Аш-шаукани. ат-тухаф фи мазахиб ас-саляф. с. 7.
Виды Атрибутов Всевышнего Аллаха.
Атрибуты (ИЛИ Качества) Всевышнего Аллаха, упомянутые в Коране и Сунне, можно разделить на два вида (Аль-ас'иля ва аль-аджвиба. С. 48; Шарх аль-фикх аль-акбар. С. 15.): относящиеся к Сущности Аллаха (сыфат затийя) и представляющие собой действия (сыфат фи'лийя).
Первый вид — это неотъемлемые свойства Аллаха, неотделимые от Него. Например, Собственная личность (нафс), Знание, Жизнь,Могущество, Слух, Зрение, Лик, Слова (способность говорить), Изначальность, Владычество, Величие, Гордость, Возвышенность, Самодостаточность и Милосердие. К этому виду относятся все Качества, которые неотъемлемы, неотделимы от Сущности Всевышнего Аллаха.Что же касается второго вида — действий — то они связаны с Волей Аллаха и Его Могуществом. Это, например, возвышение Аллаха над Троном, Его нисхождение к нижнему небу, Его пришествие в Судный день, Смех, Довольство, Любовь, Ненависть, Гнев, Радость, Хитрость и так далее. Мы обязаны верить во все Атрибуты (Качества) Аллаха, к какому бы виду они ни относились, причём принимать их такими, какие они есть, и помнить о совершенстве Всевышнего. То есть мы должны понимать их в прямом, очевидном смысле, без уподобления, отрицания, искажения и попыток постичь их истинную сущность. И нам следует говорить то, что говорил имам аш-Шафи'и: «Я уверовал в Аллаха и в то, что пришло от Аллаха, в соответствии с тем, что желал сказать этим Сам Аллах, и я уверовал в Посланника Аллаx a то, что пришло от Посланника , в соответствии с тем, что имел в виду он сам»
Аль-ас'иля ва аль-аджвиба аль-усулийя. С. 50.
Имена Всевышнего Аллаха Всевышний Аллах сообщил нам в Своей Книге о Своих Именах. Мы также знаем их из Сунны Посланника. Каждое Имя Аллаха указывает на определённое Качество Аллаха, и каждое из этих Имён является производным от соответствующего отглагольного существительного. Например, Знающий, Могущественный, Слышащий, Видящий, и так далее. Имя «Знающий» — производное от слова «знание», оно указывает на наличие у Аллаха такого Атрибута (или Качества), как Знание. Точно так же можно охарактеризовать и все остальные Имена.
А Имя, вместившее в себя значения всех Имён и все Качества Всевышнего — это «Аллах». Относительно его происхождения между учёными существуют разногласия. Одни говорят, что оно является производным от слова «аль-илях» («божество»): «и» (то есть арабская «хамза») ушла, а две «л» слились. Это мнение Ибн аль-Каййима, Сибавейхи и ат-Табари. Другие учёные сказали, что это Имя не является производным от какого-либо слова. Фатх Аль-Маджид. С. 11. Ат-Табари сказал о значении слова «Аллах»: «Аллах — Обладатель Божественности и Господства над всеми Своими творениями».
Ат-Табари. Ат-тафсир. Т. 1. С. 123.
Имена Аллаха являются именами и в то же время описаниями Аллаха, выражением Его Качеств. Например, «Ар-Рахман» («Милостивый») — это Имя и в то же время описание Всевышнего Аллаха. Каждое Имя Аллаха несёт определённое значение, и все они описывают Аллаха, восхваляя Его и указывая на Его Совершенство.
Фатх Аль-Маджид. С. 14; Аль-ас'иля ва аль-аджвиба аль-усулийя. С. 44.
Эти Имена названы «Прекрасными» именно потому, что они указывают на всё самое лучшее, на Самого Совершенного.
Единобожие Имён и Атрибутов предполагает веру во все Имена, которыми назвал Себя Сам Всевышний вместе с теми значениями, на которые эти Имена указывают и вместе с тем что они предполагают. Например, в Коране упоминается Имя Всевышнего «Ар-Рахим» («Милосердный»). Мы верим в то, что это — Имя Аллаха.
Кроме того, мы верим, что это Имя указывает на то, что Аллах милосерден. Мы также верим, что Аллах милует, кого пожелает. Так же характеризуются все остальные Имена, упомянутые в Книге Аллаха и Сунне Его Посланника.
Аль-ас'иля ва аль-аджвиба аль-усулийя. С. 44.
Что же касается числа Имён Всевышнего Аллаха, то в хадисе говорится о том, что их девяносто девять. Абу Хурейра передаёт, что Посланник Аллаха сказал:
«Поистине, у Аллаха девяносто девять Имён, сотня без одного. Кто сочтёт их, войдёт в Рай. Поистине, Он — Один и любит
Нечётное»
Фатх Аль-Бари. Т. 5. С. 372; ан-Навави. Шарх сахих Муслим. Т. 17. С. 5.
Однако учёные согласны в том, что слова Посланника Аллаха «девяносто девять Имён» не означают, что их всего девяносто девять. Это всего лишь указание на то, что у Аллаха есть эти Имена, и кто сочтёт их, войдёт в Рай, однако это вовсе не предполагает, что у Него нет других Имён. Цель данного хадиса — сообщить верующим о том, что того, кто сочтёт эти Имена, ждёт Рай, а не о том, что у Аллаха всего девяносто девять Имён.
Аль-Байхакы. Аль-асма' ва ас-сыфат. С. 6; аль-Муртада аль-Ямани. Исар Аль-Хакк 'аля аль-хальк. С. 169; Фатх Аль-Бари. Т. 11. С. 183; аль-Касими. Ат-тафсир. Т. 7. С. 2911; Шарх аль-'акыдат ат-тахавийя. С. 110; ан-Навави. Шарх сахих Муслим. Т. 17. С. 5.
Вот хадис, указывающий на то, что у Аллаха есть и другие Имена, о которых Он не сообщил нам, и которые относятся к области сокрытого от нас. Посланник Аллаха сказал: «Если мусульманином овладеет беспокойство и грусть, и он скажет: «О Аллах, поистине, я — раб Твой, и сын раба Твоего, и сын рабы Твоей! Я подвластен Тебе, то, что случилось со мной, — решено Тобой, а то, что Ты предопределил для меня, — справедливо. Молю Тебя каждым из Имён Твоих, которым Ты Сам назвал Себя или ниспослал его в Книге Своей, или открыл его кому-то из Своих творений, или оставил его сокрытым от всех, кроме Себя Самого, — сделай Коран весной моего сердца, светом моей груди, развей им печаль мою и успокой им меня!" — Аллах непременно устранит его грусть и беспокойство и заменит их ему радостью». Люди сказали: «О Посланник Аллаха! Стоит ли нам заучить эти слова наизусть?» Он сказал: «Конечно. Тому, кто слышал их, следует заучить их наизусть»