Приближение к Аллаху посредством своих же благих деяний.
Понимание этого сводится к тому, что человек может попросить Аллаха о чем-либо или попросить у Него что-либо, упомянув во время мольбы свои заслуги, свои праведные дела, или то, что он удержался от греха и т.п.
Сказал Аллах: "Те, которые говорят: «Господь наш! Воистину, мы уверовали. Прости же нам наши грехи и защити нас от мучений Огня».(3: 16).
А также: «Господь наш! Мы уверовали в то, что Ты ниспослал, и последовали за посланником. Запиши же нас в число свидетельствующих».(3: 53).
А также:«Воистину, некоторые из Моих рабов говорили: “Господи! Мы уверовали. Прости же нас и помилуй, ибо Ты – Наилучший из милосердных».(23: 109).
Здесь же можно упомянуть хадис о тех троих, которые оказались запертыми в пещере. Каждый из них обратился к Аллаху, упомянув каждый свое благое деяние. Один из них упомянул в мольбе о том, что он искренне, ради одного Аллаха, проявлял удивительный почет к своим родителям. Второй из них, упомянул в мольбе о том, что боясь Аллаха, он отказался от совершения прелюбодеяния. А третий, упомянул о том, как щедро он поступил со своим работником. После их мольбы Всевышний отодвинул огромный камень, который закрывал выход из пещеры.[354]
Исходя из этого, любой из нас может говорить в мольбе, например: «О, Аллах! Я переселился на Твоем пути, надеясь на Твою помощь, не оставляй же меня без помощи», или: «О, Аллах! Я люблю Твоего посланника и его сподвижников всем сердцем, прости же мне мои грехи за мою любовь к ним» и т.п.
Приближение к Аллаху посредством ду’а (мольбы) праведного, живого человека.
Доводом на это служат многие аяты, хадисы и асары.
Из аятов можно упомянуть слова Аллаха:
«Они сказали: «Отец наш! Попроси прощения нашим грехам. Воистину, мы были грешниками».(12: 97).
Из хадисов же можно упомянуть о том, как во время сильнейшей засухи один бедуин подошел к пророку , когда он читал проповедь в пятничный день и попросил пророка обратиться к Аллаху с мольбой о дожде. Пророк поднял свои руки и попросил у Аллаха дождя, после чего еще не закончил проповедь, а капли дождя уже скатывались по его бороде.[355]
Анас ибн Малик рассказывал, что когда случалась засуха ‘Умар ибн уль-Хаттаб шел к дяде пророка ‘Аббасу ибн ‘Абдульмутталибу и говорил: «О, Аллах! Раньше мы приближались к Тебе посредством нашего пророка, и Ты давал нам дождь, а сейчас мы приближаемся к Тебе посредством дяди нашего пророка, дай же нам дождь». И дождь действительно начинался».
(Хадис достоверный; Бухари 1010, 3710; Ибн Са’д в «Табакат» 4/28-29).
В одном из риваятов хадиса приводится текст той мольбы, которой ‘Аббас обращался к Аллаху за людей после просьбы ‘Умара. Этот риваят мы упомянем при разборе сомнений противной стороны.
В этих хадисах указание на то, что при тяжелой жизненной ситуации разрешается подойти к кому-либо из живых, который считается праведным среди людей, и попросить его, чтобы он обратился с мольбой к Аллаху о разрешении этой ситуации.