Гражданская война в Халифате

Приняв бразды правления, Али достаточно быстро установил порядок в Медине. Его власть признали в Египте, Ираке и Йемене. Однако наместник Сирии и родственник Усмана — Муавия отказался присягать новому халифу как человеку (как он считал), запятнавшему себя связью с убийцами халифа Усмана. Он выставил в Дамасской мечети окровавленную рубашку Усмана и обрубленные пальцы его жены Наилы[13]. Отказался признать халифом Али также полководец Са’д ибн Аби Ваккас[14].

Однако много противников Али было также и в Аравии. Большинство из них переехало из Медины в Мекку, где была жена пророка Аиша, недовольная тем, что Али не торопится с наказанием убийц халифа Усмана.

Верблюжья битва

В августе 656 года, когда разрыв с Муавийей сделался окончательным, Али стал готовиться к войне с ним. Но первыми выступили против него мекканцы, возглавляемые Талхой ибн Убайдаллахом, двоюродным братом аз-Зубайром ибн ал-Аввамом и женой пророка Аишей. Они возмутили жителей Басры, где вскоре по их призыву были схвачены и перебиты многие участники убийства Усмана. Однако соседняя Куфа приняла сторону Али.

Вскоре халиф во главе 12-тысячного войска (в основном из жителей Куфы) подошёл к непокорной Басре. В декабре произошло сражение, закончившееся победой Али. На его стороне сражались многие известные ансары, среди которых Абу Аййуб аль-Ансари, Аммар ибн Ясир, Кайс ибн Са'д (англ.)русск.[15]. Талха был ранен стрелой в ногу и вскоре скончался от потери крови. Вероятно, после гибели Талхи басрийцы дрогнули и начали отступать. Не сумевший их остановить, аз-Зубайр в одиночку бежал с поле боя, направившись к Вади ас-Сиба, где был убит одним бедуином. Решающая схватка завязалась вокруг верблюда, на котором восседала Айша, отчего это сражение получило название «битва верблюда». В конце концов воинам Али удалось прорваться к верблюду и перерезать ему поджилки, после чего животное вместе с Айшей рухнуло на землю[16]. Басрийцы потерпели полное поражение. Таким образом власть Али упрочилась.

Битва верблюда

Битва верблюда (битва «Джамал») в начале декабря 656 года — сражение между армией халифа Али и отрядами мятежников, возглавляемых Тальхой и аз-Зубайром. «Талисманом» мятежников была их сводная сестра, вдова Мухаммада Аиша. Поводом для мятежа стало затягивание расследования убийства Усмана, что послужило поводом для обвинения в сговоре Али с убийцами. Радикально настроенные участники свержения Усмана спровоцировали нападение армии Али на мятежников в процессе переговоров. Решающая схватка разгорелась вокруг верблюда, на котором сидела Аиша, из-за чего сражение и получило своё название. Общее число погибших достигло 10 тысяч (по другим источникам 5 тысяч) человек. Тальха и аз-Зубайр погибли, а Аиша была захвачена в плен, но позже отпущена.

История

В 656 году третий халиф Усман ибн Аффан был окружен в собственном доме повстанцами, которые не были довольны тем, как Усман управляет Халифатом. Повстанцы лишили Усмана еды и воды и держали его под домашним арестом, безуспешно надеясь добиться отречения. Затем Усман был убит (мнения историков об убийцах Усмана и их нанимателях расходятся).

После смерти Усмана многие мусульмане предложили возглавить Халифат Али. Он, в свою очередь сперва отверг их предложение, но затем все-таки согласился, так как его сторонники проявляли настойчивость.

Сиффинская битва. Хариджиты

В январе 657 года Али перебрался в Куфу, сделавшуюся с этого времени его резиденцией. По мере того как ему присягали дальние провинции Халифата, его силы росли. Вскоре в распоряжении Али оказалась 50-тысячная армия. В апреле он выступил в поход в Сирию, возле Ракка переправился через Евфрат и встретился с Муавией близ селения Сиффин. При описании сиффинского сражения Табари сообщает, что большую часть сторонников Али составляли мединцы и ансары. Согласно аль-Масуди на стороне Али в битве участвовали 87 человек, сражавшихся в прошлом при Бадре, среди которых было 17 мухаджиров и 70 ансаров[15].

Решающее сражение началось утром 19 июля 657 года и продолжалось девять дней с перерывами на ночь и для молитвы. Али вызвал Муавию на поединок, но тот вместо себя отправил мавлу, переодев его в свои одежды. Ничего не подозревавший Али вышел на поединок и убил мавлу. Своим поступком Муавия не столь продемонстрировал трусость, сколько оскорбил Али по тем временам, выпустив против него не равного по положению и происхождению противника[17]. На второй день сражения правое крыло войска халифа под командованием Малика аль-Аштара и центр под командованием самого Али разбили и потеснили войско Муавии[14]. Ожесточённость сражения нарастала с каждым днём. В боях вместе с рядовыми с обеих сторон гибли также знатные люди. Сирийцы потеряли Убейдаллаха ибн Умара (сына халифа Умара), павшего в поединке с аль-Аштаром, и главу сирийских йеменитов Зу-л-Кала; иракцы потеряли Аммара ибн Ясира, а в один из последних дней при попытке прорваться к шатру Муавии погиб Абдаллах ибн Будайл[18]. Исход сражения складывался неудачно для мятежников, победа склонялась к Али. Положение спас Амр ибн аль-Ас, предложивший приколоть на копья свитки Корана. Бой сразу прекратился, Али обратился за советом к предводителям войска, но одни выступали за перемирие, другие — за продолжение сражения. После короткого раздумья Али произнёс: «Был я вчера повелевающим, а сегодня стал повелеваемым, был распоряжающимся, а стал распоряжаемым. Вы хотите остаться в живых, и я не могу вести вас к тому, что вам претит»[19]. В Сиффинской битве Али потерял 25 тыс., а Муавия 45 тыс. человек[20].

Муавия сохранил свою армию, а в стане Али начался раскол: часть солдат (12 тысяч) возмутились его нерешительностью и покинули лагерь — их стали называть хариджитами.

Сиффинская битва

Сиффинская битва 657 года — сражение между армиями халифа Али и мятежной армией сирийскогогубернатора Муавии. Битва складывалась неудачно для мятежников, тогда Муавия решил применить хитрость: приказал наколоть своим солдатам к копьям свитки Корана. Тогда набожный халиф приказал остановить битву. Муавия сохранил свою армию, а в стане Али начался раскол: часть солдат (12 тысяч) возмутились его нерешительностью и покинули лагерь — их стали называть хариджитами.

Гибель

Али давно знал, что будет убит, поскольку пророк сказал ему об этом, и он сам предчувствовал это. Ряд авторов (Ибн Сад аль-Багдади; аль-Балазури; аль-Мубаррад; аль-Масуди; аль-Исфахани; Ибн Шахрашуб), исходя из многочисленных преданий, утверждают, что Мухаммад (или Али) полагали, что борода последнего будет окрашена кровью, текущей из его головы[21]. Хариджиты, избегшие смерти у ан-Нахравана, приняли решение убить в одно назначенное время «виновников» раскола мусульманской общины — Али, Муавию и Амра ибн аль-Аса. Один из заговорщиков Абд ар-Рахман ибн Мулджам (англ.)русск. ко всему прочему повстречал членов племени Тайм ар-Рибаб, в том числе женщину Катами бинт аль-Шиджну, потерявшей при Нахраване сразу отца и брата. Ибн Мулджам попросил её руки и сердца, и она согласилась при условии получения свадебного подарка, состоящего из 3 тыс. дирхамов, раба и убийства Али (девушка желала мести за гибель родных)[21].

В ночь на 22 января 661 года три заговорщика, в том числе Ибн Мулджам, остались в соборной мечети Куфы среди множества остававшихся там до предрассветной молитвы. На рассвете Али провозгласил призыв к молитве и вошёл внутрь мечети. Ибн Мулджам и один из сообщников бросились на халифа с криком: «Суд принадлежит Аллаху, а не тебе, Али, и не твоим людям с мечами!» Сообщник промахнулся, в то время как Ибн Мулджам нанёс Али смертельное ранение отравленным кинжалом. Сообщникам удалось бежать, а Ибн Мулджама схватили и подвели к халифу. Али сказал: «Душу за душу, если умру, то убейте, а если останусь, то сам разберусь с ним[22]». Что касается Муавии и аль-Аса, то им удалось избежать смерти. Муавия получил легкое ранение в ногу, а вместо Амра был убит его приближенный Хариджа ибн Хузафа, которого хариджитский убийца принял за него.

Али позвал к себе сыновей Хасана и Хусейна и дал им последнее наставление: быть стойкими в благочестии и смирении, и добрыми к своему младшему брату, сыну его жены-ханефитки. После этого он составил завещание и продолжал повторять Шахаду и имя Аллаха до последней минуты. В последние минуты жизни, собрав вокруг себя своих близких, Али давал наставления и оставил завещание для мусульман. Вечером 23 января, в ночь на 24-е Рамазана халиф Али ибн Абу Талиб скончался. Айша, узнав о смерти Али, откликнулась стихотворной строкой:

Гражданская война в Халифате - student2.ru Посох брошен, и достигнута цель, и рад возвращению путник. Гражданская война в Халифате - student2.ru

На упрёк дочери Абу Салама, Зейнаб: «Как ты можешь говорить такое об Али при его превосходстве и достоинстве?» — Айша с усмешкой ответила:«Когда я забуду об этом — напомни мне»[23].

Али похоронили близ Куфы. Место его захоронения держалось в секрете, но в правлении аббасидского халифа Гаруна аль-Рашида его могила была выявлена в нескольких милях от Куфы и вскоре было построено святилище, вокруг которого вырос город Эн-Наджаф[24].

После смерти

Враги называли Али «Абу Турабом» («Отцом праха»)[25]. Сообщается, что перед смертью в 664 году Амр ибн аль-Ас признал свои грехи и сожалел о том, что несправедливо обошёлся с халифом Али[26]. Пришедший к власти Муавия основал династию Омейядов, которая находилась у власти в халифате почти 90 лет. В течение последующих лет после убийства Али преемники Муавии проклинали память Али в мечетях и на торжественных собраниях, а последователи Али отплачивали тем же трём первым халифам, как узурпаторам, и «собаке Муавии»[27]. Есть известия, что омейядский халиф Умар II, правивший в 717—720 гг., запретил проклинать Али во время пятничного богослужения в мечетях, но Бартольд замечает, что сведения о проклинании Али имеются и после смерти Умара II, и заключает:

Если при последних Омейядах государи уже отказались от этих проклятий, не соответствовавших больше общему настроению, то вполне возможно, что в отдалённых провинциях прежний обычай продолжал соблюдаться. Такие народные произведения, как роман об Абу Муслиме, исходят из предположения, что память «Абу-Тураба» продолжали проклинать в мечетях вплоть до падения династии Омейядов, хотя в то время не все уже помнили, что Абу Тураб и Али — одно и то же лицо[25].

Али как личность

В историю ислама Али вошёл как трагическая фигура[2]. Кроме пророка Мухаммеда, нет никого в истории ислама, о котором столько написано на исламских языках, как об Али[3]. Источники соглашаются, что Али был глубоко религиозным человеком, преданным делу ислама и идеи верховенства правосудия в соответствии с Кораном и Сунной. Они изобилуют сообщениями о его аскетизме, неукоснительном соблюдении религиозных догм и отрыве от мирских благ. Некоторые авторы отмечают, что ему не хватало политического мастерства и гибкости[24].

Али почитаем как у шиитов, так и у суннитов. Основатель шиитской династии Сефевидов шах Исмаил I Хатаи принял титул сеги-дери Али (страж, или, буквально, «собака дверей Али»)[28]. На серебряной монете, чеканенной в правление шаха Исмаила I в Тебризе в 1510—1511 гг., Али восхвалялся:

Гражданская война в Халифате - student2.ru Призови Али, проявителя чудес, Ты найдёшь его себе опорой в печали. Вся забота и горе исчезнут С твоим покровительством, о Али, о Али, о Али![29] Гражданская война в Халифате - student2.ru

Путь Красноречия

Семья и потомки

Жёны и дети

· 1-я жена, Фатима:[30]

· Хасан

· Хусейн

· Умм Кульсум бинт Али

· Зайнаб бинт Али

· 2-я жена, Хаула, дочь Кайса ибн Джафара ал-Ханафи:

· Мухаммад

· 3-я жена, Умм ал-Бинайн, дочь ал-Махла ибн ад-Дийана ибн Хазама ал-Килаби:

· Аббас ал-Акбар

· Абдаллах

· Усман ал-Акбар

· Джафар ал-Акбар

· Умар

· 4-я жена, ас-Сахба умм Хабиб, дочь Рабиа ат-Таглиби:

· Амр ал-Акбар

· 5-я жена, Лайла, дочь Масуда ибн Халида ат-Тамими:

· Абу Бакр

· Убайдаллах

· 6-я жена, Асма, дочь Умайса ал-Хасамийа:

· Йахиа

· Аун

· 7-я жена, Умама, дочь Абу-л-Аса ибн ар-Рабиа ибн Абд ал-Азза ибн Абд Шамса:

· Мухаммад ал-Aсгap

· От других жен:

· Джафар ал-Асгар

· Мухаммад ал-Аусат

· Аббас ал-Асгар

· Умар ал-Асгар

· Усман ал-Асгар

Потомки

В 624 году после битвы при Бадре пророк Мухаммад выдал за Али свою дочь Фатиму. К ней сватались многие известные люди, которым она отказала. При сватовстве Али она молчанием согласилась выйти замуж за него. Согласно преданию, их брак был заключён сперва на небесах, где Аллах был вали, Джебраил — хатибом, ангелы — свидетелями, а махром являлись половина земли, ад и рай[31]. В браке у них родились пятеро детей: сыновья Хасан,Хусейн и Мухсин (скончался в младенчестве), а также дочери Умму-Кульсум и Зейнаб[32].

Свою дочь Зейнаб Али выдал замуж за своего племянника Абдуллу ибн Джафара[33].

Хасан и Хусейн почитаются в шиитском исламе как второй и третий имамы соответственно. Хусейн трагически погиб в бою против армии халифа Йазида I. Остальные девять шиитских имамов являются прямыми потомками Али от его сына Хусейна.

Праправнук Али от Хасана — Идрис I основал город в Фес (ныне Марокко), став родоначальником династии Идрисидов, правившей на западе Северной Африке до X века.

Потомками Мухаммада от его дочери Фатимы и Али считали себя династия Фатимидов, правившая в Египте.

Утвердившаяся в XVI веке в Иране династия Сефевидов стала приписывать себе сейидское происхождение. Согласно передаваемой генеалогии, основатель династии Сефи ад-дин происходил в 21 поколении от седьмого шиитского имама Мусы Казима[34], приходившимся потомком Али и Фатимы в пятом колене. В октябре 1979 года во время визита президента Ирака Саддама Хусейна, мусульманина-суннита по вероисповеданию, в Эн-Наджаф было объявлено, что он приходится прямым потомком Али, являясь дальним родственником имама Хусейна[35].

Память

· В Иране именем Али назван Армейский офицерский университет (перс.)русск., одноимённая станция метро (англ.)русск. и шоссе (перс.)русск.

· В Тегеране существует Музей имама Али (перс.)русск..

· В Иране была издана 12-томная энциклопедия имама Али (англ.)русск..

· В бакинском посёлке Бузовна (Азербайджан) и городе Захедан (Иран) есть Мечеть Али ибн Абу Талиб.

· В Гамбурге (Германия) расположена иранская Мечеть имама Али.

· В Иране об Али были сняты телесериал «Имам Али» (перс.)русск.. Также об Али снят художественный фильм «Лев Аллаха» (Al-Nebras).

Аббас ибн Абд аль-Мутталиб

Абуль-Фадль Абба́с ибн Абд аль-Мутта́либ аль-Хашими (араб. العباس بن عبد المطلب‎‎; 566, Мекка — 653,Медина) — дядя пророка Мухаммада, предпоследний из многочисленных сыновей Абд аль-Мутталиба, родился в 566 году, в Мекке, от Нутаилы.

Биография

После смерти своего отца Аббас занял наследственную в его семействе должность хранителя священного источника Замзама. Когда Мухаммад начал проповедовать ислам, Аббас не сразу принял новое учение, хотя жил в тесной дружбе со своим племянником. Только после битвы при Бадре (624 год), в которой последователи пророка одержали блестящую победу над его противниками, курайшитами, и в которой сам Аббас был взят в плен, он открыто принял ислам, к которому склонялся и ранее. Благодаря его могущественному влиянию, присоединилась к исламу и значительная часть курайшитов. Он помогал Мухаммаду при завоевании Мекки (630 год) и остался его верным другом и советником и в последующее время. После смерти пророка (632 год), он и имам Али добровольно приняли на себя обязанность омовения его тела.

Аббасиды

Аббас умер в 652 году, окружённый величайшим уважением. Из сыновей Аббаса наиболее известны Фадл, Абдулла, Кусам и Таммам. Старший сын Абдалла, стал основателем династии Аббасидов, которая в лице внука Абдаллы Абу-ль-Аббаса, в 750 году вступила на трон багдадских Халифов и в 1258 году, при Аль-Мустасиме, была свергнута с него внуком Чингисхана — Хулагу. Последний основал династию Хулагуидов, правившую до середины XIV векагосударством, охватывавшим Иран и большую часть современного Афганистана, Туркменистана, Закавказья, Ирака, восточную часть Малой Азии.

Кусам ибн Аббас не оставил потомства и по одной из легенд скрылся в подземелье под мемориальным комплексом Шахи Зинда в Самарканде.

Мотазем был убит (по другим данным — спасся бегством в Египет, где вместе с титулом халифа передал в свой род право высшей духовной власти надмусульманами, пока в 1517 году она не перешла к османским султанам).

Абдуллах ибн аз-Зубайр

Абдулла ибн аз-Зубайр (араб. عبد الله بن الزبير‎‎) (624, Медина — 692, Мекка) — один из известных сподвижников пророка Мухаммеда. Сын Зубайра ибн аль-Аввама и Асмы бинт Абу Бакр, дочери первого праведного халифа Абу Бакра. Абдулла ибн аз-Зубайр был племянником Аишы, третьей жены пророка Мухаммеда.

Биография

Абдулла ибн аз-Зубайр происходил из племени бану Асад. Он родился через год и 8 месяцев после хиджры. Абдулла ибн аз-Зубайр стал первым мусульманином, родившимся в Медине[1][2]. Он был активным участником войн против Византийской и Сасанидской империй.

Восстание

Абдулла ибн аз-Зубайр активно участвовал в политике во время правления Муавии I, но после вознесенияЯзида I он отказался присягнуть ему на верность. Он посоветовал Хусейну ибн Али сделать Мекку центром борьбы против Язида[3]. После смерти Хусейна жители Мекки и Медины присягнули ему на верность[2]. Для подавления Абдуллы в Хиджаз было выслано войско, которое в течение 64 года хиджры сражалось против него, пока не пришло известие о смерти халифа Язида.

Омейяды потеряли большую часть халифата и контролировали лишь территорию Сирии и часть Египта. С приходом к власти Абдул-Малика ибн Мерванаомейяды начали постепенно возвращать утраченные позиции. Войска под командованием Хаджаджа окружили Мекку и подвергли большим разрушениям. Абдулла ибн Зубайр бился до конца и геройски погиб, сражаясь в мечети аль-Харам.

Абдуллах ибн Амр ибн аль-Ас

Абдулла́х ибн Амр ибн аль-Ас (араб. عبد الله بن عمرو بن العاص‎‎; 612, Мекка, Аравия — 684, Фустат, Омейядский халифат) — один из известных сподвижников пророка Мухаммада, мусульманский правовед (факих).

Абдуллах ибн Амр родился в Мекке. Его отец, Амр ибн аль-Ас, был сподвижником пророка, внёсшим большой вклад в становление первого исламского государства. Абдуллах ибн Амр много времени уделял молитвам и постам и отличался своей набожностью. После принятия ислама принял участие во многих сражениях, происходивших между мусульманами и их врагами[1].

Во время первой гражданской войны в Халифате он, вместе со своим отцом, был на стороне противников халифа Али ибн Абу Талиба. Он не принял непосредственного участия в битве при Сиффине, что говорит о его нейтралитете ко всем этим событиям. Абдуллах ибн Амр никогда не поднимал оружия против мусульман[1].

Абдуллах ибн Амр был одним из самых образованных людей своего времени, занимался преподавательской деятельностью. Знал не только арабский язых, но и древнееврейский и сирийский языки[1]. Он хорошо знал и передавал хадисы пророка Мухаммеда, которые записал в книге под названием «ас-Сахифа ас-Садика»[2][3]. Он был одним из первых сподвижников, которые с разрешения пророка Мухаммеда записывали хадисы. Один из самых известных передатчиков хадисов, Абу Хурайра, говорил, что Абдуллах ибн Амр был более осведомлен о жизни Порока, чем он[4][5]. От Абдуллаха ибн Амра было передано около 700 хадисов.

Абдулла ибн Амр умер в городе Фустат (совр. Египет) в возрасте 72 лет[1].

Абдуллах ибн Масуд

Абдулла ибн Масуд (араб. عبدالله بن مسعود‎‎) (?, Мекка — 650, ?) — один из первых новообращенных мусульман, и один из ближайших сподвижниковМухаммеда. Выдающийся мусульманский ученый и правовед[1].

Биография

Абдулла ибн Масуд родился в Мекке. Он был из племени бану Хузайль. Согласно исламскому преданию, Абдулла ибн Масуд в молодости был пастухом, который работал на Укбу ибн Абу Муайта. Он одним из первых принял ислам и был участником собраний мусульман в доме Аркама. В тот период мусульмане подвергались гонениям со стороны язычников, но Абдулла ибн Масуд не побоялся этого. Он читал суру Ар-Рахман возле Каабы, за что был схвачен и подвергнут пыткам. Абдулла ибн Масуд мужественно перенёс все пытки и был вынужден эмигрировать в Эфиопию. Вернувшись из Эфиопии он вместе с пророком Мухаммедом совершил переселение в Медину. Абдулла ибн Масуд сражался в битвах при Бадре, Ухуде, Хандаке, Хайбаре, Хунайне, а также участвовал в завоевании Мекки[1].

После смерти пророка Мухаммада Абдулла принял активное участие в укреплении Халифата. Халиф Умар ибн аль-Хаттаб назначил его кадием (судьёй)Куфы. Абдулла ибн Масуд был очень образованным человеком. Он обладал почти феноменальной памятью и знал наизусть весь Коран. Абдулла ибн Масуд блестяще знал мусульманское право, издавал фетвы, а также занимался преподавательской деятельностью. Он считается основоположником иракской школы мусульманского права, а его методы легли в основу ханафитского мазхаба. При вынесения правовых предписаний Абдулла ибн Масуд использовал метод аналогии (кияс)[1].

Абдуллах ибн Раваха

Абдуллах ибн Раваха ибн Саляба (араб. عبدالله ابن رواحة‎‎; Медина, — 629, Мута) — один из наиболее известных сподвижников пророка Мухаммада.

Биография

Абдуллах ибн Раваха родился в Медине. Он происходил из племени хазрадж[1] и принял ислам во времявторой присяге Акабы[2]. После переселения (хиджры) мекканских мусульман в Медину, он был секретарем пророка Мухаммада и одним их приближённых к нему[3]. Абдуллах ибн Раваха участвовал в битвах при Бадре,Ухуде, Хандаке и Хайбаре[4]. Погиб в 629 г. в битве при Муте[2].

Абдулла ибн Раваха обладал поэтическим талантом. Когда некоторые поэты-язычники сочиняли оскорбительные стихи в адрес пророка Мухаммада, он писал стихи в его защиту[4]. В Коране содержится упоминание об этом:

Гражданская война в Халифате - student2.ru За поэтами же следуют сбившиеся с [правого] пути. Разве ты не видишь, что они скитаются по всем долинам и разглагольствуют о том, чего не совершают, за исключением тех, которые уверовали, вершили добрые деяния, поминали многократно Аллаха и защищались от притеснителей неверных. А притеснители скоро узнают, какой поворот [судьбы] их ожидает. Аш-Шуара 26:224-227 (Кулиев) Гражданская война в Халифате - student2.ru

Абдуллах ибн Умар

Абдуллах ибн Умар (араб. عبدالله بن عمر بن الخطاب‎‎) (ум. в 692 году н. э. — 73 год после Хиджры). Очень известный сподвижник пророка Мухаммада, сынХалифа Умара.

Биография

Он был необычайно богобоязненным человеком. Кроме того, он был одним из тех сподвижников, которые передали наибольшее количество Хадисов. 'Абдуллах был необычайно предан пророку и всегда следовал за ним. По выражению Аиши «Никто так не следовал за Пророком во всем, что бы тот ни совершал, так, как делал это 'Абдуллах Ибн 'Умар». Например, еще будучи тринадцатилетним подростком, он хотел принять участие в сражении при Ухуде вместе с пророком, но был принудительно возвращен домой. И все же, несмотря на то, что 'Абдуллах близко наблюдал за действиями пророка, он всегда проявлял чрезвычайную осторожность и даже боязнь, сообщая изречения Посланника Аллаха, и рассказывал Хадис только в том случае, если был полностью уверен, что запомнил каждое слово. Один из его современников сказал о нем: «Среди сподвижников Пророка никто не был более осторожен, добавляя или убирая что-либо из Хадиса Пророка, чем 'Абдуллах Ибн 'Умар».

Будучи богатым человеком, успешным торговцем, 'Абдуллах вел очень скромный образ жизни и много из своего имущества раздавал бедным. Один из его современников сказал о нем, что все имущество в его жилище стоило не более одной сотни дирхемов.

Абдуррахман ибн Ауф

Абдуррахман ибн Ауф (араб. عبد الرحمن بن عوف‎‎; 580, Мекка — 652, Медина) — один из наиболее известныхсподвижников пророка Мухаммада.

Биография

Абдуррахман ибн Ауф родился в 580 году в Мекке. До принятия ислама он носил имя Абдуль-Кааба (Раб Каабы). Абдуррахман одним из первых принял ислам. Он участвовал на собраниях в доме Аркама и дважды эмигрировал в Эфиопию и Медину.

Переселившись в Медину, Абдуррахман ибн Ауф участвовал в создании первого мусульманского государства. Он принимал участие во всех сражениях между мусульманами и их врагами.

После смерти пророка Мухаммада Абдуррахман ибн Ауф оказывал помощь Праведным халифам Абу Бакру и Умару. Он умер в 652 году в Медине[1].

Выборы третьего халифа

После гибели Умара ибн аль-Хаттаба, Абдуррахман стал одним из шести кандидатов на власть в Халифате. Участники совета «шести» определились с выдвижением кандидатур Али и Усмана и должны были выбрать одного из двух кандидатов. Абдуррахман ибн Ауф некоторое время колебался, но сделал свой выбор в пользу Усмана. Голос Абдуррахмана был решающим, и Усман стал третьим Праведным халифом[1].

Абу Айюб аль-Ансари

Абу Айюб Халид ибн Зейд аль-Ансари (араб. أبو أيوب الأنصاري‎‎; 576, Медина — 674[1], Константинополь) — сподвижник пророка Мухаммеда.

Биография

Абу Айюб аль-Ансари родился в 576 году в Медине (Ясриб). Он был родом из племени бану Наджар. После переселения пророка Мухаммеда в Медину он приютил Мухаммеда у себя в доме, предоставив ему первый этаж[2].

После завоевания Египта Абу Айюб переехал в Фустат рядом с мечетью Амра ибн аль-Аса. В Фустате его соседями были Аз-Зубайр ибн аль-Аввам, Убайда, Абу Зарр аль-Гифари, Абдуллах ибн Умар и Абдуллах ибн Амр[3]. Абу Айюб аль-Ансари принял участие во всех сражениях с пророком Мухаммедом[4].

Осада Константинополя

Мухаммад ат-Табари передаёт, что Абу Айюб аль-Ансари будучи стариком участвовал в осаде Константинополя. Абу Аюб получил ранение и его навестил предводитель войска Язид, который спросил его о нужде. Абу Айюб ответил ему: «Передай приветствие от меня мусульманам и скажи им: „Абу Айуб завещает вам продвинуться на землю противника как можно дальше и взять его с собой, чтобы похоронить у ваших ног под стенами Константинополя“». По словам ат-Табари Абу Айюб был похоронен возле стен Константинополя[5][6].

Почитание

После завоевания Константинополя турками над предполагаемой могилой Абу Айюба аль-Ансари была построена гробница и мечеть. Район Стамбула, носящий имя Абу Айюба (Эюп) стал священным для турок и многие османские чиновники просили похоронить их в непосредственной близости от этого места.

Абу Зарр аль-Гифари

Абу Зарр Джундуб ибн Джанада аль-Гифа́ри (араб. أبو ذر الغفاري‎‎; ум. 652, Ар-Рабза) — один из известныхсподвижников пророка Мухаммеда.

Биография

Происходил из племени Гифар, проживавшего неподалеку от Мекки, в долине Ваддан. Гифарцы занимались разбоем на дорогах и брали дань с проходящих через эти места караванов курайшитов. Абу Зарр аль-Гифари отрекся от язычества ещё до начала проповедей пророка Мухаммада. Некоторое время он был последователем авраамического единобожия — ханифом, но, услышав о пророчестве Мухаммеда, приехал в Мекку и после разговора с Али ибн Абу Талибом принял Ислам[1].

Приняв ислам, Абу Зарр вернулся к своему племени, и стал проповедовать среди своих соплеменников новую религию. После этого, многие из гифарцев приняли Ислам, а остальные приняли веру после переселения мусульман из Мекки в Медину (хиджры). Абу Зарр принял активное участие в жизни мусульманской общины, участвовал в сражениях при Бадре, Ухуде, Хандаке и других битвах. При мусульманами взятии Мекки, он был знаменосцем своего племени[1].

После смерти пророка Мухаммада Абу Зарр аль-Гифари переехал из Медины в Сирию и жил там, в период правления Праведных халифов Абу Бакра иУмара. Абу Зарр придавал большое значение духовной практике, вел набожную и аскетическую жизнь. В период правления халифа Усмана, он переехал в деревню ар-Рабзу, где до своей смерти жил в уединении от мирской жизни[1].

Абу Зарр аль-Гифари является передатчиком (рави) 281 хадиса[1].

Иранский учёный Али Шариати, вслед за арабским автором Ахмадом Ридой, считал Абу Зарра первым представителем исламского социализма.

Абу Муса аль-Ашари

Абу́ Муса́ Абдулла́х ибн Кайс аль-Ашари́ (араб. أبو موسى الأشعري‎‎; ум. 666, Мекка) — мусульманский политический деятель, сподвижник пророка Мухаммада.

Биография

Абу Муса аль-Ашари родился в Йемене, там же вместе со своей семьей принял Ислам. Для знакомства с мусульманами выехал в Эфиопию, где находились мусульмане-эмигранты. Вместе с Муазом ибн Джабалем знакомил йеменцев с положениями исламской религии. Будучи наместником Басры и Куфы, способствовал развитию наук и образования, строил объекты общественного значения и коммуникации. После Сиффинской битвы Абу Муса аль-Ашари отошёл от политики и уехал в Мекку. Конец жизни он провёл в затворничестве и уединении. Абу Муса аль-Ашари является передатчиком около 360 хадисов.

Военно-политическая деятельность[править | править вики-текст]

Поселился в Медине после битвы при Хайбаре. Участвовал так же в завоевании Мекки, битве при Хунайне и походе на Табук. После смерти пророка Мухаммада был назначен халифом Умаром наместником Хадрамаута (Южная Аравия), однако затем он подал в отставку и отправился на войну в Ирак, где ему было поручено завоевание Нисибина. После завоевания Нисибина был назначен наместником Басры. Абу Муса аль-Ашари победил персов, во главе с Хурмузаном и занял Хузестан, закончившаяся неудачной попыткой персов вернуть Хузестан в битве при Кадиссии. По приказу халифа Умара Абу Муса аль-Ашари заменил Аммара в качестве наместника Куфы, однако, через некоторое время, снова вернул его на должность наместника Басры. Абу Муса аль-Ашари сыграл важную роль в завоевании Исфахана в 23 году хиджры. В 29 году хиджры халиф Усман назначил наместником Басры Абдуллу ибн Амира, а через 5 лет вновь назначил наместником Куфы Абу Мусу аль-Ашари.

Сиффинская битва

После битвы при Сиффине противоборствующие стороны договорились создать третейский суд. Окружение халифа Али ибн Абу Талиба настояло на том, чтобы его представителем был Абу Муса аль-Ашари, хотя сам Али не хотел этого. На третейском суде Абу Муса объявил о том, что обе противоборствующие стороны неправы и должны подать в отставку. По словам Абу Мусы мусульмане обязаны были избрать нового халифа, как было оговорено до этого. Представитель Муавии Амр ибн аль-Ас отказался объявлять о его низложении с поста наместника Сирии, тем самым нарушив ранее достигнутую договорённость. После этого шансы на мирное решение проблемы были упущены.

Абу Суфьян ибн Харб

Абу́ Суфйа́н ибн Харб (араб. أبو سفيان‎‎ 560-650, Медина) — правитель Мекки (622—630), его отец Харб ибн Умайя. С 614 по 630 годы был одним из самых непримиримых врагов Мухаммада, поэт. В 630 сдал МеккуМухаммаду и принял ислам. Его сын Муавия стал халифом в 661.

Наши рекомендации