Мухаммад ибн салих аль-усаймин
Муха́ммад ибн Са́лих ибн Мухаммад ибн Сулейма́н ибн Абдуррахма́н Аль Усайми́н (Унайза, 1928 —Джидда, 10 января 2001[1]) — салафитский богослов из Саудовской Аравии, правовед, толкователь Корана.
Биография
Мухаммад аль-Усаймин родился 27 числа месяца Рамадан 1347 года хиджры(1928) в городе Унайза в провинции Эль-Касим Саудовской Аравии. С ранних лет отец отдаёт его на учёбу к дедушке со стороны матери Абдуррахману ибн Сулейману ад-Дамигу. Затем он обучается сначала в медресе Али ибн Абдуллаха аш-Шухайтана, где полностью выучил Коран, затем в медресе Абдуль-Азиза ибн Салиха ад-Дамига.
В то время в Большой соборной мечети Унайзы занимался преподаванием известный толкователь Корана Абдуррахман ибн Насир ас-Саади и, по желанию отца, Мухаммад ибн Салих посещает уроки Мухаммада ибн Абдуль-Азиза аль-Мутаавви, который был одним из учеников ас-Саади и преподавал для начинающих студентов. Затем он начинает обучаться шариатским дисциплинам уже у самого ас-Саади, который становится его главным учителем и наставником.
Когда кадием Унайзы становится Абдуррахман ибн Али ибн Аудан, Мухаммад ибн Салих изучает у него принципы наследственного права. Он также обучается грамматике арабского языка и риторике уАбдурраззака Афифи. После открытия Научно-исследовательского института в Эр-Рияде[ar], Мухаммад ибн Салих поступает туда и становится учеником таких видных улемов, какМухаммад аль-Амин аш-Шинкити, Абдуль-Азиз ибн Насир ибн Рашид и Абдуррахман аль-Ифрики.
В это же время он знакомится с Абдуль-Азизом ибн Базом (будущий Верховный муфтий Саудовской Аравии) и изучает вместе с ним Сахих аль-Бухари и различные трактаты Ибн Таймии. Ибн Баз считается его вторым наставником.
Примерно в 1954 году Мухаммад ибн Салих возвращается в Унайзу, где занимется преподаванием сначала в мечети, а затем в местном отделении факультета шариата Эр-Риядского исламского университета имени имама Мухаммада ибн Сауда[en].
Мухаммад ибн Салих аль-Усаймин скончался после намаза магриб, в среду 15 числа месяца шавваль 1421 года хиджры (примерно 10 января 2001 года) в городе Джидда. Погребальная молитва была прочтена над ним в четверг в мечети аль-Харам в Мекке после намаза аср. Он был похоронен в Мекке, а в пятницу погребальную молитву по нему совершили во всех городах Саудовской Аравии.
Дети и потомство
У Мухаммада ибн Салиха было пятеро сыновей и трое дочерей. Сыновья:
· Абдулла́х
· Абдуррахма́н
· Ибрахи́м
· Абду́ль-Ази́з
· Абдуррахи́м
Литература
· Краткая заметка о шейхе Мухаммаде ибн Салихе аль-Усаймине (ар.) = نبذة مختصرة عن العلاّمة محمد بن صالح العثيمين. — Благотворительная организация мухаммада ибн Салиха аль-Усаймина.
Абдуль-Азиз ибн Абдуллах Аль аш-Шейх
Абдуль-Ази́з ибн Абдулла́х ибн Муха́ммад ибн Абдуль-Лати́ф ибн Абдуррахма́н ибн Ха́сан ибн Муха́ммад ибн Абд аль-Вахха́б Аль аш-Шейх (Мекка, 30 ноября 1943/3 зуль-хиджа 1362 года по хиджре) — саудовский богослов из рода Аль Шейх, прямой потомок известных улемов Абдуррахмана ибн Хасана иМухаммада ибн Абд аль-Ваххаба. С 1999 года исполняет обязанности Верховного муфтия Саудовской Аравии.
Биография
Абдуль-Азиз Аль аш-Шейх родился 30 ноября 1943 года в Мекке, в семье Абдуллаха ибн Мухаммада, сына известного улема Мухаммада ибн Абдуль-Латифа Аль аш-Шейха[ar], который в своё время был кадием аль-Вашма и Эр-Рияда и имамом Большой соборной мечети Эр-Рияда.
Будущий муфтий остался без отца когда ему было всего восемь лет от роду. В 1954 году полностью выучилКоран, с ранних лет обучался исламским дисциплинам у Мухаммада ибн Ибрахима, Абдуль-Азиза ибн Базаи многих других известных богословов Саудовской Аравии.
В 1955 году поступил в Иламский институт имени Мухаммада ибн Абд аль-Ваххаба в Эр-Рияде, а после его окончания в 1960 году поступил в Эр-Риядский университет на факультет шариата. После выпуска работал учителем сначала в Исламском институте Эр-Рияда, а затем в Исламском университете имени Мухаммада ибн Сауда.
В 1969 году был назначен имамом мечети имени Мухаммада ибн Ибрахима в Эр-Рияде, а в июне 1987 года стал членом Совета больших учёных Саудовской Аравии (араб. هيئة كبار العلماء). В разное время исполнял обязанности имама и хатиба Большой соборной мечети Эр-Рияда, мечети Намира в Мекке (1982) и Соборной мечети имени имама Турки ибн Абдуллаха в Эр-Рияде (месяц Рамадан, 1992).
20 января 1992 года (15 раджаба 1412 г.х.) Абдуль-Азиз Аль аш-Шейх оставил свои посты в университете и королевским указом №1/76 был назначен членом Президиума научных исследований и фетв, а 16 января 1996 (25 шаабан 1416 г.х.) года королевским указом №838 занял пост заместителя Верховного муфтия.
После смерти Верховного Муфтия Абдуль-Азиза ибн База в 1999 году, королевским указом №20 от 29 мухаррама 1420 года по хиджре (15 мая 1999) он был назначен Верховным муфтием Саудовской Аравии и председателем Совета больших учёных.
Дети
У Абдуль-Азиза Аль аш-Шейха четверо сыновей:
· Абдулла́х
· Муха́ммад
· У́мар
· Абдуррахма́н
Аль-Фаузан, Салих
Са́лих аль-Фауза́н (араб. صالح بن فوزان الفوزان; р. 1933[1]) — саудовский исламский богослов и учёный-правовед, член нескольких авторитетных религиозных организаций в стране[2].
Биография
Происходит из племени аль-Шамасийя. Его отец умер, когда аль-Фаузан был ещё ребёнком, поэтому он был воспитан родственниками. Начальное образование — основы чтения, письма и Корана — получил на уроках имама в мечети родного города. В 1948 году поступил в открытую тогда же государственную школу аш-Камарийя, в 1950 году закончил школу Фейсалийя в городе Бурайда, в которой впоследствии преподавал. В 1952 году поступил в Педагогический институт Бурайды, окончил его в 1956 году, после чего поступил в Исламский университет имама Мухаммеда ибн Сауда в Эр-Рияде, где учился на факультете изучения шариата, окончил его в 1960 года со степенью магистра и доктора в области фикха. После окончания этого учебного заведения он остался преподавать в нём, затем перешёл на работу в Департамент высшего образования, позже в течение некоторого времени возглавлял Верховный суд Саудовской Аравии, а после истечения срока его полномочий в этой должности вернулся к преподаванию[3][4].
По состоянию на 2013 год он является членом так называемого «Совета старших учёных» — органа, который консультирует короля Саудовской Аравии по религиозным вопросам[5], а также целого ряда других религиозных организаций. Он также является, среди прочего, имамом мечети Митаба и ведёт собственную передачу на радио.
Взгляды
Аль-Фаузан известен своими крайне радикальными религиозными взглядами, за что многократно подвергался критике, в том числе в родной стране. В частности, известны его высказывания о том, что рабство является нормой для ислама[6], а большинство современных мусульман, по его мнению, якобы на самом деле не являются «истинно верующими». Он известен также своим предложением запретить браки между женщинами-арабками и мужчинами-мусульманами, не являющимися арабами, и изданной им фетвой против телевидения[7].
Мукбиль ибн Хади
Му́кбиль ибн Ха́ди ибн Мукбиль ибн Ка́’ида аль-Хамда́ни аль-Уа́ди’и аль-Халла́ли из рода Аль Рашид[1](Уадиа, 1933—2001) — мусульманский богослов, мухаддис. Один из проповедников салафизма на территории Йемена и основатель института Дар аль-хадис в маленьком городке Даммадж, в 250 км к северу от Саны[2].
Биография
Мукбиль ибн Хади родился в местечке Уадиа, к востоку от Саады, в долине Даммадж. Начальное образование получил в местной школе, но после её окончания долгое время не имел возможности получать образование. Спустя некоторое время он покидает Йемен и отправляется в Мекку и Медину (Саудовская Аравия). Здесь он посещает различные лекции местных улемов, совмещая учёбу и работу охранника в одном из зданий Мекки. Так он описывал процесс своего обучения:
Материал хорошо запоминался и откладывался у меня в голове, потому что люди в нашей стране делали все не так, как было описано в книгах, а наоборот (особенно касательно книги «Фатх аль-Маджид»).
После возвращения на родину Мукбиль ибн Хади начинает открыто порицать некоторые обычаи и традиции местных жителей: жертвоприношение неАллаху, воздвижение мечетей и мавзолеев над могилами «святых», прошение помощи у умерших и т. п. Обозлённые этими действиями, некоторые из здешних шиитов призвали убить его, а другие написали письмо его родителям с угрозами арестовать его. Однако затем шииты разрешают ему учиться вместе с ними, но впоследствии Мукбиль ибн Хади отказывается от изучения некоторых книг шиитского и мутазилитского толка и в дальнейшем обучается только грамматике арабского языка.
Из автобиографии:
Некоторые из шиитов, проходя мимо меня, когда я изучал «Катр ан-Нада», бывало, говорили что-то в духе того, что «обучение мне уже не поможет». Но я не отвечал им и продолжал извлекать пользу из книг по грамматике.
После начала революции в Йемене, семья Мукбиля переселяется в Наджран, где в течение двух лет он обучается арабскому языку у Абуль-Хусейна Маджд ад-Дина аль-Муида. Затем он отправляется в Неджд и полтора месяца обучается в школе по изучению Корана, которым руководил шейх Мухаммад ибн Синан аль-Хадаи. Мухаммад ибн Синан советует ему поступить в Исламский университет Медины, но Мукбиль ибн Хади отправляется в Мекку, где днём работает, а ночью посещает различные уроки, в том числе уроки шейха Яхъи ибн Усмана аль-Бакистани по тафсиру Ибн Касира и Сахиху аль-Бухари и Муслима. После открытия университета в Мекке, он поступает в него. Переселив свою семью из Наджрана в Мекку, Мукбиль ибн Хади в течение 6 лет обучается в стенах мечети аль-Харам.
После выпуска из Мекканского университета, шейх Мукбиль переселяется в Медину, чтобы обучаться в здешнем исламском университете. Он поступает на факультеты «Призыва» (да’ват) и «Основ религии» (усуль ад-дин) и успешно оканчивает их. Затем он записывается на курсы по хадисоведению и получает степень магистра.
Шейх Мукбиль ибн Хади умер в Джидде (Саудовская Аравия) в 1422 г.х. (2001 год) и был похоронен в Мекке, рядом с двумя другими известными улемами: Абдуль-Азизом ибн Базом и Мухаммадом ибн Салихом аль-Усаймином.
Его учителя
Среди многочисленных учителей и шейхов стоит отметить Абдуль-Азиза ибн База (Верховный муфтий Саудовской Аравии), Мухаммада Насируддина аль-Албани, Мухаммада аль-Амина аль-Мисри и др. выдающихся деятелей ислама.
Библиография
Мукбиль ибн является автором более полусотни различных трудов по тафсиру, хадисоведению и другим исламским наукам[3]:
Тафсир:
· Проверка и выверка хадисов из двух томов тафсира Ибн Касира (до суры аль-Маида).
· «ас-Сахих аль-Муснад мин Асбаб ан-Нузуль»
Акида:
· «аш-Шафа’а» (Заступничество)
· «аль-Джами ас-Сахих фи-ль-Кадар» (Сборник достоверных хадисов о Предопределении Аллаха)
· «Саика аз-Зильзаль ли-насаф Абатиль ар-рафд уа-ль-итизаль»
· «ас-Суюф аль-Батира ли-Ильхад аш-шуюийя аль-кафира» (Острые мечи против безбожия неверных коммунистов)
· «Рияд аль-джанна фи радд аля а’да ас-Сунна» (Райские сады: Опровержение врагам Сунны)
· «ат-Талиа фи радд аля Гулат аш-Шиа» (Восходящая: Опровержение крайним шиитам)
· «Бахс хаула ал-Кубба аль-Мабния аля кабр Расул Аллах» (Исследование о куполе, воздвигнутом над могилой Посланника Аллаха)
· «аль-Ильхад аль-Хомейни фи ард аль-Харамейн» (Безбожие Хомейни на земле Двух святынь)
· «Фатва фи-ль-вахда маа аш-шуюиюн» (Фетва о сотрудничестве с коммунистами)
· «Иршад зави аль-фатн ли-иб’ад Гулат ар-Рауафид мин аль-Йаман» (Наставление для понимающих для устранения крайних рафидитов из Йемена)
· «Рудуд ахль аль-Ильм аля ат-Та’ин фи хадис ас-сихр»
· «аль-Махрадж мин аль-Фитна» (Выход из фитны)
· «Хазихи да’ватуна уа акыдатуна» (Это наш призыв и наша акыда)
· «Идах аль-макаль фи асбаб аз-зильзаль» (Разъяснение статей о причинах землетрясений)
Хадис и терминология хадиса:
· «аль-Джами ас-Сахих мимма ляйса фис-Сахихайн» (Сборник достоверных хадисов не вошедших в два Сахиха)
· «Татаббу аухам аль-Хаким филь-Мустадрак»
· «Тараджим риджаль аль-Хаким» (Биография передатчиков хадисов в сборнике аль-Хакима ан-Найсабури, которые не были включены в «Тахзиб ат-тахзиб» аз-Захаби)
· «Тараджим риджаль ад-Даракутни» (Биография передатчиков хадисов в сборнике ад-Даракутни, которые не были включены в «Тахзиб ат-тахзиб» аз-Захаби)
· «аль-Муктарах фи аджвиба асила аль-Мусталах»
Фикх:
· «аль-Джам бейна ас-Салятайн фис-сафар» (Соединение двух намазов в пути)
· «Шария ас-Салят фин-ниаль» (Законность молитвы в обуви)
· «Тухфат аш-Шаббаб ар-Раббани фир-радд аля аль-Имам Мухаммад ибн Али аш-Шавкани» (Опровержение аш-Шавкани в вопросе о мастурбации)
· «Тахрим аль-хидаб бис-суад» (Запрет краситься в чёрное)
· «Хукм ат-татствир зауат аль-аруах» (Положения фотографирования живых существ)