Таковы десять возможностей для ошибок.

XI

Десять ложных отождествлений52
(,дра.мин.гйи.нор.са.бчу)

1. [Cильное] желание (,дод.па) можно ошибочно принять за веру (дад.па).

2. Страсть-привязанность (чхагс.па) можно ошибочно принять за любовь и сострадание.

3. Пустоту (стонг.па) реальности (гшис), подлежащую познанию, можно ошибочно принять за пустоту, порожденную умом (бло).

4. Нигилистические воззрения (чхад.лта)53 можно ошибочно принять за сферу дхарм (чхос.дбйингс) (Высшую Реальность).

5. Относительный (обусловленный) духовный опыт (ньямс.мйонг) можно ошибочно принять за высшее постижение (ртогс.па).

6. Лицемерную религиозность (цхул.,чхос) можно ошибочно принять за подлинную.

7. Приверженца Мары можно ошибочно принять за постигшего Пустоту (Шуньяту).

8. Шарлатана-обманщика (зог.по) можно ошибочно принять за совершенного подвижника-сиддха.

9. Своекорыстную деятельность (ранг.дон.бйед) можно ошибочно принять за деятельность на благо других.

10. Лицемерие-и-хитрость (гйо.сгйу) можно ошибочно принять за искусность в средствах (тхабс) [достижения Пробуждения и деятельности на благо других].

Таковы десять возможностей
для ошибочного отождествления того, что [на самом деле] различно.

XII

Десять вещей, не являющихся ошибками
(ма.нор.ба'и.чхос.бчу)

1. Не испытывая привязанности к вещам, уйти из дома в бездомье54 , приняв монашество, не является ошибкой.

2. Носить на голове, подобно короне, своего святого учителя, благородного духовного друга55 , не является ошибкой.

3. Слушание, осмысление и медитация о Дхарме [выполняемая тщательно и заботливо, так, как воспитывают маленького ребенка], не является ошибкой.

4. Имея возвышенные взгляды (лта.ба.мтхо), вести себя смиренно, не является ошибкой.

5. Обладая широтой ума (бло.йангс), соблюдать строгие обеты (дам.'ча), не является ошибкой.

6. Обладая обширными познаниями, не иметь гордыни (нга.ргйал), не является ошибкой.

7. Обладая богатством духовных наставлений, усердно применять их на практике, не является ошибкой.

8. Хорошо зная сущность вещей (ньямс.ртогс)56 , не быть высокомерным (рлоб.семс) и гордым, не является ошибкой.

9. Вести жизнь в уединении, хотя есть возможность жить в обществе, не является ошибкой.

10. Не ища собственной выгоды, обретать искусность в методах-и-средствах (тхабс) ради блага других, не является ошибкой.

Таковы десять вещей, не являющихся ошибками.

XIII

Четырнадцать вещей, лишенных смысла и пользы
(дон.мед.па'и.чхос.бчу.бжи)

1. Нелепо было бы, родившись человеком, не обратиться к Святой Дхарме, уподобляясь тому, кто, попав на остров сокровищ, возвратился [назад] с пустыми руками.

2. Нелепо было бы, вступив во врата Дхармы, снова заботиться и о мирских делах, уподобляясь мотыльку, влетевшему в пламя светильника.

3. Нелепо было бы жить без веры возле практикующего Дхарму, уподобляясь тому, кто умирает от жажды на берегу огромного озера.

4. Нелепо было бы не применять Дхарму как средство против эгоизма и четырех корней [безнравственности]57, уподобляясь топору, [без толку] лежащему возле дерева, [которое надо срубить].

5. Нелепо было бы не применять устные духовные наставления (ман.нгаг) как средство против страстей (клеш), уподобляясь больному, который повсюду носит кожаный мешок с лекарствами, не используя их.

6. Нелепо было бы словословить о том, что не реализовано во внутреннем опыте (ргйуд.тхог), уподобляясь говорящему попугаю.

7. Нелепо было бы, воровством и обманом присвоив не данное, заниматься благотворительностью, уподобляясь молнии, ударившей в воду58.

8. Нелепо было бы жертвовать что-либо [Трем] Драгоценностям, нанося при этом вред живым существам. Это все равно, что подносить матери отрезанную плоть [ее собственного] ребенка.

9. Нелепо было бы терпеливо и усердно, но чисто внешне и лишь ради эгоистических прихотей исполнять религиозные ритуалы (цхул.'чхос), уподобляясь коту, подстерегающему мышь.

10. Нелепо было бы стяжать великие добродетели, [но] из желания славы, известности, богатства и почитания в этой мирской жизни. Это все равно, что менять кошель, полный исполняющих желания драгоценностей (с.: чинтамани), на единственное зернышко, ложку грубой каши или кусочек какой-либо другой снеди.

11. Нелепо было бы, долгое время слушая и изучая [Учение], оставлять свое естество (ранг.гйуд) обыденным (тха.мал), уподобляясь врачу, страдающему от хронического недуга.

12. Нелепо было бы, хорошо зная духовные наставления (гдамс.нгаг), не иметь [соответствующего] внутреннего опыта (ньямс.мйонг), уподобляясь богачу без ключа от своей сокровищницы.

13. Нелепо было бы, самому не поняв смысла Учения, разъяснять его другим, уподобляясь слепому, ведущему слепого.

14. Нелепо было бы, принимая опыт (ньямс.мйонг) относительных ступеней (тхабс) за высший (мчхог), не стремиться [к реализации] абсолютного смысла (гнас.лугс.кйи.дон). Это все равно, что принимать латунь за золото.

Наши рекомендации