Нравственные качества имама Хусейна

Если окинуть взглядом наполненную стремлением к Аллаху 57-летнюю жизнь его светлости имама Хусейна, мы увидим, что всё это время он посвятил себя очищению, смирению пред Аллахом, распространению подлинных пророческих идей, и многое другое, что мы не в состоянии постичь.

Теперь, позвольте очень кратко остановиться на некоторых моментах жизни его светлости имама Хусейна.

Он вставал на молитву пред Аллахом, читал Коран, дуа (молитвы), часто в глубокой ночи он совершал по сотни ракатов намаза[285], и даже в последнюю ночь своей жизни не оставил молитв и чтение Корана. Его светлость имам Хусейн перед решающим сражением попросил у врагов одну ночь, чтобы провести её в молитвах. Он говорил: «Всевышний Аллах знает, как я люблю молитвы и чтение Корана»[286]. Имам часто отправлялся в хадж пешком[287]. Дети Галиба Асади (Башар и Башир) рассказывают: «В послеобеденное время в день «Арафы», девятого числа запретного месяца зульхиджи мы были вместе с имамом Хусейном. Его светлость с большим смирением и покорностью вышел из шатра и вместе с большой группой сторонников и детьми встал у левого подножья горы. Он, повернув своё лицо в сторону Каабы, поднял руки к небу и обратился к Аллаху со следующей мольбой:

«Хвала и благодарность Всевышнему Аллаху! Никто и ничто не в состоянии изменить предначертанное Всевышним и предотвратить божественную милость. Двери божественной милости и щедрости всегда открыты. Он всё установил на основании Своей мудрости. Стремления и желания тех, кто скрывает свои деяния от других, не скрыты от Него. Всё, что у Аллаха (всякое дело, совершенное ради Аллаха) никогда не будет уничтожено Им. Он, дающий воздаяния и наказывающий за прегрешения. Он тот, кто исправляет положение Своих праведных рабов. Он обеспечивающий, заботящийся и милосердный к обездоленным и угнетённым. Он тот, кто ниспослал милости и божественную книгу – Коран, который есть свет. Он слышит молитвы Своих рабов, Он тот, кто разрешает трудности и проблемы людей. Он тот, кто возвышает тех, кто совершает добрые дела. Он тот, кто уничтожает угнетателей. Нет божества кроме Аллаха, нет подобного Ему, и ничто Ему не равно! Слышащий, Видящий, Прощающий[288], Знающий и Сведущий обо всём. Он над каждой вещью мощен.

Я обращаюсь к Тебе и свидетельствую о том, что Ты - Господь, я свидетельствую о том, что Ты - Создатель всего сущего и к Тебе наше возвращение. Ещё до моего появления и до того, как появились какие-то признаки моего будущего существования, Ты проявил ко мне Своё милосердие, создав меня из земли. Потом, Ты, о, Господи мой, вывел меня здоровым, и наставил меня на правильный путь Своим предопределением, ещё до того, как ввести меня в этот мир. О, мой Бог! Именно Ты сохранял меня, когда я был маленьким, Ты давал мне пропитание, Ты сделал сердца тех, кто вел заботу обо мне милосердными, Ты сохранил меня от скрытого зла джинов. Ты был тем, кто сохранил меня от различных болезней. Ты, о, Господи, Прощающий и Величайший. О, Всемилостивый и Милосердный! Ещё до того как дать мне дар речи, одарил Ты меня всеми свои благами и милостями. И всё это время, именно Ты, о, Господи, заботился обо мне. Ты дал мне возможность познания, этим самым завершил для меня свою милость. Твоя мудрость, о, Господи, поразила моё сердце. Все творения, созданные Тобой, как на небе, так и на земле придали мне больше бдительности и здравомыслия. Ты, о, Господь, для того, чтобы я мог выражать свою благодарность Тебе и поминать имя Твоё, дал мне сознание, повиновение и служение Себе заповедовал. Ты, о, Господи дал мне возможность постичь то, что принесли нам Пророки, и дал возможность принять то, что повлечёт Твоё довольство. Твоя помощь и безграничная доброта ко мне во всех этих жизненных периодах является Твоей безграничной щедростью. О, мой Господь! Поистине, Ты не удовлетворился этими благами ко мне, давая мне всевозможные, неисчислимые милости из одежды, еды и питья. Когда же Ты, о, Господи, закончил Свои блага и отстранил от меня всевозможные несчастья, моё невежество и дерзость по отношению к Тебе не послужили причиной тому, чтобы Ты уменьшил блага и отстранил меня от того, что даёт мне право быть подле Тебя. О, Аллах! Какие из Твоих милостей можно подсчитать, какому из твоих благ мне надо быть благодарным, ведь Твои блага превыше того, чтобы их можно было бы подсчитать! Всевозможные проблемы, беды и несчастья, которые Ты отстранил от меня и неведомы мне, несоизмеримо больше тех благ, которые представлены предо мной.

О, Аллах! Я беру Тебя в свидетели своей веры. И если представить, что я прожил бы длинную жизнь, сравнимую целым эпохам, и всё это время посвятил тому, чтобы отблагодарить Тебя только за одно данное благо, я буду не в состоянии сделать это. Только Ты оказываешь мне благодеяние в том, чтобы я мог хоть как-то быть благодарным Тебе, хотя и эта оказанная Тобою милость, уже есть большое благо.

О, мой Господь! Ниспошли мне богобоязненность и счастье быть праведным и преданным Тебе рабом. И воздержи меня от совершения грехов, отдаляющих от Твоего блага.

О, Аллах! Сделай меня независимым, дай мне уверенность и искренность в деяниях. Надели меня светом в религии… О, мой Господь! Если я захочу подсчитать Твои милости ко мне, никогда я не смогу сделать этого.

О, покровитель мой!

Ты Тот, Кто даровал мне мирские блага,

Ты Тот, Кто облагодетельствовал меня,

Ты Тот, Кто с достоинством ведешь все дела,

Ты Тот, Кто прощенье доводит до конца,

Ты Тот, Кто дарует удел,

Ты Тот, Кто наставленье даёт и удачу,

Ты Тот, от кого все блага,

Ты Тот, Кто нужду отдалил от меня,

Ты Тот, Кто для жизни дал мне средства,

Ты Тот, у кого от бед ищу я спасенья,

Ты Тот, Кто наставил меня на праведный путь,

Ты Тот, Кто хранит меня от суеты и пут,

Ты Тот, Кто прощенье моё от Тебя,

Ты Тот, Кто поспешил на помощь ко мне,

придал сил, исцелил, дал здоровье, возвысил меня!

Благословен Ты о, Господь! Велик Ты, и вечная хвала Тебе. Я благодарен Тебе. Так, о, Господи, прости и помилуй меня»[289].

В тот день имам Хусейн настолько приблизил сердца присутствующих к Создателю, что они, подняв плач, со словами «Аминь!», воззвали Аллаха, прося исполнения молитвы его светлости.

Ибн Асир в книге «Усд аль Габа» пишет: «Его светлость имам Хусейн (да будет доволен им Аллах!) много постился, молился, совершал хадж и давал милостыню нищим. Все его дела были в высшей степени праведны и прекрасны»[290].

Личность имама Хусейна была необыкновенно величественна и прекрасна. Когда он вместе со своим братом имамом Хасаном пешком отправлялся в Мекку, то при встрече с ними люди знатного происхождения в знак уважения, сходили с лошадей и верблюдов[291]. Уважение, которое оказывали имаму, было следствием того, что он всегда был с народом и никогда не отстранялся от него. Он прекрасно был осведомлён о различных делах людей, его вера в Аллаха и помощь людям были всегда неотделимы друг от друга. Ведь он не имел ни дворцов, ни солдат, ни слуг, готовых подчиняться ему.

В один из дней его светлость имам Хусейн, проходя по улице, увидел нищих, которые ели сухой хлеб и, увидев имама, пригласили его также отведать их скудную пищу. Имам принял их приглашение, сказав: «Поистине, Аллах не любит высокомерных». Затем имам, обратившись к нищим, сказал: «Я принял ваше приглашение, теперь и вы примите моё». Они согласились и направились в дом имама Хусейна. Его светлость приказал принести для гостей всё, что было у него в доме. Таким образом, имам, тепло приняв нищих[292], дал урок милосердия всем своим последователям.

Шуайб ибн Абдаррахман Хузаи говорит: «Когда его светлость имам Хусейн пал мученической смертью, на его плече увидели мозоли. Люди спросили у имама Зейн аль Абидина об этом, на что он ответил: «Это от мешка с едой, которую мой отец по ночам разносил обездоленным, угнетённым и сиротам»[293]. Любовь имама Хусейна к защите угнетённых и обездоленных можно проследить в истории Аринаб и её мужа Абдуллы ибн Салама.

Когда Язид ибн Муавия стал преемником власти своего отца, в его распоряжении попали различные богатства, все его плотские, сладострастные желания беспрекословно удовлетворялись, но, тем не менее, его нечестивый взгляд привлекла скромная и целомудренная замужняя женщина. Муавия вместо того, чтобы показать неправильность действий своего сына, путём обмана и хитрости развёл ту женщину от мужа и добился, чтобы она попала в дом Язида. Его светлость имам Хусейн узнал об этом событии и предпринял всевозможные меры, чтобы не допустить реализации дьявольских целей Муавии и его сына. Женщина вернулась в дом к своему мужу Абдулле ибн Саламу, а планы и стремления Язида провалились. Это происшествие наглядно показывает подлинное лицо династии Омейядов, а с другой стороны - достоинства, честь, верность, благородство семейства Али ибн Аби Талиба[294].

Алаили в своей книге «Самув аль Ма’ана» пишет: «В истории человечества мы встречаемся с великими личностями, которые проявляли себя различными образами. Одни в сражениях поражали своими подвигами и храбростью. Другие отличались смелостью, третьи - аскетизмом, четвёртые - щедростью. Но величие имама Хусейна представляло собой неисчерпаемый источник, вбирающий в себя все наилучшие качества»[295].

Да, действительно имам Хусейн был наследником его светлости Посланника Аллаха и великой справедливости. Его отец - имам Али, наследник величия и божественного блеска. Его мать - святая Фатима. Разве может быть лучше достоинства, чем это? Самое лучшее достоинство человека не сравнится с достоинством имама Хусейна.

Мир и приветствие его светлости имаму Хусейну, образ которого олицетворяет человеческую свободу и независимость. Его жизнь, мученическая смерть, речи, дела являются для нас не только образцом подражания великой исторической личности, потому как имам вбирает в себя все наилучшие качества. Он в состоянии ввести человека в божественный мир и поручиться за счастье человечества.

Изречения имама

Давайте обратимся к бесценным речам имама Хусейна:

1. «Люди - рабы этого временного мира, религию же они признают только своими языками, и то, до тех пор, пока их речи не будут противоречить их интересам. Они вращаются вокруг религии, когда же к ним придёт божественное испытание, тогда последователей религии очень мало».

2. Его светлость имам Хусейн завещал своему сыну Зейн аль Абидину: «О, сын мой! Отстраняйся от причинения несправедливости тому, кто кроме Аллаха не имеет никого (т.е. Аллах быстро отвечает на призыв угнетённого, который уповает на Него, и воздаёт угнетателю по заслугам)».

3. Некто попросил у имама написать ему о добре в этом и последующем мирах. Имам написал ему: «Во имя Аллаха Всемилостивого, Милосердного! Всякий, кто ищет божественного довольства и не меняет его на гнев людской, Аллах разрешит его дела, зависящие от людей. А тот, кто ищет довольства людей, будет предоставлен людям».

4. Некий человек обратился к имаму Хусейну со словами: «О, сын Посланника Аллаха! Я погряз в грехах, и нет никого, кто бы помог мне освободиться от этих грехов. Дайте мне наставление». Имам сказал: « Греши, не выполняя пяти вещей:

1. Совершай грехи, не используя божественные милости.

2. Греши там, где тебя не постигнет божественное покровительство.

3. Если можешь укрыться в таком месте, где Аллах бы тебя не видел, делай грехи.

4. Если ты в состоянии не повиноваться ангелу, который придёт забрать твою душу, совершай грехи.

5. Если сможешь отвратить от себя огненное пламя ада, греши сколько тебе угодно».

5. Его светлость имам Хусейн сказал: «О, потомок Адама! Поистине, твоё существование – твоя жизнь. С каждым прожитым тобою днём, она становится короче. (Использовал ли ты это время? И будь внимателен в проведении оставшегося отрезка жизни)».

6. У имама спросили, как он встретил утро, т.е. о расположении его дел. На что имам ответил: «Я встретил утро, имея Господа, который видит мои деяния, а огонь геенны находится передо мной. Смерть же преследует меня, и вот-вот готова настигнуть. Расчёт (в этом мире и в Судный день) окружил меня, и я заложник своих дел. И не всё что пожелаю, осуществляется. Я не в силах защитить себя от напастей и бед. Поистине, все мои дела в руках другого (т.е. Аллаха), если Он пожелает, накажет, если пожелает, простит. И поэтому, есть ли кто беспомощнее, чем я?»

7. Имам сказал: «Группа людей поклоняется Аллаху с целью попасть в рай и получить вознаграждение. Такое поклонение - поклонение торговцев, с целью получения собственной выгоды. Другая группа поклоняется Аллаху, чтобы не попасть в ад, это поклонение - поклонение рабов. (Если бы не было божественного наказания, они не поклонялись бы Аллаху). Третья группа поклоняется Аллаху из благодарности за неисчислимые блага, данные Им. Это поклонение свободолюбивых людей»[296].

8. Всевышний не возлагает на человека больше того, что он в состоянии выполнить.

9. Цена человека - рай, так не продавайте себя за другую цену. Кто довольствуется только этим миром, тот продал себя за низкую и невыгодную цену.

10. Разум человека будет полноценным, только после следования за истиной.

11. Благодарность милостям Господним становится причиной ниспослания новых благ.

12. Не считай надёжным никого, кроме богобоязненного человека (имеющего веру в Аллаха).

13. У имама спросили, что такое превосходство? Он ответил: «Это когда ты хозяин своего языка и хорошо относишься к другим».

ИМАМ САДЖАД(да будет мир с ним!)

Перевод: Малики Ибрагимовой

В глубине ночи, переодевшись, чтобы его не узнали, он раздавал хлеб всем обездоленным и нуждающимся людям Медины. Когда он умер, они поняли, что их спаситель-незнакомец был Али ибн Хусейн - имам Саджад».

Рождение

Имя его светлости – Али и наиболее известные эпитеты «Зейн аль Абидин» («Украшение поклоняющихся») и «Саджад» («совершающий много земных поклонов»). Он родился в городе Медина, в середине месяца джамади аль аввал 38 года лунной хиджры[297]. Его отец - «Предводитель мучеников» имам Хусейн и мать - Шахрибану[298].

Особенности его нрава

Однажды один из родственников имама Саджада, оскорбил его в обществе, а затем ушёл. Имам обратился к присутствующим: «Вы слышали его слова! А теперь я хочу, чтобы вы пошли за мной и услышали мой ответ».

- Мы пойдём за Вами, - сказали они. - Но было бы лучше, если бы мы дали ему отпор в тот момент, когда он осмелился оклеветать Вас.

Имам с людьми направился к дому оскорбителя и по пути прочёл аят, в котором поясняются несколько наивысших качеств правоверных:

«…сдерживающих гнев, прощающих людей. Поистине, Аллах любит добродетелей»[299].

Поначалу спутники имама думали о нём совсем другое, но тут они поняли, что он идёт не ради мести. Прибыв к дому того человека, имам велел доложить о себе. Решив, что имам Саджад пришел отплатить за его неуважение, мужчина приготовил себя к неминуемой ссоре. Когда он вышел из дома, имам сказал ему:

- Брат мой! Ты, совсем недавно сказал обо мне нечто. Если сказанное тобой действительно во мне есть, то я взываю к Богу простить меня, а если во мне его нет, то я прошу Бога простить тебя.

Необычайная мягкость имама смутила мужчину и он, подойдя к нему поближе, поцеловал его светлость в лоб и произнёс:

- Сказанное мною не существует в Вас! Признаю, что я более достоин своих слов[300].

Имам Садык рассказывает, что в Медине жил некий бездельник Дилкак, который постоянно смешил народ. Однако Дилкак сам признался в том, что до сих пор ему не удалось рассмешить Али ибн Хусейна. В один из дней он проходил мимо имама и, чтобы подшутить, задел его абу[301] так, что она упала. Имам Саджад не обратил ни малейшего внимания на дурное поведение того человека.

- Кто это был? – спросил имам у своих спутников, когда те подобрали его абу.

- Это был Дилкак, который веселит людей, - последовал ответ.

- Так передайте же ему, - сказал имам. - Поистине настанет день, когда бездельникам и пустословам сполна воздастся за совершенные ими дела[302].

Как-то имам Саджад решил навестить Зейда ибн Усаму, который был при смерти. Больной горько плакал и имам спросил: «Почему ты плачешь?»

- Я должен заплатить долг размером в пятнадцать тысяч динаров. Но даже если я заложу всё своё имущество, его не хватит на то, чтобы погасить долг, - пояснил Зейд.

- Не печалься, я сам верну твой долг, - сказал имам Саджад. И он поступил так, как обещал[303].

В глубине ночи, переодевшись, чтобы его не узнали, он раздавал хлеб всем обездоленным и нуждающимся людям Медины. Когда он умер, они поняли, что их спаситель-незнакомец был Али ибн Хусейн - имам Саджад. Также, только после смерти имама, выяснилось, что он обеспечивал в Медине сто бедных семей, и они в свою очередь не знали, что их покровителем был Али ибн Хусейн[304].

Один из племянников имама Саджада говорит: «Моя мать всегда настаивала на том, чтобы я часто ходил к своему дяде Али ибн Хусейну. Всякий раз, навещая его, я извлекал пользу из его глубоких знаний. Порой, видя его смирение и покорность перед Всевышним, в моём сердце появлялись эти же чувства»[305].

Имам Бакир рассказывает: «Во время чтения намаза мой отец был похож на покорного раба, смиренно преклонившегося перед своим господином. Величие Аллаха внушало ему страх, тело его бросало в дрожь, а цвет лица менялся. Он совершал молитву так, что казалось, будто читает её в последний раз»[306].

Величие четвёртого имама (да будет мир с ним!)

Однажды Хишам сын Абд аль Малика, из династии Омейядов, прибыл в Мекку с целью совершить паломничество. Во время ритуального обхождения вокруг Каабы было так много народу, что он не смог дотронуться до Хаджар аль Асвада[307]. Хишам сел в сторонке, решив подождать, когда число паломников уменьшится. В тот момент туда пришёл имам Зейн аль Абидин. Люди, увидев имама, освободили ему дорогу, и он без труда дошёл и прикоснулся к чёрному камню. Хишама очень разгневало то уважение, которое люди уделяли имаму. Тут некий сириец поинтересовался у Хишама, кто тот человек, к которому все относятся с большим почтением. Испугавшись, что сириец тоже примкнёт к его светлости, он ответил: «Я не знаю его».

- Я его знаю! – незамедлительно сказал известный и благородный поэт Фараздак, который присутствовал там, и прочёл длинную касиду[308], обращённую имаму Саджаду. Стихи были столь выразительны и красноречивы, что привели в ярость Хишама, подобно раненному зверю. Позже Хишам ибн Абд аль Малик приказал бросить поэта в темницу.

Имам, узнав о заключении Фараздака, послал ему деньги. Однако поэт отказался от них и известил его светлость о том, что прочёл ту касиду ради Аллаха и его Посланника. Удостоверившись в искренности и правоте Фараздака, имам вновь отсылает ему деньги, с просьбой принять их и, тем самым, сохранить воздаяние в мире ином. Также, имам Саджад велел передать поэту, что он из семейства благодеяния и милости и то, что дарит, не берёт назад[309].

Имам пробуждает мусульман

Безусловно, пленение домочадцев имама Хусейна сыграло немаловажную роль в донесении людям о его священном восстании. Ибо, если бы они не пересказали трагедию, свершившуюся в Кербеле, проявив при этом мужество и терпение, то никогда никому не было бы известно об обстоятельствах гибели имама Хусейна, а Омейяды, в особенности Язид, не были бы столь опозорены и осрамлены.

Это событие не возымело бы такого огромного значения, ни была бы возрождена память об этом кровавом сражении. Язид, рассказывая об этих событиях, хотел ввести народ в заблуждение, всячески пытаясь скрыть от мусульман правду. Он изображал эти события таким образом, что якобы отправил своё войско в Кербелу для подавления и уничтожения группы хариджитов[310] Ирака. Кроме того, он говорил, что те головы - головы мятежников и отступников, желающих искоренить Ислам.

Однако, куда бы ни вели семейство имама Хусейна, они, вопреки иным пленникам и общепринятому мнению большинства, считавших их сломленными и поверженными, объявляли себя победителями, а врагов – побеждёнными.

Из всех оставшихся в живых после сражения при Кербеле, решительную роль в пробуждении народа сыграли его светлость имам Саджад и Зайнаб Кубра (тетя имама по отцу). Несмотря на боль утраты отца, родных и близких, а также последствия перенесённой болезни, которые давали о себе знать, имам верно исполнял свой долг. Для этой цели, он использовал каждый миг своей жизни, дабы просветить умы людей. Так, в Куфе, когда Зайнаб, её сестра и Фатима Сугра произнесли свои пламенные речи, присутствующие были столь посрамлены и сконфужены, что подняли плач. Тогда имам Саджад, сделал знак, призвав их к тишине, и после вознесения хвалы Всемогущему Аллаху и приветствия Пророку, сказал: «О, люди! Я, сын Хусейна ибн Али ибн Аби Талиба! Я, сын того, чьё имущество было разграблено, а семейство взято в плен и приведено сюда! Я, сын того, кто был безвинно убит у реки Евфрат!

О, люди! Заклинаю вас Богом, разве не вы писали моему отцу, а когда он принял ваше приглашение, вы убили его?

О, люди! Что вы ответите Пророку в Судный День, когда он скажет вам, что вы убийцы его семейства, что вы не отдали ему должного уважения, и, наконец, что вы не принадлежите к его умме?»

Речь имама, словно буря обрушилась на куфийцев; жалобный плач раздавался вблизи и вдали. Они плакали, упрекая друг друга в том, что, сами того не зная, обрекли себя на гибель и страдания[311].

Таким образом, его светлость имам смог довести до притупленного сознания народа, значимость кровавой трагедии, произошедшей в Кербеле и указать им на их преступление. Когда семейство имама-мученика привели во дворец ибн Зияда, тот, увидев четвёртого имама, Зейн аль Абидина, спросил:

- Кто этот человек?

Его осведомили о том, что это Али ибн Хусейн.

- Разве Бог не погубил его?! – удивлённо сказал он.

- У меня был брат по имени Али, люди убили его, – ответил имам.

- Нет, неправда. Бог убил его! – воскликнул ибн Зияд.

В ответ имам прочёл следующий аят: «Аллах приемлет души в момент их смерти…»[312]

- И ты ещё смеешь возражать мне? – в негодовании сказал правитель Куфы и немедленно приказал убить имама за его смелость.

- Ты никого не пощадил из нас и если вознамерился предать смерти Али ибн Хусейна, то убей вместе с ним и меня, - выступила с протестом Зайнаб Кубра.

Попросив её светлость Зайнаб не вступать в разговор с ибн Зиядом, имам Саджад пообещал сам поговорить с ним. Затем он обратился к правителю с такими словами: «О, ибн Зияд! Ты угрожаешь мне смертью? Разве тебе не известно, что мученическая гибель на пути Аллаха – наша милость и благодеяние, и что это приносит нам величие?!»[313]

В Сирии

В Сирии, когда имама и несколько других его сородичей связали одной верёвкой и повели во дворец к халифу Язиду, он смело сказал:

- Эй, Язид! Как ты думаешь, как бы отреагировал Святой Пророк, увидев нас в таком положении?

Это небольшое, но решительное предложение, привело всех присутствующих в волнение, что они принялись громко плакать.

Некий мусульманин рассказывает, что когда в Сирию привели пленников, он тоже был там. На сирийском базаре, у двери мечети, в том месте, где обычно держат людей, взятых в плен, пришёл старик и сказал: «Хвала Господу, который погубил вас и не дал поднять вам мятеж и смуту…»

- Я выслушал тебя, - сказал имам, когда тот человек закончил говорить. - Твои слова свидетельствовали о глубокой ненависти в твоём сердце, которую ты питаешь к нам. Теперь послушай меня, подобно тому, как я слушал тебя.

- Говори, - согласился тот.

- Читал ли ты Коран?

- Да, читал.

- Читал ли ты этот аят: «Скажи (О, Пророк!): Я не прошу у вас за это награды, а только любви к ближним…»[314]

- Да, читал.

- А этот аят: «И воздай родственнику должное ему»[315].

- Да, читал.

- Так знай, что мы и есть те самые «родственники», о которых говорит Аллах.

- Ответь, неужели это правда?

- Да, правда. Род Пророка – это мы. А читал ли ты аят о хумсе, который гласит: «И знайте, что если вы взяли что-либо в добычу, то Аллаху, Посланнику и родственникам принадлежит пятая часть всего добытого…»[316]

- Да, читал.

- Знай, под «родственниками» Бог подразумевает нас. Читал ли ты аят «Очищения»: «Аллах хочет удалить скверну от вас, семьи его дома и очистить вас очищением»[317].

Тут, старик возвёл руки к небу и три раза произнёс: «Господи, я раскаиваюсь. Прости меня за мою вражду к семейству Твоего Пророка. Господи, я отрекаюсь от людей, безжалостно убивших их. Я и раньше читал Коран, однако не внимал истинам, содержащимся в нём»[318].

Наши рекомендации