И положениях, связанных с ним
О жертвоприношении
В Исламе
И положениях, связанных с ним
(Ахкам аль-Удхия)
Первое издание
Подготовлено редакцией сайта
Содержание
Определение термина «аль-Удхия» (Жертвоприношение) 3
Жертвоприношения могут быть посвящены только Одному Аллаху. 3
Является ли праздничное Жертвоприношение обязательным?. 4
Доводы стороны, считающей Жертвоприношение (Удхия) желательным.. 4
Доводы стороны, считающей Жертвоприношение (Удхия) обязательным.. 4
Вывод относительно обязательности Удхия. 6
О достоинствах праздничного жертвоприношения. 6
Условия, предъявляемые в отношении Жертвоприношения. 8
Животные, которые могут использоваться в качестве праздничного Жертвоприношения. 8
Жертвенное животное должно достигать определенного возраста. 9
Дефекты, делающие жертвенное животное непригодным или же нежелательным для Жертвоприношения 9
Время совершения праздничного Жертвоприношения. 10
Что делать человеку, который приобрел жертвенное животное но впоследствии лишился его?. 11
Один баран приносится в жертву от всей семьи.. 11
Сколько человек может совместно приносить в жертву одно животное?. 12
Можно ли резать совместно корову с человеком, который имеет намерение приобрести лишь мясо? 12
Можно ли объединить Удъхия и ‘Акъикъа?. 12
Удхия за умершего. 12
Какое животное является наилучшим для праздничного Жертвоприношения?. 13
Чего следует избегать человеку, желающему совершить жертвоприношение?. 14
О том, что имеет отношение к закалыванию жертвенного животного. 15
Искреннее намерение. 15
Проявление милосердия к закалываемому животному. 15
Повернуть жертвенное животное при закалывании в сторону Каабы.. 15
О желательности совершения праздничного Жертвоприношения собственноручно. 16
О дозволенности поручения заколоть жертвенное животное другому, но с условием, чтобы он был мусульманином.. 16
О поминании Аллаха перед жертвоприношением.. 16
Про омовение перед закалыванием жертвенного животного. 17
Что следует делать с жертвенным животным после его закалывания?. 17
О недозволенности продавать какую-либо часть жертвенного животного. 17
О желательности отведать мяса своего жертвенного животного. 18
Как правильно распределить мясо жертвенного животного?. 18
О дозволенности дать что-либо из мяса жертвенного животного в качестве садакъа неверному. 18
Можно ли отправлять в другой город мясо жертвенного животного?. 18
Литература. 19
С именем Аллаха Милостивого, Милосердного
Хвала Аллаху, Которого мы восхваляем и к Которому взываем о помощи и прощении. Мы ищем защиты у Аллаха от зла наших душ и дурных дел. Кого ведет Аллах по прямому пути, того никто не сможет ввести в заблуждение. А кого Он оставил, того никто не наставит на прямой путь. Свидетельствую, что нет никого достойного поклонения, кроме Одного Аллаха, у Которого нет сотоварища. И свидетельствую, что Мухаммад – раб Аллаха и посланник Его.
Определение термина «аль-Удхия» (Жертвоприношение)
Удхия, мн. число «адахи», языковое значение: “Жертвоприношение, совершенное в утреннее время после восхода солнца (ад-Духа)”. См. “аль-Мисбах аль-мунир” 359.
В определении факъихов слово «удхия» означает: “Определенное животное, принесенное в жертву ради приближения к Аллаху в определенное время с определенными условиями”. См. “Мугъни аль-мухтадж” 6/122, “Субулю-Ссалям 4/160”.
Является ли праздничное Жертвоприношение обязательным?
Все ученые единогласны в том, что Жертвоприношение в день праздника (‘Ид) является узаконенным деянием. См. “аль-Мугъни” 9/345, “аль-Хауи” 19/83, “аль-Мухалля” 7/355.
Однако они разошлись на два мнения относительно обязанности Жертвоприношения.
Условия, предъявляемые в отношении Жертвоприношения
Что делать человеку, который приобрел жертвенное животное,
Удхия за умершего
Что касается вопроса о дозволенности Удхия от умершего, то относительно этого было три мнения. Одни ученые это дозволяли, другие считали нежелательным, а третьи запрещали категорически. Ученые, считавшие это дозволенным, опирались на то, что посланник Аллаха (мир ему и благословение Аллаха) принес жертву от себя и от всех членов его общины. А ведь известно, что на тот момент среди его общины были уже умершие, и были те, кого еще не было на свете. И живые и умершие, все они относятся к числу общины пророка (мир ему и благословение Аллаха). См. «‘Аунуль-Ма’буд» 7/487.
Ученые же, запрещавшие это, сказали, что если опираться на этот хадис, то получается, что таким же образом животное может принести в жертву любой мусульманин от имени всех членов общины пророка Мухаммада (мир ему и благословение Аллаха), но ведь это мог сделать только пророк (мир ему и благословение Аллаха)!
Также ученые, дозволявшие Удхия от умершего опирались на хадис, который передается со слов Ханаша, сказавшего: “Однажды я увидел, как ‘Али приносит в жертву в качестве Удхия двух баранов, и спросил: «Что это?» Он ответил: «Посланник Аллаха (мир ему и благословение Аллаха) завещал мне приносить жертву за него, и я это делаю!»” Абу Дауд 2790, ат-Тирмизи 1495.
Был бы этот хадис однозначно достоверным, то весь спор в данном вопросе можно было закрыть, однако ученые разошлись относительно достоверности этого хадис. Но все же имам аль-Хаким, хафиз аз-Захаби и шейх Ахмад Шакир считали этот хадис достоверным.
Также сторонники дозволенности Удхия за умершего в качестве довода использовали обобщенные хадисы, в которых содержатся указания на дозволенность садакъа за умершего, а также совершение жертвоприношения за него. И это является наилучшим доводом, поскольку Удхия также из раздела садакъа. А шейхуль-Ислам Ибн Таймия говорил: “Совершить Удхия от умершего лучше, чем потратить за него стоимость животного!” См. “Маджму’уль-фатауа” 24/315.
Сообщается, что отец ‘Амра – аль-‘Ас ибн Уаиль, при жизни дал обет освободить сто рабов, но умер, так и не выполнив своего обета. Когда же ‘Амр спросил пророка (мир ему и благословение Аллаха), пойдет ли на пользу его отцу то, что он выполнит за него его обет? Пророк (мир ему и благословение Аллаха) ответил: «Если бы твой отец был мусульманином, то освобождение тобою за него рабов, садакъа за него и совершение Хаджа за него, принесли бы ему пользу!» Абу Дауд 2883, аль-Байхакъи 6/279. Шейх аль-Альбани назвал хадис хорошим.
Шейх Шамсуль-Хаккъ ‘Азым Абади сказал: “В этом хадисе доказательство на то, что садакъа за умершего неверного не принесет ему никакой пользы”. См. «‘Аунуль-Ма’буд» 8/90.
Из числа современных ученых отдали предпочтение тому мнению, что Удхия дозволено совершить от имени умершего, такие ученые как аль-Мубаракфури, Ибн Баз и Ибн ‘Усаймин. См. “Тухфатуль-ахуази” 5/66, “Фатауа Ислямия” 2/6, “Фатауа манар аль-Ислям” 2/411.
Однако необходимо упомянуть об одной важной вещи, о чем говорил шейх Ибн ‘Усаймин в “Ахкам аль-Удхия”, что выделение какого-либо определенного года для Удхия от имени умершего, как это принято делать в некоторых арабских странах в первый год смерти, не имеет никакой основы. Изначально обряд Удхия предписан живым, и неизвестно, чтобы пророк (мир ему и благословение Аллаха) совершал Удхия за кого-либо из числа своих родных, которые умерли раньше него, например, его дядя Хамза, его жена Хадиджа, его сыновья и дочери. Поэтому тот факт, что это не установлено, указывает на то, что это не является желательным, однако обобщенные тексты Корана и Сунны указывают на то, что это дозволено, но без каких-либо конкретизаций.
Искреннее намерение
Всевышний Аллах сказал: «Ни мясо, ни кровь их (жертвенных животных) не доходят до Аллаха. До Него доходит лишь ваша богобоязненность. Так Он подчинил их вам, чтобы вы возвеличивали Аллаха за то, что Он наставил вас на прямой путь. Обрадуй же благой вестью творящих добро» (аль-Хадж 22: 37).
Имам ан-Науауи сказал: “Намерение является условием Удхия”. См. «аль-Маджму’» 8/380.
Имам аль-Касани сказал: “Удхия не действительно без намерения, ведь животное может быть заколото просто для мяса или же для приближения к Аллаху”. См. «Бадаи’у-ссанаи’» 4/208.
Литература
1. «Фатхуль-Бари би шарх Сахих аль-Бухари» Ибн Хаджар аль-‘Аскъаляни.
2. «аль-Муфхим лима ашкаля мин тальхыс китаб Муслим» Абуль-‘Аббас аль-Къуртуби.
3. «Шарх Сахих Муслим» Яхъя ибн Шараф ан-Науауи.
4. «Файдуль-Къадир шарх аль-Джами’ ас-сагъир» ‘Абдур-Рауф аль-Мунауи.
5. «‘Аунуль-Ма’буд шарх Сунан Аби Дауд» Абу ат-Тайиб Шамсуль-Хаккъ ‘Азым Абади.
6. «Сильсилятуль-ахадис ас-сахиха» Мухаммад Насыруддин аль-Альбани.
7. «Сильсилятуль-ахадис ад-да’ифа» Мухаммад Насыруддин аль-Альбани.
8. «Сахих аль-джами’ ас-сагъир» Мухаммад Насыруддин аль-Альбани.
9. «Сахих ат-таргъиб уа-ттархиб» Мухаммад Насыруддин аль-Альбани.
10. «Ируа аль-гъалиль фи тахридж ахадис Манар сабиль» Мухаммад Насыруддин аль-Альбани.
11. «Субулю-Ссалям шарх Булюгъ аль-марам» Мухаммад ибн Амир ас-Сан’ани.
12. «Найлюль-аутар шарх Мунтакъ аль-ахбар» Мухаммад аш-Шаукани.
13. «аль-Уаджиз фи фикъхи-Ссунна уаль-Китабиль-‘Азиз» ‘Абдуль-‘Азым ибн Бадауи.
14. «Сахих фикъху-Сунна» Абу Малик Камаль ибн Сайд Салим.
15. «Мин ахкам аль-Удхия» Мухаммиад ибн Салих аль-‘Усаймин.
16. «аль-Муфассаль фи ахкам аль-Удхия» Хисамуддин ‘Афана.
17. «Ахкамуль-Удхия» Мухаммад Салих аль-Мунаджид.
[1] Обратите внимание на большую разницу, между зарезанным не с именем Аллаха, чем озабочены многие в наши дни, и зарезанным не ради Аллаха в своей основе, что является большим многобожием!
[2] ‘Атира - это жертвоприношение, которое совершали арабы-многобожники во времена невежества (джахилии) в последние десять дней месяца Раджаб. Это было дозволено в первые годы Ислама, однако затем это было отменено. См. “Миннату мун’им” 3/329.
Посланник Аллаха (мир ему и благословение Аллаха) сказал: «Нет фара’а и нет ‘атиры!»Муслим 1976.
Фара’ – это то, что приносили в жертву во времена джахилии своим идолам, желая от них благо.
[3] Первым, кому было вменено совершение Жертвоприношения, был пророк Ибрахим (мир ему). Вот, как описывает эту историю Всевышний Аллах в Коране: «(Сказал Ибрахим): “Господь мой, одари меня потомством из числа праведников!” Тогда Мы обрадовали его вестью о выдержанном мальчике. Когда он достиг того возраста, чтобы усердствовать вместе с ним, он сказал: “Сын мой! Я вижу во сне, что приношу тебя в жертву. Посмотри, что ты думаешь?” Он сказал: “Отец мой! Сделай то, что тебе велено. Если Аллах пожелает, ты найдешь меня одним из терпеливых”. Когда они оба покорились, и он уложил его на бок, Мы воззвали к нему: “О Ибрахим! Ты оправдал сновидение”. Воистину, так Мы воздаем творящим добро. Это и есть явное испытание. Мы выкупили его великой жертвой. Мы оставили о нем в последующих поколениях добрую молву. Мир Ибрахиму! Воистину, так Мы воздаем творящим добро. Воистину, он – один из Наших верующих рабов» (ас-Сафат 37: 100-112).
Что же касается того, кого именно должен был принести в жертву из сыновей пророк Ибрахим: Исхакъа или Исма’иля, то правильным является то, что это был Исма’иль. См. “Тафсир ат-Табари” 23/22-55, “Тафсир Ибн Касир” 4/146-148.
[4] Среди этих распространенных, но не достоверных хадисов относительно достоинств Жертвоприношения, следующие:
1. «Нет деяния из деяний сынов Адама, которое было бы любимо для Аллаха в день Жертвоприношения, чем пролитие крови жертвенного животного. И поистине, это животное явится в Судный день со своими рогами, шерстью и копытами…» ат-Тирмизи 2/352.
Данный хадис является слабым по причине передатчика Сулеймана ибн Язида, который является слабым рассказчиком, о чем сказали имам Абу Хатим, хафиз аль-Мунзири, имам аз-Захаби и шейх аль-Альбани. См. “ас-Сильсиля ад-да’ифа уаль-мауду’а” 526.
2. Однажды сподвижники спросили пророка (мир ему и благословение Аллаха): “Что означает это Жертвоприношение (Удхия)?” На что пророк (мир ему и благословение Аллаха) ответил: «Жертвоприношение – это Сунна вашего отца Ибрахима!» А на вопрос: “Что нам за это будет?” Он ответил: «За каждую шерстинку вам будет записано вознаграждение». Ибн Маджах 2/273.
Этот хадис не достоверный по причине двух неприемлемых передатчиков в иснаде: ‘Аизуллаха и Абу Дауда ас-Саби’и. См. “ас-Сильсиля ад-да’ифа уаль-мауду’а” 527.
3. «О Фатыма! Встань, и будь свидетельницей закалывания своего жертвенного животного. Поистине, тебе будут прощены твои грехи с первой каплей крови!» аль-Хаким 4/222.
Этот хадис неприемлем по причине неприменимого передатчика Сабита ибн Абу Сафии. См. “ас-Сильсиля ад-да’ифа уаль-мауду’а” 528.
4. «Тот, кто совершил благое Жертвоприношение, надеясь на награду, оно станет преградой от Огня». ат-Табарани в «аль-Кабир».
Данный хадис выдуманный, ибо в нем передатчик Сулейман ибн ‘Амр ан-Наха’и, который выдумывал хадисы. См. “ас-Сильсиля ад-да’ифа уаль-мауду’а” 529.
5. «Совершайте жертвоприношение, ибо поистине, это будет вашим верховым животным на пути в Рай». ад-Дайлями в «аль-Фирдаус».
Данный хадис также весьма слабый, о чем сказали имам аль-‘Аджлюни, хафиз Ибн ас-Салях, Ибн Хаджар и шейх аль-Альбани. См. также “ас-Сильсиля ас-сахиха уаль-мауду’а” 74, 1255.
Данные хадисы нельзя приписывать посланнику Аллаха (мир ему и благословение Аллаха), поскольку он не произносил этого. А также необходимо опасаться в этом угрозы, а именно: «Пусть тот, кто сказал от моего имени то, чего я не говорил, приготовится занять свое место в Огне!» аль-Бухари 109.
[5] Причина этого в том, что именно в эти два дня совершаются многие важнейшие обряды Хаджа.
[6] Хафиз Ибн Хаджар сказал: “В этих словах указание на постоянство этого”. См. “Фатхуль-Бари” 12/114.
[7] В этом сообщении указание на то, что женщины имеют право закалывать животных в независимости от того, речь идет о простом закалывании для мяса или же о праздничном Жертвоприношении. Это является дозволенным, несмотря на то, что во многих кругах бытует мнение о недозволенности этого. Ка’б ибн Малик рассказывал: “Однажды одна женщина зарезала овцу с помощью камня, и спросила об этом пророка (мир ему и благословение Аллаха), и он повелел ей это есть”. аль-Бухари 5504.
Ибрахим ан-Наха’и относительно жертвоприношения совершенного женщинами и детьми сказал: “Нет в этом никаких проблем, если они способны зарезать животное, и произнесут имя Аллаха”. Са’ид ибн Мансур. Хафиз Ибн Хаджар назвал иснад достоверным. См. “Фатхуль-Бари” 9/575.
Имам Ибн аль-Мунзир сказал: “Единогласны ученые в том, что закалывание, совершенное детьми и женщинами, является дозволенным”. См. «аль-Иджма’» 43.
[8] Сначала шейх аль-Альбани считал данный хадис слабым, однако впоследствии пересмотрев его, указал на то, что данный хадис является хорошим. См. «Сахих Сунан Аби Дауд» 8/143.
О жертвоприношении
В Исламе
и положениях, связанных с ним
(Ахкам аль-Удхия)
Первое издание
Подготовлено редакцией сайта
Содержание
Определение термина «аль-Удхия» (Жертвоприношение) 3
Жертвоприношения могут быть посвящены только Одному Аллаху. 3
Является ли праздничное Жертвоприношение обязательным?. 4
Доводы стороны, считающей Жертвоприношение (Удхия) желательным.. 4
Доводы стороны, считающей Жертвоприношение (Удхия) обязательным.. 4
Вывод относительно обязательности Удхия. 6
О достоинствах праздничного жертвоприношения. 6
Условия, предъявляемые в отношении Жертвоприношения. 8
Животные, которые могут использоваться в качестве праздничного Жертвоприношения. 8
Жертвенное животное должно достигать определенного возраста. 9
Дефекты, делающие жертвенное животное непригодным или же нежелательным для Жертвоприношения 9
Время совершения праздничного Жертвоприношения. 10