Препятствия на пути совершения хаджа
Положение 1101: Иногда паломнику, который вошел в ихрам для совершения умры или хаджа, мешает завершить обряды какое-либо внешнее препятствие, например враги, воры или государственные служащие. А иногда этим препятствием становится болезнь, несчастный случай, ранение.
Положение 1102: Паломник, который вошел в ихрам, должен довести до конца совершение обрядов умры или хаджа. Если он не сделает этого, то останется в ихраме, и на него будут действовать все запреты ихрама, которые были перечислены в положении 323. Но если паломник столкнется с каким-либо внешним препятствием, которое помешает ему продолжить совершение хаджа, или он серьезно заболеет, то ему нужно будет следовать положениям о препятствиях на пути совершения хаджа. Эти положения будут рассмотрены в данной главе.
Положение 1103: Иногда паломник входит в ихрам для совершения обрядов хаджа или умры, но враги, воры или государственные служащие преграждают ему путь в Мекку. Если он не будет иметь другого способа добраться до Мекки или этот способ добраться до Мекки будет слишком дорогим для него, то ему в том же месте нужно будет заколоть животное и этим действием выйти из ихрама. Согласно предосторожности закалывать животное необходимо с намерением выхода из ихрама. Также согласно предосторожности ему нужно будет подстричь волосы на голове. Если в этот момент паломник не будет иметь животное для закалывания, то ему том же месте нужно будет приобрести намерение о выходе из ихрама. Следуя предосторожности вместо закалывания животного ему нужно будет совершить десятидневный пост, о котором будет сказано далее. А если он не сможет совершить этот пост в том месте, то ему нужно будет совершить его после возвращения на родину.
Положение 1104: Если паломник, вошедший в ихрам, будет находиться в Мекке, но враги или государственные служащие воспрепятствуют дальнейшему совершению им обрядов умры или хаджа, то ему нужно будет действовать в соответствии со сказанным в предыдущем положении.
Положение 1105: Если по каким-либо причинам паломника задержат и посадят за решетку, он также должен будет действовать в соответствии со сказанным в предыдущем положении.
Положение 1106: Если после вхождения в ихрам у паломника потребуют денег взамен на разрешение добраться до Мекки, то в случае возможности ему нужно будет отдать деньги. А если он не будет иметь необходимой суммы или же эти деньги нужны будут ему для выполнения важного дела, то и в этом случае ему нужно будет действовать в соответствии со сказанным в предыдущем положении.
Положение 1107: Если паломник, на пути которого возникло препятствие, будет иметь другой способ добраться до Мекки, и будет иметь для этого деньги, то ему необходимо остаться в ихраме и отправиться в Мекку. И если он, отправившись в Мекку другим путем, не успеет совершить обряды хаджа, то ему нужно будет выполнить умру-муфрада и выйти из ихрама.
Положение 1108: Если паломник, о котором было сказано в положении 1107, будет опасаться, что в случае отправления в Мекку другим путем он не успеет к началу обрядов хаджа, то он не будет иметь права действовать в соответствии с положением 1103. Он обязан будет отправиться в Мекку другим путем и, если не успеет совершить обряды хаджа, ему нужно будет выполнить умру-муфрада.
Положение 1109: Положение 1103 действует только на тех паломников, кому воспрепятствовали добраться до Мекки после вхождения в ихрам, или же в Мекке по каким-либо причинам не дали возможности совершить все обряды умры и хаджа (например посадили за решентку), или же не дали возможности совершить стояние на Арафате или Муздалифе.
Но если ему не дали возможности совершить только те обряды хаджа, которые совершаются в Мине, то для жертвоприношения и бросания камней ему нужно будет нанять другого человека, а самому нужно будет совершить обряд таксир и затем выполнить мекканские обряды хаджа. Его хадж в этом случае будет верен.
Если ему не дали возможности совершить обряды хаджа, которые совершаются в Мине, а также пять мекканских обрядов хаджа, то для жертвоприношения и бросания камней ему нужно будет нанять другого человека, а самому нужно будет совершить обряд таксир и затем вновь нанять человека для выполнения мекканских обрядов хаджа. И его хадж будет верен.
Положение 1110: Если паломник, на пути которого возникло внешнее препятствие для совершения хаджа, будет иметь надежду на то, что это препятствие вскоре устранится, то согласно предосторожности ему следует подождать его устранения, а затем совершить хадж. Но если он будет предполагать, что это препятствие не устранится, то в этом случае он может действовать в соответствии с тем, о чем было сказано в положении 1103.
Положение 1111: Если на пути паломника возникнет внешнее препятствие для совершения хаджа, о чем было сказано ранее, то в случае обладания возможностями совершения хаджа на следующий год он должен будет совершить его на следующий год. А если тот год, когда на его пути возникло внешнее препятствие, был его первым годом обладания возможностей для совершения хаджа, то считается, что в тот год он не обладал всеми возможностями.
Положение 1112: Иногда паломник входит в ихрам, но не может продолжить дальнейшее совершение обрядов умры или хаджа по причине наступления болезни, или несчастного случая, или ранения и так далее. Такого паломника можно представить в четырех ситуациях:
Первая: Паломник входит в ихрам для совершения умры-муфрада, но в результате болезни вынужден вернуться на родину, или в том месте, в котором он заболел, вынужден лежать на больничной койке, вследствии чего не может совершить обряды умры-муфрада. Для выхода из ихрама этот паломник должен будет сделать следующее. Через кого-либо ему нужно будет отправить в Мекку деньги для покупки жертвенного животного и договориться, что в такой-то день и в такой-то час это животное будет заколото в Мекке. А самому после этого времени нужно будет совершить обряд таксир. А если он не найдет человека, который заколет для него животное в Мекке, то он может заколоть животное в том месте, в котором находится в данный момент. Если же он не сможет сделать это в том месте, то может заколоть животное после возвращения на родину. Совершив эти действия, он выйдет из ихрама и на него перестанут действовать запреты ихрама, кроме запрета на близость с супругой. Запрет на близость с супругой перестанет действовать на него после того как он выздоровеет и совершит обряды умры-муфрада. А если после выздоровления он не сможет сделать это сам, то ему нужно будет нанять человека, который совершит от его имени умру-муфрада.
Вторая: Паломник входит в ихрам для совершения умры-таматту и заболевает. Согласно обязательной предосторожности для выхода из ихрама он должен будет сделать то же самое, что должен сделать паломник для выхода из ихрама умры-муфрада, о чем было сказано ранее. Если совершение хаджа было обязанностью этого паломника с прошлых лет, то он должен будет совершить хадж на следующий год.
Третья: Паломник в Мекке входит в ихрам для совершения хаджа-таматту, но в результате болезни не может совершить стояние на Арафате и Муздалифе. В этом случае ему нужно будет через кого-либо отправить в Мину деньги для покупки жертвенного животного и договориться, что животное в такое-то время будет заколото 10-ого зуль-хиджа (или с 10-ого до 13-ого зуль-хиджа). А самому после этого времени нужно будет совершить обряд таксир. Совершив эти действия, он выйдет из ихрама и на него перестанут действовать запреты ихрама, кроме запрета на близость с супругой (согласно обязательной предосторожности). Для того чтобы перестал действовать запрет на близость с супругой ему нужно будет совершить хадж на следующий год, или же умру-муфрада, которую он может совершить в этом году. Если он не сможет сделать это сам, то ему нужно будет нанять человека, который совершит от его имени умру-муфрада.
Если совершение хаджа было обязанностью этого паломника с прошлых лет, то он должен будет совершить хадж на следующий год.
Четвертая: Паломник входит в ихрам для совершения хаджа-таматту, совершает стояние на Арафате и Муздалифе, но в результате болезни не может выполнить оставшиеся обряды хаджа. В этом случае ему нужно будет по возможности самостоятельно совершить оставшиеся обряды хаджа, а если он не сможет сделать это, то ему следует нанять человека, который совершит их от его имени. И его хадж будет верен.
Положение 1113: Если больной выздоровеет и успеет хотя бы совершить стояние на Арафате или пребывание на Муздалифе, то он должен сделать это, а затем совершить оставшиеся обряды хаджа.
Вопросы о препятствиях на пути совершения хаджа
Вопрос 1114: Если паломник после вхождения в ихрам попадет в автомобильную аварию, в результате чего ему будут нанесены телесные увечья, то будут ли относиться к нему положения, касающиеся паломников, которые по причине болезни не могут продолжить совершение умры или хаджа?
Ответ: Будут, если в результате автомобильной аварии он не сможет продолжить совершение умры или хаджа.
Вопрос 1115: После вхождения в ихрам хаджа-таматту у одного из паломников случился инфаркт, в результате чего даже малейшее движение представляет для него вред. Какова его дальнейшая обязанность по отношению к хаджу?
Ответ: В этом случае к нему относятся все положения, касающиеся паломников, заболевших после вхождения в ихрам (положение 1112).
Вопрос 1116: Скажите, если паломник сломает ногу или же сломается его транспортное средство, то будут ли относиться к нему предписания, о которых было сказано в положениях 1101 – 1113?
Ответ: К сломавшему ногу паломнику будут относиться положения, касающиеся заболевшего паломника. А если сломается его транспортное средство, то это считается внешним препятствием для совершения хаджа.
Вопрос 1117: Что должен делать паломник, у которого сначала аннулировался хадж, а потом он заболел или же столкнулся с каким-либо внешним препятствием?
Ответ: Его обязанностью является следование предписаниям, о которых было сказано в положениях 1101 – 1113. А на следующий год он должен будет повторно совершить хадж.
Вопрос 1118: Паломник завершил выполнение обрядов умры-таматту, вышел из ихрама и после этого заболел. И он заболел так, что не может войти в ихрам для совершения хаджа-таматту. Какова его дальнейшая обязанность?
Ответ: Так как он завершил выполнение обрядов умры-таматту и вышел из ихрама, то на него не действуют запреты ихрама. Однако он не совершил обязательный хадж в Исламе. И если этот год был для него первым годом обладания возможностей для совершения хаджа, то считается, что он не обладал всеми возможностями, так как не имел здоровья и физических сил для совершения хаджа. Поэтому хадж не стал его обязанностью.
Умра-муфрада
Положение 1119: Совершение умры-муфрада является одним из лучших деяний в исламской религиозной практике. Посланник Аллаха (да благословит Аллах его и его род) сказал однажды: «Совершение умры является искуплением грехов» (Васаиль аш-шиа, т.8, стр.66).
Положение 1120: Умру-муфрада дозволяется совершать в любом из двенадцати месяцев года. Но в соответствии с исламскими преданиями наилучшим временем совершения умры-муфрада является месяц Раджаб.
Положение 1121: Умра-муфрада, так же как и хадж, делится на два вида: обязательную и желательную.
Положение 1122: Если мусульманин не обладает всеми возможностями для совершения хаджа, но имеет возможность совершить умру-муфрада, то согласно обязательной предосторожности один раз в жизни ему следует совершить умру-муфрада. Поэтому мусульманину, который совершает хадж от имени другого человека, после окончания хаджа следует совершить от своего имени умру-муфрада (согласно обязательной предосторожности).
Положение 1123: Если мусульманин намеревается войти в Мекку, то перед этим он должен войти в ихрам для совершения обрядов умры-таматту (в том случае, если он прибудет в Мекку для совершения хаджа-таматту). А если он прибудет в Мекку не в месяцы совершения хаджа, то ему необходимо войти в ихрам для совершения обрядов умры-муфрада.
Данное положение не относится к мусульманам, которые по роду занятий вынуждены часто приезжать в Мекку, например водители, пилоты и так далее.
Если мусульманин совершит умру, затем выйдет из Мекки и в том же лунном месяце вернется обратно в Мекку, то ему необязательно входить в ихрам еще раз. Но если он вернется в следующем месяце, то ему нужно будет войти в ихрам и совершить еще одну умру.
Положение 1124: Повторное совершение умры-муфрада является желательным деянием. Однако в один лунный месяц не дозволяется совершать более одной умры-муфрада. Например, если мусульманин прибудет в Мекку в месяце раджаб и совершит умру-муфрада, то ему не следует совершать в этом же месяце еще одну умру-муфрада. Но если он пробудет в Мекке до месяца шабан, то после этого может совершить еще одну умру-муфрада.
Положение 1125: Совершение умры-муфрада заключается в выполнении семи обрядов:
Первый: Вхождение в ихрам в одном из пяти основных микатов.
Второй: Выполнение тавафа.
Третий: Выполнение молитвы-таваф.
Четвертый: Выполнение обряда саи.
Пятый: Совершение обряда таксир.
Шестой: Выполнение тавафа ан-ниса.
Седьмой: Выполнение молитвы-таваф ан-ниса.
Положение 1126: Перечисленные в предыдущем положении обряды умры-муфрада совершаются так же, как обряды умры-таматту, с той лишь разницей, что выполнять их необходимо с намерением совершения умры-муфрада.
Положение 1127: Между умрой-муфрада и умрой-таматту имеются три отличия:
1. При совершении обряда таксир в умре-таматту необходимо подстричь волосы или ногти. А при совершении обряда таксир в умре-муфрада паломники могут подстричь волосы или ногти, или же побрить голову (ранее уже было сказано, что женщинам запрещается брить голову).
2. В умре-таматту не выполняются таваф ан-ниса и молитва-таваф ан-ниса. Но они должны выполняться в умре-муфрада.
3. В ихрам для совершения умры-таматту необходимо входить в одном из пяти основных микатов. А в ихрам для совершения умры-муфрада помимо пяти основных микатов можно также войти в ближайшей точке к ограниченному пространству Священной территории. О микатах было сказано в положениях 210 – 255.
Положение 1128: Если в месяцы хаджа (шавваль, зуль-када, зуль-хиджа) паломник войдет в ихрам для совершения умры-муфрада, то ему дозволяется поменять свое намерение на совершение умры-таматту, а после окончания умры приступить к совершению обрядов хаджа-таматту.
Положение 1129: После вхождения в ихрам для совершения обрядов умры-муфрада на паломника начинают действовать все запреты ихрама. И они перестают действовать после совершения обряда таксир, кроме запрета на близость с супругой. Запрет на близость с супругой перестает действовать только после выполнения тавафа ан-ниса.
Положение 1130: Таваф ан-ниса и молитву-таваф ан-ниса в умре-муфрада необходимо совершать после обряда таксир.
Вопросы об умре-муфрада
Вопрос 1131: В сборнике ваших фетв сказано, что в один лунный месяц нельзя совершать более одной умры-муфрада. Относится ли данное положение только к тому паломнику, который совершает две или более умры от своего имени? Или же оно относится также к паломнику, который одну умру совершает за себя, а вторую от имени другого человека (или же две и более умры от имени нескольких человек)?
Ответ: Данное положение одинаково относится к обоим случаям.
Вопрос 1132: Могу ли я в месяцы хаджа совершить умру-муфрада до совершения умры-таматту?
Ответ: Да, можете.
Вопрос 1133: Вы разрешаете совершать умру-муфрада до совершения умры-таматту, даже если они будут совершены в одном лунном месяце. А разрешается ли совершать умру-муфрада после окончания умры-таматту, но до начала обрядов хаджа-таматту?
Ответ: Верность подобного действия сомнительна.
Вопрос 1134: Где необходимо выполнять молитву-таваф при совершении умры-муфрада, позади Макама Ибрагима или в любом месте Запретной мечети?
Ответ: Позади Макама Ибрагима.
Вопрос 1135: Один из паломников совершил обряды умры-муфрада, но не выполнил таваф ан-ниса. Теперь он собирается войти в ихрам для совершения в Мекке обрядов умры-таматту. Скажите, можно ли ему совершить невыполненный таваф ан-ниса после окончания умры-таматту?
Ответ: Да, можно.
Вопрос 1136: Один из моих знакомых несколько раз совершал умру-муфрада, но ни в одной из них он не выполнил таваф ан-ниса. Теперь он желает совершить невыполненные тавафы ан-ниса. Скажите, будет ли достаточно, если он совершит всего один таваф ан-ниса?
Ответ: Да, одного тавафа ан-ниса будет достаточно.
Вопрос 1137: Паломник прибыл в Мекку для совершения обрядов умры-муфрада, но совершил таваф ан-ниса до обряда таксир. Аннулировалась ли его умра-муфрада? Если нет, то в чем заключается его дальнейшая обязанность?
Ответ: Его умра-муфрада не аннулировалась. Ему следует совершить обряд таксир, а затем согласно обязательной предосторожности повторно выполнить таваф ан-ниса. Без этого на него будет продолжать действовать запрет на близость с супругой.
Вопрос 1138: Женщина вошла в ихрам для совершения обрядов умры-муфрада и прибыла в Мекку, где у нее начались месячные. Она точно знает, что в течение ее недолгого пребывания в Мекке месячные не прекратятся. Что ей нужно делать?
Ответ: В этом случае ей нужно нанять человека, который выполнит от ее имени таваф и молитву-таваф. Затем ей нужно самостоятельно совершить обряд саи и обряд таксир. И после этого нанятый человек совершит от ее имени таваф ан-ниса и молитву-таваф ан-ниса.
Различные положения о хадже
Положение 1139: Когда в Запретной мечети и в мечети Пророка Ислама организуется коллективное выполнение молитвы, мусульманам не следует покидать эти мечети и затем выполнять молитвы в одиночку. Поэтому шиитам необходимо присоединиться к суннитам и выполнить коллективную молитву вместе с ними.
Положение 1140: Если мусульмане организуют в отелях или гостиницах коллективное выполнение молитвы с большим количеством людей, в то время как без затруднений могут принять участие в коллективной молитве, проводящейся в Запретной мечети или мечети Пророка, то верность их коллективной молитвы будет сомнительна. Но данное положение не касается коллективной молитвы, в которой участвуют всего несколько человек.
Положение 1141: При выполнении коллективной молитвы в Запретной мечети мусульмане встают вокруг Каабы. Если паломник, участвующий в данной молитве, будет находиться напротив имама, или справа от него или слева, то его молитва будет верной, поэтому нет необходимости вставать обязательно позади имама.
Положение 1142: При выполнении коллективной молитвы с суннитами шиитам необходимо соблюдать связь между рядами молящихся, то есть нужно следить за тем, чтобы между рядами участников молитвы не было слишком большого расстояния. Если группа суннитов расположится на большом расстоянии от последнего ряда участников коллективной молитвы (в соответствии с предписаниями своего мазхаба), то шиитам запрещается присоединяться к этой группе суннитов. Им нужно присоединиться к основным участникам коллективной молитвы, которые через передние ряды имеют связь с имамом.
Положение 1143: Шииты, участвующие в коллективной полуденной и вечерней молитве суннитов, проводящейся в мечетях Мекки и Медины, после этого могут в одиночку выполнить послеполуденную и ночную молитву.
Положение 1144: Коллективные молитвы, выполненные за имамом-суннитом, являются верными и нет необходимости в повторном выполнении этих молитв.
Положение 1145: Если шиит примет участие в пятничной молитве суннитов, то его молитва будет верной и ему необязательно выполнять после этого полуденную молитву.
Положение 1146: Часто при большом скоплении паломников в Запретной мечети и мечети Пророка ряды участников коллективной молитвы располагаются и на верхних этажах этих мечетей, в то время как имам молитвы находится внизу. Если шиит выполнит с ними коллективную молитву, находясь на верхнем этаже, то этого будет недостаточно и ему нужно будет повторно выполнить эту молитву.
Положение 1147: Дозволяется выполнять пропущенные обязательные молитвы, присоединившись к имаму-сунниту.
Положение 1148: Дозволяется совершать земной поклон на все виды камней (мрамор, черный камень, известняк). Поэтому шииты могут спокойно совершать земные поклоны на каменные полы Запретной мечети в Мекке и мечети Пророка в Медине.
Положение 1149: Шиитам дозволяется совершать земной поклон на коврах мечети Пророка в Медине, более того, запрещается ставить на ковры этой мечети мухр и совершать земной поклон на мухр, чтобы не вызвать лишних разногласий с суннитами. А если есть возможность без затруднений выполнить молитву на каменном полу мечети Пророка (там где нет ковра), то шиитам необходимо сделать это и совершить земной поклон на каменный пол.
Положение 1150: В соответствии с исламским фикхом путешественники должны выполнять молитвы сокращенно, то есть четырех-ракатные молитвы выполнять в виде двух-ракатных. Однако в Мекке и Медине, даже в новых районах этих городов, паломники по своему усмотрению могут выполнять молитвы сокращенно или в полном объеме. Будет лучше, если в этих двух городах они выполнят свои молитвы в полном объеме.
Положение 1151: Если путешественник намерится пробыть в каком-либо месте 10 дней (или в двух местах, расстояние между которыми составляет 3 – 4 километра), то он должен будет выполнять свои молитвы в полном объеме, и он может совершать пост. Если паломник проведет в Мекке менее 10-ти дней, а затем отправится на Арафат, Муздалифу и Мину, то в этих местах он должен выполнять сокращенную молитву. Если же паломник намерится провести в Мекке 10 дней, а затем после истечения 10-ти дней отправится на Арафат, Муздалифу и Мину, то в этом случае в этих местах он должен будет выполнять молитву в полном объеме, так как сегодня расстояние между Меккой и этими местами составляет менее 4-ех шариатских фарсахов, то есть менее 21-ого километра.
Положение 1152: Путнику разрешается совершать желательный пост в Медине в течение 3-х дней, даже если он не собирается остаться там на 10 дней. Но согласно предосторожности ему не следует выбирать для этого среду, четверг и пятницу.
Положение 1153: Если паломник-шиит услышит утренний и полуденный азан с Запретной мечети и мечети Пророка, то он может приступить к выполнению молитвы, в случае если будет предполагать, что время выполнения молитвы действительно наступило. Также ему дозволяется выполнять с суннитами коллективную вечернюю молитву.
Положение 1154: Паломникам следует совершать обряды хаджа в соответствии с лунным календарем. Если саудовские ученые объявят, что такой-то день является праздником жертвоприношения (10-ым зуль-хиджа), то паломникам-шиитам следует принять это и их хадж будет верен.
Положение 1155: Если мусульманин совершит хадж или умру на деньги, с которых не был выплачен хумс (в случае если они облагаются хумсом), а затем после возвращения поймет свою ошибку, то совершенные им хадж или умра будут верны. Однако при первой же возможности он должен будет выплатить хумс.
Положение 1156: Иногда паломник отправляется в хадж на деньги, которые ему подарил другой человек. Если паломник будет уверен в том, что эти деньги не облагаются хумсом, то совершенный им хадж будет верен. Если же он будет уверен в том, что с этих денег должен быть выплачен хумс, то ему необходимо выплатить с них хумс.
Положение 1157: Если мусульманин, который до сих пор не установил для себя дату выплаты хумса, намерится отправиться в хадж, то он должен будет подсчитать и оценить все свое имущество. И в случае необходимости ему нужно будет выплатить хумс.
Положение 1158: Если паломник найдет на Священной территории имущество, стоимостью меньше 1-ого дирхама, то он может взять его себе и использовать в своих целях. Если он возьмет себе найденное имущество, а затем, прежде чем использовать его, найдется владелец этого имущества, то ему следует вернуть имущество его владельцу.
Положение 1159: Если паломник найдет на Священной территории имущество, которое стоит 1 дирхам или больше, то согласно обязательной предосторожности ему не следует поднимать его. Если он поднимет его, то не станет его владельцем. Если он поднимет его, то по возможности ему следует вручить его достойному доверия человеку, чтобы тот в течение одного года объявлял о находке. Объявлять о находке необходимо следующим образом. Со дня нахождения имущества необходимо объявлять о находке каждый день в течение одной недели, а затем один раз в неделю до конца года. И если через год владелец имущества не объявится, то это имущество нужно дать в качестве милостыни. И если после этого объявится владелец найденного имущества, который не будет согласен с тем, что его имущество было отдано в качестве милостыни, то согласно обязательной предосторожности ему следует вернуть стоимость его имущества.
Различные вопросы
Вопрос 1160: Один из мусульман никогда не следовал фетвам ни одного религиозного законоведа, то есть он никогда не совершал таклид. Все свои религиозные обязанности, в том числе совершение хаджа, он выполнял без следования их фетвам. Теперь он желает начать совершать таклид одному из законоведов. Скажите, действительны ли выполненные им ранее богослужения, такие как молитва, пост, хадж?
Ответ: Если совершенные им ранее богослужения соответствуют фетвам законоведа, которому он решил совершать таклид, то они действительны.
Вопрос 1161: Дозволяется ли забирать себе небольшие томики Священного Корана из Запретной мечети?
Ответ: Нельзя делать этого без разрешения соответствующих служащих Запретной мечети. И если паломник без разрешения возьмет что-либо из Запретной мечети, то он должен будет вернуть это обратно в мечеть.
Вопрос 1162: Некоторые паломники привозят с собой землю, взятую из кладбища Баки, или камни, взятые на холмах Саффа и Марва, или на Арафате и Муздалифе, или взятые из пещеры, в которой было ниспослано первое откровение. Скажите, дозволяется ли это?
Ответ: Делать это не дозволяется.
Вопрос 1163: Разрешается ли употреблять консервированное мясо, которое продается в магазинах Мекки и Медины?
Ответ: Если паломник будет знать, что эти консервы были изготовлены в исламских странах, то он может употреблять их. Так же он может сделать это, если не будет знать, где были изготовлены эти консервы. Но если он будет уверен в том, что эти консервы были завезены из неисламских государств, то употреблять их дозволяется лишь в том случае, если их импортер был мусульманином, и если паломник предполагает, что импортер проследил за тем, чтобы животное было заколото в соответствии с шариатом.
Вопрос 1164: Что должен делать паломник, если у него случится поллюция в Запретной мечети или в мечети Пророка?
Ответ: Он должен сразу же покинуть мечеть, предварительно совершив таяммум, заменяющий совершение большого омовения. А если совершение таяммума займет больше времени чем покидание мечети, то он должен покинуть мечеть без совершения таяммума.
Вопрос 1165: Мой покойный отец завещал мне совершить хадж от его имени, в то время как не оставил никакого имущества. Скажите, обязан ли я исполнить его завещание?
Ответ: Если он не оставил никакого имущества, то вам не обязательно исполнять данное завещание.
Вопрос 1166: Если паломник намерится аннулировать умру или хадж, или намерится аннулировать некоторые из обрядов умры или хаджа, но не сделает этого, то будут ли аннулированы совершаемые им умра или хадж?
Ответ: Нет, подобное намерение не аннулирует совершаемые умру или хадж.
Вопрос 1167: Дозволяется ли совершать хадж на запретное имущество?
Ответ: Нет, не дозволяется.