Чтение суры «Аль-Фатихи» за имамом.


Это вопрос давних разногласий у сподвижников Посланника Аллаха, мир ему, и имамов фикха из числа саляфов.


Очертим круги разногласий


Первое разногласие- это обязательно ли вообще читать "Аль-Фатиху" в молитве даже если ты молишься один?


Сказал Абу Ханифа: "Нет, не обязательно, однако даже если человек прочитал 1 аят на персидском - то его молитва будет действительной"


Сказали люди хадиса и Сунны: обязательно в общем чтение суры "Аль-Фатиха" в молитве, согласно ясному далилю слов Посланника Аллаха (салла Ллаху `алейхи уа салам):
"Нет молитвы у того, кто не читал суру "Аль-Фатиха". Передали его аль-Бухари, Муслим, и другие, и хадисы с таким смыслом достигают степени мутаватир как сказал имам аль Бухари.


И после их единогласия на этом, и на том, что не действительна молитва того, кто не читал суру "Аль-Фатиха" при способности на это, молясь в одиночку, они разногласили касательно того, кто читает за имамом.

1Сказала группа из них: данный хадис частный, и касается лишь того кто молится в одиночку, что же касается того, кто молится за имамом, то чтение имама засчитывается ему, и он не должен читать "Аль-Фатиху"


Это слово таких имамов, как Суфьян ас-Саури, Суфьян Ибн Уейна, Ибн Аби Лейла, и других людей знания.


Сказал имам Суфьян Ибн Уейна: "Толкование хадиса в котором Пророк (салла Ллаху `алейхи уа салам) сказал: "Нет молитвы у того кто не прочитал аль-Фатиху" - то что это про того кто молится один, а если же он молится за имамом - то чтение имама будет чтением и для него".
Источник: "Аль-Авсат", 3/257.


Эти имамы аргументировали некоторыми хадисами которые недостоверны со стороны иснада, и передавали в поддержку своего мнения слова некоторых сподвижников, как Джабир, Зейд Ибн Сабит, и другие. И в их иснадах есть проблемы как сказал имам Ибн аль-Мунзир, и это достоверно от сподвижников лишь от Джабира, как сказал хафиз Ибн Абдуль Барр.

2Сказала вторая группа людей знания - данный хадис обобщенный, и касается любой молитвы, кроме лишь тех, где имам читает вслух, и далиль на это - слова Всевышнего Аллаха: "Когда читается Коран то слушайте его и أنصتوا(они истолковали это слово как "полностью храните молчание")". (Аль-А'раф, 204).


Сказали они: "Саляфы единогласны, что данный аят ниспослан касательно молитвы".


И сказали: الإنصات к которому приказано в молитве - это в языке и Шариате - полное молчание и воздерживание от какого-бы то ни было произношения.


И также они аргументировали словами Пророка (салла Ллаху `алейхи уа салам):
"Имам был установлен лишь для того чтобы следовать за ним, и когда он делает такбир - то делайте и вы такбир, а когда он читает - то молчите и прислушивайтесь".
Данный хадис передал имам Муслим в "Сахихе", и другие, и добавка: "И когда он читает - молчите и прислушивайтесь" - ослабило ее большое количество великих имамов, среди которых - Яхья Ибн Маин, аль-Бухари, Абу Дауд, Абу Хатим ар Рази, аль-Баззар, Ан-Насаи, Мухаммад Ибн Яхья аз Зухли, аль-Асрам, Абу аль-Фадль аш Шахид, ад-Даракутни, Абу Мас'уд ад Димашкы, Мухаммад Ибн Исхак Ибн Хузейма, Абу Али ан-Найсабури, аль-Хаким, аль-Бейхакы, Ибн Роджаб, Мукбиль Ибн Хади, и другие. И передал аль Бейхакы иджма старых хафизов на его слабость, и нет довода у некоторых имамов, кто удостоверил его.


Сказал имам ад-Даракутни:
«Передал Муслим также от Джарира, от ат Тейми, от Катады, от Аби Галляба от Хиттана, от Абу Мусы, от Пророка (салла Ллаху `алейхи уа салам) хадис о сунанах молитвы и его обучении сподвижников им, и пришло в этом хадисе: "И когда имам читает - то молчите и прислушивайтесь".
И противоречил Сулейман ат Тейми целой группе мухаддисов, которые передали этот хадис от Катады и не упомянул ни один из них слов: "И когда он читает - молчите и прислушивайтесь".
Среди них: Хишам ад-Даставаи, Шу'ба, Саид, Абан, Хумам, Абу Аввана, Ма'мар, Ади Ибн Аби Амара.
И передано такое слово от Умара Ибн Амира, от Катады, подкрепляя передачу ат Тейми, однако Умар не является сильным в хадисе, его оставил Яхья аль-Каттан.
И в единогласии учеников Катады на противоречии Сулейману ат Тейми - довод на его ошибку».
Источник: "Аль-Ильзамат уа ат татаббу", 171.


- И также некоторые поздние придерживающиеся этого мнения, сказали, что на этом иджма сахабов!


И это слово - о чтении за имамом лишь в том где он читает про себя - слово таких имамов как Ахмад Ибн Ханбаль, Исхак Ибн Рахавейхи, Малик Ибн Анас, Абдуллах Ибн аль-Мубарак, Абу Убейд аль-Косим Ибн Салям, Ат-Табари, и передается оно от группы сподвижников Посланника Аллаха, мир ему, среди них - Ибн Умар, Аиша, и другие, да будет доволен ими Аллах.

3 Сказала третья группа: однако обязательно читать "Аль-Фатиху" в каждой молитве, все равно ты читаешь один, или за имамом, читает имам вслух, или про себя.

И это - слово аш Шафии, Лейса Ибн Са'да, аль-Аузаи, Абу Саура, аль-Бухари, аль-Музани, аль-Бувейты, Ибн Хузеймы, Ибн аль-Мунзира, и других имамов, и слово группы сподвижников и табиинов.


Сказали они: хадис: "Нет молитвы тому, кто не читал "Фатиху" - обобщенный, и не дозволительно никому говорить, что молитва в каком-то случае действительна без чтения "Фатихи". Когда Пророк (салла Ллаху `алейхи уа салам) сказал что недействительна, кроме как при ясном достоверном конкретизирующем тексте, не несущем в себе двойных толкований, и нет в данном вопросе подобного текста, поэтому обязательно принимать слова Пророка (салла Ллаху `алейхи уа салам) на их обобщенности, так как они пришли.


Сказали они: что же касается аята, то они ответили на этот аят следующими путями:

1Сказали некоторые из них: этот аят общий, а хадис касательно него будет частным - со смыслом, что следует прислушиваться когда читается Коран, и молчать, кроме как того, что оговорила Сунна, а это чтение суры "Аль-Фатиха", без которой молитва не действительна. И Сунна является толкующей Коран, и разьясняющей его смыслы, и Сунна разьяснила, что не действительна молитва без "Аль-Фатихи".


Сказал имам Ибн аль-Мунзир: "Сказали некоторые из ученых: "Слова Аллаха: "А когда читается Коран, то слушайте его и молчите, и вы будете помилованы" - частные, которые касаются всего, помимо суры "Аль-Фатиха". Источник: "Аль-Авсат", 3/262.

2 Второй, и это очень сильный ответ, которым ответил имам Ибн Хузейма, а также хафиз аль Бейхакы и другие ученые.


Краткая суть их ответа - что в аяте приказано лишь воздерживаться от слов людей, так как до ниспосылания данного аята сподвижники разговаривали в молитве, и не было приказано воздерживаться от поминания Аллаха и чтения Корана про себя.


И также они сказали: что же касается заявления, что «الإنصات» к которому приказывается в аяте - это лишь полное молчание и оставление любого произношения в языке и Шариате, то это ошибочное заявление противоречащее хадисам Посланника Аллаха (салла Ллаху `алейхи уа салам).


Сказал аль-Бейхакы:
«Те, кто говорят верное слово - а это то что чтение за имамом обязательно, все равно читай имам вслух или про себя - заявляют, что мы не отрицаем, что аят был ниспослан касательно молитвы, или касательно молитвы и хутбы - как это сказали те саляфы этой Уммы, чьи слова мы уже упомянули.


Однако эти саляфы, или некоторые из них - сказали сокращенно, сказав: "Это было ниспослано касательно молитвы" - обобщенно и не разьяснив.


Другие же, как Абу Хурейра - а он был самым запоминающим в свое время, и также те кто последовали ему из сподвижников и табиинов - передали причину ниспосылания полностью, уточнив и разьяснив, и упомянув то, что сподвижники делали в молитве до ниспосылания данного аята, до тех пор, пока он не был ниспослан аят, запретив это действие.


Поэтому, обязательно взять это разьяснение, и ограничиться лишь на оставлении данного действия, а не молчать вместо чтения, которое является обязательным в молитве по причине шариатской основы».


Затем передал аль-Бейхакы по многим иснадам от Абу Хурейры, что он сказал в тафсире данного аята: "Сподвижники разговаривали в молитве, и Аллах ниспослал этот аят: "Когда читается Коран, то слушайте его и молчите",и приказал им к смиренности и богобоязненности в молитве, и запретил разговаривать в ней".


И передал от Ибн Аббаса, да будет доволен им Аллах, что он сказал: "Этот аят был ниспослан касательно поднятия голосов когда они стоят за Посланником Аллаха (салла Ллаху `алейхи уа салам) в молитве, или хутбе джума, или в праздничной молитве. Им было запрещено говорить в молитве".


И передал такой же смысл от аз-Зухри, да смилуется над ним Аллах.


И передал от Катады, что он сказал: "Человек мог зайти когда остальные молятся, и спросить их: "Сколько вы уже прочитали? Сколько осталось?". И Аллах ниспослал: "Когда читается Коран, то -слушайте его и молчите".


И передал такой же смысл от Муавии Ибн аль-Курры, табиина.


Затем сказал аль-Бейхакы:
"И эти сообщения доказывают, что Всевышний Аллах в этом аяте лишь приказал к "аль-инсат", и это - молчание и воздерживание от тех слов, что они говорили в молитве ранее, и от голосов которые они поднимали, читая за имамом - а не к молчанию от самого чтения и поминания Аллаха про себя.


Что же касается поминания Аллаха, и тех действий что обязательны на молящемся - а это чтение аль-Фатихи - то им не было приказано воздержаться от них и слушать.


И это ясно в достоверной передаче от Ибн Мас'уда - رضي الله عنه


Сказал Ибн Мас'уд: «Я приходил к Пророку (салла Ллаху `алейхи уа салам) и давал ему салям, когда он был в молитве, а он возвращал мне салям.
И однажды я пришел к нему, и дал ему салям, а он не ответил мне. И я не молился ни одной молитвы, которая была бы для меня страшнее, чем эта. И когда Посланник Аллаха (салла Ллаху `алейхи уа салам) вышел из молитвы, он сказал: "Истинно, Аллах меняет что пожелает, и истинно, Аллах повелел о молитве чтобы вы не говорили в ней ничем, кроме зикра Аллаха и того что следует вам говорить, и стояли перед Аллахом смиренно"».


И этот хадис передал его имам Мухаммад Ибн Исхак Ибн Хузейма, и аргументировал им, и сказал: "И этот хадис разьясняет, что молящиемся было лишь запрещено говорить в молитве что либо, помимо зикра Аллаха, и того, что обязательно следует делать молящемуся. А чтение "аль-Фатихи" в молитве относится к тому, что следует делать молящемуся".


Затем Ибн Хузейма аргументировал достоверным хадисом, в котором ясно пришло, что Посланник Аллаха (салла Ллаху `алейхи уа салам) запретил молящимся произносить мирские слова людей, и что он в то же время приказал им делать такбиры, и тасбихи, и читать Коран в молитве, даже если они будут позади имама.


- От Муавии Ибн аль-Хакама ас-Сулями, что он сказал: "Однажды я был в молитве с Посланником Аллаха (салла Ллаху `алейхи уа салам) и чихнул один мужчина, и я сказал ему: "Да помилует тебя Аллах!". И люди устремили на меня свои взгляды. Я сказал: "Почему вы так смотрите на меня?".И они стали бить своими руками по своим бедрам. И когда я увидел, что они затыкают меня, и (я) замолчал. И когда Посланник Аллаха (салла Ллаху `алейхи уа салам) закончил молитву, он позвал меня, и да будут мои отец и мать выкупом за него - я никогда не видел учителя лучше, чем Посланник Аллаха (салла Ллаху `алейхи уа салам). Он не кричал на меня, не бил меня, не ругал меня, однако сказал: "Наша молитва - не годится в ней ничего из слов людей, однако она - это такбир, тасбих, и чтение Корана".


И в этом - ясный далиль на то что молитва того кто молится за имамом, включает в себя чтение Корана, и такбир, и тасбих, точно также, как включает в себя молитва имама, и того кто молится отдельно.


Ведь Пророк (салла Ллаху `алейхи уа салам) обучил Муавию Ибн аль Хакама, что в этой их молитве не годится ничего из слов людей, и что она состоит лишь из такбира, тасбих и чтения Корана.


И Муавия Ибн аль-Хакам в этой молитве был ведомым, а не имамом, и не тем кто молится отдельно.

И в этом хадисе ясное разьяснение того, что запрещенное им в аяте - это лишь слова людей друг с другом, а не зикр и чтение Корана которые Посланник Аллаха (салла Ллаху `алейхи уа салам) назвал молитвой…».
Источник: "Аль-Кыраату хальфа аль-имам", 120.


- Что же касается заявления что "аль-инсот" (الإنصات) к которому приказано в аяте - под ним в языке и Шариате значится лишь полное оставление произношения, то сказал аль-Бейхакы:

«И нет смысла заявлениям тех кто говорят что الإنصات в языке - это молчание, и что в Шариате это слово опускается лишь на полное оставление произношения.
Ведь пришли достоверные сообщения, где это слово опущено на оставление произношения вслух наряду с произношением про себя, или опущено на оставление мирских слов людей, без оставления зикра про себя».


Затем аль-Бейхакы передал множество хадисов, где слово "Аль-Инсат" (الإنصات) опускается лишь на оставление лишних слов, и на оставление слов вслух, а не на полное молчание.


Так, среди них, что Посланник Аллаха (салла Ллаху `алейхи уа салам) сказал: «Всякий раз когда муслим хорошо очистится, затем придет на джума, затем будет проявлять "инсат" (ينصت) до тех пор пока имам не закончит молитву - это будет ему искуплением того что между этой джума и следующей, до тех пор пока он будет избегать убийства».


Сказал аль-Бейхакы: "И Пророк (салла Ллаху `алейхи уа салам) побудил в этих сообщениях к "аль-инсату" (الإنصات) начиная с момента когда имам выходит давать проповедь в день джума и вплоть до того момента как имам закончит молитву.


И известно, что Пророк (салла Ллаху `алейхи уа салам) не имел ввиду что он будет молчать и не произносить такбир открывающий молитву, и переходные такбиры, и молчать и не делать тасбих в руку и суджуде, и молчать и не делать зикр при поднимании с руку, и при ташаххуде, и саляме.


Однако Пророк (салла Ллаху `алейхи уа салам) лишь имел в виду чтобы он молчал от мирских разговоров людей, и молчал и не говорил с другими пока имам не закончит молитву.


И точно также - Аллах не имел в аяте ввиду чтобы человек молчал и не читал "Аль-Фатиху".


И в этих сообщениях - далиль на то, что "аль-Инсат" (الإنصات) употребляется касательно оставления произнесения громко, наряду с произнесением тихо и про себя, и касательно оставления мирских разговоров людей».
Источник: "аль-Кыраату хальфа аль-имам", 124.


Таким образом, стало ясно, что аргументация данным аятом неверна, или как минимум далеко неоднозначна, значит, следует вернуться к утвержденной ясной основе - а это хадис мутаватир от Посланника Аллаха (салла Ллаху `алейхи уа салам): «Нет молитвы у того, кто не читал "Аль-Фатиху"».


- Что же касается хадиса: "Когда имам читает - то молчите и слушайте (أنصتوا)", то данный хадис не достоверен от Посланника Аллаха (салла Ллаху `алейхи уа салам) практически по иджма древних ученых хадиса, и нет довода у того кто удостоверил его.


И если предположить его достоверность - то ответ на него будет таким же, как и на аят, ведь там используется то же слово.


- Что же касается заявленного иджма сахабов, то недостоверно в данном вопросе иджма, однако сподвижники разногласили в этом.


Сказал имам ад-Даракутни в "Сунане":
«Рассказал нам Мухаммад Ибн аль-Косим Ибн Закария, что рассказал им Абу Курейб, что рассказал им Хафс Ибн Гияс, от аш Шайбани, от Джавваба, от Язид Ибн Шарика, что он сказал: "Я спросил Умара Ибн аль Хаттаба о чтении за имамом, и он приказал мне читать. Я сказал: "Даже если этим имамом будешь ты?" Он сказал: "Даже если им буду я". Я сказал: "Даже если ты будешь читать вслух?"Умар сказал: "Даже если я буду читать вслух". Его иснад достоверный». Источник: "Сунан ад Даракутни", 1224.

Так же спросил Язид ибну Шарийк ат-Теймий у Умара на счет чтения Фатихи за имамом, на что он ответил: "(Читай) даже если ты за мной стоишь"

Язид спросил: "Даже если ты читал?"

Умар ответил: "Даже если читал".

(Сахих, приводят ибну аби Шейба, 1/373, абдуРразак, 2/131, ибну Мунзир, 3/109).


Также передал Абдур-Раззак с достоверным иснадом от Абу Хурейры, да будет доволен им Аллах, что он повелел читать про себя за имамом.


Сказал Абдур-Раззак:

«От Малика, от аль-Аля Ибн Абдур Рахмана Ибн Я'куба, что он слышал Абу ас-Саиба, вольноотпущенника Бану Захра, как то рассказал что он слышал Абу Хурейру, как он сказал: "Сказал Посланник Аллаха: "Кто прочитал молитву, и не прочитал в ней суру "Аль-Фатиха", то эта молитва неполноценная".
Я сказал Абу Хурейре: "О Абу Хурейра, я иногда бываю позади имама".
И он сдавил мне локоть, и сказал: "Читай, о перс, про себя!".
Источник: "Аль-Мусаннаф", 2768, иснад годный.


И аргументировал этим асаром имам аш Шафии.


Сказал аш Шафии:

«И Абу Хурейра - тот кто взял этот хадис от Посланника Аллаха (салла Ллаху `алейхи уа салам) и он первее к его толкованию, чем кто либо другой, потому что он слышал его, и он мог увидеть и услышать его толкование, которое не знает тот, кто не слышал его».
Источник: "Мухтасар аль Бувейты", 121.


Сказал также Абдур-Раззак:

«От Джафара Ибн Сулеймана, от Ибн Ауна, что он сказал: "Рассказал нам Раджа Ибн Хайва, что он молился рядом с Убадой Ибн Самитом, и услышал, как он читает позади имама, и когда молитва закончилась, сказал ему: "О Абу аль-Валид, ты читаешь вместе с имамом?!". Убада ответил: "Горе тебе! Нет молитвы кроме как с "Фатихой"!».
Источник: "Аль-Мусаннаф", 2771 и иснад годный.


Сказал имам аль-Аузаи:

«Читается за имамом и когда он читает про себя, и когда он читает вслух, и я взял чтение за имамом от Убады Ибн Самитаи Макхуля». Источник: "Аль-Истизкар", 1/467.


Также это передано и от других сподвижников, поэтому ошибочно говорить, что в этом вопросе иджма сподвижников.

Сказал Ибн Абдуль Барр упоминая придерживавшихся данного мазхаба: «И из тех, кто сказал об этом - аш Шафии в своем новом мазхабе в Мисре. И на этом большинство его учеников, и это слово Аль Аузаи, аль-Лейса Ибн Сада, и Абу Саура.

Наши рекомендации