. Это потому что многобожники итак подтверждали это.

Именно поэтому аяты о единобожии Господства в основном приходят в вопросительно-утвердительной форме – "Разве есть Творец помимо Аллаха?!" (35: 3), "Разве Тот, Кто творит, подобен тому, кто не творит?!" (16: 17), "Разве могут быть сомнения относительно Аллаха – Творца небес и земли?!" (14: 10), "Неужели я возьму себе покровителем кого-либо, кроме Аллаха, тогда как Он - Творец небес и земли?!" (6: 14), "Покажите же мне – что сотворили те, кто помимо Аллаха?!" (31: 11), "Покажите же мне – какую часть земли они сотворили?!" (46: 4)[28].

Это обращение к многобожникам – в вопросительно-утвердительной форме, так как многобожники подтверждают все это[29].

Из всего этого тебе становится понятно то, что многобожники взяли себе идолов и божеств и поклоняются им, а также пророка 'Ису (Иисуса) (мир ему) и его мать, а также превратили ангелов в сотоварищей Аллаха – все это, не потому, что считают их творцами небес и земли или творцами самих себя, но поклоняются всем им для того, чтобы эти объекты приблизили их к Аллаху хотя бы немного, как говорят об этом они сами[30].

Они подтверждают существование и господство Аллаха как раз в тех словах неверия, которые произносят, и говорят, что эти объекты – их заступники перед Аллахом[31].

Сказал Всевышний: "Скажи: "Неужели вы хотите сообщить Аллаху о том, чего Он не знает на небесах и на земле? Преславен Он и превыше того, что они придают Ему в сотоварищи" (10: 18)[32].

Как видно из этого аята, превращение кого-либо в заступника перед Аллахом – Аллах назвал многобожием, и очистил Себя от этого, потому что никто не способен заступиться перед Ним, кроме как с Его позволения.

Как же после этого люди утверждают о наличии заступников за них перед Аллахом, вместе с тем, что Сам Аллах не позволяет им заступаться, а сами эти многобожники не заслуживают того, чтобы за них заступались, и эти "заступники" не способны помочь им перед Аллахом ничем??!

ОСНОВА ЧЕТВЕРТАЯ

Суть ее в том, что многобожники, к которым были посланы посланники, подтверждали то, что Аллах является их Творцом: "И если ты спросишь их о том, кто создал их, они непременно скажут: "Аллах"!" (43: 87).

А также то, что именно Аллах создал небеса и землю: "А если ты спросишь их о том, кто создал небеса и землю, они непременно скажут: "Создал их Всемогущий, Знающий" (43: 9).

А также и то, что Аллах – наделяющий уделом, выводящий живое из мертвого и мертвое из живого, управляющий делами с небес до земли, и то, что Он владеет слухом и зрением: "Скажи: "Кто наделяет вас уделом с небес и земли, и кто владеет слухом и зрением, и кто выводит живое из мертвого и мертвое из живого, и кто управляет делом?" Они непременно скажут: "Аллах!" Скажи: "Неужели вы не убоитесь?!"[33] (10: 31).

"Скажи: "Кому принадлежит земля и те, кто на ней, если только вы знаете?" Они скажут: "Аллаху". Скажи: "Неужели вы не опомнитесь?!" Скажи: "Кто Господь семи небес и Великого Трона?" Они скажут: "Аллах" Скажи: "Неужели вы не убоитесь?!" Скажи: "В чьих Руках власть над каждой вещью, кто дает убежище, а от него нет убежища, если только вы знаете?" Они скажут: "Аллах". Скажи: "Вы словно околдованы" (23: 84-89).

А вот – фараон[34] – вместе с его абсолютным неверием и мерзким заявлением, вместе с тем, что он произнес сквернейшее выражение, сказал о нем Всевышний Аллах, передавая слова пророка Мусы (Моисея) (мир ему): "Ведь ты знаешь, что не кто иной, а только Господь небес и земли ниспослал это в качестве наглядных знамений" (17: 102)[35].

И сказал Иблис: "Поистине, я боюсь Аллаха – Господа миров" (59: 16), а также: "О мой Господь! За то, что Ты заблудил меня…" (15: 39), а также: "О мой Господь! Дай мне отсрочку" (15: 36)[36].

Каждый многобожник подтверждает то, что Аллах его Творец, Творец небес и земли и их Господь, а также Господь всего того, что в них и наделяющий их уделом. Именно поэтому, посланники приводили им довод: "Разве Тот, Кто творит, подобен тому, кто не творит?!" (16: 17), а также: "Те, к кому вы взываете наряду с Аллахом – не сотворят и мухи, даже если соберутся для этого" (22: 73).

А многобожники соглашались с этим и не отрицали этого[37].

ОСНОВА ПЯТАЯ

Поклонение – это крайний предел смирения и унижения[38], и в полной мере это слово может быть использовано лишь относительно Всевышнего Аллаха[39], так как именно Он дарует великие милости, исходя из чего, достоин крайнего предела смирения перед Ним, как об этом сказано в книге "аль-Кашшаф"[40].

Основой же поклонения и его фундаментом является единобожие (таухид), которое понимается из слова единобожия, к которому призывали все посланники (мир им), а это слово "ЛЯ ИЛЯХА ИЛЛЯ ЛЛАХ" ("нет божества, достойного поклонения, кроме Одного Аллаха").

Суть же этого – в понимании смысла этого слова, и действия в соответствии с ним, а не просто произнесение этого языком.

Смысл же этого свидетельства в том, чтобы посвящать свое поклонение только Аллаху и считать истинным божеством только Его[41], и отрицать божественность и отрекаться от всего, что кроме Аллаха.

Неверующие понимали этот смысл, так как были арабами, поэтому они сказали: "Неужели из всех божеств он оставил только Одного Бога, поистине, это – вещь удивительная"(38: 5).

ГЛАВА

Если ты познал предыдущие основы, то знай, что Всевышний узаконил поклонение в различных видах:

Поклонение, заключающееся в убеждениях – и это основа поклонения[42].

Суть этого вида заключается в убеждениях человека о том, что Аллах – Единый, Единственный Господь, в Руке которого – творение и приказ, а также польза и вред.

Он – Тот, у которого нет сотоварища, никто не способен заступаться перед Ним, кроме как с Его позволения. Также убеждение о том, что нет кого-либо достойного поклонения, кроме Него, и другие виды обязательных убеждений, вытекающие из признания божественности Аллаха.

Поклонение словесное – а это произнесение слова единобожия[43]. Тот, кто имеет в убеждениях то, что перечислено выше, но не проговаривает слово единобожия языком – его кровь и имущество остаются разрешенными[44].

Такой подобен Иблису, так как Иблис знает о единобожии, более того убежден в его правдивости, как мы говорили об этом выше, но, вместе с этим, он не выполнил приказ Аллаха о земном поклоне и стал неверующим[45].

Тот же, кто произнес слово единобожия языком, но не имеет убеждения в сердце – кровь и имущество его становятся запретными, а его расчет на Аллахе, и его постановление – постановление лицемеров.

Поклонение, выполняемое органами тела – как смиренное стояние, поясной и земной поклоны в намазе. Из этого также ураза, обряды Хаджа и обход вокруг Каабы.

Поклонение имущественное – примером чему выдача части имущества, выполняя приказ Всевышнего Аллаха (закят).

Всего же различных видов поклонения – обязательных и желательных, выполняемых органами тела или имуществом, действиями или словами – много, но то, что мы перечислили, относится к основному.

Если ты усвоил все эти основы, то знай, что Всевышний Аллах послал всех пророков (мир им) – от первого и до последнего – с тем, чтобы они призвали рабов к посвящению их поклонения только Одному Аллаху, а не с целью доказать людям то, что Аллах создал их и тому подобное. Это потому что люди, к которым посылались посланники (мир им), итак подтверждали это, как мы говорили выше и повторяли уже не раз.

Поэтому люди сказали своим пророкам, отвечая на призыв каждого из них: "Неужели ты пришел к нам с тем, чтобы мы начали поклоняться лишь Одному Аллаху[46] и оставили тех божеств, которым поклонялись наши отцы?!" (7: 70). То есть - неужели ты хочешь, чтобы мы сделали Всевышнего Аллаха единственным объектом поклонения и оставили своих божеств? Значит, многобожники не отрицали и не противились ничему из призыва посланников, кроме вопроса уединения Аллаха в поклонении[47].

Они не отрицали существования Аллаха, и не говорили, что Ему не нужно поклоняться, наоборот, они сами утверждали, что Аллаху поклоняться необходимо, но отрицали то, что поклонения достоин только Аллах.

Они поклонялись Аллаху, а также другим божествам, и этим придавали Ему сотоварищей, и делали Ему равных, как сказал Всевышний: "Не делайте же Аллаху равных в то время, как вы знаете" (2: 22) – т.е. в то время, как вы знаете, что равных Ему нет.

Многобожники, произнося тальбию Хаджа, говорили: "Вот мы перед Тобой, о Аллах! Нет у Тебя сотоварищей, кроме сотоварищей, которые принадлежат Тебе – Ты владеешь ими, а также тем, чем они владеют".

Пророк же мухаммад ибн исма'иль ибн аль-амир - student2.ru слышал их тогда, когда они говорили: "Нет у Тебя сотоварищей", и говорил им: "Хватит, хватит, достаточно!!" - т.е. вы будете из тех, кто не придает Аллаху сотоварищей, если оставите следующую фразу – "кроме сотоварищей, которые принадлежат Тебе".

Поэтому само их придавание сотоварищей указывает на то, что они признавали Всевышнего Аллаха.

Сказал Аллах: "В тот День, когда Мы воскресим их всех вместе и скажем тем, которые придавали сотоварищей: "Где ваши сотоварищи, о которых вы заявляли?!" (6: 22), а также: "Позовите ваших сотоварищей! Они позовут их, но те не ответят им" (28: 64), а также: "Скажи: "Призовите ваших сотоварищей, а затем стройте против меня козни и не предоставляйте мне отсрочки" (7: 195).

Поэтому уже само взятие сотоварищей указывает на то, что многобожники признают Аллаха. Они поклоняются своим идолам со смирением перед ними, приближаясь к ним обетами и жертвоприношениями только потому, что считают, что эти их идолы приближают их к Аллаху ближе и заступаются за них перед Ним.

И послал Аллах посланников с приказом оставить поклонение кому-либо, кроме Аллаха и с разъяснением того, что эти их убеждения относительно их "заступников" – убеждения ложные, и с тем, что эти виды поклонения можно посвящать только Аллаху Одному – а это и есть единобожие в поклонении.

Многобожники, как ты уже понял из четвертой основы, подтверждали единство Всевышнего Аллаха в Господстве, то есть то, что Аллах – Единственный Творец.

Отсюда тебе становится ясно, что единобожие, к которому призывали все посланники, начиная с первого, а это Нух (Ной) (мир ему) и заканчивая последним – а это Мухаммад ибн 'Абдиллях – это единобожие в поклонении, поэтому посланники говорили людям: "Чтобы вы не поклонялись никому, кроме Аллаха" (11: 2), а также: "Поклоняйтесь лишь Аллаху, нет у вас иного истинного божества" (7: 59).

Из многобожников были те, кто поклонялся ангелам и взывал к ним в сложных ситуациях[48], из них были те, кто поклонялся камням и громко взывал к ним[49].

И, вместе с этим, эти камни в своей основе – лишь силуэты праведных людей, которых эти многобожники любили при их жизни, и имели убеждение об их приближенности к Аллаху. Когда же эти праведники скончались, люди сделали себе эти их силуэты для воспоминания их, а после того, как прошли годы, люди начали поклоняться этим силуэтам, а затем, когда времени прошло еще больше, люди перешли на поклонение уже самим этим камням.

Также из многобожников были те, кто поклонялся пророку 'Исе (Иисус) (мир ему), из них те, кто поклонялся планетам[50] и взывал их именами в сложных событиях жизни[51].

И послал Аллах Мухаммада, который призвал людей к Одному Аллаху, чтобы они стали поклоняться лишь Ему также, как считали Господом лишь Его, т.е. Господом небес и земли. Для того, чтобы они уединили Аллаха в поклонении посредством произнесения свидетельства "ЛЯ ИЛЯХА ИЛЛЯ ЛЛАХ" ("нет божества, достойного поклонения, кроме Одного Аллаха"), посредством убежденности в его смысле, посредством действий по этому свидетельству, и чтобы люди перестали взывать к кому-либо, кроме Аллаха.

Сказал Аллах: "Ему принадлежит истинный зов[52], а те, к кому они взывают, кроме Него, не отвечают им ничем"[53] (13: 14), и сказал также: "И на Аллаха пусть уповают верующие" (3: 122), а также: "И на Одного лишь Аллаха уповайте, если вы являетесь верующими"[54] (5: 23).

То есть из условий правдивости вашей веры то, чтобы вы не уповали на кого-либо, кроме Аллаха, но вы обязаны уединять его в уповании также, как обязаны уединять Его в мольбе и просьбах о прощении[55].

И приказал Аллах Своим рабам говорить: "Лишь Тебе мы поклоняемся". Тот же, кто скажет это, не будет правдив, пока не уединит Аллаха в поклонении, а иначе будет лжецом, которому запрещено произносить эти слова[56].

Это потому что смысл этих слов – мы выделяем Тебя поклонением и уединяем Тебя в нем, и это также смысл Слов Аллаха: "Только Мне поклоняйтесь" (29: 56), "И только Меня страшитесь" (2: 41). Из науки "аль-баян" известно, что если слово, которое должно находиться в конце предложения перемещается вперед, то это указывает на сужение смысла – т.е. не поклоняйтесь никому, кроме Аллаха, не бойтесь никого, кроме Аллаха, как об этом сказано в тафсире "аль-Кашшаф".

Поэтому уединение Аллаха в поклонении будет таковым только тогда, когда человек будет направлять все свои мольбы только к Аллаху, а также зов[57] в трудные и простые моменты жизни. Это будет единобожием только если во всем этом не будет доли никому, кроме Одного Аллаха.

Также и просьбы о помощи – только у Аллаха, и поиск прибежища только у Аллаха, а также обет и жертвоприношение только Ему – возвышен Он.

А также и в общем - все виды поклонения из смирения, униженного предстояния перед Аллахом Всевышним, поясные и земные поклоны[58], обход (тауаф)[59], сбрасывание одежды[60], бритье и подстригание волос[61] – если все это будет только Одному Аллаху.

Тот же, кто посвятит что-либо из этого творению – живому или умершему или изначально неживому предмету, или еще чему-либо – тот совершил многобожие в поклонении.

А тот, кому будут посвящены эти деяния, станет божеством этого человека, при этом без разницы является ли он ангелом, или пророком, или праведником, или деревом, или могилой, или джинном, или живым, или мертвым[62].

И посредством этих видов поклонений, или одного из них, человек становится рабом творения, даже если утверждает божественность Аллаха и поклоняется Аллаху. Ведь то, что многобожники подтверждали божественность Аллаха и приближались к Нему – не выводило их из рамок многобожия, и не освобождало мусульман от обязанности пролития их крови и пленения их потомства и отнятия их имущества. Сказал Аллах в священном хадисе: "Я самый не нуждающийся в сотоварищах".

Аллах не принимает дело, которое вместе с Ним было посвящено кому-либо еще, и не является верующим в Него тот, кто поклоняется наряду с Аллахом другому.

ГЛАВА

Из сказанного выше тебе стало ясно, что не помогло многобожникам одно лишь их признание Господства Аллаха, раз они придавали Ему сотоварищей в поклонении, и не спасло их это от Аллаха никоим образом.

Также стало ясно то, что их поклонение божествам заключается в их убеждении, что эти божества приносят пользу и вред и способны приблизить людей к Аллаху приближением, способны заступаться за них перед Аллахом[63], и уже из этого убеждения последовало то, что они начали приносить этим божествам жертвоприношения, и делать обход вокруг их могил, и давать им обеты, и прислуживать им, стоя перед ними униженно и смиренно, и делать им земные поклоны[64].

Именно по причине того, что они придавали Аллаху сотоварищей в поклонении, даже вместе с тем, что они признавали Господство Аллаха и то, что Он Творец, Всевышний назвал их многобожниками и не принял во внимание это их признание Господства. Это потому, что их признание оказалось аннулированным их действиями. Ведь тот, кто признает Господство Всевышнего Аллаха Одного, непременно и поклоняться должен лишь Ему Одному, а раз этого не происходит – признание первого не приносит пользы.

Они поймут это тогда, когда будут находиться в глубоких слоях Огня и скажут: "Клянемся Аллахом! Мы были в явном заблуждении, когда равняли вас с Господом миров" (26: 97-98).

Обрати внимание на то, что они не равняли своих божеств с Аллахом со всех сторон, и не превращали своих божеств в Творцов или Наделяющих уделом. Но на дне Ада они поняли одно, а это то, что раз они примешали к своему признанию Господства Аллаха – мельчайшую частичку многобожия в поклонении – превратились этим в тех, кто приравнял своих заступников к Господу людей.

Сказал Аллах: "И не верует большая их часть в Аллаха, кроме как они придают Ему сотоварищей" (12: 106) – т.е. не признает большинство из них Господство Аллаха, и то, что Он сотворил их и сотворил небеса и землю, кроме как они многобожники своим поклонением этим заступникам[65].

Более того, Всевышний назвал многобожием даже показуху в благих делах, вместе с тем, что совершающий эти благие дела не желает этим делом ничего, кроме Лика Аллаха, а также уважения и почета в сердцах людей.

Поэтому занимающийся показухой, поклоняется Аллаху, а не кому-либо иному, но перемешивает свою искренность с желанием достичь уважения в сердцах людей.

Аллах не принимает его поклонения и называет это многобожием, как говорится об этом в хадисе Абу Хурайры, приводимом имамом Муслимом, в котором посланник Аллаха мухаммад ибн исма'иль ибн аль-амир - student2.ru передал Слова Всевышнего: "Я самый не нуждающийся в сотоварищах. Если кто-либо сделает дело, которое посвятит вместе со Мной еще кому-либо, я оставлю его и его дело"[66].

Также Всевышний назвал многобожием и то, что люди дают своему ребенку имя 'Абдульхарис (раб Хариса), как сказал Аллах: "А когда Он даровал им здорового ребенка, они придали Ему сотоварищей в том, чем Он их наделил" (7: 190).

Приводит имам Ахмад, а также ат-Тирмизи, со слов Самуры то, что посланник Аллаха мухаммад ибн исма'иль ибн аль-амир - student2.ru сказал: "Когда Хаууа (Ева) забеременела – а ее рождавшиеся дети все время умирали – начал ходить вокруг нее Иблис и сказал: "Твои дети будут умирать один за другим, пока не назовешь свое дитя 'Абдульхарисом (рабом Хариса)!" Она назвала его так, и он остался в живых. Это было наущением шайтана и его приказом. Всевышний Аллах ниспослал эти аяты и назвал это имянаречение многобожием, так как Иблис носил имя аль-Харис". И история эта приводится в книге "ад-Дурр уль-Мансур", а также в других книгах[67].

ГЛАВА

Из всего этого ты понял, что тот, кто имеет убеждения относительно дерева или камня или могилы или ангела или джинна или живого или мертвого в том, что они приносят пользу или вред, или приближают к Аллаху, или заступаются перед Аллахом в каких-либо жизненных проблемах, одной лишь просьбой к ним об этом, или просьбой к Аллаху об этом, кроме как то, что пришло в хадисе о праве пророка мухаммад ибн исма'иль ибн аль-амир - student2.ru , в достоверности которого есть сомнения[68], - тот, кто имеет такие убеждения, тот придал Аллаху сотоварищей, и заимел в убеждениях непозволительное, подобно тому, что имели в убеждениях многобожники относительно своих идолов.

Это не говоря уже о тех, кто отдает в качестве обета свое имущество или даже ребенка мертвому или живому[69], или просит у него того, чего нельзя просить ни у кого, кроме Одного Аллаха из разрешения жизненных трудностей, заключающихся в излечении больного или нахождении пропавшего, или достижении каких-либо нужд – все это и есть то самое многобожие, на котором были поклоняющиеся идолам.

Выдача своего имущества в качестве обета мертвому или кому-либо иному, а также жертвоприношение на могиле, и поис<

Наши рекомендации