Высказывания исламских богословов

· Абу ‘Авана сказал: «Я видел Ибн Сирина. Увидевший его обязательно вспомнит о Всевышнем Аллахе»[2].

· Ибн Са‘д писал: «Мухаммад ибн Сирин — надежный и заслуживающий доверия передатчик, достойный имам, очень знающий и набожный человек»[5].

· Ибн Шубрума сказал: «Я встретился с Ибн Сирином в Васите. Я никогда не встречал более осторожного в издании фетв и более смелого в толковании сновидений, чем он». Когда ему задавали вопрос на счет дозволенного и запретного (халал и харам), цвет его лица менялся[2].

· Абу ‘Ауф рассказывал: "Однажды я пришел к Ибн Сирину. Я хотел плохо высказаться об ал-Хаджадже (ибн Йусуфе). Но Ибн Сирин сказал: «Не сомневайся в том, что Аллах справедлив в своем решении. Он отнимет у ал-Хаджаджа то, что причитается другому, и возьмет у других то, что причитается ал-Хаджаджу. Когда ты предстанешь перед Всевышним Аллахом, твой самый маленький грех будет для тебя тяжелее, чем самый тяжкий грех ал-Хаджаджа»[2].

Аскетизм и щедрость

Мухаммад ибн Сирин был невысокого роста и плотного телосложения. Он был известен своей аскетичностью и набожностью. Абу Бакр ибн ‘Абдаллах ал-Музани сказал: «Кто хочет посмотреть на самого набожного человека этого времени, пусть посмотрит на Мухаммада ибн Сирина. Клянусь Аллахом, мы не встретили никого, кто был бы набожнее его»[6]. Суфйан ибн ‘Уйайна сказал: «В Куфе и Басре не было такого набожного человека, как Мухаммад ибн Сирин»[7].

Ибн Сирин отличался мягким нравом и любил красиво пошутить. По ночам он много плакал, а днем всем улыбался. Он много молился и постился через день[8]. Рассказывают, что он никогда не повышал тон в присутствии своей матери и разговаривал с ней шепотом. Зарабатывая на жизнь ремеслом, он всегда рассказывал покупателям о недостатках своего товара. У него было 30 сыновей и 11 дочерей, но все, кроме его сына ‘Абдаллаха, скончались до него[2]. Как-то он сказал о самом себе: «Ни в религиозных, ни в мирских вопросах я никому не завидовал. Это одна из самых больших милостей, оказанных мне Всевышним Аллахом»[9].

О щедрости Ибн Сирина ходили легенды. Он регулярно помогал беднякам и выплачивал их долги. Перед его домом всегда был привязан мул, которого каждый мог одолжить, не спросив разрешения у хозяина. Он любил принимать гостей у себя дома и лично прислуживал каждому, кто навещал его. Однажды он попал в тюрьму из-за того, не смог расплатиться за купленный товар. Он купил масло, но затем увидел в одном из бурдюков мышь. Тогда он вылил все масло, считая, что эта мышь находилась в маслобойне. Тюремный надзиратель предложил ему по ночам идти домой, а по утрам возвращаться обратно, но Ибн Сирин не согласился и сказал: «Клянусь Аллахом, я не стану помогать тебе предавать правителя»[10]. Пока он находился в тюрьме, скончался Анас ибн Малик. Анас завещал, чтобы его тело омыл Мухаммад ибн Сирин. Тогда он был отпущен из тюрьмы. Он омыл тело Анаса ибн Малика и совершил заупокойную молитву за него[2].

Кончина

Мухаммад ибн Сирин скончался в 729 г. После смерти у него остался долг в размере 30000 дирхемов, который выплатил его сын ‘Абдаллах[8]. Он скончался спустя всего 100 дней после кончины аль-Хасана аль-Басри и был похоронен рядом с ним[11].

Ат-Табарани

Абуль-Ка́сим Сулейма́н ибн А́хмад ат-Табара́ни (араб. أبو القاسم سليمان بن أحمد الطبراني‎‎) (873, Тверия — 970,Исфахан) — толкователь Корана, исламский правовед и хадисовед[1].

Биография

Его полное имя Абуль-Ка́сим Сулейма́н ибн Ахмад ибн Айю́б ибн Мутаййир аль-Ляхми́ аш-Ша́ми ат-Табара́ни. Родился в Тверии (Палестина), жил и умер в Исфахане. Начал обучение в 13 лет; учился у известных богословов своего времени[2].

Хадисоведение

Ат-Табарани обладал отличной памятью и знал наизусть более 3000 хадисов пророка Мухаммада с цепочками их передатчиков. Для собирания и изучения хадисов он много путешествовал по Сирии, Ираку,Хиджазу, Йемену и Египту[2].

Ученики

Среди известных учеников Сулеймана ат-Табарани были Амр ибн Абдул-Халик аль-Басри и Абу Бакр аль-Баззар.

Сочинения

· «аль-Муджам аль-Кабир»

· «аль-Муджам аль-Авсат»

· «аль-Муджам ас-Сагир»[1]

Хадисоведы

Абдуллах ибн аль-Мубарак

Абдулла́х ибн аль-Муба́рак (араб. عبد الله بن المبارك‎‎, 736—797) — выдающийся мусульманский богослов и хадисовед.

Происхождение

Его полное имя: Абу Абд ар-Рахман Абдуллах ибн аль-Мубарак ибн Вадих аль-Ханзали ат-Турки аль-Марвази (араб. أبو عبد الرحمن عبد الله بن المبارك بن واضح الحنظلي، التركي ثم المرْوزي‎‎). Его отец был вольноотпущенником (мауля) купца из племени Бану Ханзала, одной из ветвей арабского племени Бану Тамим. Мать его была хорезмийкой.

Биография

Ибн аль-Мубарак родился в 118 году по мусульманскому календарю (736 год). Начал обучаться исламским наукам в 20-летнем возрасте. Его первым учителем был ар-Раби ибн Анас аль-Хурасани. Начиная с 141 года хиджры (758 год) он путешествует по исламскому миру в поисках знаний. Он обучался хадисам у Сулеймана ат-Тайми, Хишама ибн Урвы, Сулеймана аль-Амаша, Абдуллаха ибн Ауна, аль-Аузаи, Абу Ханифы, Ибн Джурайджа, Суфьяна ас-Саури, Шу’бы, Малика ибн Анаса, аль-Лайса ибн Саада, Исмаила ибн Айяша,Суфьяна ибн Уяйны и многих других.

От него передавали хадисы: множество его учителей, Абу Дауд, Яхъя ибн Маин, Ибн Абу Шейба, Абд ар-Раззак ас-Санани, Яхъя аль-Каттан, Абд ар-Рахман ибн Махди и др.

Абдуллах ибн аль-Мубарак умер в последней декаде месяца Рамадан 181 года хиджры (797 год) и был похоронен в городке Хит в западном Ираке (араб.هيت‎‎; совр. мухафаза Анбар, Ирак)[1][2].

Абдуль-Кадир аль-Арнаут

Абдуль-Ка́дир (Кадри Соколи) аль-Арнау́т (село Врела, Косово, 1928 — Дамаск, 26 ноября 2004) — исламский богослов, хадисовед албанского происхождения, большую часть жизни прожил в Сирии.

Биография

Абдуль-Кадир аль-Арнаут (настоящее имя: Кадри Соколи) родился в 1928 году в селе Врела на территории Косово, которая тогда входила в состав Югославии. Когда ему было всего лишь три года от роду, его семья по причине притеснений мусульман-албанцев со стороны сербов совершает хиджру в Дамаск (Сирия). Вскоре после переезда скончалась его мать.

Абдуль-Кадир аль-Арнаут получил начально образование в школе «аль-Адаб аль-Ислами», где учился в течение двух лет, затем поступил в школу «аль-Ис’аф аль-Хайри», где обучался в течение пяти лет. Затем он начал подрабатывать в часовой мастерской Саида аль-Ахмара, который был религиозно образованным человеком и выпускником университета аль-Азхар. Никаких официальных учебных заведений Абдуль-Кадир аль-Арнаут не заканчивал, вместо этого он посещал уроки множества известных улемов Дамаска того времени. В числе его шейхов: Субхи аль-Аттар, Сулейман Гавиджи аль-Албани, Хамди аль-Арнаут, Нух Наджати аль-Албани (отец Насируддина аль-Албани), Мухаммад Салих аль-Фарфур и другие.

В последние годы жизни шейх аль-Арнаут был хатибом в мечети «аль-Мухаммади». Однажды, когда мусульмане Дамаска приняли участие в христианском празднике, Абдуль-Кадир аль-Арнаут призвал мусульман не употреблять спиртные напитки и не участвовать в праздниках неверующих, за что был обвинён в разжигании межрелигиозной розни. Власти запретили ему выступать с проповедями, но он продолжил свою преподавательскую деятельность.

Абдуль-Кадир аль-Арнаут скончался утром в пятницу, 26 ноября 2004 года (13 шавваля 1425 года хиджры) в Дамаске. Джаназа-намаз над ним прочитали в тот же день, после пятничной молитвы. Молитвой руководил его сын, Махмуд аль-Арнаут.

Абу Зура ар-Рази

Абу Зур’а Убайдуллах ибн Абдуль-Карим ар-Рази, также известен как Абу Зура аль-Кабир и Абу Зура ар-Рази (араб. أبو زرعة الرازي‎‎; 815—816, 809—810, Рей — 878, Рей) — мусульманский учёный, знаток хадисов родом из Рея (северный Иран). Абу Зура ар-Рази был родственником другого известного мухаддисаАбу Хатима ар-Рази (Мухаммад ибн Идрис). Не следует путать с Абу Зурой Ахмадом ибн Хусейном ар-Рази (именуется как ас-Сагир или аль-Мутавассит)[1].

Биография

Его полное имя: Абу Зура Убайдуллах ибн Абдуль-Карим ибн Язид ибн Фарух ар-Рази. Он родился в городе Рей в 200 году по мусульманскому календарю (согласно своим словам) или в 190 г.х. (согласно Ибн Касирув «аль-Бидая уа-н-нихая»). Его нисба «ар-Рази» происходит от названия его родного города с дополнением в виде буквы «з» (как и у аль-Марвази, который был родом из Мерва).

Согласно Абу Хатиму Абу Зура обучался в разное время у Ахмада ибн Ханбаля, Абу Нуайма аль-Исфахании у многих других. Абу Зура в поисках знаний путешествовал в Хиджаз, Шам, Египет, Ирак, Джазиру, Хорасани другие центры мусульманского просвещения.

От него передавали хадисы Абу Хатим ар-Рази, Муслим ибн аль-Хадджадж, Абу Бакр ибн Абу Давуд, Абу Авана аль-Исфараини и другие прославленные мухаддисы того времени.

Абу Зура говорил о себе:

Я записал от Ибрахима ибн Мусы ар-Рази сто тысяч хадисов, от Абу Бакра ибн Абу Шейбы сто тысяч хадисов и сказал ему: «Сможешь ли ты продиктовать мне наизусть тысячу хадисов?». Он ответил: «Нет, но если мне их продиктуют, то я узнаю их».

Оригинальный текст (ар.) [показать]

Мухаммад ибн Исхак ибн Манда передаёт от Абуль-Аббаса Мухаммада ибн Джафара ибн Хамкавейхи, что:

Абу Зуру спросили: «один человек поклялся при разводе: „Абу Зура может запомнить двести тысяч хадисов“. Правда ли это?». Он ответил: «Нет», потом сказал: «Я запоминаю двести тысяч хадисов, как простой человек запоминает „Скажи: Он Бог Единый“, а если заучивать, то (могу выучить) триста тысяч хадисов».

Память Абу Зуры поражала его современников, вплоть до того, что Ибн Абу Шейба говорил: «Не видел я более способного к заучиванию, чем Абу Зура».

Абу Зура скончался в 264 году хиджры в понедельник в последний день года (согласно аз-Захаби, Ибн Касиру и Ибн Абу Яле) или в 268 г.х. (согласно Ибн Хаджару в «Тахзиб ат-тахзиб»).

Воззрения

· Ибн Абу Хатим сказал, что спросил своего отца (Абу Хатим ар-Рази) и Абу Зуру о мазхабах приверженцев Сунны в основах религии, на что они ответили:

Мы застали улемов во всех городах и из их мазхаба было то, что Аллах на своём Троне, отдельно от Своих творений, как Он описал самого себя, без вопрошания: «Как?», Он охватил всё Своим Знанием.

Абу Хатим ар-Рази

Абу Хатим Мухаммад ибн Идрис ар-Рази (араб. أبو حاتم محمد بن إدريس الرازي‎‎; 811/195 г.х., Рей —890/227 г.х.)[1]) — исламский богослов, мухаддис (хадисовед), хафиз. Отец Ибн Абу Хатима ар-Рази[2]. Один из самых уважаемых учёных в дисциплине аль-джарх ва та’диль (проверка надежности рассказчиков хадисов)[3].

Его полное имя: Абу Хатим Мухаммад ибн Идрис ибн аль-Мунзир аль-Ханзали ар-Рази. Он родился в 811 году в городе Рей. По некоторым данным он был родом из Исфахана, из племени гатафан. Он умер в 890 г. (месяц шаабан 277 г.х.).

Он передавал хадисы от таких известных передатчиков (рави) как:

· Абу аль-Ну’аим Фадль ибн Дакаин

· Зухайр ибн Аббад

· Яхья ибн Букайр

· Убайдуллах ибн Муса

· Адам ибн Абу Ияс

· Сабит ибн Мухаммад аз-Захид

· Абдуллах ибн Салих аль-Иджли

· Абдуллах ибн Салих аль-Катиб

· Мухаммад ибн Абдуллах аль-Ансари

Среди его учеников, передававших хадисы от него были:

· Абу Зура ар-Рази

· Юнус ибн Абд аль-Aла

· Абу Бакр ибн Абу ад-Дунья

· Муса ибн Исхак аль-Ансари

· Абу Дауд

· Ан-Насаи

· Абу Авана аль-Исфараини

· Абуль-Хасан аль-Каттан

· Абу Бишра ад-Дулаби

Имам аз-Захаби сказал о нём: «Мухаммад ибн Идрис аль-Ханзали ар-Рази: имам, хафиз, критик, шейх мухаддисов, был морем знания, кружившим в поисках его (знания) повсюду, блестящ в познании „иснада“ и „матна“, многое собрал и написал из книг, критиковал и одобрял, подтверждал достоверность и указывал на слабость (в хадисе). Родился в 195 году по Хиджре…»[4].

Абуль-Касим аль-Багави

Абуль-Касим Абдуллах ибн Мухаммад аль-Багави (830, Багдад — 929) — мусульманский улем, известныймухаддис. Также известен как Ибн Мани в честь деда со стороны матери Абу Джафара Ахмада ибн Мани аль-Багави, жителя Багдада, от которого передавали хадисы Муслим ибн аль-Хаджжадж, Абу Дауд и др.

Биография

Его полное имя: Абуль-Касим Абдуллах ибн Мухаммад ибн Абдуль-Азиз ибн Марзубан ибн Сабур ибн Шахиншах аль-Багави аль-Багдади. Его нисба связана с городом Багшур в Хорасане, из которого родом его отец. Сам Абуль-Касим аль-Багави родился и вырос в Багдаде. Он родился в понедельник, первого числа месяца Рамадан в 214 году по мусульманскому календарю.

Рано начав своё религиозное обучение, аль-Багави слушал хадисы от табиинов, которых застал на тот момент. Он обучался у Ахмада ибн Ханбаля, Али ибн аль-Мадини, своего деда Ахмада ибн Маниа, Али ибн аль-Джада и многих других.

От него передавали хадисы Абу Али ан-Найсабури, Абу Бакр аль-Исмаили, ат-Табарани, ад-Даракутни, Ибн Шахин, Ибн Батта и многие другие.

Абу Абдуррахман ас-Сулами говорил о том, что он спросил ад-Даракутни об Абуль-Касиме аль-Багави, на что он ответил:

Он достойный доверия (сикат), «гора». Имам из числа непоколебимых имамов. У него мало ошибок по сравнению с другими шейхами. Его слова о хадисах лучше слов Ибн Саида.

Абуль-касим аль-Багави скончался в ночь перед Ураза-байрамом в возрасте 103 лет (по исламскому календарю) и был похоронен на кладбище «Баб ат-тибн» (باب التِبْن).

Ибн Хаджар аль-Аскаляни

Шихабуддин Абуль-Фазль Ахмад ибн Али аль-Аскаляни, более известный как Ибн Хаджар аль-Аскаляни(араб. ابن حجر العسقلاني‎‎; 18 февраля 1372, Каир — 2 февраля 1448, Каир) — известный исламский ученый-богослов и историк.

Биография

Его полное имя: Шихабуддин Абуль-Фадль Ахмад ибн Али ибн Махмуд ибн Ахмад ибн Хаджар ибн Ахмад аш-Шафии аль-Аскаляни аль-Канани. Он родился в 1372 году в Каире. Детство прошло на родной земле, где он выучил наизусть Коран, «Аль-Хави» и «Аль-Мухтасар» Ибн аль-Хаджиба и другие труды. В сопровождении одного из опекунов он отправился в Мекку, где посещал уроки известных алимов. Для усовершенствования своих знаний об исламе он посещал уроки и лекции знатоков хадисов в Хиджазе, Шаме, Египте. 10 лет Ибн Хаджар обучался у З. аль-Ираки. Кроме того он обучался у С. аль-Балькини (ар.)русск., Ибн аль-Мулаккина.

После обучения Ибн Хаджар получил разрешение преподавать исламские науки.

Ибн Хаджар преподавал толкование священного Корана, мусульманское право и искусство проповеди в нескольких медрасе. Он читал проповеди в аль-Азхаре, центральной мечети ‘Амра (Египта) и многих других местах. Среди его учеников было много признанных ученых. Более двадцати лет Ибн Хаджар занимался юриспруденцией. Вначале он выполнял обязанности судьи в Египте, а затем — в Шаме (Сирия).

Пост верховного судьи

Ибн Хаджару предлагали пост Верховного судьи. Долгое время он отказывался от поста верховного судьи, однако 12-го числа месяца Мухаррам 827-го года по хиджре ему пришлось занять этот пост. Спустя некоторое время он подал в отставку, но ему ещё семь раз приходилось занимать этот важный пост. Последний раз он подал в отставку в 852-м году по хиджре. Это был тот самый год, когда богослов скончался.

Библиография

Ибн Хаджар — автор 150-ти трудов по всем исламским наукам. Эти труды получили признание и известность ещё при жизни автора. Многие из них были приобретены мусульманскими правителями и наместниками. Вот некоторые труды Имама:

· «Ад-Дурар аль-Камина фи А’йан аль-Миа ас-Самина»;

· «Аль-Исаба фи Асма ас-Сахаба»;

· «Аль-Кауль аль-Мусаддад фи Забб ‘ан Муснад аль-Имам Ахмад»;

· «Аль-Мукаддама»;

· «Аль-Хисаль аль-Мукаффира»;

· «Ат-Такриб»;

· «Базль аль-Ма’ун»;

· «Булуг аль-Марам мин Адиллат аль-Ахкам»;

· «Диван аль-Хутаб»;

· «Диван аш-Ши’р»;

· «Ибн аль-Хаджиб»;

· «Итхаф аль-Махара»;

· «Мулаххас ма Йукаль фи ас-Сабах ва аль-Маса»;

· «Муштабах ан-Нисба»;

· «Нухбат аль-Фикр ва Шархуха»;

· «Та’джиль аль-Манфа’а би Риджаль аль-Арба’а»;

· «Тальхис аль-Хабир фи Тахридж Ахадис ар-Рафи’и аль-Кабир»;

· «Тахзиб ат-Тахзиб»;

· «Тахридж аль-Кашшаф»;

· «Тахридж аль-Масабих».

Но самый значимый труд Ибн Хаджара — Пятнадцатитомный «Фатх аль-Бари фи Шарх Сахих аль-Бухари». Это толкование известного сборника хадисов «Аль-Джами’ ас-Сахих» имама аль-Бухари. Ибн Хаджар написал предисловие к этому труду в 813-м году по хиджре. Спустя четыре года он начал работу над самой книгой и завершил свой труд в первых числах месяца Раджаб 842-го года по хиджре.

Исторический трактат «Китаб анба ал-гамбр биабна ал-амр» (извещение о неразумных детях века) используется современной исторической наукой (См. например, В. В. Трепавлов. История Ногайской Орды. Москва. «Восточная литераура»,2002)

Ата ибн Абу Рабах

[Абу Муха́ммад ‘Ата́ ибн Абу Раба́х (араб. عطاء بن أبي رباح‎‎) (647, Дженед, Йемен — 732, Мекка) — выдающийся мусульманский ученый поколения табиин, известный хадисовед, муфтий Мекки.

Рождение и происхождение

‘Ата ибн Абу Рабах родился в 647 г., в период правления третьего праведного халифа ‘Усмана ибн ‘Аффана. Он родился в семье нубийцев и был вольноотпущенником одного из мекканских родов джумах или фахр. Сообщается, что его отца звали Аслам или Салим, а мать — Барака. Впоследствии его семья переехала в Мекку, где мальчик вырос и получил образование[1].

Научное наследие

‘Ата ибн Абу Рабах считается выдающимся знатоком хадисов и надежным передатчиком. Он учился у Ибн ‘Аббаса и Ибн ‘Умара, пересказывал хадисы со слов таких известных сподвижников, как Ибн ‘Аббас, Ибн ‘Умар, Ибн ‘Амр, Абдулла ибн аз-Зубайр, Му‘авийа, Усама ибн Зайд, Джабир ибн ‘Абдаллах, Зайд ибн Аркам и ‘Акил ибн Абу Талиб. Сообщается, что он встречался и передавал хадисы от 200 сподвижников. В свою очередь от него пересказывали хадисы его сын Йа‘куб, Абу Исхак Саби‘и, Муджахид, аз-Зухри, Аййуб Сахтийани, Абу аз-Зубайр, Хаким ибн ‘Утайба, А‘маш, Ауза‘и и др[2]. Предания о его толкованиях аятов вошли в книги по тафсиру имамов Абд ар-Раззака ас-Санани, Суфьяна ас-Саури, Мухаммада ибн Джарира ат-Табари. Занятия ‘Аты ибн Абу Рабаха посещали не только требовавшие знания мусульмане, но и государственные деятели, в том числе омеййадские халифы Аль-Валид I ибн Абдул-Малик и Сулейман ибн Абдул-Малик. Сидя на коленях, халиф Сулайман ибн Абд ал-Малик обучался у него правилам совершения хаджа, а затем приходил к своим детям и говорил: «Проявляйте усердие в изучении знаний. Из-за своего невежества я становлюсь на колени перед вольноотпущенником»[2].

Свидетельства историков

Ибн Са‘д пишет: «Мекканцы обращались за фетвами к ‘Ате ибн Абу Рабаху и Муджахиду, но к ‘Ате ибн Абу Рабаху обращалось больше людей. Он был ученым, обладал глубокими знаниями в исламском правоведении, рассказывал много хадисов и был надежным и заслуживающим доверия передатчиком»[3]. Халид ибн Абу Нафи‘ передал, что ‘Ата ибн Абу Рабаха рассказывал: "Я застал при жизни двести сподвижников и слышал, как Ибн ‘Аббас сказал: «Жители Мекки! Знайте цену находящегося среди вас ‘Аты ибн Абу Рабаха»[4]. Ибн Хиббан пишет: «Он был одним из великих табиев, сторонился всего сомнительного, отличался добродетельностью и был учёным мужем»[5]. Салама ибн Кухайл сказал: «Я видел троих желавших приобрести знания только для довольства Всевышнего Аллаха. Это ‘Ата, Муджахид и Тавус»[6].

Аскетизм и благонравие

‘Ата ибн Абу Рабах был известен благочестием и аскетизмом. В арабских летописях сохранились упоминания о его смелых и прямых наставлениях халифам, в которых он требовал справедливого отношения к подданным. Рассказывают, что ‘Ата ибн Абу Рабах регулярно совершал ночные намазы, читая каждую ночь более двухсот аятов. За свою жизнь он совершил хадж семьдесят раз. А когда люди посещали его на дому, он говорил: «Как изменилось время! Люди стали посещать таких, как мы»[7].

Кончина

Перед смертью ‘Ата ибн Абу Рабах полностью ослеп. Относительно точной даты есть разногласия. Согласно одним источникам он скончался в 733 г. Но большая часть преданий указывает на то, что он умер в 732 г.[8]

Абу Мухаммад аль-Багави

Абу Мухаммад аль-Хусейн ибн Масуд аль-Багави ( 1041[1] или 1044[2], Багшур — 1122, Марв ар-Руз[3]) —шейх-уль-ислам, «оживитель сунны», автор таких трудов, как «Шарх ас-Сунна», «Маалим ат-Танзиль» и «Масабих ас-Сунна». Аль-Багави родился в персидском городе Багшур, из-за чего и получил такую нисбу. Умер в городе Марв ар-Руз.

Биография

Его полное имя: Абу Мухаммад аль-Хусейн ибн Масуд ибн Мухаммад ибн аль-Фарра аль-Багави аш-Шафии. Он изучал фикх у шафиитского улема кади Хусейна ибн Мухаммада аль-Марварузи. От аль-Багави передавали хадисы Абу Мансур Мухаммад ибн Ас’ад аль-Аттари, Абуль-Футух Мухаммад ибн Мухаммад ат-Таи и множество других.

Самым известным из трудов аль-Багави является толкование Корана «Маалим ат-Танзиль», который более известен как «Тафсир аль-Багави». Также он является автором сборника хадисов «Масабих ас-Сунан», который затем стал известен вместе с дополнениями ат-Табризи как «Мишкат аль-масабих».

Абу Бакр аль-Байхаки

Абу́ Бакр А́хмад ибн аль-Хусе́йн аль-Байха́ки (араб. أبو بكر أحمد البيهقي‎‎; 994, Хусравжирди — 1066,Нишапур) — исламский правовед и хадисовед. Шафиит, ашарит. Известен как имам аль-Байхаки.

Биография

Его полное имя: Абу Бакр Ахмад ибн аль-Хусейн ибн Али ибн Муса аль-Хусравжирди аль-Хурасани. Он родился в селении Хусравжирди (англ.)русск. района аль-Байхак, в 12 километрах от города Нишапур в Иране. Он умер в возрасте 74 лет в Нишапуре. Его тело перевезли в Байхак, где он и похоронен[1].

Богословская деятельность

Аль-Байхаки получал образование более чем у ста учителей в Хорасане, Багдаде, Куфе и Мекке. В 15 лет он начал обучаться в Нишапуре у крупнейшего учёного аль-Хакима ан-Нишапури, которому тогда было около восьмидесяти лет. Лишь самые способные становились учениками аль-Хакима и юный аль-Байхаки стал одним из его лучших учеников. В дальнейшем аль-Байхаки приводил в своих книгах очень много хадисов от аль-Хакима[2].

Проведя в странствиях около тридцати лет, аль-Байхаки возвратился в Байхак и занялся преподавательской и научной деятельностью. Им было написано много книг по праву, каламу и хадисам[3].

Учителя

Среди учителей аль-Байхаки были такие известные богословы как:

· Ибн Тахир аль-Багдади (980—1037) — ашаритский богослов, один из имамов калама, шафиит, математик

· Абу Тахир ибн Махмиш аз-Зияди

· Абдулла ибн Юсуф аль-Асбахани

· Абу Али ар-Рузбари

· Абу Абдуррахман ас-Суллами

· Абу Бакр ибн аль-Фурак

· Хамза ибн Абдуль-Азиз аль-Мухаллаби

· Абу Бакр аль-Хаййири

· Яхья ибн Ибрахим аль-Музакки

· Абу Саид ас-Сайрафи

· Али ибн Мухаммад ибн ас-Сакка

· Абу Саид Ахмад ибн Мухаммад аль-Малини

· Абу ат-Тайиб ас-Салюки

· Хилал аль-Хаффар

· Абуль-Хусейн ибн Бишран

Ученики

Среди учеников аль-Байхаки были такие известные богословы как:

· Абу Исмаил аль-Ансари (1006—1089) — известный суфий-ханбалит, персидский поэт

· Исмаил ибн Ахмад аль-Байхаки — сын имама аль-Байхаки

· Убайдулла ибн Мухаммад ибн Ахмад аль-Байхаки — внук имама аль-Байхаки

· Абу Закария Яхья ибн Мандах

· Абу Абдулла Мухаммад ибн аль-Фадл аль-Фурави

· Захир ибн Тахир аш-Шахамий

· Абу аль-Маали Мухаммад ибн Исмаил аль-Фариси

· Абдуль-Джаббар ибн Абдуль-Ваххаб ад-Даххан

· Абдуль-Джаббар ибн Мухаммад аль-Хувари

· Абдуль-Хамид ибн Мухаммад аль-Хувари и др.

Труды

По некоторым данным Ахмад аль-Байхаки за свою жизнь написал около 1000 трудов[4]. Наиболее известными его трудами являются:

· Сунан аль-Кубра (араб. السنن الكبرى‎‎ — Большой сборник хадисов)

· Аль-Асмаа вас-Сыфат (араб. الأسماء والصفات‎‎ — Имена Аллаха и атрибуты)

· Китаб аль-Мутакад (араб. المعتقد مجلد‎‎ — Книга о вероубеждении)

· Аль-Баас валь Нушур (араб. البعث مجلد‎‎ — Воскрешение и Судный День)

· Ат-таргиб валь Тархиб (араб. الترغيب والترهيب مجلد‎‎ — Призыв к благому и предостережение от дурного)

· Аз-Зухд (араб. الزهد مجلد‎‎ — Аскетизм)

· Аль-Хиляфият (араб. الخلافيات‎‎ — Различные мнения)

· Далаиль ан-Нубувах (араб. دلائل النبوة‎‎ — доказательства Пророчества)

· Ас-сунан ас-сагир (араб. السنن الصغير‎‎ — малый сборник хадисов)

· Шуаб аль-иман (араб. شعب الإيمان‎‎ — Ветви веры)

· Аль-Мадхал иля-с-Сунан (араб. المدخل إلى السنن‎‎ — Введение в Сунну)

· Аль-Адаб (араб. الآداب‎‎ — Книга по этике)

· Фадаиль аль-Авкат (араб. فضائل الأوقات‎‎ — Превосходство отдельных периодов времени для поклонения)

· Аль-Арбаин аль-Кубра (араб. الأربعين الكبرى‎‎ — Большой сороковник хадисов)

· Аль-Арбаин аль-Сугра (араб. الأربعين الصغرى‎‎ — Малый сороковник хадисов)

· Ар-Руйа (араб. الرؤية‎‎ — Книга снов)

· Аль-Асраа (араб. الإسراء‎‎ — Книга об Исре)

· Манакиб аш-Шафии (араб. مناقب الشافعي‎‎ — Безграничные достоинства имама аш-Шафии)

· Манакиб Ахмад (араб. مناقب أحمد مجلد‎‎ — Безграничные достоинства имама Ахмада ибн Ханбаля)

Суфьян ас-Саури

.

Абу́ ’Абдулла́х Суфья́н ибн Са’и́д ас-Сау́ри (араб. أبو عبد الله سفيان بن سعيد الثوري‎‎; 716, Эль-Куфа — 778,Басра) — выдающийся имам, муджтахид, мухаддис, основатель ныне исчезнувшего мазхаба. Автор сборниковаль-Джами аль-Кабир и аль-Джами ас-Сагир.

Происхождение

Полное имя Суфьяна ас-Саури согласно Ибн Абу ад-Дунья, аль-Хайсаму ибн Ади и Ибн Сааду: Суфьян ибн Саид ибн Масрук (ибн Хамза) ибн Хабиб ибн Рафи’ ибн Маухиба ибн Убейй ибн Абдуллах ибн Мункиз ибн Наср ибн аль-Харис ибн Саалаба ибн ’Амир ибн Малкан ибн Саур ибн Абд Манат ибн Ад ибн Табиха ибн Ильяс ибнМудар ибн Низар ибн Маад ибн Аднан, который в свою очередь является потомком Исмаила ибн Ибрахима.

Биография

Согласно единогласному мнения ас-Саури родился в Куфе в 97 году хиджры. Он начал получать знания под руководством своего отца, который былмухаддисом, табиином и учеником таких учёных, как Амир аш-Шааби и Хайсама ибн Абдуррахман.

В числе шейхов ас-Саури были около шестиста улемов, некоторые из которых передавали хадисы со слов Абу Хурайры, Ибн Аббаса, Джарира ибн Абдуллаха и др.

От ас-Саури передавали хадисы очень много мухаддисов, вплоть до его учителей (Абуль-Фарадж ибн аль-Джаузи упоминал цифру в 20 тысяч), самыми известными из них были: аль-Амаш, Джафар ас-Садик, Абу Ханифа, аль-Аузаи, Шу’ба, Суфьян ибн Уяйна, Абу Давуд ат-Таялиси, Абу Асим, Абдуллах ибн аль-Мубарак, Абдурраззак ас-Санани, Абу Нуайм аль-Исфахани, Фудайль ибн Ийад, Малик ибн Анас, Уаки ибн аль-Джаррах.

Суфьян ас-Саури был очень известным религиозным авторитетом. Передаёт Яхъя ибн Айюб ал-Абид, что Абуль-Мусанна сказал:

Я слышал как говорили в Мерве: «Пришёл ас-Саури! Пришёл ас-Саури!». И я вышел посмотреть на него и он оказался малым юношей (букв. с пробивающейся щетиной).

Незадолго до своей кончины ас-Саури перебирается в Басру и его постигает болезнь живота. Он умер в 161 г.х. и его джаназу, согласно завещанию, совершил Абдуль-Малик ибн Абджар аль-Куфи.

Взгляды

· Увеличение и уменьшение уровня имана

Как передаёт Абу Нуайм аль-Исфхани, ас-Саури говорил: «Иман увеличивается и уменьшается», что идёт вразрез с мнениями мурджиитов.

· Несотворённость Корана

Харун ибн Абу Харун аль-Абди передаёт со слов Ибн аль-Мубарака, который слышал, как Суфьян ас-Саури сказал:

Кто утверждает, что «Куль хуа-Ллаху ахад» (то есть сура аль-Ихлас) является сотворённым (махлук), тот не уверовал в Аллаха.

· Превосходство Усмана

Зейд ибн аль-Хаббаб говорил, что Суфьян считал Усмана ибн Аффана достойнее Али ибн Абу Талиба.

Библиография

· «Тафсир» (Тафсир Суфьяна ас-Саури)

· «аль-Джами аль-Кабир» (Большой сборник)

· «аль-Джами ас-Сагир» (Малый сборник)

· «аль-Фараид»

Урва ибн аз-Зубайр

Семь факихов Медины

1. Касим ибн Мухаммад

2. Хариджат ибн Язид

3. Сайид ибн аль-Мусайб

4. Урва ибн аз-Зубайр

5. Абдуллах ибн Абдуллах

6. Абдуррахман ибн аль-Харем

7. Сулейман ибн Ясар

Урва́ ибн аз-Зуба́йр аль-Асади́ (араб. عروة بن الزبير‎‎, ок. 644, Медина — 713, совр. Сирия) — один из семи правоведов (факихов) Медины времён табиинов, историк.

Биография

Он родился в начале правления халифата от Усмана в Медине[1]. Урва ибн аль-Зубайр был сыном Асмы бинт Абу Бакр и аз-Зубайра ибн аль-Аввама[2]. У него был брат Абдуллах ибн аз-Зубайр и сын Хишам ибн Урва[3]. Пережил гражданскую войну, произошедшую после убийства Усмана. Урва посвятил свою жизнь изучению исламского права (фикха) и хадисов пророка Мухаммеда. Он был одним из 7 факихов Медины. Он передавалхадисы от Аиши бинт Абу Бакр, которая приходилась ему тётей. От него передавал хадисы Ибн Шихаб аз-Зухри.

Урва ибн Зубайр умер в 713 году[1].

Труды

Урва написал много книг, но из-за опасения того, что они могут стать источниками власти наряду с Кораном книги были уничтожены им в день битвы при аль-Харра.

Урва известен тем, что написал одно из первых биографических сочинений (сира) о пророке Мухаммаде.

Хасан аль-Басри

Абу Саи́д аль-Ха́сан ибн Яса́р аль-Басри (араб. حسن البصري‎‎; 642, Медина — 728, Басра) — исламскийбогослов и знаток хадисов, один из первых исламских аскетов (захид), предшественник суфизма[1][2].

Биография

Родился в 642 в Медине. Имя его отца упоминается в 3 различных сообщениях как Фируз, Ясар или Джафар[источник не указан 1032 дня], а имя матери его — Хайра. Сообщается, что она была служанкой у жены Мухаммеда Умм Салама бинт Абу Умайя.

С 657 года жил в Басре. В 663—665 годах участвовал в военном походе на территории нынешнего Афганистана[3]. Хасан участвовал в войне против Персии, был секретарём наместника Хорасана Раба ибн Зияда[источник не указан 1032 дня]. Когда правителем Ирака стал Хаджадж ибн Юсуф (694 год), принял участие в организованной последним работе по снабжению букв в тексте Корана диакритическими знаками. При халифе Умаре ибн Абдул-Азизеаль-Хасан стал кади Басры[3].

Группировавшийся вокруг Хасана аль-Басри теологический кружок был центром интеллектуальной жизни Басры и всего Омейядского государства, а авторитет основателя кружка был настолько велик, что к своим учителям его относили и сунниты, и рационалисты (основатель мутазилизма Васил ибн Ата вышел именно из этого кружка), и суфии[3].

Хасан аль-Басри умер и был похоронен в Басре в 728 году.

Воззрения

Из немногочисленных сведений о его воззрениях представляется, что в вопросе о свободе воли он придерживался точки зрения, характерной для кадаритов, и утверждал ответственность человека за совершаемые им в этом мире деяния[3]. В духе учения мурджиитов он утверждал, что спасения и места в раю мусульманин может достичь, произнеся перед смертью первую часть шахады. Позиции промежуточной между позициями хариджитов и мурджиитов он придерживался в вопросе о том, кем считать мусульманина, совершившего тяжкий грех: он считал такового мунафиком. Эта позиция соответствовала умеренным политическим взглядам богослова, стремившегося сохранить единство уммы и осуждавшего вооруженные конфликты между мусульманами[4].

Другие

Абуль-Хасан аль-Ашари

Абу́ль-Ха́сан Али ибн Исмаи́л аль-Аша́ри (араб. ابو الحسن علي بن إسماعيل الأشعري‎‎; 873, Басра — 936,Багдад) — арабский богослов, основатель одной из школ калама, получившей название по его имени —ашариты.

Биография

Его полное имя: Али ибн Исмаил ибн Абу Бишр Исхак ибн Салим ибн Исмаил ибн Абдуллах ибн Муса ибн Билал ибн Абу Бурда ибн Абу Муса аль-Ашари. Он родился в 873 году в Басре. Учился у своего отчима Абу Али аль-Джуббаи[2], главы мутазилитов Басры. До 40 лет он был ревностным приверженцем мутазилитов, однако в 912—913 гг. разошёлся с ними во взглядах. Тогда же переехал в Багдад. Позже резко обличал мутазилитов в своих сочинениях и публичных выступлениях.

Наследие

Из творческого наследия аль-Ашари (около 100 сочинений) сохранились только 2 аутентичных произведения[2] — «О чём говорили люди ислама и в чём разошлись творившие молитву» (Макаля́т уль-исламиййи́н уа-кхтиля́ф уль-мусалли́н; араб. مقالات الإسلاميين واختلاف المصلين‎‎) и «аль-Лю́ма» (араб. اللمع‎‎), которые не могут дать полного представления о его мировоззрении: первый труд носит преимущественно доксографический характер, а во втором рассматриваются вопросы внешних сторон калама (араб. ظاهر الكلام‎‎) и ничего не сообщается об онтологических и натурфилософских взглядах автора,[2]указания на которые содержатся в названиях других его работ.

Аль-Ашари приписывается сочинение «Аль-Иба́на ан усу́ль ид-дийа́на» (араб. الإبانة عن أصول الديانة‎‎), но отсутствие упоминания этого сочинения в списке трудов аль-Ашари, приводимом его последователем Ибн Асакиром, пишущем в своем труде «Табйи́ну кизб ил-му́фтари фи ма ну́сиба и́ляль има́м аль-Ашари» (араб. تبيين كذب المفتري فيما نسب إلى الإمام الأشعري‎‎), что «для ашаритов „Аль-Ибана“ служила щитом от ханбалитов», дает основа

Наши рекомендации