Хадж пророка, да благословит его аллах и приветствует

ХАДЖ ПРОРОКА, ДА БЛАГОСЛОВИТ ЕГО АЛЛАХ И ПРИВЕТСТВУЕТ,

О КОТОРОМ РАССКАЗАЛ ДЖАБИР, ДА БУДЕТ ДОВОЛЕН ИМ АЛЛАХ

Мухаммад Насируддин аль-Албани

ПРЕДИСЛОВИЕ АВТОРА КО ВТОРОМУ ИЗДАНИЮ

بسم الله الرحمن الرحيم

Во Имя Аллаха Всемилостивого, Милосердного!

Хвала Аллаху, Которого мы восхваляем, просим о помощи и прощении! Мы прибегаем к Аллаху от зла нас самих и зла наших поступков. Тот, кого ведет Аллах, никогда не заблудится, а тот, кого Он вводит в заблуждение, никогда не найдет истинного пути. Я свидетельствую, что нет божества, кроме Аллаха, Единого, у Которого нет сотоварища. И свидетельствую, что Мухаммад – Его раб и Его Посланник.

А затем:

Вниманию уважаемого читателя мы представляем второе издание книги «Хадж пророка , да благословит его Аллах и приветствует, о котором рассказал Джабир, да будет доволен им Аллах». Первое издание этой книги нашло широкий отклик среди верующих во многих исламских странах, что побудило нас продолжить работу. Поэтому я пересмотрел содержание книги и внес в ее текст некоторые дополнения из сборников хадисов, которые ранее не были опубликованы либо же издавались очень редко. Например, “Маварид Аз-За’маан иля Зава’ид Ибн Хиббан”, “Аль-Мунтака” Ибн аль-Джаруда, “Табакат” Ибн Са’ада и некоторые другие рукописи.

Также я добавил большое количество комментариев, содержащих много полезной информации. Подавляющая часть этих комментариев касается пояснения некоторых обрядов (хаджа), рассмотреть которые мне не удалось в предыдущем издании в силу сложившихся на тот момент обстоятельств.

Завершает данную книгу большой раздел, в котором упоминаются различные религиозные новшества, совершаемые некоторыми паломниками с момента отправления в путь и до возвращения к своим семьям. Также я включил в книгу религиозные новшества, совершаемые во время посещения Мечети Пророка (в Медине) и Мечети аль-Акса (в Иерусалиме). К примеру, значительное число паломников специально совмещают совершение хаджа с поездкой в Мечеть Пророка и в Мечеть аль-Акса. Безусловно, сама по себе такая поездка является законной с точки зрения Шариата и даже желательной, однако считать ее частью хаджа нельзя, и поэтому совершать ее согласно Шариату можно либо до хаджа, либо после него, либо в любое другое время, не связанное с хаджем.

Кроме того, мне хотелось бы дать несколько советов нашим уважаемым читателям и паломникам, совершающим хадж к Заповедному Дому Аллаха. Надеюсь, что, по воле Благословенного и Всевышнего Аллаха, они принесут мусульманам пользу, а мне, с дозволения Аллаха, будет записана за это награда, как на того, кто указал на (нечто) благое, ведь, поистине, Он - Всемогущ и отвечает на мольбы !

Несомненно, что существует превеликое множество добрых советов, поэтому я постарался выбрать те из них, которые являются наиболее актуальными для паломников, многие из которых, насколько я знаю, либо несведущи в них, либо небрежно к ним относятся.

Я прошу Всевышнего Аллаха даровать нам полезные знания и помочь действовать в соответствии с ними, ведь Он – наилучший Помощник !

ПЕРВОЕ:

Поистине, многие паломники, совершая хадж, совсем не чувствуют, что они облачились в одеяния поклонения, которое обязывает их, в частности, и каждого мусульманина, в целом, сторониться всего запретного. Ты видишь, что они выполняют хадж, затем завершают его обряды, но в их греховном поведении, которое было до паломничества, ничто не изменилось, а ведь это является практическим доказательством неполноценности их хаджа, если не сказать больше: его непринятия Аллахом. Исходя из этого, каждому паломнику следует всегда помнить об этом и стремиться сделать всё возможное, дабы не впасть в нечестие и грехи, которые запрещены ему Аллахом.

Ведь, поистине, Всевышний Аллах сказал:

الحج أشهر معلومات فمن فرض فيهن الحج فلا رفث ولا فسوق ولا جدال في الحج - البقرة : 197

«Хадж совершается в известные месяцы. Кто намеревается совершить хадж в эти месяцы, тот не должен вступать в половую близость, совершать грехи и вступать в споры во время хаджа» (сура ''Корова'', аят 197).

А посланник Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, сказал: «Тот, кто совершит хадж (ради Аллаха), не приблизившись к своей жене и не совершив ничего греховного и недостойного, вернётся (домой таким же), каким (был он в тот день), когда родила его мать» (Этот хадис привели в своих сборниках аль-Бухари и Муслим).

Под “приближением к жене” в этом хадисе подразумевается ''вступление в половую близость''.

Шейх аль-Ислам Ибн Таймиййа, да будет милостив к нему Аллах, сказал: “Среди запретных (для паломника) действий нет ничего, что делало бы хадж недействительным, кроме половой близости. Именно поэтому (в вышеприведенном аяте) Аллах провел грань между этим (деянием) и совершением греховного (аль-фусук). Что касается остальных деяний, которые запретны (для находящегося в ихраме), например, ношение обычной (скроенной) одежды и умащение себя благовониями, то они, несмотря на то, что пользоваться ими (в этот период) греховно, все же не делают хадж недействительным согласно мнению всех известных имамов”.

В конце своих слов шейх аль-Ислам указывает на то, что также есть такие ученые, которые считают, что хадж делает недействительным любой грех, совершенный паломником. Ибн Хазм, да будет милостив к нему Аллах, относящийся к числу этих ученых, сказал: “Любой, кто замыслил совершить грех, помня при этом о хадже, и он действительно совершил его (после вхождения в ихрам) до основного обхода Каабы (таваф аль-ифада) и бросания камешков, сделал свой хадж недействительным”. Далее этот ученый привел в доказательство вышеупомянутый аят. См. “Аль-Мухалла”(7/186), ибо, поистине, этот вопрос является важным.

Из вышеизложенного становится очевидным тот факт, что грех, совершенный паломником, делает его хадж либо недействительным, как о том сказал Ибн Хазм, да будет милостив к нему Аллах, либо греховным. Разумеется, этот грех несопоставим с грехом, который исходит от не совершающего хадж человека, ибо он гораздо опаснее, и паломник, совершивший его, уже не возвратится домой таким же чистым (от грехов) как в тот день, когда его родила мать, о чем говорится в вышеприведенном хадисе. Таким образом, он окажется в числе тех, кто погубил свой хадж, не получив его плоды, а они заключаются в прощении Всевышнего Аллаха. Поистине, лишь к Аллаху мы взываем о помощи !

Разъяснив это, я считаю необходимым предостеречь от некоторых грехов, которые лишь увеличивают наказание людей, облачающихся в ихрам, и при этом совершенно не осознающих, что им надо обязательно отказаться от этих грехов. А не осознают они этого по причине собственного невежества, вопиющей беспечности и слепого подражания своим предкам.

ПРИДАНИЕ АЛЛАХУ СОТОВАРИЩЕЙ

Из всех бед, которые постигли некоторых мусульман, самая горькая – это непонимание ими сути многобожия (ширка), являющегося наиболее тяжким грехом, который обладает свойством обращать в тщету все деяния. Всевышний Аллах сказал:

لئن أشركت ليحبطن عملك - الزمر : 65

«Если ты станешь приобщать (Аллаху) сотоварищей, то тщетными будут твои деяния» (сура ''Толпы'', аят 65).

Мы видели многих паломников, которые совершают ширк, находясь при этом в стенах Заповедного Дома Аллаха (в Мекке) и в Мечети Пророка, да благословит его Аллах и приветствует! Вместо того, чтобы призывать Аллаха и просить лишь Его о помощи, они обращаются с мольбами к пророкам и праведникам и дают им обеты . А ведь Великий и Всемогущий Аллах сказал:

إن تدعوهم لا يسمعوا دعاءكم ولو سمعوا ما استجابوا لكم ويوم القيامة يكفرون بشرككم ولا ينبئك مثل خبير - فاطر : 14

«Когда вы взываете к ним, они не слышат вашей мольбы, а если бы даже услышали, то не ответили бы вам. В День воскресения они отвергнут ваше поклонение. Никто не поведает тебе так, как Ведающий» (сура ''Творец'', аят 14).

Аятов на эту тему очень много, но мы, учитывая цель данной книги, ограничимся вышеприведенным аятом в качестве напоминания, ведь тому, чье сердце Аллах наставил на Истинный Путь, этого уже достаточно.

Хотелось бы знать, о каком хадже к Заповедному Дому Аллаха может идти речь, когда паломник совершает подобный ширк, называя это просьбами о заступничестве, посредничестве и поиском путей приближения к Аллаху?! Не те ли это заступники и посредники, к которым обращались когда-то многобожники, оправдывая свой ширк и обряды поклонения не Всевышнему и Благословенному Аллаху?

والذين اتخذوا من دونه أولياء ما نعبدهم إلا ليقربونا إلى الله زلفى - الزمر : 3

А те, которые взяли себе вместо Него других покровителей и помощников, говорят: «Мы поклоняемся им только для того, чтобы они приблизили нас к Аллаху как можно ближе» (сура ''Толпы'', аят 3) .

О, паломник! Прежде чем ты решишь отправиться в хадж, ты должен как можно быстрее познать истинную суть единобожия, а также узнать то, какие деяния, относящиеся к ширку, несовместимы с этим единобожием. А этого можно достичь только через изучение Книги Аллаха и Сунны Его посланника, да благословит его Аллах и приветствует, ибо тот, кто следует им, преуспел, а тот, кто отклонился о них, впал в заблуждение. А Аллах – наилучший Помощник !

Дамаск

ПРЕДИСЛОВИЕ АВТОРА К ПЕРВОМУ ИЗДАНИЮ

بسم الله الرحمن الرحيم

Во Имя Аллаха Всемилостивого, Милосердного!

Хвала Аллаху, Господу Миров, Который в Своей Священной Книге сказал:

ولله على الناس حج البيت من استطاع إليه سبيلا ومن كفر فإن الله غني عن العالمين - آل عمران : 97

«Люди обязаны перед Аллахом совершить хадж к Дому (Каабе), если они способны проделать этот путь. Если же кто не уверует, то ведь Аллах не нуждается в мирах» (сура ''Семейство Имрана'', аят 97).

Да благословит Аллах и приветствует нашего пророка Мухаммада, который, как передается в достоверном хадисе, сказал: “Учитесь от меня (совершать) ваши обряды, ибо, поистине, я не знаю, возможно, это мое последнее паломничество”, а также его пречистое семейство, его избранных сподвижников и всех, кто последовал за ними с искренними сердцами !

А затем:

Вышедшая в свет книга “Описание намаза пророка, да благословит его Аллах и приветствует”, которую я написал, вызвала, хвала Аллаху за Его помощь, неожиданно широкий спрос со стороны читательской аудитории. Ведь ее первый тираж в 2000 экземпляров разошелся в течение двух лет без всякой рекламы и обязательств владельцев книжных лавок распространять эту книгу. Не сомневаюсь, что так произошло вследствие легкого (для восприятия) изложения материала о намазе Пророка, да благословит его Аллах и приветствует, широкого охвата вопросов, связанных с этой темой, а также особого подхода, который заключался в том, чтобы отбирать для текста книги только достоверные хадисы. Эти обстоятельства привели к многочисленным просьбам читателей написать для них в такой же манере другую книгу, посвященную описанию хаджа Пророка, да благословит его Аллах и приветствует. Со своей стороны, я решил пойти навстречу своим читателям, хотя при этом мне пришлось перед ними извиниться за небольшую задержку в выполнении их просьбы, вызванную работой над другими книгами, которые, с дозволения Аллаха, будут полезны для мусульман. Среди них - книга, вобравшая в себя, насколько это было возможно, большинство религиозных новшеств, издавна совершаемых мусульманами. Быть может, она подтолкнет их отказаться от религиозных нововведений, а также даст им стимул следовать только Сунне пророка Мухаммада, да благословит его Аллах и приветствует. Также достаточно много времени занимала обязательная работа над другими религиозными вопросами. Кроме того, мне приходилось прерывать работу над книгами для того, чтобы, занимаясь своей профессией[17], зарабатывать своими руками на хлеб насущный. Все вышеперечисленные причины служат оправданием тому, что я не смог быстро выполнить пожелания читателей, ибо предстоял огромный по объему труд: исследование Пречистой Сунны и отбор хадисов, соответствующих рассматриваемой теме.

Я находился в таком положении до тех пор, пока в процессе чтения вместе с некоторыми братьями «Главы о хадже» из книги Сиддик Хасан Хана “Ар-Рауда ан-Надия”, у меня не возникла мысль выпустить для людей книгу о хадже Пророка, да благословит его Аллах и приветствует, на основе приведенного в “Сахихе” Муслима хадиса Джабира, да будет доволен им Аллах, поскольку это сэкономило бы много времени и сил. Тем самым можно было бы полностью или по большей части удовлетворить пожелания читателей, а также если не исчерпать данную тему, то хотя бы изложить в ней самое главное.

Едва приступив к работе, я заметил, что отошел от всех остальных дел. После основательного изучения вышеупомянутого текста хадиса, приведенного Муслимом в ''Сахихе'', я пришел к выводу, что некоторые обряды хаджа оказались в нем нерассмотренными. Чтобы устранить этот пробел, я обратился к другим сборникам Сунны (речь о них пойдет чуть позже), которые предоставили некоторые дополнительные, весьма полезные сведения, но все же они были недостаточны для полного освещения темы. В этой связи, помимо основного хадиса Джабира, следовало изучить и все остальные его версии, относящиеся к хаджу Пророка, да благословит его Аллах и приветствует. В результате я собрал обширный и полезный материал об обрядах хаджа, который был добавлен к основной версии хадиса. Тем самым собранные сведения были соответствующим образом распределены по всему тексту книги. Однако, оставалось множество других моментов, для изучения и упоминания которых потребовалось бы изменить установленный план работы, расширив исследование и дополнительно обратившись к хадисам других сподвижников, рассказавших о том великом хадже. Все это я отложил до лучших времен, ибо у меня возникло намерение сразу же по завершении основной работы над данной книгой начать составлять другой труд под названием “Описание хаджа пророка, да благословит его Аллах и приветствует, с момента отъезда из Медины и до его возвращения обратно, как будто вы сопровождаете его сами”. В нем я хотел собрать все сведения об обрядах, событиях, проповедях, хадисах и ответах Пророка, да благословит его Аллах и приветствует, на вопросы, которые произошли в пути и на местах стоянок во время того прощального паломничества. Помимо этого, в данном труде были бы собраны и другие полезные сведения и курьезные случаи, которые разбросаны в различных сборниках хадисов. Разумеется, в основу такой работы должны были лечь только достоверные хадисы, ибо я последовательно придерживаюсь этого принципа во всех своих книгах и в трудах, которые проверяю. Бóльшая часть материалов на данный момент уже собрана. Я надеюсь, что Всевышний Аллах поможет мне составить и написать такой труд, облегчит его издание и распространение, ибо достаточно мне Аллаха, кроме Которого нет иного божества !

ВЫСОКАЯ ОЦЕНКА, ДАННАЯ УЧЕНЫМИ ХАДИСУ ДЖАБИРА

Одна из причин, из-за которой я отдал предпочтение хадису Джабира, заключена в следующих словах ан-Навави: «Он (т.е. Джабир – прим. переводчика) лучше всех других сподвижников смог описать прощальное паломничество, поскольку он наиболее точно рассказал о нем с самого начала отъезда пророка, да благословит его Аллах и приветствует, из Медины и до конца”. Далее имам ан-Навави сказал: “Этот великий хадис вобрал в себя бóльшую часть полезных и важных сведений о правилах хаджа. Кади Ияд сказал: “Люди много говорили о содержании данного хадиса с точки зрения фикха. Один из них – Абу Бакр бин аль-Мунзир - составил большой том, в котором упомянул на основании хадиса Джабира свыше ста пятидесяти положений фикха, настоящее число которых гораздо больше”».

Я (т.е. шейх аль-Албани – прим. редактора) говорю: имам Муслим посвятил этому хадису Джабира целую главу (в своем ''Сахихе'') под заголовком “Хадж пророка, да благословит его Аллах и приветствует”, а Абу Дауд – главу “Описание хаджа пророка, да благословит его Аллах и приветствует”. Крупнейший знаток хадисов аз-Захаби отмечает в жизнеописании Джабира: “Ему принадлежит малое описание обрядов хаджа, приведенное (в сборнике) Муслима”.

Другой крупный знаток хадисов Ибн Кясир в пятом томе своей книги “Аль-Бидая ва ан-Нихая” посвятил Джабиру специальный раздел, в котором, в частности, написал: “В нем одном мы нашли отражение целого паломничества”, приведя после этого текст хадиса (на стр. 146-149).

А ведь эта похвала ученых была адресована только первой версии хадиса Джабира, да будет доволен им Аллах! Однако если ты, уважаемый читатель, узнаешь и об остальных версиях хадиса Джабира, содержащих полезные сведения, которые мы включили в данную книгу, то тебе станет ясно, что в результате применения нами этой оригинальной методики, ты извлечешь еще бóльшую пользу, а твои знания об обрядах хаджа будут более полными, чем в случае, если бы все ограничилось лишь первоначальной версией хадиса Джабира.

О ВЕРСИЯХ ХАДИСОВ, СОДЕРЖАЩИХ ПОВЕСТВОВАНИЕ ОБ ОБРЯДАХ ХАДЖА И ОБ ИСТОЧНИКАХ, ОТКУДА ОНИ ВЗЯТЫ.

Следует знать, что стержень хадиса Джабира, повествующий об обрядах хаджа, опирается на семь человек, которые являются великими и заслуживающими доверия передатчиками:

1 - Мухаммад бин Али бин Аль-Хусайн бин Али бин Аби Талиб Абу Джафар Аль-Бакыр.

2 - Абу аз-Зубайр бин Мухаммад бин Муслим аль-Макки;

3 - Ата бин Аби Рабаха аль-Макки;

4 - Муджахид бин Джабир аль-Макки;

5 - Мухаммад бин аль-Мункадир аль-Мадини;

6 - Абу Салих Закван ас-Самман аль-Мадини;

7 - Абу Суфьян Тальха бин Нафи' аль-Васити, уроженец Мекки.

Основой, на которую мы опирались при описании этих обрядов хаджа, послужила первая версия (риваят) хадиса (от Мухаммада бин Али бин Аль-Хусайна бин Али бин Аби Талиба Абу Джафара Аль-Бакыра), содержащаяся в «Сахихе» Муслима, тогда как в остальных версиях приводятся лишь незначительные дополнения, некоторые из которых больше других. Все они соответствуют тому порядку, который приведен выше. Я извлек дополнительные полезные сведения, содержащиеся в них, и добавил их к основной, первой версии хадиса, указывая при этом на те источники, откуда они были взяты, и помечая их условными обозначениями в целях краткости[18].

Что касается источников приводимых хадисов, то они таковы:

1) Первую версию хадиса (от Мухаммада бин Али бин аль-Хусайна бин Али бин Аби Талиба Абу Джа’фара аль-Бакыра) привели Муслим (4:38-43), Абу Нуайм в «Аль-Мустахрадж ’аля Сахих Муслим» (17:149-150:1), Абу Дауд (1:298-300), ад-Дарими (2:45-49), Ибн Маджа (2:252-258), Ибн аль-Джаруд в «Аль-Мунтака» ( № 465 и 469), аль-Байхаки (5:7-9) через путь передачи от Джафара бин Мухаммада ас-Садыка и далее до конца. Текст хадиса, как было указано ранее, приводится в соответствии с изложением Муслима, а значительную часть этого хадиса через данного передатчика также приводят ат-Тайалиси в своем «Муснаде» (№ 1668) и Ахмад (3:320-321). Разрозненные части этого хадиса от данного передатчика приводят Муслим (4:27, 43, 64), Абу Дауд (1:305), ан-Наса'и (2:12, 13, 16, 17, 19, 22, 38, 39, 40, 41, 42, 45, 48, 49), ат-Тирмизи (2:80, 91, 93, 95; 4:71), ад-Дарими (2:23), Ибн Маджа (2:214, 216, 223, 225, 227, 280), Малик в «Аль-Муватта» (1:332, 333, 337, 339), в том числе через его путь передачи от Мухаммада в «Аль-Муватте» (стр. 213, 220), аш-Шафии (1:303, 304; 2:4, 9, 39, 40, 65), ат-Тахави в «Шарх аль-Маани» (1:361, 363, 371, 381, 393, 398, 411) и в «Мушкиль аль-Асар» (1:346, 2:73, 3:160), ат-Табарани в «Аль-Муджам ас-Сагир» (стр. 16, 245, 251), ад-Даракутни в «Ас-Сунан» (стр. 269, 270), аль-Хаким в «Аль-Мустадрак» (1:455), Ибн Хузайма в «Ас-Сахих», о чем упомянуто в «Ат-Таргиб ва ат-Тархиб», аль-Байхаки в «Ас-Сунан аль-Кубра» (5:6, 32, 39, 40, 45, 74, 83, 90, 92, 93, 101, 111, 112, 114, 115, 118, 121, 124, 125, 129, 134, 144, 146, 147, 170), Ахмад в «Аль-Муснад» (3:388, 340, 333, 331, 397, 394), Ибн Са’д в «Ат-Табакат аль-Кубра» (2:1:127), Абу Нуайм в «Хильят аль-Аулия» (3:200, 199, 189; 5:65; 7:234, 233; 9:299).

2) Что касается версии хадиса, которую передал Абу аз-Зубайр, то ее привели Муслим (4:7, 35, 36, 67, 70, 79, 80, 88), Абу Нуайм в «Аль-Мустахрадж ‘аля Сахих Муслим» (19:147:1-2 и 170:1), Абу Дауд (1:282, 295, 309), ан-Наса’и (2:42, 46, 49, 50), ат-Тирмизи (2:101, 103, 104), ад-Дарими (2:62), Ибн Маджа (2:228, 247), аш-Шафии (2:12, 44, 53, 64), ат-Тахави в «Шарх аль-Маани» (1:360, 399, 404, 406, 414) и в «Мушкиль аль-Асар» (3:247), ад-Даракутни (стр. 262), аль-Хаким (1:480), аль-Байхаки (4:347, 353; 5:27, 31, 95, 100, 101, 107, 116, 125, 127, 130, 131, 149, 156), ат-Тайалиси (№ 1727), Ахмад и Ибн Са’д.

3) Что касается версии хадиса, которую передал Ата, то ее привели Аль-Бухари (3:325, 337, 478, 441, 439, 398, 396, 486, 480), Муслим (4:36-38), Абу Нуайм (17:148:1), Абу Дауд (1:282), ан-Наса’и (2:17, 23, 30, 43), ад-Дарими (2:57), Ибн Маджа (2:230, 246, 247), аш-Шафии (2:3), ат-Тахави в «Шарх аль-Маани» (1:361, 399, 423, 442) и в «Мушкиль аль-Асар» (2:73, 3:160-161), Ибн Хиббан в «Ас-Сахих» (№1012 – «Мавариду Даман»), аль-Хаким (1:460, 473, 477), аль-Байхаки (4:326, 338; 5:3,4, 18, 23, 38, 41, 95, 122, 143, 170), ат-Тайалиси (№ 1676, 1684, 1685), Ахмад (3:302, 304, 305, 317, 318, 326, 366, 368, 373, 378, 385, 389) и Ибн Са’д (2:1:126 и 134).

4) Что касается версии хадиса, которую передал Муджахид, то ее привели аль-Бухари (3:338), Муслим (4:38), аль-Хаким (473:1) аль-Байхаки (5:23, 40) и Ахмад (3:356, 363, 365).

5) Что касается версии хадиса, которую передал Мухаммад бин аль-Мункадир, то его привели ат-Тирмизи (2:112), Ибн Маджа (2:214), аль-Байхаки (5:156) и Ахмад (3:304).

6) и 7) Что касается версий хадисов, которые передали Абу Салих и Абу Суфьян, то они приводятся в «Аль-Муснаде» (3:313, 371, 364).

Таким образом[19], в данной книге приводятся хадисы, которые в своих сборниках передали аль-Бухари, Муслим, Абу Дауд, ан-Наса’и, ат-Тирмизи, ад-Дарими, Ибн Маджа, Малик («Аль-Муватта»), аш-Шафии («Аль-Муснад» и «Ас-Сунан» посредством «Бада’и аль-Минан»), Ибн Са’д, ат-Тахави («Муджам ас-Сагир»), Ибн Хузайма («Ас-Сахих»), ад-Дарими, Ибн Хиббан, Ибн аль-Джаруд, аль-Хаким, аль-Байхаки, ат-Тайалиси, Ахмад и Абу Нуайм.

Кроме того, я снабдил книгу полезными примечаниями, в которых раскрывается значение некоторых выражений, содержащихся в хадисах. Я разъяснил и прокомментировал их в соответствующих местах, указав при этом на некоторые правовые аспекты рассматриваемых вопросов, однако в целях краткости я не высказывался о них слишком пространно. Я также дополнил книгу некоторыми обрядами хаджа, которые не были в ней достаточно отображены, доведя тем самым до конца полезное содержание данной книги, повествующей о ритуалах паломничества. Я назвал ее «Хадж Пророка, да благословит его Аллах и приветствует, о котором рассказали великие и заслуживающие доверия передатчики со слов Джабира».

Я прошу Всевышнего Аллаха сделать этот труд искренним перед Его Благословенным Ликом и полезным для всех мусульман, ибо, воистину, Он –Всеслышащий, Отвечающий на мольбы!

بسم الله الرحمن الرحيم

Во Имя Аллаха Всемилостивого, Милосердного!

Джабир, да будет доволен им Аллах, сказал:

1- “Поистине, посланник Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, находился [в Медине {ан-Наса'и, аш-Шафии, Ибн аль-Джаруд, Ахмад}] девять лет, в течение которых он ни разу не совершил хадж [20].

2- Затем на десятый год людям было объявлено, что посланник Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, намеревается совершить хадж [в этом году {ан-Наса'и, Ибн аль-Джаруд, Ахмад}].

3- И тогда в Медину прибыло множество людей (в другой версии хадиса сообщается: “(дома) не остался ни один человек, который мог передвигаться, будь то на верховом животном или пешком” {ан-Наса'и}). [Люди торопились, чтобы (успеть) выйти вместе с ним {ан-Наса'и, аш-Шафии}, так как] все они желали сопровождать посланника Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, и повторять совершаемые им обряды.

4- [Джабир сказал: “Я слышал, как он…”, – в этом месте один из передатчиков хадиса сказал: “Я полагаю, что он возводил свои слова к пророку, да благословит его Аллах и приветствует”– (в другой версии хадиса сообщается: “Посланник Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, обратился к нам с проповедью и” {Ибн Маджа})[21] сказал: “Место вхождения в ихрам для жителей Медины – Зу-ль-Хулейфа[22], для прибывающих другим путем (из аш-Шама) – аль-Джухфа[23], для жителей Ирака – Зат Ирк[24], для жителей Неджда – Карн, а для жителей Йемена – Яламлам[25] {Муслим, Абу Нуайм, ан-Наса'и, Ибн Маджа, аш-Шафии, ат-Тайалиси, аль-Байхаки, Ахмад}].

5- [Джабир сказал: “Посланник Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, отправился в путь {Абу Дауд, ат-Тирмизи, Ибн Маджа, аль-Байхаки, Ахмад}], [когда до окончания месяца Зу-ль-Ка’да оставалось пять или четыре дня {ан-Наса'и, Ибн аль-Джаруд, аль-Байхаки}][26].

6- [и погнал с собой жертвенных животных {ан-Наса'и}][27].

7- Мы отправились в путь вместе с ним [наряду с женщинами и детьми {Муслим, Абу Нуайм}][28].

8- и достигли Зу-ль-Хулейфы. В это время Асма бинт Умайс родила Мухаммада бин Абу Бакра.

9- Она отправила человека к Посланнику Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, чтобы узнать, что ей делать.

10- [Тогда] он, да благословит его Аллах и приветствует, сказал: “Соверши полное омовение, затем (широким куском материи, наполненной хлопком[29]) перевяжи место кровотечения, после чего облачись в ихрам”.

11-Затем Посланник Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, помолился в мечети [, сохраняя полное молчание {ан-Наса'и}][30].

ВХОЖДЕНИЕ В СОСТОЯНИЕ ИХРАМА[31]

12- Затем он сел на аль-Касву[32]. Когда его верблюдица достигла местечка аль-Байда [он, да благословит его Аллах и приветствует, и его сподвижники вошли в состояние ихрама и произнесли тальбию[33] (с намерением совершить только) хадж {Ибн Маджа}. (В другой версии хадиса сообщается: “он, да благословит его Аллах и приветствует, и его сподвижники вошли в состояние ихрама и произнесли тальбию (с намерением совершить) хадж аль-ифрад”{Ибн Маджа, Ибн Са'д})].

13- [Джабир сказал: {Абу Дауд, Ибн Маджа, аль-Байхаки}] “Я увидел, что [повсюду {Абу Дауд, ад-Дарими, Ибн Маджа, Ибн аль-Джаруд}] – спереди и сзади, справа и слева – его окружали пешие и всадники[34], которых было невозможно объять взором. Среди них находился Посланник Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, которому ниспосылался Коран и который знал о его смысле (та'виль), и поэтому мы повторяли все, что он совершал[35].

14- Он громко провозгласил свидетельство единобожия (, начав повторять):

لبيك اللهم لبيك لبيك لا شريك لك لبيك إن الحمد والنعمة لك والملك لا شريك لك

“Ляббейк Аллаахумма ляббейка! Ляббейка ляя шариика ляка ляббейка! Инналь хамда ван ниъмата ляка валь мульк, ляя шариика ляка” («Вот я перед Тобой, о Аллах! Вот я перед Тобой! Вот я перед Тобой, и нет у Тебя сотоварища! Вот я перед Тобой! Поистине, Тебе надлежит хвала, и Тебе принадлежат милости и владычество! Нет у Тебя сотоварища»).

15- Все люди вслед за ним громко повторяли эти слова. (В другой версии хадиса сообщается: “И люди стали произносить тальбию {Ибн аль-Джаруд, аль-Байхаки, Ахмад}[, добавляя к ней следующие слова {Ибн аль-Джаруд, Ахмад}]: [ لبيك ذا المعارج لبيك ذا الفواضل “Ляббейка Заль-Мааридж, Ляббейка Заль-Фавадиль” («Вот я перед Тобой, Владыка ступеней[36]! Вот я перед тобой, Владыка милостей!»){Абу Дауд, Ахмад, аль-Байхаки}], а посланник Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, ничего не сказал им из-за этого[37].

16- Посланник Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, беспрерывно повторял тальбию.

17- Джабир сказал: [“Мы [во весь голос {Муслим}] произнесли: [“Ляббейка Аллахумма («Вот я перед тобой, о Аллах»){аль-Бухари,}], Ляббейка би-ль-хадж”(«Вот я перед тобой (, совершая) хадж» {Муслим, Ибн Маджа}]. (В одной из версий хадиса сообщается: “Мы не знали (, что можно совершать) умру”{Ибн аль-Джаруд})[38], (а в другой версии хадиса передается: “Мы, сподвижники пророка, да благословит его Аллах и приветствует, вошли в состояние ихрама и произнесли тальбию (с намерением совершить) только хадж и больше ничего, один только хадж {Ибн Са'д}).

18- [Он сказал: “А Айша вознамерилась совершить умру. Когда же она оказалась в Сарифе[39], у нее начались месячные”[Муслим, Абу Нуайм}].

ВЪЕЗД В МЕККУ И СОВЕРШЕНИЕ ОБХОДА КААБЫ (ТАВАФ)

19- Когда мы вместе с Посланником Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, подошли к Дому (Аллаха) [рано утром четвертого числа месяца Зу-ль-Хиджа {Муслим, Абу Нуайм, Абу Дауд, Ибн Маджа, ат-Тахави, ат-Тайалиси, Ибн Са'д, аль-Байхаки, Ахмад}]. (В другой версии хадиса сообщается: “Мы вошли в Мекку, когда солнце уже поднялось достаточно высоко.

20- Пророк, да благословит его Аллах и приветствует, подъехал к воротам (Заповедной) Мечети, поставил на колени верблюдицу, а затем вошел в Мечеть {Ибн Хузайма, аль-Хаким, аль-Байхаки}).

21- Он прикоснулся к углу (Каабы)[40]. (В другой версии хадиса сообщается: “к Черному камню”{Ахмад, Ибн аль-Джаруд)[41].

22- [, а затем пошел от него (т.е. от Черного камня – прим. редактора) вправо {Муслим, ан-Наса'и, Ибн аль-Джаруд, аль-Байхаки}]

23- и обошел (Каабу) [, возвращаясь к нему {Ахмад},] три круга быстрым шагом (ар-рамль)[42], а (остальные) четыре – обычным шагом [, спокойно {ат-Тахави}][43].

24- Затем он подошел к месту (стояния) Ибрахима, мир ему, (макам Ибрахим) и прочитал [, возвысив свой голос настолько, что его слышали люди {ан-Наса'и}]:

واتخذوا من مقام إبراهيم مصلى

Ва-ттахизу ми-м-маками Ибрахима мусалла

«Сделайте же место (стояния) Ибрахима местом моления» (сура ''Корова'', аят 125)

25- Он встал так, что место (стояния) Ибрахима оказалось между ним и Каабой [и совершил намаз в два рак'ата {аль-Байхаки, Ахмад}].

26- [Джабир сказал {ан-Наса'и, ат-Тирмизи}]: “Он прочитал в двух рак'атах (суру, начинающуюся со слов): قل هو الله أحد «''Скажи : Он, Аллах, Один …''» и (суру, начинающуюся со слов): قل يا أيها الكافرون «Скажи: «О вы, неверные!…»[44] (В другой версии хадиса сообщается: (суру, начинающуюся со слов): قل يا أيها الكافرون «Скажи: «О вы, неверные!…») и (суру, начинающуюся со слов): قل هو الله أحد «''Скажи : Он, Аллах, Один …''»).

27- [Затем он пошел к источнику Зам-Зам, попил из него воды и полил ее себе на голову {Ахмад}].

28- Затем он вернулся к углу (Каабы) и прикоснулся к нему (т.е. к Черному камню – прим. редактора).

СТОЯНИЕ НА (ХОЛМАХ) АС- САФА И АЛЬ-МАРВА.

29- После этого он вышел через ворота (в другой версии хадиса сообщается: “через ворота ас-Сафы” {ат-Тахави}) и направился к (холму) ас-Сафа. Приблизившись к нему, он прочитал:

إن الصفا والمروة من شعائر الله

Инна-с-Сафа ва-ль-Марвата мин ша'аири-Ллях

«Воистину, ас-Сафа и аль-Марва – одни из обрядовых знамений Аллаха»[45], (после чего произнес):

أبدأ (نبدأ) بما بدأ الله به

Абда'у (в другой версии хадиса сообщается: набда'у) би-ма бада'а-Ллаху би-хи

“Я начинаю (в другой версии хадиса сообщается: “Мы начинаем” {Абу Дауд, ан-Наса'и, ат-Тирмизи, ад-Дарими, Малик, Ибн аль-Джаруд, аль-Байхаки, Ахмад, ат-Тахави})[46] с того, с чего начал Аллах”. Он начал с ас-Сафы и поднимался на нее, пока не увидел Дом (Аллаха).

30- Он встал лицом к кибле, произнес свидетельство единобожия, возвеличил Аллаха [три раза {ан-Наса'и, аль-Байхаки, Ахмад], [восхвалил Аллаха {ан-Наса'и, Ибн Маджа}] и сказал:

لا إله إلا الله وحده لا شريك له له الملك وله الحمد [ يحيي ويميت] وهو على كل شيء قدير لا إله إلا الله وحده [ لا شريك له] أنجز وعده ونصر عبده وهزم الأحزاب وحده

“Ля иляха илля-Ллаху вахдаху ля шарика ляху! Ляхуль мульку ва ляхуль хамду [йухьйи ва йумиту] ва хува ‘аля кулли шай’ин кадиир! Ля иляха илля Ллаху вахдаху [ля шарика ляху] анджаза ваъдаху ва насара ‘абдаху ва хазамаль ахзаба вахдаху”

(Нет божества, кроме Аллаха, Одного, у Которого нет сотоварища! Ему принадлежит власть и надлежит хвала, [Он оживляет и умерщвляет {Абу Дауд, ан-Наса'и, ад-Дарими, Ибн Маджа, аль-Байхаки}] и Он властен над всем сущим! Нет божества, кроме одного Аллаха [у Которого нет сотоварища {Ибн Маджа}] ! Он выполнил обещание, помог своему рабу и в одиночку разбил враждебные племена)[47]. Он повторил это трижды, а в промежутках между каждыми двумя разами обращался к Аллаху с мольбой (дуа).

31- Затем он спустился, направившись к (холму) аль-Марва [пешком {ан-Наса'и}][48]. Когда его ноги ступили внутрь пересохшего русла (вади), он побежал (сай), а когда он стал подниматься [что означает {Ибн Маджа}] [, ступив {Ибн Маджа, Малик, ан-Наса'и}] [на другой конец расселины {Ахмад}], то перешел на шаг, дойдя до аль-Марвы. [Он поднимался на нее, пока не увидел Дом (Аллаха) {ан-Наса'и, Ахмад}].

32- Находясь на аль-Марве, он сделал все то же самое, что и на ас-Сафе.

ПРИКАЗ ПРЕРВАТЬ ХАДЖ В ПОЛЬЗУ УМРЫ

33- Закончив на аль-Марве последнюю пробежку (в одном из хадисов сообщается: ''это была седьмая (пробежка) {Ибн аль-Джаруд, Ахмад})[49], он сказал: “[О люди! {Ахмад}] Если бы я знал раньше то, что знаю сейчас, то не гнал бы с собой жертвенных животных и [обязательно {Абу Дауд, Ибн аль-Джаруд, аль-Байхаки, Ахмад}] совершил бы умру. Если у кого-то из вас нет с собой жертвенного животного, то пусть он выйдет из состояния ихрама, совершив умру. (В другой версии хадиса сообщается: “И он, да благословит его Аллах и приветствует, сказал: “Когда вы совершите обход Дома (Аллаха), бег между ас-Сафа и аль-Марва и укоротите волосы[50], выходите из состояния ихрама и живите как обычно, а когда наступит день ат-тарвия[51], (снова) войдите в состояние ихрама с намерением совершить хадж. А то, с чем вы пришли, сделайте умрой[52]!”{ аль-Бухари, Муслим}).

34- Тогда встал Сурака бин Малик бин Джу’шум [, находившийся у подножия аль-Марвы {Ибн аль-Джаруд, Ахмад},] и спросил: “О, посланник Аллаха! [Эта {ан-Наса'и, ат-Тахави} (в другой формулировке передается: “прерванный нами (хадж в пользу умры)” {ан-Наса'и, Ибн Маджа аль-Байхаки})] наша умра предписана [ли {Абу Нуайм, ад-Дарими, Ибн Маджа, Ибн аль-Джаруд, аль-Байхаки, Ахмад}] нам только в нынешнем году или навсегда [, на вечные времена {Ибн Маджа}]?” [Он (т.е. Джабир –прим. редактора) сказал {Ибн Маджа}:] «Тогда посланник Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, сцепил пальцы рук и сказал: “Умра вошла в хадж [вплоть до Дня Воскресения {Ибн аль-Джаруд, Ахмад}][53], и это (предписано вам) на вечные времена [, н<

Наши рекомендации