Военная и политическая деятельность
Аз-Зубайр участвовал во многих битвах, а во время завоевания Мекки находился слева от пророка Мухаммеда.
Входил в число шестерых выборщиков, назначенных умирающим Умаром ибн аль-Хаттабом для избрания нового Халифа. Был претендентом на избрание наряду с Саадом ибн Абу Ваккасом, Али и избранным в итоге Усманом ибн Аффан.
Во время «Верблюжьей битвы» он был во главе войска выступившего против праведного халифа Али ибн Абу Талиба. Аз-Зубайр ибн Аль-Аввам погиб от рук Амра ибн Джармуза в местности Вади ас-Сиба недалеко от Басры.[2]
Внуком Аз-Зубайра был Хишам ибн Урва.
Аль-Микдад ибн аль-Асвад
Аль-Микда́д ибн ‘Амр аль-Бахра́ни (араб. مقداد بن عمرو البهرائي; 589 — 653, Медина) — один из сподвижников (асхабов) пророка Мухаммеда. Микдада почитают мусульмани за его отвагу, он находился рядом с пророком Мухаммад 24 года. Он совершил переселение вначале в Эфиопию, а затем – в Медину. Он также является одним из сподвижников, которые давал присягу (байю) халифу Абу Бакру.
Аль-Микдад происходил из племени Бахра. В доисламские времена он заключил договор с аль-Асвадом аз-Зухри, который усыновил его. Он обратился в ислам шестым и принимал участие во всех крупных событиях молодого мусульманского государства. Во время сражения при Бадре он был одним из всадников. Принимал участие в покорении Египта. Погребён в Медине на кладбище аль-Баки[1].
Был женат на Зубаату бинту Зубаир, двоюродной сестре пророка Мухаммада (ﷺ), от которой родились сын Абдуллах и дочь Каримат[2].
Аммар ибн Ясир
Абу́ Якза́н Амма́р ибн Я́сир аль-Мазхаджи (араб. عمار بن یاسر; 570 — 657) — один из сподвижников пророка Мухаммеда. Он был одним из мухаджиров, переселившихся вместе с пророком Мухаммедом в Медину[1].
Биография
Его полное имя: Абу Якзан Аммар ибн Ясир ибн Амир ибн Малик аль-Мазхаджи. Он родился в тот же год, в котором родился и пророк Мухаммед. Аммар был другом Мухаммеда ещё до начала пророчества. Его мать звали Сумайя бинт Хайят, а отца — Ясир ибн Амир. Ясир и Сумайя были многобожниками, принявшими ислам. Их подвергли пыткам и убили за то, что они отказались вернуться в язычество[2][3]. Однажды, когда Аммара пытали, он сказал то, что от него требовали многобожники[2]. Пророк Мухаммед не осудил его, так как знал, что он сделал это под пытками. Мать Аммара, убитая Абу Джахлем, считается первой мусульманской мученицей[2].
Аммар принял участие в строительстве мечети в Медине[4][5]. Пророк Мухаммед заметил его трудолюбие и сказал ему, что он будет убит «группой злых людей»[4].
Аммар участвовал в битвах во время халифата Абу Бакра и Умара ибн аль-Хаттаба[2]. Во времена Умара он стал губернатором Куфы, однако жители Куфы не приняли его как лидера, потому что он был не из племени курайшитов[6].
Анас ибн Малик
Абу́ Хамза́ А́нас ибн Ма́лик аль-Хазраджи́ (араб. أنس بن مالك; 612, Басра — 709, Мекка) — сподвижникпророка Мухаммеда. Происходил из мединского племени Хазрадж. Известный передатчик хадисов.
Биография
Мать Анаса, Умм Сулейм, рано приняла ислам. Из-за этого у неё произошел конфликт с мужем, безуспешно пытавшегося отвратить её от веры. Затем он уехал в Сирию и через некоторое время умер. После смерти мужа, Умм Сулейм вышла замуж за Абу Тальху[1].
Во время переселения (хиджры) пророка Мухаммада в Медину, Анасу ибн Малику было всего 10 лет[2]. Умм Салейм, привела сына к Пророку и предложила ему Анаса в качестве прислуги. Несмотря на то, что Пророк Мухаммед не нуждался в прислуге, не желая обидеть Умм Сулейм свои отказом, он принял Анаса в свой дом и относился к нему как к своему сыну. Служа пророку Мухаммаду, Анас аккуратно исполнял все его поручения и учился у него основам религии[1].
Анас не принимал непосредственного участия в первых сражениях мусульман так как был очень молод. Вбитве при Бадре он обслуживал мусульманских воинов[2]. Достигнув совершеннолетия, он принял участие в битвах при битва при Хайбаре и Хунайне. Кроме того, он участвовал также в завоевании Мекки и осаде Таифа[1].
Во время правления Праведного халифа Абу Бакра, Анас был послан собирать налог (закят) с жителейБахрейна. После смерти халифа, он вернулся в Медину. При халифе Умаре Анас начал заниматься проблемами мусульманского права и не оставлял это дело вплоть до своей смерти[1].
Спустя некоторое время, Анас ибн Малик переехал в Басру, где он обучал жителей города основам исламской веры и права[1]. Он участвовал в завоевательных войнах с персами и был в составе мусульманских войск, занявших город Туштар[2].
В период правления третьего халифа Усмана Анас продолжал свою преподавательскую деятельность в Басре. Во время гражданской войны он не примкнул ни к одной из сторон. Анас ибн Малик никогда не мирился с тиранией и несправедливостью в обществе и не боялся открыто выступить против тирании омейядского наместника Ирака аль-Хаджжаджа[1].
Среди учеников Анаса ибн Малика были такие известные табиины, как Хасан аль-Басри, Сулейман Тамри, Катада, Мухаммад ибн Сирин, Саид ибн Джубайр и другие. Он умер в возрасте около 80 лет в Басре[1].
Асма бинт Абу Бакр
Асма бинт Абу Бакр (араб. أسماء بنت أبي بكر; 595—692) — сподвижница исламского пророка Мухаммеда, дочь первого халифа Абу Бакра ас-Сиддика.
Биография
Асма была дочерью ближайшего друга пророка Мухаммеда, Абу Бакра ас-Сиддика. Её мать звали Кутайла бинт Абд аль-Уза. У неё был родной брат — Абдуллах ибн Абу Бакр, сёстры Аиша и Умм Кульсум, а также сводные братья Абдуррахман и Мухаммад. У неё также была мачеха по имени Умм Руман бинт Амир и сводный брат ат-Туфайл ибн аль-Хариса аль-Азди[1].
Родители Асмы развелись до начала пророческой миссии Мухаммеда[2]. После развода родителей он осталась в доме отца[3].
Асма была одной из первых принявших ислам. В списке «тех, кто принял ислам по приглашению Абу Бакра» составленном Ибн Исхаком она стоит на 15 месте[4]. Во время переселения пророка Мухаммед и Абу Бакра в Медину (Ясриб), Асма приносила им еду в пещеру Саур. Когда Пророк и Абу Бакр покинули пещеру, Асма привязала груз к двум поясам, за что получила от Мухаммеда титул «Зату-Нитакайн» (обладательница двух поясов).
Незадолго до переселения в Медину, она вышла замуж за аз-Зубайра ибн аль-Аввама и присоединилась к нему в Медине через несколько месяцев после переселения мужа[5]. В Медине они жили бедно. Когда Абу Бакр дал им раба, Асма сказала, что «это было, равносильно тому, как если бы он освободил меня»[6].
Однажды к ней в гости в Медине пришла её мать Кутайла бинт Абд аль-Уза. Асма не пустила её в дом и не принила подарки, пока она не послала сестру Аишу проконсультироваться с Мухаммадом. Мухаммад сказал, что для Асмы было бы правильно показать матери гостеприимство, так как Кутайла никогда не проявляла враждебность по отношению к мусульманам. По мнению толкователей Корана 8 и 9 аяты суры аль-Мумтахана («Испытуемая») ниспосланы в отношении этой ситуации[2].
Аллах не запрещает вам быть добрыми и справедливыми с теми, которые не сражались с вами из-за религии и не изгоняли вас из ваших жилищ. Воистину, Аллах любит беспристрастных. Аллах запрещает вам дружить только с теми, которые сражались с вами из-за религии, выгоняли вас из ваших жилищ и способствовали вашему изгнанию. А те, которые берут их себе в помощники и друзья, являются беззаконниками. Аль-Мумтахана 60:8,9 (Кулиев) |
У Асмы и аз-Зубайра было восемь детей:
· Абдуллах — первый мусульманин, родившийся в Медине после хиджры[5],
· Аль-Мунзир,
· Асим,
· Аль-Мухаджир,
· Хадиджа,
· Умм аль-Хасан.
· Аиша.
· Урва[7].
Асма была несчастлива в семейной жизни, так как аз-Зубайр был «самым ревнивым из людей». В Медине он взял ещё трёх жён. Однажды она пожаловалась отцу на жестокость мужа, но Абу Бакр посоветовал ей: «Дочь моя, будьте терпелива. Когда женщина имеет праведного мужа, и он умирает, и она не вступают в повторный брак после его смерти, то они будут воссоединены в саду (раю)»[8][6]. Ещё одна из жен аз-Зубайра, Умм Кульсум бинт Укба, также жаловались на него и просила его развестись с ней после нескольких месяцев супружеской жизни[9].
Аз-Зубайр в конечном итоге развелся с Асмой[10].
Асма участвовала в битве при Ярмуке (636)[11][12].
Ашара аль-мубашшира
Аша́ра аль-мубашши́ра (араб. العشرة المبشرون بالجنة) — 10 ближайших сподвижников пророка Мухаммада, которых он при жизни обрадовал вестью о том, что они будут обитателями рая. Это Абу Бакр, Умар ибн аль-Хаттаб, Усман ибн Аффан, Али ибн Абу Талиб, Абу Убайда ибн аль-Джаррах, Саад ибн Абу Ваккас, Абдуррахман ибн Ауф, Аз-Зубайр ибн аль-Аввам, Тальха ибн Убайдуллах и Саид ибн Зайд[1]. Ашара аль-мубашшира признаются суннитами и отвергаются шиитами. Хадиса, в котором перечислялись бы все 10 имён сподвижников, нет в Сахихах аль-Бухари и Муслима.
Хадис
Из шести авторитетных суннитских сборников хадисов, хадис о 10 обрадованных раем приводится в сборникахат-Тирмизи, Абу Дауда и Ибн Маджа[2]. По мнению суннитов, сподвижники пророка Мухаммада были разделены на двенадцать групп. и ашара аль-мубашшира стоит на первом месте[3].
«Абу Бакр в раю, Умар в раю, Усман в раю, Али в раю, Тальха ибн Убайдуллах в раю, аз-Зубайр ибн аль-Аввам в раю, Абдуррахман ибн Ауф в раю, Сад ибн Абу Ваккас в раю, Саид ибн Зейд в раю и Абу Убайда ибн аль-Джаррах в раю».
— Сборники хадисов имама Ахмада (1/188), ат-Тирмизи (3747), Ибн Маджах (132) и др.
Шиитский взгляд
Мусульмане-шииты не верят в достоверность хадисов о десяти обрадованных раем и считают, что они выдуманы во времена правления политических противников Алидов — Омейядов. Шииты считают, что Аз-Зубайр ибн аль-Аввам и Тальха ибн Убайдуллах не достойны находиться в этом списке, так как в битве верблюда они противостояли халифу Али ибн Абу Талибу, халифы Абу Бакр, Умар и Усман узурпировали власть, которая после смерти пророка Мухаммада должна была достаться Али. Шииты также отмечают, что среди ашара аль-мубашшира нет ни одной женщины, ни Хадиджи, первой принявшей ислам, ни Фатимы, названной пророком Мухаммедом предводительницей женщин в раю.
Билял ибн Рабах
Биля́л ибн Раба́х аль-Хабаши́ (араб. بلال بن رباح الحبشي; 592, Мекка — 640, Дамаск) — один из самых известных сподвижников пророка Мухаммеда, первый муэдзин. Билял был чернокожим рабом и одним из первых принял ислам.
Биография
Его отец, Рабах, был родом из Эфиопии. Мать звали - Хамамой. Билял был рабом одного из влиятельных мекканцев, которого звали Умайя ибн Халаф. Билял был одним из первых мусульман и из-за этого его стали подвергать невыносимым пыткам. Хозяин Биляла укладывал его на раскалённый песок и клал на его грудь тяжелый камень, но он стойко переносил все пытки и не отрёкся от ислама. Со временем он был выкупленАбу Бакром ас-Сиддиком за огромную по тем временам цену. В 622 г. Билял вместе с другими мусульманами совершил хиджру в Медину[1].
Билял ибн Рабах принимал участие во всех крупных сражениях между мусульманами и многобожниками. В битве при Бадре, Билал столкнулся лицом к лицу со своим бывшим хозяином. Он сообщил об этом своим товарищам, которые и убили Умайю ибн Халафа вместе с его сыном[1].
После смерти пророка Мухаммада, Билал находился в Сирии и участвовал в войнах с византийцами. При взятии мусульманами Иерусалима, он встретил Праведного халифа Умара и вместе с ним вошел в город. Вместе с ними в Иерусалиме находились Абу Убайда ибн аль-Джаррах, Муаз ибн Джабаль, Амр ибн аль-Ас и другие сподвижники пророка[1].
К концу жизни Билял поселился в Сирии, где и умер в возрасте около 60 лет и не оставил после себя потомков. Незадолго до смерти, он посетил Медине, где встретился с внуками пророка Мухаммада - Хасаном и Хусейном, а с другими своими друзьями[1].
Похоронен на кладбище Баб Кисан г. Дамаска.
Азан
Билял ибн Рабах является первым муэдзином. Он обладал красивым голосом, за что пророк Мухаммед возложил на него обязанность призывать мусульман к молитве. Согласно преданию Билал прибавил к формуле утреннего азана слова: «ас-Салату хайрун мин ан-наум» (араб. الصلاة خير من النوم,молитва лучше сна), а когда пророк Мухаммед узнал об этом, то одобрил такую её. В день завоевания мусульманами Мекки, когда пророк Мухаммад вошел в Каабу и сокрушил всех находившихся там идолов, Билал взобрался на крышу Каабы и произнёс своим красивым голосом азан. После смерти пророка Мухаммеда он всего дважды возвестил азан (при взятии мусульманами Иерусалима и при посещении могилы пророка Мухаммеда в Медине)[1].
Джабан Сахаби
Джабан Сахаби (араб. جابان صحابي) или Джабан аль-Курди — первый курд, принявший ислам, сподвижник пророка Мухаммеда.
Биография
Вероятно Джабан Сахаби был путешественником или купцом. В 18 году по хиджре, он вернулся в Курдистан, чтобы проповедовать там ислам. Имя Джабан Сахаби было упомянуто в нескольких мусульманских источниках. Так Ибн Хаджар аль-Аскаляни, приводит в своей книге «Булаг аль-Марам» 10 хадисов, переданные Джабаном. Сын Джабана Абу Басир Маймун аль-Курди был табиином.
Джабир ибн Абдуллах
Джа́бир ибн Абдулла́х аль-Анса́ри (араб. جابر بن عبدالله الأنصاري; 607, Медина — 696, Медина) — один из сподвижников пророка Мухаммада и передатчиков хадисов.
Биография
Его полное имя: Джабир ибн Абдуллах ибн Амр ибн Харам аль-Ансари. Он родился в Медине в 607 году. Его отец, Абдуллах аль-Ансари, происходил из племени хазрадж. Его матерью была Насиба бинт Укба ибн Удди. Абдуллах аль-Ансари принял ислам, участвовал в мусульманском движении и погиб вбитве при Ухуде[1]. После смерти отца на его попечении осталось семь его сестёр[2].
Джабир также принял активное участи в строительстве молодого мусульманского государства. При жизни пророка Мухаммада он участвовал в 19 сражениях, а также в завоевании Мекки (630). Во время первой гражданской войны в Халифате он был на стороне Праведного халифа Али, но после его смерти признал Муавию[3].
Джабир является одним из самых известных передатчиков хадисов (рави). К нему восходят 1540 хадисов. Он хорошо знал исламские науки и преподавал вмечети Пророка. Он умер в возрасте 95 лет в Медине. По некоторым данным он был последним умершим сподвижников Пророка в Медине[3].
Джафар ибн Абу Талиб
Джа’фар ибн Абу Та́либ ат-Тайя́р (араб. جعفر ابن أبي طالب الطيار; Мекка — 629, Мута) — сын Абу Талиба, двоюродный брат пророка Мухаммада.
Биография
Джафар ибн Абу Талиб родился в Мекке. Он был одним из первых принял Ислам и во время гонений на мусульман эмигрировал в Эфиопию. Через некоторое время в Эфиопию прибыли двое влиятельных курайшитов — Абдуллах ибн Рабиа и Амр ибн аль-Ас. Они хотели убедить эфиопского негусаНаджаши выдать им мусульманских беженцев. Наджаши склонился к тому, чтобы выдать их мекканцам и тогда Джафар, попытался спасти положение, вышел вперед и задал вопросы курайшитам относительно того, являются ли мусульмане, прибывшие в Эфиопию беглыми рабами, и совершили ли они какие-либо преступления находясь в Мекке? Послы подтвердили, что среди мусульман рабов нет, и никаких преступлений они не совершали. Единственное к чему они могли поставить в вину, это то, что они отреклись от веры своих предков (идолопоклонство). Тогда негус Наджаши задал Джафару ибн Абу Талибу вопросы относительно мусульманской веры и тот вкратце изложил ему основные положения Ислама, прочитал аяты изкоранических сур « Марьям», «Аль-Анкабут», «Ар-Рум» и «Аль-Кахф». Убедившись в том, что положения исламской религия не противоречат принципам авраамического монотеизма, нагус Наджаши решил не выдавать мусульманских эмигрантов курайшитам. Наджаши взял мусульман под свое покровительство, а некоторые мусульманские источники говорят о том, что он даже принял Ислам. В 7 году хиджры Джафар и его друзья приехали из Эфиопии в Медину. В следующем году Джафар ибн Абу Талиб погиб, сражаясь в битве при Муте.
Зейд ибн Сабит
Зейд ибн Са́бит ибн аль-Анса́ри (араб. زيد بن ثابت الأنصاري; около 615, Медина — около 665, Медина) — один из сподвижников пророка Мухаммеда. При жизни пророка Мухаммеда был его личным секретарём и писцом, записывающим откровения Корана. После смерти пророка Мухаммеда был в комиссии по составлению полного письменного текста Корана.
Биография
Его полное имя: Зейд ибн Са́бит ибн ад-Дахак аль-Ансари. Он родился приблизительно в 615 году в Медине. Его отец происходил из племени Хазрадж и погиб в результате междоусобной войны с другим мединскимплеменем Аус в битве при Буасе. Из-за своего маленького возраста он не смог принять участие в битве при Бадре и первым его сражением была битва у рва, где он участвовал в рытье защитного окопа вокруг Медины.
Зайд был грамотен и отличался хорошей памятью. Он умел писать по-сирийски и арамейски и часто находился возле пророка Мухаммеда для того, чтобы записывать ниспосылавшиеся Мухаммеду откровения. Будучи секретарем пророка Мухаммада Зайд вёл переписку и переводил письма, которые поступали к нему на других языках. Считалось, что он был хафизом, то есть знал наизусть весь Коран и муфассиром (толкователем Корана).
Зайд был одним из участников собрания в сакифе Бану Саида, где он поддержал кандидатуру Абу Бакра на пост первого халифа. Он хорошо разбирался в правилах раздела имущества, был одним из составителей дивана племен при праведном халифе Умаре и руководил разделом добычи после битвы при Ярмуке. Во время правления халифа Усмана ибн Аффана Зайд был судьёй (кади) Медины и хранителем государственной казны.
Коран
Во времена пророка Мухаммеда передача Корана осуществлялась главным образом в устной форме. После смерти Мухаммада в местечке Ямама произошла битва против лжепророка Мусайлимы, во время которой погибли около 700 хафизов (знатоков Корана). Обеспокоенные возможностью утраты Корана халифы Абу Бакр и Умар обязали Зайда ибн Сабита начать работу по собранию аятов Корана в единую книгу и составить полный письменный текст Корана.
Во время работы над собранием Корана, Абу Бакр поручил Зайду полагаться на письменные свидетельства, которые были собраны у жителей Мекки и Медины. Контроль за сбором фрагментов Корана был поручен Умару ибн аль-Хаттабу. Усилиями Зайда и других сподвижников был написан первый полный письменный экземпляр Корана (мусхаф), который хранился у жены пророка Мухаммада Хафсы. Зайд использовал свои собственные знания, существовавшие в Мекке и Медине записи отдельных частей и айатов и то, что читали ему наизусть сподвижники пророка Мухаммеда.
В 650 г. во времена правления халифа Усмана среди мусульман стали часто возникать споры относительно правильного чтения Корана, тогда по приказу халифа Зайд вместе с тремя мекканцами (Абдаллахом ибн аз-Зубайром, Са’дом ибн аль-Асом и Абдуррахманом ибн аль-Харисом)[1] составили официальный письменный текст Корана, который был объявлен единственно верным и обязательным для всех мусульман. Главным исполнителем работы был Зайд и в основу текста лег текст хранившийся у Хафсы бинт Умар. Официальный экземпляр был размножен и разослан во все основные центры Халифата. Остальные фрагменты Корана были сожжены по приказу халифа Усмана, причиной послужило то, что разночтение Корана наводило смуту на Умму Пророка, таким образом из всех версий Корана остался только один.
Зейд ибн Хариса
Зайд ибн Ха́риса ибн Шура́хи́ль ибн Абдаль-Узза или Зейд ибн Хариса (араб. زيد بن حارثة بن شراحيل بن عبد العزى) (588, Саудовская Аравия — 629, Мута) — сподвижник пророка Мухаммеда, его приемный сын ивольноотпущенник. Упоминается в Коране, в 37 аяте суры "Аль-Ахзаб".
Биография
Попав в раннем детстве в плен Зайд ибн Хариса был выкуплен Хакимом ибн Хазамом и подарен Хадидже бинт Хувайлид, а выйдя замуж за пророка Мухаммеда, Хадиджа отдала Зайда своему мужу. Зайд был вторым человеком принявших ислам, а после него это сделала его жена Умм Аймун[1]. Зайд ибн Хариса был одним из самых любимых сподвижников пророка Мухаммада[2].
Усыновление
До начала пророческой миссии, пророк Мухаммад объявил Зайда своим сыном и наследником. После усыновления его звали Зайд ибн Мухаммад, пока не был ниспослан аят Корана запрещающий давать приёмным детям имена их опекунов[3]
Зовите их (приемных детей) по именам их отцов. Это более справедливо передАллахом. Если же вы не знаете их отцов, то они являются вашими братьями по вере и вашими близкими. Не будет на вас греха, если вы совершите ошибку, если только вы не вознамерились совершить такое в сердце. Аллах – Прощающий, Милосердный. Аль-Ахзаб 33:5 (Кулиев) |
Переселение в Таиф
Когда пророк Мухаммед отправился в Таиф вместе с Али ибн Абу Талибом, вместе с ними был и Зайд ибн Хариса. Жители Таифа не приняли их, стали притеснять и закидывать камнями. Зайд защищал пророка Мухаммеда своим телом и поранил голову.