Слова имама Ахмада относительно Атрибутов Всевышнего Аллаха.
Слова ибн Кудамы: Сказал Имам Абу АбдуЛлах Ахмад ибн Мухаммад ибн Ханбаль насчет слов пророка (мир ему и благословение Аллаха): "Поистине, Аллах нисходит на первое небо" и "Поистине, мы увидим Аллаха в Судный День": Мы верим в них, и подтверждаем, без образа и смысла, и ничего мы не отрицаем. И мы знаем что, то с чем пришел посланник (мир ему и благословение Аллаха) - истина, и поэтому не отвергаем от посланника Аллаха (мир ему и благословение Аллаха), и не будем описывать Аллаха больше того, чем Он Себя описал, без границы и без конца. Нет никого подобного Ему, и Он - Слышащий, Видящий. И скажем, так как Он сказал. И будем описывать только тем, чем Он Сам Себя описал. Не будем это переходить, как бы Его не описывали, описывающие они не могут Его описать. Мы верим в весь Коран, в мухкам и в муташабих, и не будем лишать Его какого-то атрибута из Его атрибутов из-за ужаса, который нам преподнесли, и не переходим за границы Корана и хадиса. И не знаем образа этого, кроме как при подтверждении посланника (мир ему и благословение Аллаха) и Корана.
«Сказал имам абу АбдиЛлях Ахмад ибну Мухаммад ибну Ханбаль радыяЛлаху анху»
(Лучше говорить «рахимахуЛлах, потому что среди ахлю сунна уа джамаа является распространенным то, что это дуа «радыяЛлаху анху» относиться к сподвижникам радыяЛлаху анхум).
«Поистине Всевышний Аллах нисходит на ближнее небо» (Согласованный хадис, Аль-Бухари1145, Муслим 758).
(Пояснение Руслана):
Ибн Къайим в «Мухтасар ас-сауаикъ» приводит этот хадис от 29 сподвижников и у имама ад-Даракъутни есть отдельное послание ою этом, которае называет «ан-Нузуль».
Хадис относительно того, что Всевышний Аллах нисходит на ближайшее небо является хадисом мутауатир, переданного от большого количества сподвижников как об этом сказали Абу Зурра ар-Рази, ибн Къайим, аз-Захаби, ибн Абдуль Хади и аль-Каттани.
Муаттазилиты, матуридиты ашариты и тому подобные заблудшие течения говорят о том, что хадисы не мутауатир, то есть «ахад» - не берется в убеждение (акъыду).
А этот хадис мутавватир, то есть они должны его принять в акыду, а если они скажут: «наши имамы не подтвердили, что этот хадис мутауатир», то мы говорим: является ли хадис мутауатир или нет мы должны спрашивать у имамов науки о хадисоведения, а не у «имамов» философии и других наук не относящися к хадису.
(Конец слов Руслана).
«В Судный день Аллаха увидят» (Муслим 181).
(Также верующие увидят Всевышнего Аллаха в раю).
«И тому подобные хадисы, сказал имам Ахмад относительно них, «мы верим в них и подтверждаем их правдивость и не «ля кейф ва ля ма’ана».
(Пояснение Руслана):
«Ля кейф» - означает, что Сущность или образ у этих Атрибутов есть, но мы не знаем какой этот образ, и не способны представить этот образ. Не означает, что у них нет образа, нет, образ есть, но мы не знаем какой. Это не означает то, что имам Ахмад «муфаид», и не утверждает смысл этим Атрибутам, потому что имам Ахмад сказал: Делай опровержение тем, которые разъясняют эти Атрибуты не тем разъяснением, которое имеет ввиду Всевышний Аллах и Его Посланник. Мы говорим то что эти Атрибуты принадлежат Всевышнему Аллаху, не зная их Сущности, хотя Сущность у них есть, то есть придавая им смысл, не делая им тафсир ложным смыслом, который делают «ахлюль бидаа» (приверженцы нововведений).
И когда он сказал «би ля кейф» это является опровержением «аль-муджассима», которые придают Всевышнему Аллаху какую-то конкретную форму или какое-то конкретное тело.
Что касается слов имама Ахмада «би ля маана», то в этом опровержение кого, «аль муаттыля аль мухаррифин» - те, которые либо вообще отрицаю Атрибуты Аллаха либо искажают их правильный смысл.
(Конец слов Руслана).
«И не опровергаем или не отрицаем ничего из тех хадисов в которых пришли описания Атрибутов Всевышнего Аллаха субхана уа Та’аля».
(Тот, который отвергает или отрицает эти Атрибуты Аллаха, зная, что хадис достоверный является неверующим, как мы узнали со слов шейха ибн ‘Усаймина, о том что «ар-рад ва ат такзиб» - хукм его то, что это куфр).
«И знаем то, что то с чем пришел Посланник (салла Ллаху `алейхи уа салам) является истиной, и не отвергаем эти хадиси отдавая их обратно Посланнику Аллаха (салла Ллаху `алейхи уа салам) [не принимая их от него]. И плюс к этому, мы не описываем Всевышнего Аллаха большим, чем Сам описал Себя Всевышний Аллах без всяких ограничений и без всякой верхней границы, «нет ничего подобного Ему и Он Слышащий Видящий», и мы говорим то же что сказал Аллах и Его Посланник и описываем Всевышнего так, как Он Сам Себя описал и не переходим границы этого и не способны описывающие Всевышнего Аллаха описать Его достойным образом, кроме Самого Всевышнего и кроме Его Посланника. И мы верим в Коран весь, будь то ясные аяты или для кого-то неясные и не говорим то, что такой-то Атрибут не принадлежит Аллаху из-за дурных слов тех, которые обвиняют нас».
(Пояснение Руслана): Допустим, говорят: «ну как это Всевышний Аллах нисходит на небо, или как это у Всевышнего Аллаха есть Руки, Пальцы, Стопы и тому подобное», говорят это как бы «ужас» который вселяется после чтения этих хадисов. Есть приверженцы нововведений которые читая аяты и хадисы об атрибутах Аллаха приходят в ужас, они неспособны принять смысл этих аятов и хадисов. Поэтому имам Ахмад говорит: «Мы не отрицаем Атрибуты Всевышнего Аллаха только из-за того, что кому-то чтение этих аятов внушают ужас». (Конец слов Руслана).
«И не переходим границы Корана и хадиса (ничего не добавляем и не убавляем), мы не знаем образ Сущности этих Атрибутов».
(Пояснение Руслана):Эти слова доказательство на то, что когда Имам Ахмад говорил: «Без кейфа» не имел в виду, что нет образа у этих Атрибутов Аллаха, потому что он сам говорит: «мы не знаем какой у них образ», это означает, что он утверждает, что есть образ, но просто не знает какой это образ. (Конец слов Руслана).
«И все на что мы основываемся в этой главе, это подтверждение Посланника Аллаха (салла Ллаху `алейхи уа салам) и также подтверждение Книги Аллаха Субханаху уа Та’аля».
(Пояснение Руслана):
Этот «асар» от Имама Ахмада передает Абу Я’ля в книге «Ибталь ат-та-уилят ли ахбари Ссыфат» (Ложность неправильного разъяснения хадисов о Атрибутов Всевышнего Аллаха). И это сообщение является известным от Имама Ахмада. То есть обычно такие известия или такие сообщения, даже если у них от них не пришло достоверного иснада или крепкого иснада, все равно принимается, потому что он является известным, и никто его не отвергал и не отрицал.
Их так же приводит ибн уль-Къайим и Абу Абдуррахман ибн уль-Джаузи в "Манакиб имам Ахмад" и Захаби в своей книге "Тарих".
(Конец слов Руслана).
Говорит шейх Мухаммад аль ‘Усаймин РахимахуЛлах разъясняя это блог:
«То, что содержит в себе слова имама Ахмада, которые он сказал относительно хадисов о нисхождении Всевышнего Аллаха на ближнее небо и подобных этому хадисов.
1 Обязательность веры и подтверждение того, что пришло от Посланника Аллаха саляЛлаху ‘алейхи уа ссаляма, из Атрибутов или из хадисов, в которых описываются Атрибуты Всевышнего Аллаха без добавки без убавки, без ограничений и без верхней границы.
2 Мы не знаем Сущности этих Атрибутов «уа ля ма’ана» («ля кейф», это то что мы приписывает определенный образ Сущности Атрибутов, имеется ввиду Сущность есть, мы приписываем определенный образ, но мы не знаем какой этот образ), потому что знать нам, какой образ у этих Атрибутов невозможно, по тем причинам, которые мы уже упоминали. (Так, как мы не видели Аллаха, не видели ничего подобного ему, никто нам не описал какой Аллах).
3 И слова имама Ахмада не означают, то что у Атрибутов Всевышнего нет образа или Сущности это потому что Атрибуты Всевышнего Аллаха утверждены истинно. (Это не просто что-то несуществующее, нет они в действительности есть, и имеют Сущность и образ). Каждая вещь которая действительна (существует), непременно должна у него быть сущность или образ но образ этих Атрибутов Всевышнего Аллаха не известен нам, и поэтому не спрашиваем «как?»
4 Без слов: «в каком смысле?» Т. е. мы не вкладываем в эти атрибуты другой смысл, противоречащий их прямому значению, мы не толкуем их в отрыве от их явного смысла, как это делают сторонники «таъвиль». Тут не имеется ввиду отрицание смысла, правильного, соответствующего тому, что явно следует из атрибутов, таким, как этот смысл понимали праведные предшественники.
5 На все это указывают слова Имама Ахмада: «Мы не отрицаем ничего из этих слов, мы описываем Его тем, чем Он описал Себя, мы не отрицаем ничего из Его атрибутов, ибо это большой грех»,— и то, что Имам Ахмад отвергает отрицание чего-либо из атрибутов и знание форм, образов этих атрибутов, доказывает, что атрибуты Аллаха имеют прямой смысл и не толкуются в отрыве от их явного значения.
6 Необходимость уверовать в весь Коран, с его ясными аятами и аятами нуждающимися в толковании. Мы обратимся к ясным аятам, чтобы понять смысл аятов, нуждающихся в толковании. Если нет возможности постичь смысл такого аята, мы уверуем в эти слова, т. е. скажем: «Мы верим, что это Слово Аллаха, и Он что-то хочет нам сказать этим, но мы в данный момент не в силах этого понять, а Аллах знает смысл этого».
[Примечание от редактора стенограммы]:
Говорит шейх Салих али Шейх (да хранит его Аллах) в комментарии к этому разделу в своем шархе на Люм’ат уль-и’тикад:
Эти слова имама Ахлю-с-Сунна уаль-Джама'а абу 'АбдуЛлах Ахмад ибн Мухаммад ибн Ханбаль аш-Шейбани, который умер в 241 году. Имам, который стал причиной того, что Всевышний Аллах дал победу Сунне и подавил им бида'ат (нововведение), и Всевышний Аллах в его время сделал его весами, которыми взвешивались люди.
Имам Ахмад сказал: "Мы верим в них, и подтверждаем, без образа и смысла".
Люди не поняли смысл этих слов и подумали, что имам Ахмад подтверждает слова муфавида. Это группа, которая говорит: мы верим в слова без смысла, т.е., мы не входим в смысл и не входим в образ. Это – неправильная, ложная акида и ужасное нововведение. На самом деле нам ваджиб делать тафуид в кайфия (образ).
Что касается смысла, то он понятный, так как Коран был ниспослан на арабском языке, и если ахлю сунна уаль джама'а верит в слова и в смыслы, т.е., верят в то, на что указывает слово из арабского языка, как же нам тогда понимать слова имама Ахмада?!
Он говорил: "Без образа и смысла", и это также из тех вещей, за которые учёные критиковали имама ибн Кудама, так как он не растолковал слова имама Ахмада. Т.е., уляма говорят: "Имам Ахмад имел в виду своими словами, т.е., он этим самим сделал рад (критику) двум группам".
Первая, которая сравнивает Всевышнего Аллаха с созданиями (т.е. Муджасима).
Мы не придаем образа Именам и Атрибутам Всевышнего Аллаха, того образа, который вы представляете или ваши мозги представляют. Т.е., тем образом, которым описывают Всевышнего Аллаха вот эти муджасима, которые уподобляют Всевышнего Аллаха созданиям.
Его слова - "и не верим в смыслы", - опровержение муаттыля (джахмия, муътазиля, аш'ария, матуридия, куллябия) это те, которые отрицают Имена и Атрибуты Всевышнего Аллаха. Т.е., это те, которые меняют смыслы контекстов, меняют тот смысл, который внешне видно, меняют его на другой смысл. Они говорят, что смысл «нузуль», т.е., то, что пришло в хадисе, что, поистине, Аллах, Субханаху ва Тааля, каждую треть ночи снисходит. Они говорят: "Имеется в виду, что "рахма", т.е., не Аллах нисходит, а Его Милость нисходит".
И говорят, что смысл «истауа» («возвысился») - «истауля» («захватил»), смысл «Рахма» - это «желание добра»…
Отрицаю Гнев Аллаха, говорят, что его смысл - «желание отомстить». Этим самым искажают Имена и Атрибуты Всевышнего Аллаха.
Поэтому имам Ахмад говорит: «без образа», - отрицает тот образ, который придают Аллаху муджассима. И отрицал имам Ахмад тот смысл, которые придумали муаттыля, ашария и т.д. Отрицает тот ложный смысл, которые придумали бида'атчики (нововведенцы) муъавиля, т.е., нововведенцы - это аш'ариты, матуридиты и т.д.
Исходя из этого слова его: «без образа, без смысла», - имам Ахмад имел ввиду - без смысла, в который влезли бида'атчики. И правило гласит о том, что требующий знания, который изучает или придаёт внимание вопросам убеждений, для него является уаджибом понимать акъиду ахлю-сунна уаль-джама'а полностью. Если же он поймёт эти вопросы и после этого он встретит непонятные слова от сподвижников или же от табиинов, или же от некоторых имамов, то он будет понимать, что имел в виду этот имам, так как у него правильная акъида. Он скажет: "Имам имел в виду это, это, это...".
Потому что нельзя подумать про имама Ахмада, что он муфавида. И он - Имам ахлю сунны - в других местах говорит, что муфавида являются бида'атчиками, - невозможно, чтобы он сказал, что смысла нет. Не понимается со слов имама Ахмада то, что он говорит у аятов и у хадисов нет смыслов, которые можно было бы понять.
И поэтому нужно понимание основ акъиды и основ того, на чём были ахлю сунна валь джама'а, выучить их. Тем самым любое непонятное место - будь это слова Аллаха или слова Пророка (мир ему и благословение Аллаха), или слова учёных - ты растолкуешь, что имеет в виду Аллах или Его Посланник (мир ему и благословение Аллаха), или же учёные.
И в наше время некоторые написали книги о том, что саляфы подтверждают тауиль. Говорят, что сахабы тоже делали тауиль, как делают его аш'ариты, или же говорят, что среди сахабов есть те, которые отрицают Атрибуты, т.е., аш'ариты говорят такие вещи и изменяют Атрибуты.
Говорят: "Смотри, Имам Ахмад искажает", - и это по причине непонимания основ ахлю сунна валь джама'а и желая фитны, желая тауиль, т.е., желая делать тот тауиль, которым описал Всевышний Аллах отклонившихся от прямого пути людей. Если же ты поймёшь истину и поймёшь правильный манхадж, правильный путь, и поймёшь истинную акъиду, - этим самым ты сможешь объяснить те непонятные места, которые пришли от некоторых имамов ахлю сунна, которые может быть внешне кажется, что они не соответствуют акъиде ахлю сунна валь джама'а или же ты можешь понимать, что здесь есть какой-то таъвиль, то, что имамы изменяют, и ты сможешь ответить чёткими, понятными ответами.
Как вы видите, в книгах в прошлом были распространены - и сейчас распространяется – то, что среди саляфов были ихтиляф в вопросах вероубеждения и в вопросах тауиля.
И эти люди говорят: "Не делайте это проблемой в акъиде, так как это становится причиной расхождения мусульман, и причиной для другого. Потом начинают приводить слова имама Ахмада, некоторые слова сахабов и некоторые слова табиинов. Он подобен тому человеку, который как бы охотится за тем, чтобы потом обмануть тебя. И если бы он понимал ахлю сунна уа джама'а полным пониманием, он бы понял о чем идет речь.
И это подобно тому, как говорят, что пришло от Ибн Аббаса то, что он читал слова Аллаха: «В тот день, когда обнажится Голень Аллаха, их призовут пасть ниц, но они не смогут сделать этого»(аль-Калам 68:42), и Ибн Аббас не сказал: «Когда обнажится Голень Аллаха», - а сказал: "В тот День, когда будет тяжёлое положение, их прозовут к поклону". Когда в арабском языке говорят: «Вскрыла война свою голень», имеется в виду самый напряжённый момент битвы. Также Ибн Аббас сделал тафсир этому аяту, хоть и другие сахабы говорили, что здесь имеется ввиду Голень Аллаха.
Эти люди (мубтадиъ) говорят: "Смотри, Ибн Аббас не подтверждает, что у Аллаха есть Голень". Смотри, что он говорит, он кроме этих слов Ибн Аббаса, ничего не видел. А остальные слова Ибн Аббаса? То, что ты говоришь, противоречит знанию. Даже если Ибн Аббас эти слова сказал, это не значит, что Ибн Аббас отрицает, что у Аллаха есть Голень, потому что у нас есть хадис. Абу Са‘ида аль-Худри рассказывал, что он слышал, как пророк (мир ему и благословение Аллаха) сказал: «Господь наш обнажит Свою голень, и склонятся в земном поклоне перед Ним все верующие мужчины и женщины, а каждый из тех, кто в мире этом совершал земные поклоны напоказ или ради доброй славы, останется, и каждый из них захочет склониться, но хребет его превратится в единую кость (и он не сможет сделать саджда)». аль-Бухари 4919. И Ибн Аббас этот хадис знал, и он знал, что у Аллаха есть Голень, такая, как подобает Ему. Однако, он говорил: "Да, хадис указывает на Голень, но в этом аяте имеется в виду не Голень, а это". Ибн Аббас подтверждает Голень, потому что Атрибут Голень пришёл. Но Ибн Аббас сделал такой тафсир, хоть мы и говорим, что более правильное мнение то, что большинство сподвижников сделали тафсир: «Когда обнажится Голень Аллаха», что имеется ввиду именно Голень Аллаха. Также Посланник Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, сделал тафсир этому аяту, но Ибн Аббас не знал этот тафсир. Поэтому тот, кто приводи тебе слова саляфов, что в этом вопросе есть ихтиляф, в этом нет никакого довода. Конец слов шейха Салиха Али Шейха.
Приведу слова имама Ахмада в вопросах имен и атрибутов Аллаха, чтобы вы убедились, что он подтверждает атрибуты Аллаху.
Сказал Юсуф Ибн Муса: «Было сказано Ахмаду: «Аллах нисходит на небеса этой дунья, как пожелает, без того, чтобы описывать то как он нисходит?». Он ответил: «Да!». Источник: «Ибталь ат-тауилят», 1/260, «Маджму аль-фатауа», 6, 146.
Сказал Исхак Ибн Мансур: «Я сказал Ахмаду: «Нисходит наш Господь каждую ночь в последнюю треть ночи, на небеса этой дунья?». Говоришь ли ты в соответствии с этими хадисами?» Он сказал: «Верно». Источник: «Ибталь ат-тауилят», 1/260, «Аль-Ибана», 3/205, «Масаиль» аль-Кусадж, 3332.
Сказал Ахмад Ибн Хусейн Ибн Хассан: «Было сказано Ахмаду: «Истинно, Аллах нисходит на небеса дунья каждую ночь», и он сказал: «Да, верно». И сказали ему: «И в Ша’бан, как пришло об этом сообщение?» Он сказал: «Да». Источник: «Ибталь ат-тауилят», 1/260.
Сказал Юсуф Ибн Муса аль-Каттан (хафиз,достоверный, заставший Ахмада): «Было сказано имаму Ахмаду: «Всевышний Аллах над седьмыми небесами, над своим Троном, отделен от своих творений, а Его Сила и Знание присутствуют во всех местах». Он сказал: «Да, Он над своим Троном, и ничто не скроется от Его Знания». Источник: “Ас-Сунна», Аль-Халляль, Аль-Лялякаи, 674, и др, иснад достоверен.
Сказал имам аль-Кусадж, ученик Ахмада: "Сказал я ему: Что ты скажешь по поводу зарезанного немым (который не может произнести имя Аллаха при зарезании - прим.)?". Сказал Ахмад: "(Когда режет), он должен указать на небеса". Источник: "Масаиль" аль-Кусадж, 2830
Сказал имам Ибн Кудама в шархе этого: "Его указание будет указывать на его намерение на поминание Того, Кто на небесах". Источник: "Аш-Шарх аль-Кабир", 11-57.
Сказал имам Исхак Ибн Мансур аль-Кусадж (ученик имама Ахмада): «Сказал я Ахмаду Бин Ханбалю - «Огонь будет жаловаться Господу, Благороден Он и Велик, до тех пор, пока Он не поставит на него Стопу».., говоришь ли ты в соответствии с этим хадисом? Ответил Ахмад: «Все это правильно!» Источник: «Масаиль» аль-Кусадж, 3332, также передал Ибн Абдуль Барр в «Ат-Тамхид» с иснадом от Сахнуна Ибн Мансура, другого ученика Ахмада, асар с таким же текстом, см. «Ат-Тамхид», 7-148.
Рассказал Абу Хафс Умар Ибн Мухаммад Ибн Руджа, от Ахмада Ибн АбдулЛлаха ибн Шихаба, от Аль-Асрам (из числа больших учеников Ахмада), что он сказал: «Я сказал Ахмаду: «Рассказывал мухаддис, а я был у него, хадис: «Поставит Милостивый на него свою Стопу..»,и там присутствовал какой то подросток, и он подошел ко мне и сказал: «Воистину, у этого есть истолкование». И сказал имам Ахмад: «Посмотри, что говорят порочные джахмиты!» Источник: «Аль-Ибана», 259, иснад достоверный согласно словам мухаккыка книги «Аль-Ибана».
Рассказал Ахмад ибн Салман: «Сказал Аль-Марвази (ближайший ученик Ахмада): Я спросил имама Ахмада о хадисе «Поставит Аллах свою Стопу..», и он сказал: «Мы рассказываем их так, как они пришли» Источник: «Аль-Ибана», 260, асар достоверный согласно словам мухаккыка книги «Аль-Ибана».
АбдуЛлах бин Ахмад (сын имама Ахмада – прим. переводчика) в книге «ас-Сунна» пишет: «Ахмад сказал: “Тот, кто считает, что Аллах не разговаривает, является неверующим. Разве мы не передаем хадисы об этом так, как они дошли?!”» Источник: «ас-Сунна» стр. 71.
[Конец примечания].