Тема первая: о пользе и превосходстве этих свидетельств
ДВА
СВИДЕТЕЛЬСТВА
ИХ СМЫСЛ И ТО,
ЧЕГО ТРЕБУЕТ КАЖДОЕ ИЗ НИХ
Перевод З. И. Абу Абдуллаха
Во имя Аллаха Милостивого, Милосердного!
От редактора
Книга “Два свидетельства, их смысл и то, чего требует каждое из них”, является трудом шейха Абдуллаха ибн Абд ар-Рахмана ибн Джибрина, действительного члена комиссии по изданию фетв королевства Саудовской Аравии, да смилостивится над ним Всевышний Аллах. В этом исследовании он постарался как можно полнее изложить смысл и требования важнейшей из основ Ислама — свидетельства “нет божества, кроме Аллаха, и Мухаммад — Посланник Аллаха”. Этот вопрос является первостепенным в жизни каждого человека, потому что именно эти слова открывают рабу Божьему врата рая и обеспечивают ему вечное блаженство в будущей жизни. К сожалению, сегодня смысла этого свидетельства не знают не только люди далёкие от Ислама, но и многие мусульмане, поэтому настоящий труд является чрезвычайно полезным и актуальным. Автор, да смилостивится над ним Всевышний Аллах, опирался исключительно на аяты Священного Корана и достоверные хадисы Посланника Аллаха.
Следующие источники и сборники хадисов упоминаются только по именам авторов:
Аль-Бухари “Джами‘ ас-Сахих” (“Сборник достоверных хадисов”)
Муслим “Джами‘ ас-Сахих” (“Сборник достоверных хадисов”)
Ахмад “аль-Муснад” (“Сборник хадисов”)
Абу Дауд “Китаб ас-Сунан” (“Книга о Сунне”)
Ат-Тирмизи “аль-Джами‘ аль-Кабир” (“Большой сборник”)
Ан-Насаи “Китаб ас-Сунан аль-Кубра” (“Большая книга о Сунне”)
Ибн Маджа “Китаб ас-Сунан” (“Книга о Сунне”)
Аль-Хаким “аль-Мустадрак” (“Дополнение”)
Ибн Касир “аль-Бидайа ва ан-Нихайа” (“Начало и завершение”
Ибн Исхак “ас-Сира” (“Жизнеописание”)
Аль-Хейсами “Маджма‘ аз-Заваид” (“Сборник дополнений”)
Абу На‘им “Хилйа” (“Украшение”)
Ибн Хишам “ас-Сира” (“Жизнеописание”)
Я прошу Аллаха, чтобы он сделал этот труд полезным для каждого, кто ищет пути приближения к Господу, и поместил его на чашу наших праведных деяний в День воскресения!
Мухаммад Абдуллах
ВСТУПЛЕНИЕ
Х |
вала Аллаху, единственному в своем совершенстве и несравнимому ни с кем по атрибутам величия! Я свидетельствую, что нет божества, кроме одного Аллаха, у которого нет сотоварища и который превыше того, чтобы иметь себе равного или подобного. Я также свидетельствую, что Мухаммад — Его раб и Посланник, которого его Господь предпочёл другим за то, что он превзошёл их своими благородными качествами, да благословит Аллах и приветствует его самого, членов его семьи и его сподвижников, которые последовали за ним и подчинились ему!
Поскольку произнесение слов обоих свидетельств и действия, соответствующие предъявляемым ими требованиям, являются главной основой Ислама, поскольку в массе своей те люди, к которым обращён исламский призыв, не ведают об их истинном смысле и полагают, что он состоит только в самом факте их произнесения и не влечёт за собой необходимости обладания соответствующими знаниями и руководства ими, и поскольку находятся люди, толкующие эти высказывания так, что это противоречит их подлинному смыслу, я решил написать исследование, посвящённое этому вопросу, в надежде на то, что оно пойдет на пользу благонамеренным людям, которым Аллах желает добра.
Некоторые из высказываний учёных о смысле слова “божество”.
Ибн Аббас сказал: “Аллах обладает божественной природой и правом на поклонение со стороны всех Его творений”.[24]
Визирь Абу аль-Музаффар сказал: “Свидетельство “нет божества, кроме Аллаха”, требует от приносящего его знания о том, что нет божества, кроме Аллаха, как сказал об этом сам Аллах Всевышний:
Знай же, что нет божества, кроме Аллаха...
Сура “Мухаммад”, аят 19
Таким образом, человек, произносящий эти слова, должен в то же время свидетельствовать об этом, а Аллах Всемогущий и Великий ясно указал на то, что если свидетельствующий об истине не знает того, о чём он свидетельствует, то это значит, что он не может быть столь же искренним в своём свидетельстве, как и тот, кто знает об этом. Всевышний Аллах сказал:
Если ты спросишь у них, кто сотворил их, они непременно скажут: “Аллах”.
Сура “Украшения”, аят 87
Всевышний также сказал:
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
В |
от, вкратце, то, что можно сказать об обоих свидетельствах и их практическом применении. А если кто-нибудь пожелает узнать об этом более подробно, то ему следует обратиться к книгам имамов исламского призыва, да помилует их Аллах, и их предшественников из числа обладавших знанием. А лучше всего об этом известно Мудрому Аллаху, и да благословит Аллах Мухаммада, членов его семьи и его сподвижников и ниспошлёт им мир!
[1] См. “Книгу веры” в “ас-Сахихе” Муслима, а также “Книгу единобожия” в “ас-Сахихе” аль-Бухари.
[2] Бухари (3435); Муслим 1/226.
[3] Муслим 1/217.
[4] Муслим 1/221.
[5] Муслим 1/227 и др.
[6] Муслим 1/240.
[7] Муслим 1/242.
[8] Ат-Тирмизи 9/472 и Абу Дауд (5069) от Анаса ибн Малика.
[9] См. книгу “Маварид аз-Зам’ан” (“Источники жаждущих”), 2324, а также “аль-Мустадрак” (“Дополнение”) аль-Хакима.
[10] Ахмад (6583); аль-Хаким 1/148. Аль-Хаким признал хадис достоверным.
[11] Ат-Тирмизи 7/395; Ахмад 2/213.
[12] Аль-Бухари (2946); Муслим 1/210.
[13] То есть с идолопоклонниками или безбожниками.
[14] Иначе говоря, вследствие нарушения каких-либо установлений шариата или отступничества от Ислама.
[15] Аль-Бухари (25); Муслим 1/211.
[16] Аль-Бухари (392).
[17] Об этом упоминает Ибн Кясир в “Начало и завершение”, 3/34.
[18] Ибн Хишам 6/363; Ибн Касир 4/238.
[19] Ибн Касир 3/32.
[20] Муслима 2/99.
[21] Муслим 2/100.
[22] Аль-Бухари (1395); Муслим 1/195.
[23] Тагутом, как сказал об этом имам Малик, является всё, чему поклоняются помимо Аллаха. — Ред.
[24] Эти слова Ибн Аббаса, которые передавали Ибн Джарир и Ибн Абу Хатим, приводит Ибн Касир в толковании суры “Открывающая Писание”.
[25] Имена основных идолов доисламских арабов. — прим. пер.
[26] Аль-Бухари (3845).
[27] Муслим 6/25 (часть длинного хадиса).
[28] См. “Китаб аш-Шафа” (“Книга исцеления”), 1/100. Учёные разошлись во мнении относительно достоверности этого хадиса: аль-Хаким и аз-Захаби признали его достоверным, а Ибн Касир в книге “аль-Бидайа ва ан-Нихайа” (“Начало и завершение”), 2/287, назвал его слабым. — Ред.
[29] Ибн Исхак 2/219.
[30] То есть заступничества за людей перед Аллахом. — прим пер.
[31] Бухари (335); Муслим 5/3.
[32] Муслим, 5/3.
[33] Это изречение приводит шейх-уль-ислам Ибн Теймийа, а также имам Ахмад в “аль-Муснаде” 5/263 и другие.
[34] Ибн Маджа 5 и Ахмад 4/126. Аль-Ирбада ибн Сарийи
[35] Муслим 12/232 (часть длинного хадиса).
[36] Джизья — подушная подать с иноверцев в мусульманских государствах, рассматривавшаяся правоведами как выкуп за сохранение жизни при завоевании. Джизью должны были выплачивать все мужчины, достигшие зрелости, а освобождались от нее дряхлые старики, инвалиды, нищие и рабы, а до начала VIII века также и монахи. — прим. пер.
[37] Муслим 15/15.
[38] Муслим 15/104.
[39] Абу Дауд (3252).
[40] Мусайлима (уничижительное от имени Маслама) — один из лжепророков, заявивших о себе после смерти Пророка Мухаммада, подражавших ему и временно отколовших от Ислама часть принявших его жителей Аравии. — прим. пер.
[41] Муслим 1/210.
[42] Аль-Бухари (50); Муслим 1/161.
[43] Аль-Бухари (7137).
[44] Аль-Бухари (7280).
[45] Аль-Бухари (5063).
[46] Аль-Бухари (16); Муслим 2/13.
[47] Аль-Бухари (15); Муслим 2/15.
[48] Аль-Бухари (6632).
[49] Аль-Бухари (7153) и другие от Анаса ибн Малика.
[50] Аль-Бухари (6168); Муслим (16/188).
[51] Это означает, что увидев его, они сочли бы его не ангелом, а человеком, что ещё больше усилило бы их заблуждение. — Ред.
[52] Аль-Бухари (401); Муслим 5/61 от Ибн Мас‘уда.
[53] Ат-Тирмизи 4/211.
[54] Аль-Бухари (4855).
[55] Считается, что эти слова являются указанием Пророка на широкое распространение Ислама в будущем, когда бывшие пастухи, то есть бедуины, поселятся во дворцах. — прим. пер.
[56] Аль-Бухари (50); Муслим 1/161.
[57] Муслим 12/149 от Анаса ибн Малика.
[58] Аль-Бухари (4069) и другие от Ибн Умара.
[59] Аль-Бухари (4771); Муслим 3/79.
[60] “ас-Сахих” Бухари, хадис N-3445.
[61] См. “Тайсир аль-Азиз аль-Хамид” (“Облегчение от Могущественного, Славного”), стр.272.
[62] Ахмад 1/214 и 282 от Ибн Аббаса.
[63] См. книгу “Ма‘аридж аль-Альбаб” (“Ступени сердец”), стр.169.
[64] Абу Дауд (4806).
[65] Ахмад 3/241 и другие. См. также книгу “‘Амал аль-Йаум ва аль-Лейла” (“Дела дня и ночи”) имама ан-Насаи (249).
[66] Аль-Хейсами 10/159. Автор труда отметил, что в иснаде этого хадиса упоминаются те же передатчики, что и в “ас-Сахихе”, за исключением Ибн Лухай‘а, и этот хадис — хороший.
[67] Ахмад 1/214 и 282 от Ибн Аббаса.
[68] Муслим 18/128 от аль-Микдада.
[69] В некотором смысле исключением является Иса, сын Марйам, ибо имеются указания на то, что в конце времен он спустится с небес и станет судить людей по шариату Мухаммада. Но вместе с тем до этого времени он будет относиться к числу покойных, поскольку эти годы нельзя будет отнести к числу лет его жизни. Кроме того, в Коране имеются указания на его кончину, например, слова Всевышнего Аллаха:
Я упокою тебя и вознесу тебя ко Мне...
Сура “Семейство Имрана”, аят 55
Устами пророка Исы Аллах также сказал:
Когда же Ты меня упокоил, то сам стал наблюдателем над ними...
Сура “Трапеза”, аят 117
Ныне же он, как и другие пророки, которых Посланник Аллаха видел на небесах, пребывает в барзахе, а об истинном положении дел в связи с этим лучше всех известно Всемогущему и Великому Аллаху.
[70] Барзах — промежуточное состояние между смертью и Днём страшного суда, во время которого грешники подвергаются в своих могилах мучениям, а праведники испытывают блаженство. — прим. пер.
[71] Муслим 13/30 от Ибн Мас‘уда.
[72] Абу Дауд (1047).
[73] Абу Дауд (2041).
[74] Абу Дауд (2042).
[75] Аль-Хейсами 4/3. Он сослался на Абу Йа‘лу и признал его передатчиков заслуживающими доверия.
[76] См. книгу “Иктида ас-Сырат аль-Мустаким” (“Требования прямого пути”) шейх-уль-ислама Ибн Теймийи, стр. 322.
[77] Один из омейядских халифов. — прим. пер.
[78] См. книгу “Иктида ас-Сырат аль-Мустаким” (“Требования прямого пути”) шейх-уль-ислама Ибн Теймийи, стр.395.
[79] Аль-Бухари от Абу Хурейры (1189) и от Абу Са‘ида аль-Худри (1197). В хадисе идёт речь о Заповедной мечети аль-Масджид аль-Харам в Мекке, мечети Посланника Аллаха в Медине и мечети аль-Акса в Иерусалиме.
[80] Ахмад 3/64 от Абу Са‘ида и 6/7 от Абу Надры аль-Гифари. См. также книгу “Тайсир аль-Азиз аль-Хамид” (“Облегчение от Могущественного, Славного”) шейха Сулеймана ибн Абдуллаха.
[81] Сура “Та Ха”, аят 12; Сура “Вырывающие”, аят 16.
[82] Сура “Рассказ”, аят 30.
[83] Муслим 1/212. По смыслу этот хадис напоминает другой, где Пророк говорит, что жизнь и имущество произнесших слова обоих свидетельств становятся доступными только тогда, когда Ислам даёт на то право. — прим. пер.
[84] См. “Книгу единобожия” шейха Мухаммада ат-Тамими, стр. 61 (на русском языке).
[85] Муслим 1/218.
[86] Муслим 1/221.
[87] Муслим 1/231.
[88] Аль-Бухари 1/45, ат-Табарани, Абу На‘им и другие.
[89] Ахмад 4/16 от Рифа‘а аль-Джухани и 4/402 от Абу Мусы аль-Аш‘ари.
[90] Аль-Бухари (99).
[91] Аль-Бухари (425); Муслим 1/242.
[92] Абу Ну‘айм 9/363.
ДВА
СВИДЕТЕЛЬСТВА
ИХ СМЫСЛ И ТО,
ЧЕГО ТРЕБУЕТ КАЖДОЕ ИЗ НИХ
Перевод З. И. Абу Абдуллаха
Во имя Аллаха Милостивого, Милосердного!
От редактора
Книга “Два свидетельства, их смысл и то, чего требует каждое из них”, является трудом шейха Абдуллаха ибн Абд ар-Рахмана ибн Джибрина, действительного члена комиссии по изданию фетв королевства Саудовской Аравии, да смилостивится над ним Всевышний Аллах. В этом исследовании он постарался как можно полнее изложить смысл и требования важнейшей из основ Ислама — свидетельства “нет божества, кроме Аллаха, и Мухаммад — Посланник Аллаха”. Этот вопрос является первостепенным в жизни каждого человека, потому что именно эти слова открывают рабу Божьему врата рая и обеспечивают ему вечное блаженство в будущей жизни. К сожалению, сегодня смысла этого свидетельства не знают не только люди далёкие от Ислама, но и многие мусульмане, поэтому настоящий труд является чрезвычайно полезным и актуальным. Автор, да смилостивится над ним Всевышний Аллах, опирался исключительно на аяты Священного Корана и достоверные хадисы Посланника Аллаха.
Следующие источники и сборники хадисов упоминаются только по именам авторов:
Аль-Бухари “Джами‘ ас-Сахих” (“Сборник достоверных хадисов”)
Муслим “Джами‘ ас-Сахих” (“Сборник достоверных хадисов”)
Ахмад “аль-Муснад” (“Сборник хадисов”)
Абу Дауд “Китаб ас-Сунан” (“Книга о Сунне”)
Ат-Тирмизи “аль-Джами‘ аль-Кабир” (“Большой сборник”)
Ан-Насаи “Китаб ас-Сунан аль-Кубра” (“Большая книга о Сунне”)
Ибн Маджа “Китаб ас-Сунан” (“Книга о Сунне”)
Аль-Хаким “аль-Мустадрак” (“Дополнение”)
Ибн Касир “аль-Бидайа ва ан-Нихайа” (“Начало и завершение”
Ибн Исхак “ас-Сира” (“Жизнеописание”)
Аль-Хейсами “Маджма‘ аз-Заваид” (“Сборник дополнений”)
Абу На‘им “Хилйа” (“Украшение”)
Ибн Хишам “ас-Сира” (“Жизнеописание”)
Я прошу Аллаха, чтобы он сделал этот труд полезным для каждого, кто ищет пути приближения к Господу, и поместил его на чашу наших праведных деяний в День воскресения!
Мухаммад Абдуллах
ВСТУПЛЕНИЕ
Х |
вала Аллаху, единственному в своем совершенстве и несравнимому ни с кем по атрибутам величия! Я свидетельствую, что нет божества, кроме одного Аллаха, у которого нет сотоварища и который превыше того, чтобы иметь себе равного или подобного. Я также свидетельствую, что Мухаммад — Его раб и Посланник, которого его Господь предпочёл другим за то, что он превзошёл их своими благородными качествами, да благословит Аллах и приветствует его самого, членов его семьи и его сподвижников, которые последовали за ним и подчинились ему!
Поскольку произнесение слов обоих свидетельств и действия, соответствующие предъявляемым ими требованиям, являются главной основой Ислама, поскольку в массе своей те люди, к которым обращён исламский призыв, не ведают об их истинном смысле и полагают, что он состоит только в самом факте их произнесения и не влечёт за собой необходимости обладания соответствующими знаниями и руководства ими, и поскольку находятся люди, толкующие эти высказывания так, что это противоречит их подлинному смыслу, я решил написать исследование, посвящённое этому вопросу, в надежде на то, что оно пойдет на пользу благонамеренным людям, которым Аллах желает добра.
ТЕМА ПЕРВАЯ: О ПОЛЬЗЕ И ПРЕВОСХОДСТВЕ ЭТИХ СВИДЕТЕЛЬСТВ
В |
сборниках хадисов и тех книгах, темой которых является Сунна Пророка, читатель может обнаружить большое количество высказываний Посланника Аллаха, указывающих на достоинства этих свидетельств и сообщающих тем, кто произносит их, радостную весть о рае, довольстве Аллаха, счастье и спасении от наказании Аллаха и Его гнева[1].
К их числу относится хадис, передаваемый со слов Убады ибн ас-Самита, в котором сообщается о том, что Пророк сказал: “Кто засвидетельствовал, что нет божества, кроме одного Аллаха, у которого нет сотоварища, что Мухаммад — Его раб и Его Посланник, что Иса — раб Аллаха и Его посланник, а также слово Его, обращённое к Марйам, и дух от Него, и что рай — истина, и Огонь — истина, того Аллах введёт в рай в соответствии с делами его”. Сообщается также, что он сказал: “...того Аллах введёт в рай через любые из восьми его врат, которые он сам выберет”.[2]
В “ас-Сахихе” Муслима и других сборниках хадисов приводится хадис Усмана о том, что Пророк сказал: “Человек, который умрёт, зная о том, что нет божества, кроме Аллаха, войдет в рай”.[3]
Абу Хурейра рассказывал, что Посланник Аллаха сказал: “Я свидетельствую, что нет божества, кроме Аллаха, и что я — Посланник Аллаха, и когда раб, который станет произносить слова этих свидетельств, не сомневаясь в их истинности, встретит Аллаха, он обязательно войдёт в рай”.[4]
Убада ибн ас-Самит рассказывал, что слышал, как Посланник Аллаха сказал: “Аллах запретил Огню касаться того, кто засвидетельствует, что нет божества, кроме Аллаха, и что Мухаммад — Посланник Аллаха”.[5]
Анас ибн Малик сообщил, что Посланник Аллаха сказал Му‘азу ибн Джабалю: “Аллах обязательно запретит Огню касаться любого из своих рабов, который засвидетельствует, что нет божества, кроме Аллаха, и что Мухаммад — Его раб и Его Посланник”.[6]
В длинном хадисе, передаваемом со слов Итбана ибн Малика, сообщается, что Посланник Аллаха сказал: “...Ибо, поистине, Аллах запретил Огню касаться того, кто скажет “нет божества, кроме Аллаха”, стремясь тем самым к лику Аллаха”.[7]
Все эти тексты приводятся либо в обоих “ас-Сахихах”, либо, по меньшей мере, в одном из них, а их очевидный смысл состоит в указании на ту пользу, которую приносит человеку произнесение обоих свидетельств, и на то, что благодаря этому человек получит возможность войти в рай через любые из восьми его врат, а Огню будет запрещено касаться его. Следствием произнесения обоих свидетельств является также и то, что человек будет освобожден от пребывания в пламени ада, так как Посланник Аллаха сказал: “Того, кто по утрам или по вечерам станет говорить: “О Аллах, я встал ото сна и призываю Тебя, носителей трона Твоего, Твоих пророков, Твоих ангелов и всё сотворённое Тобой стать свидетелями моего заявления о том, что Ты — Аллах и нет божества, кроме Тебя, и что Мухаммад — Твой раб и Твой Посланник”, — Аллах освободит от Огня на четверть. Того, кто будет произносить эти слова по два раза, Он освободит наполовину; того, кто будет произносить их по три раза, Он освободит от Огня на три четверти; а того, кто будет произносить их по четыре раза, Он освободит от Огня полностью”.[8]
Сообщается также, что польза этих слов состоит в том, что они перевесят все дурные дела и более того, все творения Господа, если только Аллаху не будет угодно пожелать чего-нибудь иного.
Ибн Хиббан и аль-Хаким приводят со слов Абу Са‘ида аль-Худри хадис, который аль-Хаким признал достоверным и в котором сообщается, что Посланник Аллаха сказал: “Муса сказал: “О Господи, научи меня тому, чем я постоянно буду поминать Тебя и взывать к Тебе с мольбой!” Господь сказал: “Говори же, о Муса: “Нет божества, кроме Аллаха!” Муса воскликнул: ”Но ведь все рабы Твои говорят это”. (В другой ривайе говорится, что он сказал: “Поистине, нет божества, кроме Тебя! Но я хочу, чтобы Ты научил меня чему-то особому”.) Господь сказал: “О Муса, если все семь небес с их обитателями, кроме Меня, и все семь поясов земли будут на одной чаше весов, а слова “нет божества, кроме Аллаха” — на другой, то перевесит чаша с этими словами””.[9]
Имам Ахмад передал хадис Абдуллаха ибн Амра о том, что Пророк сказал: “Поистине, Нух, мир ему, сказал своему сыну перед смертью: “Я приказываю тебе повторять слова “нет божества, кроме Аллаха”, ибо если семь небес и семь поясов земли положить на одну чашу весов, а слова “нет божества, кроме Аллаха” — на другую, то перевесит чаша с этими словами, а если бы семь небес и семь земель составили кольцо, то слова эти разорвали бы его””.[10]
Ат-Тирмизи и другие мухаддисы приводят со слов Абдуллаха ибн Амра хадис об обладателе одной записи, который в День воскресения будет призван к ответу, и ему будут представлены девяносто девять книг с записями о его дурных делах, а потом будет извлечена лишь одна запись произнесённых им слов “Свидетельствую, что нет божества, кроме Аллаха, и что Мухаммад — Его раб и Посланник”, после чего все эти книги будут положены на одну чашу весов, а эта запись — на другую, и окажется, что запись эта перевешивает все эти книги.[11]
Таким образом, читатель сам может убедиться в том, что все эти достоверные хадисы обещают спасение и успех тем, кто станет произносить эти слова, однако для этого их следует подтверждать соответствующими действиями, ведь абсолютно из всех приведённых выше доводов становится ясно, что следует произносить слова свидетельств с искренностью и верностью, чтобы благодаря этому они могли оказывать своё воздействие на дела и поведение человека.