Не нужно говорить про них «дяди правоверных».

(Конец слов Руслана).

[Примечание от редактора стенограммы]:

Ар-Раби‘ ибн Нафи‘ аль-Халяби сказал: «Му‘авия – покрывало сподвижников Мухаммада, да благословит его Аллах и приветствует. Если человек откроет покрывало, то посягнет на то, что за ним».[Ибн Касир, «Аль-Бидая ва-н-нихая», т. 8, с. 139].

Абу Абдуррахман, Муавия ибн Абу Суфьян Сахр ибн Харб ибн Умайа ибн Абдушшамс ибн АбдульМанаф ибн Кусай аль-Кураши аль-Умави Он был одним из писцов, которые записывали откровения Корана (1) для посланника Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует. После покорения Мекки, он очень часто был рядом с Пророком, да благословит его Аллах и приветствует, с целью записи откровений и других вещей (2). Он был первым из королей мусульман, и лучшим из королей мусульман.

(Ибн Абиль Изз Аль-Ханафи «Шархуль акидатуль тахавия» стр. 482, «Мактабатуль ислами», Бейрут 1391 год, 4-ое издание).

1 (Это отмечал ибн Касир в «Бидая ва нихая» 8 том, глава «Биография Муавии и его превосходства»; Табари в «Тарих» 3/316 указал его среди писцов, отметив, что кто-то из них записывал откровения, кто-то имущество, сданное на закят).

2 (Мухаммад Амин аль-Джунди «Раиду дурар ан хайриль башар», «Матабатуль гураба» стр. 35).

___________________________________________________________

1) Как передал имам Тирмизи, со слов Абдуррахмана ибн Абу Умайры, да будет доволен им Аллах: «Посланник Аллаха сказал о Муавие: «О Аллах сделай так, чтобы он наставлял на путь истины, достиг истины, и наставляй (людей) с его помощью» «Суннан» №3842.

Тирмизи сказал, что хадис /хасан-гариб/. Я говорю цепочка передатчиков достоверная.

2) Сказал Абу Дарда, да будет доволен им Аллах: «Я не видел никого после посланника Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, чья молитва была бы больше похожа на молитву Пророка, да благословит его Аллах и приветствует, чем (молитва) этого вашего правителя». Сказал Хейсами: «Привел Табарани, рассказчики сахих, кроме Кайса ибн Хариса аль-Мазхаджи, и он честный передатчик» «Маджмау заваид» №15920.

3) АбдуЛлах ибн Мубарак сказал: «Пылинка в носу у Муавии лучше, чем Умар ибн Абд-аль-Азиз». Ибн Касир в «Бидая ва нихая» 8 том, глава «Биография Муавии и его превосходства».

4) Саид ибн Мусайб сказал: «Тот, кто любит Абу Бакра, Умара, Усмана, Али, и умрет с этой любовью. (Тот кто) будет свидетельствовать о десяти обрадованных (раем), и просить прощение для Муавии, такой имеет право, чтобы Аллах не подверг его (строгому) спросу» Ибн Касир в «Бидая ва нихая» 8 том, глава «Биография Муавии и его превосходства».

5) Ибрахим ибн Майсара сказал: «Я не видел, чтобы Умар ибн Абд-аль-Азиз ударил кого-либо, кроме того, кто ругал Муавию». Ибн Касир в «Бидая ва нихая» 8 том, глава «Биография Муавии и его превосходства».

6) Захаби сказал: «(Муавия) повелитель правоверных, король ислама». Источник: «Сияр аламун нубала» 3/120.

Против Муавии ибн Абу Суфьяна, да будет доволен им Аллах, со стороны еретиков выдвигаются многие обвинения.

Хадис «В каждой общине есть свой фараон. Муавия фараон это уммы» вымышлен. Источник: Шаукани «Фаваид аль маджмуа» №163, стр 480, «Даруль мадарик».

Хадис «Если вы увидите Муавию дающим хутбу на моем минбаре, убейте его». также недостоверен. Его передал ибн Ади, со слов ибн Аббаса, да будет доволен ими Аллах. Хадис вымышлен, в цепочке передатчиков Аббад ибн Йакуб, рафидит, и другой передатчик лжец.

Аль-Укайли сказал: «Нет ни одного достоверного хадиса с подобным смыслом» Источник: Шаукани «Фаваид аль маджмуа» №164, стр 480.

Каждый хадис, который возводится к посланнику Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, в котором порочатся Муавия или Амр ибн аль-Ас,- сфабрикован!Источник: Ибн Кайум «Манар аль муниф фи сахих ва заиф» №252, 253, стр 295.

Каждый хадис, возводимый к Пророку, да благословит его Аллах и приветствует, в котором порочится клан Умейа,- сфабрикован. Источник: Ибн Кайум «Манар аль муниф фи сахих ва заиф» №254, стр 296.

Никто из приверженцев ахли-сунны валь джамаат не говорит, что Муавия, да будет доволен им Аллах, был идеальным человеком, безгрешным. Нет.

Но большинство претензий к нему в основном надуманны. В частности говорится, что якобы именно по его наущению был отравлен Хасан ибн Абу Талиб, да будет доволен ими Аллах. Во-первых, в то время когда Хасан, да будет доволен им Аллах, скончался Муавия, да будет доволен им Аллах, уже был халифом. К халифату он пришел именно после того как Хасан, да будет доволен им Аллах, сам отдал ему этот пост. В смерти Хасана, да будет доволен им Аллах, не было бы для него никакой пользы.

Во-вторых, нет такого сообщения в достоверной истории. То есть, должно быть сообщение, со слов человека который видел как Муавия, да будет доволен им Аллах, повелел, призывал, приказывал, подкупал кого-то, чтобы тот отравил Хасана, да будет доволен им Аллах. Человек этот должен быть честным, и это сообщение должно было бы дойти до мухадиса, который записал его, через цепочку передатчиков достойных доверия.

Важное примечание относительно Му’ауии!


Что касается того, что Му’ауия (да будет доволен им Аллах) не был из числа четырех халифов, ведомых прямым путем, а был первым из царей, то это не означает, что он был плохим или не следовал Сунне!

Шейхуль-Ислам Ибн Таймия сказал: “Ученые единодушны в том, что Му’ауия - лучший из царей. Четыре халифа до него были халифами пророческого пути, а он был первым из царей. Его правление было милостью, как говорится в хадисе:«Будет пророческое правление, а затем будет халифат и милость. Затем будет царствование и милость. А потом наступит тираническое и несправедливое правление».

И правление Му’ауии было милостью, состраданием и помощью мусульманам, что дает знание о том, что он был лучшим из царей. А что касается тех, кто был до него, то они были халифами пророческого пути”. Источник: “Маджму’уль-фатауа” 4/478.


А сподвижник Ка’б ибн Малик (да будет доволен им Аллах) говорил: “Никто не правил этой общиной так, как правил ею Му’ауия!” Источник: Ибн Са’д в “ат-Табакъат аль-кубра” 4/111, Ибн ‘Асакир в “Тарих ад-Димашкъ” 59/176.


Однажды Ибн аль-Мубарака спросили: «Кто лучше, Му’ауия ибн Аби Суфьян или ‘Умар ибн ‘Абдуль-‘Азиз?», на что он ответил: “Клянусь Аллахом, пыль, которая попала в нос Му’ауии, когда он был вместе с посланником Аллаха (мир ему и благословение Аллаха) лучше, чем ‘Умар ибн ‘Абдуль-‘Азиз в тысячу раз!” Источник: Ибн Халькан в “Уафият аль-а’ян” 3/33.


Когда имама Ахмада спросили: «Что ты скажешь о тех, кто говорит: “Я не скажу, что Му’ауия был записывающим откровение, и не скажу, что он был лидером правоверных, ибо он взял власть мечом”?», имам Ахмад ответил: “Это скверные слова! Этих людей следует сторониться и не сидеть с ними! И их положение следует разъяснять людям”. Источник: аль-Халляль в “ас-Сунна” 2/434.

[Конец примечания].

6 Аль-Хилáфа что такое и как выбирается правитель.

Говорит ибн Кудама Аль Макдиси: «И из сунны, то, что ты должен слушать и подчиняться правителю мусульман, будь они благочестивые или будь они грешники, пока они не будут приказывать ослушания Всевышнему Аллах».

(Пояснение Руслана):

Здесь не подразумевается то, что мы подчиняемся правителю мусульман, пока он не прикажет что-либо грешное, а после этого все, мы вообще не подчиняемся. Здесь имеется в виду, что мы подчиняемся правителю мусульман во всем, кроме того, что, допустим, он приказывает грех, и продолжаем оставаться в подчинении у него в других вещах, но в этом конкретно грехе мы ему не подчиняемся.

(Конец слов Руслана).

«Потому что нельзя подчиняться ни одному из творений, если это является ослушанием Творца.

А тот, который взял правление над мусульманами, и люди собрались вокруг него и остались им довольны, или этот правитель завоевал власть силой так, что он стал правителем и назвали его правителем правоверных, то обязательным является подчинение ему. Запрещено противоречить ему. Запрещен выход против него и запрещено разрушать единство мусульман».

(Пояснение Руслана):

Слова имама ибн Кудама аль-Макдиси означают, что если какой-либо человек взял власть над мусульманами, будь даже если он взял эту власть силой, так, что люди были не довольны им, но он взял ее силой и покорил их, а затем стал называться их правителем, то все люди обязаны подчиняться ему. Они не имеют права выхода против него, имеется в виду - если этот правитель является мусульманином. Что касается неверующих, то неверующие не обладают властью над мусульманами.

(Конец слов Руслана).

Говорит шейх Мухаммад ибн Салих аль-‘Усаймин:

Аль-Хилáфа— это принятие на себя правления делами мусульман таким образом, что человек, принявший эту должность, становится первым ответственным лицом в их делах. Как мы видим, это высокая должность, и огромная ответственность.

Аль-Хилáфа является фарз кифáя*, потому что дела мусульман не будут устроены должным образом без такого правления.

*[Фарз (обязанность, предписание) разделяют на два вида:

фарз ’айн и фарз кифáя.

«Фарз ‘айн» является персональной обязанностью, которую необходимо выполнять каждому мусульманину, при невыполнении которой он будет наказан (например молитва, ураза).

«Фарз кифáя» — это обязанность, возлагаемая на всю Умму, при выполнении которой кем-либо из общины с остальных снимается ответственность, а при невыполнении которой грех ложится на всех (например ответ на приветствие)].

Эту должность (правителя) получают одним из трех способов:

1Указанием (завещанием) на это от предыдущего правителя мусульман, как это было с ‘Умаром, которого на должность правителя определил Абу Бакр своим указанием на него.

2Собранием и решением тех кого называют «Ахлуль-Хилли валь-‘Акди»*, выбор такого совета происходит при участии предыдущего правителя, как это было с избранием ‘Усмáна, которого избрал совет, определенный ‘Умаром, или без его участия, как это было с избранием Абу Бакра правителем тем советом, члены которого не были определены предыдущим правителем, это если сослаться на одно из мнений, касающихся избрания Абý Бакра. Таким же образом был избран и ‘Али.

*(Это ученые мужи имеющие власть которая стала результатом сплоченности людей вокруг них, и их послушания им. Отличительные черты «Ахлуль-Хилли валь-‘Акди»: Они мусульмане, ученые, имеют власть, и богобоязненны).

3 Победой и принуждением, как это было в правлении ‘Абдуль-Мáлика бин Марвáна, который убил сына Зубайра и стал правителем.

(Пояснение Руслана):

В основе это не разрешено, является запретным, то есть, запрещено выходить против правителя и отбирать у него власть силой и переносить эту власть на самого себя. Однако, если такое произошло, и кто-либо завоевал власть силой, прогнав прошлого правителя или убив его, то он становится законным правителем мусульман. Подчинение ему является обязательным.

Субхана-кя-Ллахумма, ва би-хамди-кя, ашхаду алля иляха илля Анта, астагфиру-кя ва атубу иляй-кя.

(Конец слов Руслана).

Вопросы к 21 уроку:

160. Упомяни некоторые контексты Корана и Сунны о достоинствах сподвижников.

161. Упомяни группы сподвижников по порядку их величия и достоинства.

162. Упомяни некоторые права сподвижников, которыми они обладают перед нами.

163. Разъясни вопрос – постановление о том, кто ругает сподвижников, собрав между тем, что мы упоминали при изучении книги "Достаточность в убеждениях" и тем, что упоминали при изучении этой книги.

164. Упомяни имена тех жен пророка (да благословит его Аллах и приветствует), причиной расставания с которыми стала смерть.

165. Упомяни имена тех жен пророка (да благословит его Аллах и приветствует), с которыми он не вступил в супружескую жизнь, и называются ли они матерями правоверных?

166. Кто обладает большим почетом – Хадиджа или 'Аиша?

167. Упомяни то, что ты знаешь о Му'авии ибн Аби Суфьяна, и для чего упомянул его в этой книге автор, и правильно ли называть его дядей правоверных?

168. Какими путями достигается правление, которое затем можно назвать действительным? Приведи примеры.

Ответы на вопросы:

160. "Мухаммад – Посланник Аллаха. Те, которые вместе с ним, суровы к неверующим и милостивы между собой. Ты видишь, как они кланяются и падают ниц, стремясь к милости от Аллаха и довольству". (48: 29). "Аллах доволен первыми из мухаджиров и ансаров, которые опередили остальных, и теми, которые последовали строго за ними. Они также довольны Аллахом. Он приготовил для них Райские сады, в которых текут реки. Они пребудут там вечно. Это – великое преуспеяние". (9: 100). От Абу Са'ида аль-Худри, со слов пророка (да благословит его Аллах и приветствует): "Не ругайте моих сподвижников, ведь клянусь тем, в чьх Руках моя душа, если один из вас потратит на пути Аллаха золота размерам с гору Ухуд, то его награда не достигнет награды сподвижника, потратившего золота с ладонь или половину ладони" (Бухари и Муслим).

161. Мухаджиры – Ансары - присягавшие "присягу довольства" – принявшие Ислам до Худайбийского перемирия (фатх) - принявшие Ислам после Худайбийского перемирия.

162. 1. Их любовь сердцем и восхваление языком 2. Просить за них прощения и милости 3. Удержаться от упоминания чего-либо дурного о них.

163. Если кто-либо объявляет неверующим или грешником (фасик) всех сподвижников или их большинство, или называет их чем-либо, результат чего объявление их неверующими или грешниками – то он неверующий, так как объявляет ложью Слова Аллаха: "Аллах доволен первыми из мухаджиров и ансаров, которые опередили остальных, и теми, которые последовали строго за ними". (9: 100). Если же проклинает или позорит их – то в этом вопросе два мнения у ученых – 1. неверующий 2. не выходит в неверие, но содержится в заключении или побивается до тех пор, пока не откажется от своих слов или же умрет. Если же он ругает сподвижников чем-либо из дурных качеств или нравов (как трусость, обжорливость…), то наказывается заключением или побиванием, но если он упоминает это из издевательства или ярости или гнева к ним – то это неверие, по мнению некоторых ученых, так как Всевышний Аллах сказал: "Чтобы привести ими в ярость неверующих" (48: 29). Если же человек обвиняет 'Аишу в прелюбодеянии, то он неверующий по единогласному мнению, т.к. считает ложью те аяты, в которых Всевышний объявил о ее непричастности к прелюбодеянию. Если же кто-либо обвинит в прелюбодеянии какую-либо другую жену пророка (да благословит его Аллах и приветствует), то он так же неверующий, по более достоверному мнению, т.к. в этом оскорбление пророка, сказал Аллах: "Скверные женщины – для скверных мужчин, а скверные мужчины – для скверных женщин, и хорошие женщины – для хороших мужчин, а хорошие мужчины – для хороших женщин". (24: 26).

164. Хадиджа бинт Хуэйлид, 'Аиша бинт Аби Бакр ас-Сыддык, Сауда бинт Зам'а, Хафса бинт 'Умар ибн аль-Хаттаб, Зейнаб бинт Хузейма аль-Хилялия, Умм Саляма, Зейнаб бинт Джахш, Джуэйрия, Умм Хабиба Рамля бинт Аби Суфьян, Сафия, Маймуна бинт аль-Харис аль-Хилялия.

165. Асма бинт ан-Ну'ман аль-Киндия, Умэйма бинт ан-Ну'ман аль-Джауния. Название "матерь правоверных" не распространяется на них.

166. В этом вопросе разногласие, более правильное мнение, а Аллах лучше знает, что не отдается предпочтение ни Хадидже, ни 'Аише, т.к. у каждой из них свои преимущества перед другой.

167. Родился за пять лет до начала пророчества пророка Мухаммада (да благословит его Аллах и приветствует), уверовал в год завоевания Мекки, был из тех, кто записывал Откровение Корана в свитки, стал правителем верующих в 41 году, после того, как внук пророка Хасан ибн 'Али отказался от правления в его сторону. Скончался в 60 году, когда ему было 78 лет. Автор упомянул его достоинства, как опровержение рафидитам, которые проклинают и ненавидят его. Что же касается выражения "дядя правоверных", то оно не является правильным и узаконенным по более достоверному мнению, т.к. на его использование не пришло довода.

168. Тремя путями: 1. По завещанию прошлого правителя (как Абу Бакр оставил правление 'Умару). 2. По решению Совета влиятельных людей общины (как это произошло при выборе 'Усмана ибн 'Аффана). 3. Завоевание власти силой путем выхода против правителя, что само по себе запрещено, но если такое произошло, то новый правитель является законным (таким образом власти добился 'Абдульмалик ибн Маруан после убийства Ибн аз-Зубейра).

Наши рекомендации