Таковы четырнадцать вещей, лишенных смысла и пользы.

XIV

Восемнадцать недостатков у посвятившего себя дхарме
(чхос.па'и.мцханг.бчо.бргйад)

1. Удалившись в уединение [ради медитации], все же стремиться к мирской жизни (тхабс.сгруб) — недостаток у посвятившего себя Дхарме.

2. Будучи во главе собрания (цхогс.дпон), стремиться к личным целям (ранг.'дод) — недостаток у посвятившего себя Дхарме.

3. Будучи сведущим в Дхарме, не беречься от пороков (сдиг) — недостаток у посвятившего себя Дхарме.

4. Обладая возвышенными наставлениями (гдамс.нгаг.чхе), оставлять свое естество (ранг.ргйуд) обыденным (тха.мал) — недостаток у посвятившего себя Дхарме59.

5. Строго соблюдая нравственность(цхул.кхримс), быть одержимым желаниями (,дод.па) — недостаток у посвятившего себя Дхарме.

6. Достигнув глубокой (букв. «хорошей») реализации (ньямс.ртогс) духовного опыта, не контролировать свой ум (ранг.ргйуд) — недостаток у посвятившего себя Дхарме.

7. Вступив во врата Дхармы, не оставить мирских страстей — недостаток у посвятившего себя Дхарме.

8. Оставив мирские дела (ми.чхос), погрузиться в Святую Дхарму, но затем [снова] заниматься сельским хозяйством и прочим — недостаток у посвятившего себя Дхарме.

9. Достигнув понимания [истинной] реальности (дон.го), не воплощать его в своей практике (ньям.су.ми.лен) — недостаток у посвятившего себя Дхарме.

10. Дать обет (дам.бча) непрерывно заниматься практикой (ньямс.лен), но отступить от него — недостаток у посвятившего себя Дхарме.

11. Не имея никаких других занятий кроме [практики] Дхармы все же не быть в состоянии преодолеть неразвитость60 — недостаток у посвятившего себя Дхарме.

12. Если все необходимое для жизни появляется без усилия, и, тем не менее, по этому поводу проявляется беспокойство, то это — недостаток у посвятившего себя Дхарме.

13. Способности (нус), [обретенные] подвижничеством в добродетели (дге.сбйор) расточать [на церемонии] для малых детей и больных — недостаток у посвятившего себя Дхарме.

14. Давать объяснения глубоких духовных наставлений (гдамс.нгаг) ради пропитания или богатства (нор) — недостаток у посвятившего себя Дхарме.

15. Искусно превозносить себя и принижать других — недостаток у посвятившего себя Дхарме.

16. Проповедовать духовные учения-наставления (гдамс.нгаг) другим, не будучи сердцем в согласии с Дхармой — недостаток у посвятившего себя Дхарме.

17. Неспособность жить ни в уединении, ни в обществе — недостаток у посвятившего себя Дхарме.

18. Быть несдержанным в счастье (скйид) и не владеть собой в несчастье (сдуг) — недостаток у посвятившего себя Дхарме.

Таковы восемнадцать недостатков у
посвятившего себя
Дхарме.

XV

Двенадцать необходимых вещей
(мед.тхабс.мед.па'и.чхос.бчу.гньис)

1. Прежде всего необходима твердая вера в страхе перед бездной смертей и рождений.

2. Необходим учитель (лама), ведущий по пути Освобождения (тхар.па).

3. Необходима мудрость (шес.раб), чтоб обрести понимание того, что благотворно для [развития] сознания (ргйуд).

4. Необходима энергичность, соединенная с силой духа (сньинг.стобс) и «доспехами» [от искушений].

5. Необходимо такое копление [благого], при котором не довольствуются [результатами] трех практик и двух накоплений.

6. Необходимо иметь [правильный ] взгляд–постижение (ртогс) истинной природы (гнас.лугс) познаваемого (шес.бйа).

7. Необходима [практика] медитации [с помощью которой можно] сосредоточить ум (семс.ньид) в любой ситуации.

8. Необходим такой образ действий (спйод.па), при котором любые дела и занятия — движущая сила (кхйер) на Пути.

9. Необходима практика наставлений (гдамс.нгаг), которая не ограничивается словами, а устраняет [с Пути] препятствия в виде злых духов, [четырех] Мар и неопределенности61.

10. Необходима большая уверенность радостного ума во время разделения психики и тела.

11. Необходимо [обрести?] плод (результат) спонтанно в нас реализованных Трех тел.

12. [Отсутствует в тибетском ксилографе].

Таковы двенадцать необходимых вещей.

XVI

Одиннадцать признаков благородного человека62
(скйес.бу.дам.па'и.ртагс.бчу.гчиг)

1. Почти не иметь зависти и гордости — признак благородного человека (скйес.бу.дам.па).

2. Имея мало желаний, довольствоваться лишь самым необходимым63 — признак благородного человека.

3. Не скрывать своих недостатков и не быть высокомерным и гордым — признак благородного человека.

4. Отсутствие лицемерия (цхул.'чхос) и неискренности (нго.лког)64 — признак благородного человека.

5. Все [свои предстоящие] действия обдумывать с пониманием и бдительностью (шес.бжин) и [затем] с памятованием (дран) бдительно исполнять — признак благородного человека.

6. Хранить (бсрунг) как зеницу ока внимание к причинам и следствиям своих действий (лас.ргйу.'брас) — признак благородного человека65.

7. Искренне (нго.лког.мед) соблюдать махаянские и тантрийские обеты — признак благородного человека.

8. Не заводя постоянно новых друзей66, быть равностным ко всем существам — признак благородного человека.

9. [Видеть], как другие «копят зло» (т.е. поступают порочно), но, не гневаясь [на это], подвизаться в терпении — признак благородного человека.

10. Любую победу (успех) даря [другим] людям, избирать себе поражение — признак благородного человека.

11. В любых помыслах и делах от других мирских людей отличаться — признак благородного человека.

Таковы одиннадцать признаков
благородного человека.
Противоположное им — признаки
неблагородных людей.

XVII

Десять бесполезных вещей
(пхан.па.мед.па'и.чхос.бчу)

1. Прославлять и почитать (рим.гро) это подобное иллюзии тело — пустое дело, ведь несомненно: невечное — исчезнет!

2. Ко всяческому добру и имуществу питать скаредность и алчность — пустое дело: ведь умерев, уйдешь голым и с пустыми руками.

3. С великими трудностями возводить башню или хоромы — пустое дело: ведь после смерти пойдешь один, и даже труп твой вынесут через двери.

4. Своим сыновьям и внукам с любовью завещать всевозможные вещи — пустое дело: ведь во время смерти это даже на миг не принесет [никакой] пользы.

5. Лелеять любовь и привязанность к друзьям и близким и лезть из кожи вон, всячески ублажая чужое мнение — пустое дело: ведь после смерти пойдешь один, без друзей-товарищей.

6. Поскольку даже [великое множество] сыновей и внуков — не вечно, как и вещи, тобой им завещанные, то все это бесполезно: оно, несомненно, будет рассеяно.

7. Сколько бы ни было рвения в трудах для господ67 и подданных ради благ этого мира — все это бесполезно: ведь после смерти уйдешь, не имея [никаких] прочных связей с местом-и-положением (гнас).

8. Если даже с верою вступить во врата Дхармы, но вести себя неподобающе68, то это бесполезно: ведь даже Дхарма может стать причиной нового падения в низшие миры.

9. Если [даже], упражняя свой ум в слушании и осмыслении, знать многое о Дхарме, но не практиковать, то в этом нет пользы: ведь [после] смерти эти знания не станут движущей силой на Пути.

10. Если даже долгое время жить рядом с благородным духовным другом, но не иметь веры и благоговения (гус), то это бесполезно: ведь его совершенства и благословение не перейдут к тебе.

Наши рекомендации