Заключительное слово об одежде

Исходя из вышесказанного, становится ясно, что носить одежду красного цвета дозволенно, во-первых, по причине отсутствия достоверного запрета, а во-вторых, потому, что сам пророк (мир ему и благословения Аллаха) носил одежду этого цвета.

Однако пусть это будет красный, оранжевый или любой другой цвет, если это будет одеждой вызывающей высокомерие (либасу шухра), то ее ношение становится запретным как для мужчины, так и для женщины. Пророк (мир ему и благословения Аллаха) сказал: «Тот, кто носил в мире этом одежду, вызывающую тщеславие (шухра), на того Аллах наденет в День воскрешения одежду унижения и ввергнет в ней в Ад!» Абу Дауд 2/182, Ибн Маджах 2/278. Хафиз аль-Мунзири, имам аш-Шаукани и шейх аль-Альбани подтвердили достоверность хадиса.

Речь идет об одежде, которой выделяются среди людей, как например ее фасоном или цветом, в результате чего люди обращают на него внимание, как это сказал имам Ибн аль-Асир. Имам аш-Шаукани писал: “В этом хадисе содержится указание на запрет ношения одежды, вызывающей гордыню и высокомерие. К этому также относится тот, кто надевает одежду отличную от одежды общества.[3] Также запрещенной является одежда, надеваемая для того, чтобы выделиться ею среди людей, независимо от того будет ли она дорогой или дешевой, будет ли соответствовать одеянию людей или нет, ибо в этом случае запрет связан с проявлением горделивости и высокомерия”. См. “Найлюль-аутар” 2/94.

Таким образом, если намерение человека хорошее и его одежда не вызывает у него высокомерия, а также если при хорошем намерении его одежда не выделяется из общества, в котором он живет, то тогда она не относится к запрещенной одежде (шухра).

Посланник Аллаха (мир ему и благословение Аллаха) говорил: «Тот, кто отказался из смирения перед Аллахом от ношения дорогой одежды, имея возможность носить ее, к тому Аллах обратится перед всеми Своими созданиями в День воскрешения, чтобы предложить ему на выбор любую из одежд веры, которую он пожелает надеть». ат-Тирмизи, аль-Хаким. Имам Абу Иса ат-Тирмизи и шейх аль-Альбани назвали хадис хорошим. См. «Сахих аль-джами’» 6145.

Однако не следует понимать этот хадис, как призыв к отказу от чистой и опрятной одежды под маской благочестия и смирения. Нет, ибо если человек надевает дорогие и красивые одежды без намерения выделиться ими среди людей, то это дозволено и более того также похвально. Посланник Аллаха (мир ему и благословение Аллаха) сказал: «Поистине, Аллах любит видеть следы Своих благодеяний на Своем рабе». ат-Тирмизи 2819, аль-Байхакъи 3/271. Имам Абу Иса ат-Тирмизи и шейх аль-Альбани назвали хадис хорошим. См. «Сахих аль-джами’» 1887.

Имам ас-Сан’ани сказал: “Исходя из этого следует, что Всевышний Аллах любит, когда Его раб открыто проявляет ту милость, которую ему оказал Аллах в пропитании и одеянии. И поистине, это является благодарностью, проявляемой в делах, за оказанные милости ”. См. “Субулю-Ссалям” 2/122.

Все эти хадисы в очередной раз указывают на то, что Ислам – это религия середины, в которой нет места крайности и чрезмерности в любых вопросах, и даже в способе и манере одеваться. Нет места в ней отрешенным от мира сего дервишам и суфиям, облачившимся в рваные и грязные одежды. Как нет места в ней и заносчивым высокомерным богачам, которые кичатся своим изысканным гардеробом, желая возвыситься в глазах людей.

Имам аш-Шаукани сказал: “Деяния оцениваются по намерениям. Если человек носит простую одежду из скромности или опасения того, что ношение дорогой одежды вызовет в нем высокомерие, то он поступает правильно и получит награду от Аллаха. То же самое относится и к тому, кто носит дорогую одежду, не опасаясь того, что им овладеет высокомерие!” См. “Найлюль-Аутар” 2/78.

И в заключении, хвала Аллаху – Господу миров!

www.Salaf-forum.com

[1] На самом же деле в иснаде всех трех хадисов есть проблемы, о чем уже было упомянуто.

[2] В этих словах содержится запрет на ношение любой одежды неверных, присущей только им. Посланник Аллаха (мир ему и благословения Аллаха) говорил: «Тот, кто уподобляется какому-либо народу, тот из них». Ахмад 2/50, Абу Дауд 4031, ат-Тахауи 231, аль-Байхакъи 1199. Достоверность хадиса подтвердили имам аз-Захаби, шейхуль-Ислам Ибн Таймия, хафиз Ибн Хаджар, аль-‘Иракъи, шейх аль-Альбани.

[3] Однако это не относится к мусульманам, проживающим в странах неверных, ибо их одежда должна соответствовать требованиям шариата, как например, покрытие головы женщиной или не удлинение одежды ниже щиколоток мужчинам, даже если это будет выделением из общества.

Наши рекомендации