Изучение и арбитраж имамата его светлости
Наши уважаемые имамы (да будет мир с ними!), по существовавшей традиции, для ознакомления с имамом, то есть с научным, политическим и религиозным руководителем после себя, называли его имя и давали разъяснение людям, чтобы не было политического злоупотребления в этом вопросе, а также, чтобы люди знали действительного имама и наместника. Поэтому про руководство имама Казима, во время существования насильственного правления Аббасидов, его отец во многих местах давал разъяснения, что подтверждается неоднократными высказываниями. Мы приведем лишь некоторые из них:
1 - Али ибн Джа’фар рассказывает: «Отец мой, имам Садык в кругу своих сподвижников и приближенных говорил: «Примите мои наставления по поводу моего сына Мусы, потому что он лучше всех моих детей, а также лучше всех, кто продолжает род от меня. Он является наместником после меня и доказательством Всевышнего для всех рабов Божьих»[521].
2 - Умар ибн Абан говорит: «Имам Садык назвал последующих имамов после себя. Я назвал Исмаила, одного из его сыновей. Имам сказал: «Нет, клянусь Всевышним, (имамат) не в моей власти, это во власти Бога»[522].
3 - Зураре, один из знаменитых учеников имама Садыка рассказывает: «В один из дней я пришел к его светлости. Муса, старший из детей, находился с правой стороны, а тело покойного Исмаила, другого сына имама Садыка, было расположено перед ним.
Его светлость имам Садык сказал мне: «Зураре, приведи Давуда Раки, Химрана и Абу Басира (трое из сподвижников его светлости). Я пошел и привел их. Пришли также и другие люди. Нас было около 30 человек, и комната была полна. Имам сказал Давуду Раки:
«Сними ткань с тела покойного и положи ее рядом». Давуд сделал так, как просил имам. Затем имам сказал: «Давуд, посмотри, Исмаил жив или мертв». Давуд ответил, что Исмаил мертв. Имам каждому из присутствующих показал тело покойного, и все подтвердили, что Исмаил - мертв. Имам произнес: «О, Всевышний, будь свидетелем, что я проделал это для того, чтобы не произошла ошибка». Затем его светлость дал распоряжение, чтобы тело омыли и завернули в саван. После завершения имам сказал Муффазалу: «Откройте ему лицо». Муффазал открыл лицо. Имам вновь спросил:
«Он мертв или жив?» Муфаззал ответил: «Мертв». Имам снова спросил об этом же у присутствующих, и все подтвердили, что Исмаил - мертв. Его светлость еще раз обратился к Всевышнему: «О, Всевышний, будь свидетелем! Существуют группы людей, желающие погасить свет Аллаха и они объявят, что Исмаил - имам». После, указывая на своего сына Мусу, сказал:
«Всевышний Сам подтвердит свой свет, как бы не желали другие этого». Исмаила похоронили, после чего имам спросил присутствующих: «Кем является тот, которого здесь похоронили?» Все ответили: «Ваш сын Исмаил». Имам призвал в свидетели Всевышнего, затем взял руку своего сына Мусы и сказал: «Он с истиной, а истина с ним и от него до дня Страшного Суда»[523].
4 - Мансур ибн Хазим говорит: «Я спросил имама Садыка: «Да буду я жертвой за Ваших родителей! Каждое утро и вечер души людей находятся на пороге смерти. Если к Вам придет смерть, то кто будет нашим имамом?» Имам положил руку на правое плечо своего сына Абу Хасана Мусы и сказал: «Если со мной что-нибудь случиться, он будет вашим имамом». В то время Абу Хасан Муса был в пятилетнем возрасте, также при этом разговоре присутствовал другой его сын Абдулла, которого затем некоторые считали имамом.
5 - Шейх Муфид говорит: «Группа из уважаемых сподвижников его светлости шестого имама такие как: Муфаззал ибн Умар, Ма’аз ибн Касир; Абдуррахман ибн Хаджаж, Фейз ибн Мухтар, Я’куб Саррадж, Сулейман ибн Халид, Сафван Джамал и другие подтверждают в своих повествованиях о наместничестве имама Казима. Также существуют предания об этом от двух братьев имама Мусы Казима, Исхака и Али, в богобоязненности и праведности которых нет сомнений[524].
Согласно приведенным подтверждениям и разъяснениям для шиитов и других было определено, что после шестого имама, имама Садыка, следующим имамом будет его сын, Абу Хасан Муса Джа’фар Казим, а не Исмаил, который скончался при жизни отца и не сын Исмаила, и не другой сын из детей имама Садыка, которого звали Абдулла. После смерти имама Садыка те, которые были убеждены в имамате Исмаила, или сына его, или Абдуллы, отклонились от пути, который был определен для них».