В сердце-прана; в анусе - апана; в пупке - самана; в районе гортани - удана; распространенная по всему телу - вьяна.

Изрыгание контролирует - нага; открывание и закрыва­ние глаз - курма; причину голода - крикала; зевание - девадатта; дхананджайя - всепроникающая, не распространяет­ся за пределы телесной оболочки и разносит по всему телу питание, которое поступает через поглощение пищи.

* различные формы жизненного дыхания.

40-43. Воздух, называемый вьяна, выполняет важную роль во всех нади. Как только пища поступает в тело она, разлагается этим воздухом на две части.

Подойдя в район ануса, она разделяется на жидкую и твердую части; вода всегда оказывается над огнем, а твер­дая часть над водой,

Прана, находясь под огнем, способствует медленному возгоранию. Огонь, разожженный воздухом, отделяет полезные элементы от отходов.

Вьяна заставляет существенные элементы питания расп­ространяться по всему телу, а отходы исторгаться из орга­низма через двенадцать выводных путей.

44. Уши, глаза, ноздри, язык, зубы, ногти, пупок, анус, детородные органы, голова, волосы и туловище - яв­ляются нечистыми местами.

45. Таким образом, воздух, обретя силу от "я", вы­полняет свои функции, воздействуя на людей, точно так же, как это делает восходящее солнце.

46. Теперь услышь, о Птица, о двойственной природе человеческого тела. Первая называется Вьявахарика, вторая - Парамартхика.

47-52. На уровне Вьявахарика, как утверждается, су­ществует тридцать пять миллионов волос на теле, семьсот тысяч волосинок на голове и двадцать ногтей.

Считается, что обычно у человека тридцать два зуба, о Сын Винаты; говорится также, что плоть составляет одну тысячу пала*; а кровь - одну сотню пала; жир составляет девять папа; кожа - семь; костный мозг - двенадцать пала; "великая кровь" - три пала.

Известно, что семя составляет двакудава; яйцо - один кудав; а кости тела - триста шестьдесят кудав.

Нади, как плотные так и тонкие, насчитывают десятки миллионов; желчи - пятьдесят пала; флегмы - половина это­го количества.

Отходы в теле неизмеримы, ибо их количество постоян­но меняется.

Тело, которое имеет все эти свойства называется Вьявахарика**.

54. В теле Парамартхика*** располагается шесть чакр, в которых, как утверждают, локализированы свойства яйца Брахмы.

55. Я расскажу тебе о них; они - объекты медитации йогов. Медитируя на них, человек получает возможность наслаждаться природой Вайраджа****.

* пала - немного больше, чем одна унция (28,36 г)

** индивидуальное физическое тело

*** во вселенском и духовном теле

**** "вайрадж" означает "сиять"

56-59. То, что ниже ступней называется Атала, выше их - Витала: у колен - Сутала, в области бедер - Махатала; в пояснице - Талатала, в интимной части - Расатала, "мягкое место" - Латала; они известны как семь миров.

Бхулока - в центре пупка; выше его - Вхуварлока; в сердце - Сварлока; в гортани - Махарлока; Джаналока - в области рта; Таполака - в районе лба; Сатьялока - в Брахмарандхре; это - четырнадцать миров.

60-61. Меру (священная гора) располагается в треугольнике; Мандара располагается в перевернутом треуголь­нике; Кайлаша - в правом треугольнике; Химачхала - в ле­вом треугольнике.

Нишада - в верхних линиях; Гандхамадана - в пиниях справа; Рамана - в пиниях слева; это - семь великих гор.

62-65. Джамбу находится в месте размещения костей; Шака - в костном мозге; континент Куша располагается во плоти; а Краунчха - континент в нервах; континент Шалмали находится в коже; Гомеда - в волосах; Пушкара - в месте ногтей.

И далее об океанах:

В моче - океан Кшара; Кипра - океан в молоке; океан Сура располагается во флегме; в костном мозге - океан Гхрита; океан Раса - в соках; известно, что океан Дадхи - в яичниках; океан Сваду - в районе мягкого неба; ты дол­жен это знать, о сын Винаты.

66-68. Солнце находится в Нада-чакре. Луна - в чакре Бинду; Марс находится - и это следует знать - в глазах; Меркурий, как сообщают писания, располагается в сердце.

Следует знать, что Юпитер находится в Вишну-стхане; Венера - в семени; Сатурн - в пупке; Раху - в лице; кету располагается в легких; таким образом, в тепе находятся орбиты планет.

На все эти формы можно медитировать в своем собс­твенном теле

69-71. Медитировать следует всегда на утренней заре; сидя неподвижно, скрестив ноги, в последовательности аджапа*.

Гайатри, называемая аджапой, дает освобождение муд­рецам; просто размышляя о ней человек может освободиться от всех грехов.

Послушай же, о Таркшйа, Я объясню лучший метод аджапы, следуя которому индивидуум навсегда может покончить со своей отделенностью (от Бога).

* говорят: "Хамса"

72-73. Шесть чакр называют следующим образом: Муладхара, Свадхиштхана, Манипурака, Анахата, Вишуддха и Адж­на.

Медитировать на чакры следует в следующем порядке: у основания детородных органов, в районе почечных лоханок, в области пупка, сердца, гортани", в области межбровья, на верхушку головы.

74-75. Муладхара - четырехлепестковая и сверкающая, с буквами от "ва" до "са"; Свадхиштхана напоминает солнце и состоит из шести лепестков, и буквы этой чакры - от "ба" до "ла"; Манипурака - красного цвета и десятилепестковая, с буквами от "да" до "пха"; Анахата - двенадцатилепестковая, золотистого цвета с буквами от "ка" до "тха".

Лотос Вишуддхи - шестнадцатилепестковый, буквы гласные; у него цвет луны; Матра-лотос (т. е. Аджна) - двухлепестковый, у него буквы "ха" и "кша" и цвет - крас­ный; чакра на вершине головы - самая сверкающая, этот ло­тос имеет тысячу лепестков, и в нем помещаются истина и блаженство - вечные, излучающие свет и несущие счастье.

76. Следует медитировать на чакры в указанном поряд­ке - на Ганешу, Видхи (Брахма), Вишну, Шиву, Гуру и на Парамбрахмана (Всепроникающего).

77-80. Мудрецы утверждают, что тонкое движение дыха­ния за сутки происходит 21.600 раз.

Оно выходит со звуком "ха" и входят в организм со звуком "са". В действительности получается, что человек все время повторяет мантру "Хам-са, Хам-са", при этом:

600 раз - Ганеше, 6.000 - Ведхе (Брахме), 6.000 -Хари (Вишну), 6.000 - Хара (Шива);

1. 000 - Дживатману, 1. 000 - Гуру, 1. 000 - для Чидатману.

81-82. Аруна и другие мудрецы, которые знают цепь преемственности учителей, медитируют на божества, находя­щиеся в чакрах, которые представляют собой лучи Брахмана.

Мудрецы - Шука и другие - учили этому своих учеников; поэтому мудрый человек, после медитации на путь освобождения, должен медитировать именно в такой последовательности.

83. Совершив мысленное поклонение всем чакрам при полном спокойствии ума, следует повторить аджапа-гайятри, в соответствии с наставлениями учителя.

84-88. Следует медитировать на Рандхру, находящуюся в перевернутом тысячелепестковом лотосе, на Благословен­ного учителя в Хамсе, чья лотосоподобная рука освобождает от страха.

Рекомендуется рассматривать свое тело так, как будто оно омывается потоком нектара исходящим из его стоп. Со­вершив пятикратное поклонение, следует пасть ниц и воспе­вать ему хвалу.

После этого надо медитировать на Кундалини, двигаю­щуюся вверх и вниз по чакрам и свернутую в три с полови­ной кольца.

Затем медитирующий должен сосредоточиться на месте, называемом Сушумна, направленном к Рандхре; посредством этого он достигает высшего состояния Вишну.

Впоследствии ему следует всегда медитировать между четырьмя часами и восходом солнца на Мою форму, излучающую свет, вечную и дарующую блаженство.

89. Ему следует привести свой ум в состояние покоя, не только путем усилия, но и используя поучения учителя, без которого ему все это не удастся.

90. Совершив внутреннее жертвоприношение, он должен совершить и внешнее жертвоприношение.

Совершив очищающее омовение и Сандхью, он должен по­молиться Хари и Хара.

91-94. Для тех, кто испытывает привязанность к телу, обращения во внутрь не происходит.* Поэтому преданное служение легче, и оно дает освобождение.

Тапас, йога и другие - также пути к освобождению, но путь преданного служения Мне гораздо выше для пребываю­щих в океане мирского существования.

Это - заключение всезнающего Брахмы и других, после того, как они заучили все Веды и Шастры в течение трех периодов.

Жертвоприношения и другие праведные обязанности очи­щают ум. Преданность Мне приносит плод, получив который нельзя пасть.

95. Добродетельный человек, который следует этому, о Таркшйа, благодаря преданному служению Мне, обретает веч­ное освобождение".

*их медитация безуспешна, так как они думают внешних вещах.

ГЛАВА 16

Наши рекомендации