Для чего назначаемый к рукоположению в иподиакона или диакона получает свидетельство, и притом от семи пресвитеров, а не от диаконов
Премудрость нашего спасения
О диаконах
После иподиаконов следуют диаконы, которые называются и служителями, и левитами, по примеру подзаконных. Впрочем, между ними и древними иудейскими служителями нет сравнения, потому что те служили тени, а эти – самой Истине. Диаконов сравнивают также с диаконами, бывшими при апостолах. Из таковых первым был Стефан.
Они не только служат при Таинствах, но могут совершать и другие служебные действия в Церкви.
133. О том, что диаконы, по примеру семи диаконов, поставляются и судьями, и исполнителями важных служений
Это можно видеть и доныне. Ибо избраннейшие из диаконов возводятся и в чин епископов. Они носят на головном уборе кресты, исполняют обязанности судей. Один управляет делами Великой Церкви по отношению к клиру и бедным, подобно святому Стефану; другой – делами священных обителей; третий – священной утварью и делами благочиния; четвёртый – судебными делами и делами иереев, является хранителем хартий деяний церковных; пятый печётся о священных домах11, находящихся в городе, дабы они были благоустроены, в особенности об алтаре; шестой судит и управляет делами воцерковления обращающихся к православию.
Кратко говоря, имеющие этот чин могут ставиться на важные должности.
Для чего назначаемый к рукоположению в иподиакона или диакона получает свидетельство, и притом от семи пресвитеров, а не от диаконов
Назначаемый в диакона рукополагается не прежде, чем получит удовлетворительное свидетельство относительно его жизни. Это потому, что и апостолы, когда рукополагали Стефана, поставили его диаконом не прежде, чем узнали, что он исполнен Святого Духа, премудрости и силы, и засвидетельствовали это.
Свидетельствуют же о нем семь пресвитеров, а не диаконов, потому что свидетельство должно быть совершенное и от совершенных.
О том, что рукополагаемый в диакона должен быть совершенных лет
Он должен быть совершенных лет, дабы быть способным к делам. Ибо если и в делах мирских несовершенный летами ненадёжен, то тем более служащему делам божественным надлежит быть взрослым и иметь лета надежные и почтенные.
Так повелевают правила духоносных отцов, в которых всё упорядочено и определено. И хотя некоторые из монахов рукополагаются несколько ранее положенного срока по воле иерархов, поскольку монахи не имеют своей воли, а зависят от других, и хотя это может быть справедливо при достаточных к тому основаниях, всё же следует блюсти установленное правилами, ибо это заповедано.
Таким образом, назначенный к рукоположению приступает, прежде всего получая свидетельство не от двух или трех, но от семи пресвитеров, как долженствующий вступить на служение Святому Духу. Потому он и избирается свидетелями совершенными, имеющими полноту даров Духа, и в количестве, соответствующем числу даров духовных, дабы избрание и свидетельство были совершенны во всём. Служитель святых Таинств Церкви должен быть избран всеми, чтобы дело было несомненно и благонадёжно. Ведь и об апостоле Стефане все свидетельствовали, что он исполнен премудрости и веры.
Свидетели же собственноручно скрепляют свидетельство о том, что рукополагаемый достоин священства по образу жизни и может служить Церкви ввиду совершенного возраста.
Рукоположение диакона
Если рукополагаемый не был ещё иподиаконом, то поставляется таким образом, как мы сказали выше, в эту степень перед началом Литургии. А если он уже раньше имел степень иподиакона, то после совершения Божественных Даров, но ещё прежде окончательной молитвы, то есть прежде, чем диакон скажет: «Вся святыя помянувше», – по водворении молчания, став посредине, трижды возглашает: «Елицы вернии», – исполняя таким образом служение иподиакона, который выводит оглашенных и оставляет и приглашает к священнослужению одних только верных. Это – наиболее основательное толкование, ибо назначаемый к рукоположению в диакона как бы оканчивает дело иподиакона, подобно тому как назначаемый к рукоположению в пресвитера читает Евангелие и во время большого выхода несёт на голове святые покровы.
С другой стороны, назначаемый к рукоположению в диакона иподиакон свидетельствует такими действиями перед всеми верными, что он приступает как чистый перед всеми свидетелями и, в особенности, перед Богом.
Затем, после молитвы: «И да будут милости великаго Бога», – он по повелению архиерея вводится двумя диаконами в алтарь. По возжжении светильников во славу Бога, первого Света, в знак Божественного просвещения он трижды обходит престол, между тем как диаконы поддерживают его, а другие идут перед ним, составляя хор и громогласно воспевая: «Святии мученицы» и «Слава Тебе, Христе Боже», и трижды кланяясь перед престолом Божиим, на котором Сам Христос в Таинствах предлежит и присутствует.
Итак, они трижды обходят престол в честь Троицы. Причём диаконы поддерживают его, так как ему должно вступить в их чин. Песнь мучеников поётся, потому что приводимый к диаконскому чину подвизался в доброй жизни, соблюл веру, сохранил чистоту, а потому и увенчивается.
Посему и мучеников, поющих вместе с нами Богу, Церковь в это время призывает и просит, да снидет на нас свыше милость Божия, а также славословит Священноначальника Христа, Который есть радость апостолов и мучеников, славит светло и праведно, ибо Он Начальник и Начало победы и венцов, умерший за нас и превознесённый после победы над диаволом.
Кроме того, должно проповедовать и единосущность Троицы, так как Она есть истинная радость и веселие для лика торжествующих на Небесах, в особенности при посвящении мужа священного и служителя вещей горних.
После третьей песни, в которой вместе с нами поют и Ангелы, существа гораздо более нас разумные, так как они выше нас ведением, и восхищаются происходящим как тоньше нас чувствующие, – рукополагаемый подводится к архиерею. Этим показывается, что он избран и, будучи найден достойным, определяется на служение Богу.
Затем рукополагаемый преклоняет голову, выражая этим покорность и то, что он с благодарностью и смирением принимает дары благодати, и архиерей трижды знаменует его голову в знак начала собственно рукоположения. Затем архиерей призывает над ним имя Троичного Божественного Существа, от Которого происходит всякое дарование через единого из Лиц Его – Бога Слово, вочеловечившегося и распятого во плоти.
Далее рукополагаемый преклоняет одно колено, показывая одновременно и покорность, и степень посвящения, ибо он приводится получить только один дар священного служения (как сказано и у святого Дионисия), а именно: служить, призывать и оглашать. Он только приводит, возвещает и приглашает приступить, но не совершает, ибо он говорит: «Благослови», – но не благословляет; призывает: «Господу помолимся», – но не совершает молитв; говорит: «Премудростию вонмем», – но не подаёт совершенства. Поэтому как служащий, но не совершающий он преклоняет только одно колено, ибо поставляется служителем только одного Божественного священнодействия, и притом не сам по себе, но получая разрешение от священника как лицо служебное.
Таким образом, он приникает головой к священному престолу, который знаменует собой Христа – Главу всех. А возлитое на престол миро – это благодать Духа. На престоле же предлежат и не покрытые покровами Тайны, т. е. Сам Иисус, Которому он приведён служить как за нас закланному. На престоле – и слова Его, словно на гробе Его. А под престолом – останки мучеников, которых и в молитве призывали на помощь, потому что приводимый есть мученик по собственному произволению, поживший благочестиво и чисто.
После того, как он приложил чело к престолу, призывая про себя Иисуса – помиловать и вселиться в него, вместе с Отцом и Духом, архиерей возлагает на голову его десницу, что означает осенение благодатью и сообщение благодати Христом, когда Он возлагал руки на апостолов: «и, подняв руки Свои, – говорит Писание, – благословил их, и Дух, низойдя, почил на главах их» (Лк. 24:50).
Потому все и получают благодать посредством возложения рук, ибо как«руце Твои сотвористе мя и создасте мя» (Пс. 118:73), так и ныне рука священника служит к воссозданию человеков. И в Писании сказано: «Десница Господня сотвори силу, десница Господня, вознесе мя» (Пс. 117:16) и:«десница... Господня прославися в крепости» (Исх. 15:6) и: «десница Твоя и мышца Твоя, – т. е. Сын Отца, и: «просвещение лица Твоего, – т. е. Дух Святый, – та мя настависта, и введоста мя в гору святую Твою, – т. е. в горнюю и Небесную Церковь Твою, – и в селения Твоя, в которых Сам Ты обитаешь, живущий на Небесах» (Пс. 42:3; Пс. 43:4).
Когда диакон произнесёт: «Вонмем», (ибо при действиях, исполненных столь великого смысла, мы все должны углубляться в себя и быть внимательными), архиерей возглашает: «Божественная благодать», – свидетельствуя, что это есть общий дар Троицы, а также призывая оную. Затем он прибавляет: «Всегда немощная врачующи», – выражая этим, что мы смиренны и весьма немощны, особенно для столь великих дел Божиих, и что врачует нас, немощных, Троица, дарующая силу.
Архиерей говорит также: «И оскудевающая восполняющи», – ибо сами по себе мы ничего не имеем и ничего не можем делать, но лишь благодать Божия, всё укрепляющая и подающая всё, что имеем, и восполняющая в нас то, чего недостаёт, проручествует, т. е. руковозводит, поставляет, творит совершенным, такого-то. При этом архиерей произносит имя рукополагаемого, чтобы оно написалось в вышних и было известно Ангелам и людям, так как поставляется Божий служитель. Вместе со словом «проручествует» и преподаётся благодатный дар, ибо для всемогущей и самосовершенной силы нет нужды во времени.
И продолжает: «Благоговейнейшаго иподиакона в диакона». Этими словами воздаётся честь прежнему дару и самому иподиакону как служителю Божию, имеющему благодать Божию и действующему во Христе.
Произнося: «В диакона», – рукополагающий сообщает и дар – и рукополагаемый тотчас получает диаконство, ибо сказанное действенно силою Всесвятого и Божественного Духа, потому-то рукополагающий говорит не как человек, но как иерарх – с благодатью. Он призывает благодать – и благодать действует, ибо Слово Божие действенно и всё совершает один и тот же Дух.
Таким образом, сейчас же рукополагаемый из иподиакона становится диаконом. Впрочем, он ещё имеет нужду в совершении и прочих архиерейских молитв и всего иного по уставу, так как недостаточно только провозгласить, что иподиакон про-ручествуется в диакона или в какой-либо другой чин, но вместе с тем необходимо, чтобы он и голову склонил на священный престол, и колено преклонил, и чтобы на него возложена была рука иерарха, и прочитаны были установленные молитвы и прошения, и совершено запечатление, и произнесено: «Аксиос» (достоин), и совершено священное целование. Ибо только всё это вместе совершает рукополагаемого, и всему должно быть. Ведь и во всех прочих Таинствах исполняется всё положенное без опущений, так как каждое действие имеет свою причину.
Далее архиерей присовокупляет: «Помолимся убо о нем, да приидет на него благодать Всесвятаго Духа», – призывая благодать Божию и вместе с тем свидетельствуя, что он действует через неё, а также приглашая всю Церковь содействовать ему в этом деле: как в отношении к нему самому, так и в отношении к рукополагаемому. Ибо если апостол Пётр имел Церковь, содействующую ему в молитвах (Деян. 1:24), то тем более он, архиерей, нуждается в этом.
Поэтому, когда все во славу Троицы произнесут: «Кирие элейсон» (Господи, помилуй), он запечатлевает рукополагаемого трижды во имя Троицы, делая его совершенным посредством креста.
Потом, держа руку у него на главе, читает следующие слова молитвы, прося, чтобы благодать священного диаконства низошла на него, чтобы он поставлен был в диакона подобно первомученику Стефану и был добрым исполнителем своего служения, и прочее. Затем возглашает славословие Троице.
Тогда же, при наитии Духа, совершается и поминовение всех верующих. Один из первых диаконов произносит молитву: «О рукополагающем иерархе и о деле рук его помолимся», – то есть о рукополагаемом и получившем сей дар и о том, чтобы он сохранил себя в нём непорочным, а также о царе, о граде и обо всём христоименитом народе. Ибо при наитии благодати должно молиться и вспоминать о всех верующих, потому что тогда обильный дар Духа подаётся всем.
Премудрость нашего спасения
О диаконах
После иподиаконов следуют диаконы, которые называются и служителями, и левитами, по примеру подзаконных. Впрочем, между ними и древними иудейскими служителями нет сравнения, потому что те служили тени, а эти – самой Истине. Диаконов сравнивают также с диаконами, бывшими при апостолах. Из таковых первым был Стефан.
Они не только служат при Таинствах, но могут совершать и другие служебные действия в Церкви.
133. О том, что диаконы, по примеру семи диаконов, поставляются и судьями, и исполнителями важных служений
Это можно видеть и доныне. Ибо избраннейшие из диаконов возводятся и в чин епископов. Они носят на головном уборе кресты, исполняют обязанности судей. Один управляет делами Великой Церкви по отношению к клиру и бедным, подобно святому Стефану; другой – делами священных обителей; третий – священной утварью и делами благочиния; четвёртый – судебными делами и делами иереев, является хранителем хартий деяний церковных; пятый печётся о священных домах11, находящихся в городе, дабы они были благоустроены, в особенности об алтаре; шестой судит и управляет делами воцерковления обращающихся к православию.
Кратко говоря, имеющие этот чин могут ставиться на важные должности.
Для чего назначаемый к рукоположению в иподиакона или диакона получает свидетельство, и притом от семи пресвитеров, а не от диаконов
Назначаемый в диакона рукополагается не прежде, чем получит удовлетворительное свидетельство относительно его жизни. Это потому, что и апостолы, когда рукополагали Стефана, поставили его диаконом не прежде, чем узнали, что он исполнен Святого Духа, премудрости и силы, и засвидетельствовали это.
Свидетельствуют же о нем семь пресвитеров, а не диаконов, потому что свидетельство должно быть совершенное и от совершенных.