Некоторые из высказываний имама Джавада
Речи непорочных имамов из семейства Пророка являются светом наставления для мусульман, так как имамы защищены от всевозможных ошибок и грехов даже самого незначительного характера. Имамы направляют человечество на путь, посредством которого оно может достигнуть совершенства и морали.
Ниже мы приведём некоторые из высказываний имама Джавада (да будет мир с ним!).
1. «Всякий, кто уповает на Аллаха, не нуждается в помощи людей. Человек праведный и богобоязненный любим народом».
2. «Полноценность человека в его разуме».
3. «Великодушие - это когда человек желает своему ближнему того, чего желает себе».
4. «Не совершайте дело, время которого ещё не пришло, дабы потом не сожалеть. Избегайте несбыточных мечтаний, так как они приводят к духовному упадку. Будьте снисходительны к беспомощным и нуждающимся, и просите для себя милости и прощения у Аллаха».
5. «Всякий, кто видит и одобряет плохие деяния, является соучастником в них».
6. «Угнетатель, и человек, оказывающий ему содействие, а также тот, кто не возражает им - являются соучастниками».
7. «Тот, кто втайне наставит своего брата мусульманина, возвеличит его, а, сделав это при людях, лишь унизит его».
8. «Искреннее обращение к Аллаху, лучше, чем выполнение деяний без искренности».
9. «День справедливости более тяжек для угнетателя, чем день угнетения для угнетённого».
10. «Книга деяний мусульманина в Судный день - его хорошее поведение».
11. «Выполняя три вещи, можно достичь довольства Всевышнего Аллаха: покаяние, хорошее обращение с людьми, милостыня бедным и нуждающимся. Также существуют три вещи, выполняя которые, человек не будет ни о чём сожалеть: никогда не спешить в делах, советоваться и полагаться на Всевышнего Аллаха».
12. «Самое худшее, что может ожидать человека, который положился в делах на нечестивца – лишение милости Аллаха».
13. «Всякий, кто уповает на кого-либо кроме Аллаха, будет предоставлен тому, на кого он уповает. Всякий, кто без достаточного знания приступит к какому-либо делу, принесёт больше вреда, чем пользы».
14. «Добродетельный, прежде всего, делает добро по отношению к самому себе, ибо его ожидает божественная милость».
15. «Благочестие – украшение бедняка, благодарность Богу - украшение богача. В бедах человека украшает терпение. Скромность - украшение благородных. Красноречие – украшает речь, а украшение предания - сохранность. Скромность – украшение знаний, культурность – украшение разума. Радушие и приветливость – украшение милостивых, украшение благодетельных – не напоминать об оказанной услуге. Сосредоточенность человека украшает молитву. Избежание бесполезных дел – украшение богобоязненных».
16. «Всякого, кто полагается на Всевышнего Аллаха, Господь спасёт от всех жизненных невзгод и сохранит от врагов».
17. «Религия – это величие, знание – это сокровище, молчание - свет. Ничто не уничтожает религию, как нововведение, и ничто подобно жадности не делает людей нечестивыми. Посредством праведных правителей общество нравственно преобразовывается. Молитва устраняет все трудности и большие беды».
18. «Терпение человека в горе, есть великое горе для упрекающего недруга».
19. «Как может пропасть тот, кому покровитель Аллах, и как может найти спасение тот (грешник), кого преследует Он».
20. «Некий человек попросил имама Джавада дать ему наставление, имам сказал: «Избегай дел, которые несут за собой бесчестие в этом мире и наказание - в мире ином».
Имам Хади(да будет мир с ним!)
Перевод: Малики Ибрагимовой
Имам Абу аль Хасан ан-Наки аль Хади – десятый предводитель шиитов. Он родился в середине месяца зильхадже 212 года лунной хиджры, неподалёку от Медины в местечке под названием Сарийа. Отец его светлости – девятый предводитель, имам Джавад (да будет мир с ним!), мать – богобоязненная женщина по имени Самана[680].
Дети имама Хади (да будет мир с ним!): одиннадцатый имам - Хасан Аскари, Хусейн, Мухаммад, Джа’фар и дочь Алия.
Его наиболее известные эпитеты – Наки (Благочестивый) и Хади (Направляющий или ведущий к истинному пути). Имама ещё называли Абу аль Хасаном Третьим (в терминологии шиитских хадисоведов Абу аль Хасаном Первым считается седьмой имам Муса ибн Джа’фар (да будет мир с ним!), Абу аль Хасаном Вторым – восьмой имам Али ибн Муса ар-Риза (да будет мир с ним!).
В 220 году лунной хиджры после мученической смерти отца его светлость имам Хади (да будет мир с ним!) в восьмилетнем возрасте получает от Всевышнего Аллаха высокое положение имамата. Время духовно-политического руководства исламской уммой имама Хади длилось тридцать три года. На сорок первом году жизни в 254 году лунной хиджры имам покидает этот бренный мир, пав мученической смертью за веру.
Имам Хади (да будет мир с ним!) был современником семи аббасидских халифов: до принятия имамата – Ма’муна и Му’тасима (брат Ма’муна). Период имамата совпадает с продолжением правления Му’тасима, а также с правлением Васика (сын Му’тасима), Мутаваккиля (брат Васика), Мунтасира (сын Мутаваккиля), Мустаина (двоюродный брат Мунтасира) и, наконец, Му’таза (другой сын Мутаваккиля). По приказу Мутаваккиля, имам Хади (да будет мир с ним!) был переселён из Медины в Самарру – столицу халифата аббасидской династии, где он и пробыл под строгим контролем оставшуюся часть жизни, и в период правления Му’таза был предан смерти[681].