Дальше говорит имам Аль Барбахари: «И после джума нужно совершить шесть ракатов сунны, делая салям после каждых двух ракаатов - так сказал имам Ахмад ибн Ханбаль».
Пришло от Абу Хурейры у имама Муслима, что Пророк (салла Ллаху `алейхи уа салам) сказал: «Если кто-то захочет совершить после джумы что то, то пусть совершит четыре ракаата».
У Бухари и Муслима от Умара, что Пророк (салла Ллаху `алейхи уа салам) совершал дома два ракаата.
То, что касается шести ракаатов, о чем говорит имам Аль Барбахари, то об этом нет ничего достоверного от Пророка (салла Ллаху `алейхи уа салам). Нет никакого приказа и того, что бы Пророк (салла Ллаху `алейхи уа салам) совершал шесть ракаатов после джума, нет ничего об этом достоверного.
Но пришло от некоторых из сподвижников: от Ибн Умара, Али и ибн Масуда радыаЛлаху анхум. Они после джума совершали шесть ракаатов намаза.
А от имамав пришло от Суфьяна ас Саури и имама Ахмада пришло то, что нет проблем, если человек совершит шесть ракаатов после джума.
Но мы говорим: «лучший путь - это путь Пророка Мухаммада (салла Ллаху `алейхи уа салам)», а от него достоверно не установлено то, что он совершал шесть ракаатов. Поэтому ты совершаешь либо четыре ракаата, либо два ракаата.
Некоторые говорят, если в мечети четыре ракаата, если дома то два ракаата, но на это нет четкого довода, просто пришло от Пророка (салла Ллаху `алейхи уа салам), что он дома совершал два ракаата, это не говорит, что это не узаконено, совершать четыре ракаата дома например. Потому, что Пророк (салла Ллаху `алейхи уа салам) в общем, сказал: «кто хочет совершить после джума что-то, то пусть совершит четыре ракаата».И не разделил дома или в мечети. Это говорит о том, что ты можешь совершить дома четыре ракаата. Будь то дома, будь то в мечети. Это что касается этого вопроса.
[Примечание от редактора стенограммы]:
По поводу количества ракаатов в молитве совершаемой после пятничного коллективного намаза, пришло несколько хадисов.
1- Говорит о том, что она состоит из 2-х ракаатов:
Передается от АбдуЛЛаха ибн Умара, да будет доволен Аллах ими обоими, что посланник Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, не молился после пятничного коллективного намаза, пока не уходил, (а после) молился 2 ракаата (у себя дома). Приводят Бухари (937) и Муслим (882).
2- Говорит о том, что она состоит из 4-х ракаатов:
Абу Хурайра сказал: «Посланник Аллаха, мир ему и благословение Аллаха, сказал: «Если будете молиться после пятничной (молитвы), то молитесь четыре (ракаата)».Приводит Муслим (881).
Из-за разногласия в указаниях этих хадисов, разделились во мнении и ученые.
Первое мнение: Следует совершать 2 ракаата. Это пришло в действии Ибн Умара, да будет доволен Аллах ими обоими.
Второе мнение: К нему склонилось большинство ученых, это желательность совершения 4-х ракаатов после пятничной коллективной молитвы. Это передается от АбдуЛлаха ибн Масуда, да будет доволен им Аллах, и его соратников, в «Мусоннафе Ибн Аби Шейбы» 2\40-41. Это так же является выбором Ханафитов, как указывается в книге «Рад аль-Мухтар» 2\12-13. А так же это мнение Имама аш-Шафии в его книге «аль-Умм» 7\176, сказавший: «…А что по поводу нашего мнения, то мы скажем, что следует совершить 4 ракаата».
3 Третье мнение: Предоставление выбора в совершении 2-х или 4-х ракаатов. Сказал Имам Ахмад: «Если желает то совершает после пятничной молитвы 2 ракаата, а если желает то совершает 4 ракаата». «аль-Мугъний» 2\109.
4 Четвертое мнение: Аналитический разбор в словах и действиях Пророка, да благословит его Аллах и приветствует, с последующим рациональным выводом. Тот, кто совершает эту дополнительную молитву (сунну) после пятничного намаза в мечети, тот совершает ее 4 ракаата. А тот, кто совершает ее дома, то пусть совершает ее 2 ракаата.
Сказал Ибн Къайим аль-Джавзия: «Наш Шейх Абу Аббас, Ибн Теймийя говорил: «Если совершает ее в мечети, то пусть совершает 4 ракаата, а если желает совершить ее дома то 2 ракаата». Ибн Къаийм продолжает: «На это и указывают хадисы. Ведь передается так же от Абу Давуда, от Ибн Умара, что если он совершал молитву в мечети то делал ее 4 ракаата, а если совершал ее дома, то 2 ракаата». «Зад аль-Маад» 1\417.
Это же мнение выбрали как более приоритетное, Ученые постоянной комиссии в Саудовской Аравии 6\131.
Имам аш-Шаукани говорил: “Желательность – это законоположение шариата, на которое также должно быть доказательство”. См. “Сайлюль-джарар” 4/70.
Шейх аль-Альбани о словах Ибн аль-Къайма сказал: “На такое разделение я не знаю никакого основания в Сунне! Пророк (мир ему и благословение Аллаха) говорил: «Если кто-нибудь из вас совершит пятничную молитву, пусть совершит после нее и дополнительную молитву в 4 рак’ата». Муслим 881. И нет в этом хадисе указание на совершения этой молитвы именно в мечети! Наоборот известный достоверный хадис гласит: «Наилучший намаз человека после обязательного - это намаз совершенный у него дома!» И если человек совершит после джуму'а 4 или 2 рак'ата в мечети, то это дозволено, а если он сделает это дома, следуя этому хадису, то это лучше!” См. “Тамамуль-минна” 341-342.
5 Пятое мнение: Желательность совершения 6 ракаатов. Оно передается от Али ибн Абу Толиба, да будет доволен им Аллах, и от группы ученых. Смотрите «Мусоннаф Ибн Аби Шейбы» 2\40-41. Это же мнение поддержали Абу Юсуф и Имам Тахави среди Ханафитов. Смотрите «Шарх мани аль-асар» 1\337. Это так же передается в одной из передач от Имама Ахмада, как упомянул об этом Ибн Къудама в «аль-Мугъний», однако это вызвало удивление у Хафиза Ибн Раджаба. «аль-Къаваид» стр.15.
Шейха Ибн Усеймина, да смилуется над ним Аллах, спросили: «Как собрать воедино между словами Пророка, да благословит его Аллах и приветствует: «Если будете молиться после пятничной (молитвы), то молитесь четыре (ракаата)», и его действием, когда он молился дома 2 ракаата?»
Шейх ответил: «В этом вопросе Ученые разделились во мнении. Некоторые сказали, что следует совершать 6 ракаатов; 2 ракаата утверждены Сунной в действии, а 4 ракаата в Сунне устной. Другие сказали, что следует опираться на слова, а указание в них это совершение 4-х ракаатов. Таким образом, Сунной будет являться совершение 4-х ракаатов. Третье мнение, это аналитический разбор в словах и действиях Пророка, да благословит его Аллах и приветствует, с последующим рациональным выводом. Тот, кто совершает эту дополнительную молитву (сунну) после пятничного намаза в мечети, тот совершает ее 4 ракаата. А тот, кто совершает ее дома, то пусть совершает ее 2 ракаата. Это мнение Шейх аль-Ислама Ибн Теймийи, да смилуется над ним Аллах.
Хвала Аллаху, в этом вопросе нет жёстких рамок. Даже если он пойдет и совершит дома 4 ракаата, давая при этом салам 2 раза, будет хорошо и не будет ничего плохого, инша-а-Ллах».
Источник: «Ликъаат аль-баб аль-мафтух» (214 встреча, 8 вопрос).
А Аллаху об этом ведомо лучше.
[Конец примечания].