Провозглашение тальбии для совершения хаджа
В ДЕНЬ АТ-ТАРВИЯ
58. Когда наступит день ат-тарвия, соответствующий 8-ому числу месяца Зу-ль- Хиджа, паломник входит в состояние ихрама и провозглашает тальбию для совершения хаджа. Он делает все то же самое, что делал в микате при вхождении в состояние ихрама для совершения умры: полное омовение, умащение благовониями, облачение в изар и риду и произнесение тальбии. Он не прекращает произносить тальбию, пока не бросит камешки в большой столб (джамрат аль- акаба).
59. Паломник входит в состояние ихрама в том месте, где он остановился для проживания. Люди, проживающие в Мекке, входят в состояние ихрама в ней.
60. Затем он отправляется в Мину и совершает в ней полуденный намаз (зухр). Он ночует в Мине и совершает в ней остальные пять намазов, сокращая их, но не совмещая.
ПЕРЕМЕЩЕНИЕ К АРАФАТУ
61. После восхода солнца в День Арафата паломник направляется к Арафату, произнося тальбию и такбир. Так поступали сподвижники пророка, да пребудет над мир и благословение Аллаха, когда он находился среди них во время прощального хаджа: он, да пребудет над мир и благословение Аллаха, не порицал ни того, кто произносил слова тальбии, ни того, кто произносил такбир[71].
62. Затем он останавливается в Намире[72] – местечке поблизости от Арафата, не относящемся к территории Арафата – и остается там до полудня.
63. Как только солнце начнет клониться (к закату[73]), паломник отправляется к (вади) Урана и там останавливается[74]. Это место находится перед Арафатом. В нем имам обращается к людям с соответствующей проповедью (хутба).
64. Затем имам совершает вместе с людьми полуденный (зухр) и предвечерний намазы (‘аср), сокращая и совмещая их во время, отведенное для полуденного намаза.
65. Для обоих этих намазов возвещается один азан и два икамата.
66. Между двумя этими намазами не совершаются никакие другие намазы[75].
67. Тот, кому не удастся совершить эти два намаза с имамом, точно так же совершает их один либо вместе с подобными ему людьми, которые находятся рядом[76].
СТОЯНИЕ НА АРАФАТЕ
68. Затем паломник направляется на Арафат и останавливается около больших камней, рассеянных у подножия горы ар-Рахма (джабаль ар-Рахма). Если же ему не удастся это сделать, то вся (долина) Арафат является местом стояния.
69. Он стоит, обратившись лицом к кибле, воздев вверх руки, взывая с мольбами к Аллаху и произнося тальбию.
70. Он часто произносит тахлиль (т.е. слова «Ля иляха илля-Ллах», «Нет никого, достойного поклонения, кроме одного лишь Аллаха» – прим. переводчика). Поистине, эти слова являются наилучшей мольбой в День Арафата, поскольку пророк, да пребудет над мир и благословение Аллаха, сказал: «Лучшая (мольба), которую произносил я и пророки (до меня) вечером (‘ашиййа[77]) в День Арафата (, является следующей):
لا إله إلا الله وحده لا شريك له، له الملك و له الحمد و هو على كل شيء قدير
Ля иляха илля-Ллаху вахдаху ля шарика ляху! Ляхуль мульку ва ляхуль хамду ва хува ‘аля кулли шай’ин кадиир!
«Нет божества, кроме Аллаха, Одного, у Которого нет сотоварища! Ему принадлежит власть и надлежит хвала, и Он властен над всем сущим!»[78].
71. Иногда паломнику дозволено добавлять к тальбии следующие слова:
إنما الخير خير الآخرة
Иннамаль-хайр, хайру-ль-ахыра
«Истинное благо – это благо Последней жизни»[79].
72. Согласно Сунне стоящий на Арафате не должен поститься в этот день.
73. Таким образом, он не перестает поминать Аллаха, произносить тальбию и обращаться с теми мольбами, которые пожелает, надеясь, что Всевышний Аллах включит его в число тех, кто будет освобожден от адского огня, и кем будет хвалиться Аллах перед ангелами, о чем говорится в следующих хадисах:
«Нет (другого такого) дня, когда Аллах освобождал бы от адского огня больше (Своих) рабов, чем в День Арафата. Поистине, Он приближается (к ним), а затем хвалится ими пред ангелами, говоря: “Что хотят эти (люди)?”»[80];
«Поистине, Аллах хвалится людьми на Арафате пред обитателями небес (т.е. ангелами – прим. переводчика) и говорит : “Посмотрите на Моих рабов, которые пришли ко Мне с растрепанными волосами и покрытые пылью!”»[81].
Паломник продолжает все это совершать вплоть до заката солнца.
ПЕРЕМЕЩЕНИЕ ИЗ АРАФАТА
74. После заката солнца паломник перемещается из Арафата в Муздалифу, соблюдая тишину и спокойствие. Он не теснит людей ни собственноручно, ни своим верховым животным, ни своей машиной. Если он найдет свободное место, то начинает двигаться быстрее.
75. Добравшись до Муздалифы, он возглашает азан, затем икамат и совершает закатный намаз (магриб) в три рак’ата, после чего возглашает икамат и совершает ночной намаз (‘иша) в сокращенной форме. Тем самым он совмещает закатный и ночной намазы.
76. Если паломник разделит два этих намаза по какой-либо причине, то это не навредит ему[82].
77. При этом не следует совершать никаких (дополнительных) молитв ни между двумя этими намазами, ни после ночного намаза (‘иша)[83].
78. Затем он ложится спать до рассвета.
79. Как только появятся первые проблески зари, он совершает рассветный намаз (фаджр) в самое раннее время, отведенное для этой молитвы, возгласив азан и икамат.