Поэтому мусульманин должен избегать следующих действий, которые нарушают таухид Божественности: уподобления

(ташбих), искажения (тахриф), отрицания (та'тылъ) иопределения (такйиф).

1. Ташбих — уподобление качества Творца одноимённым качествам творений. Например, христиане уподобляют Всевышнему Аллаху 'Ису (Иисуса), иудеи — 'Узейра (Ездру), а язычники — своих идолов. Сюда же относится уподобление некоторыми группами людей Лика Аллаха ликам творений, Его слуха — слуху творений, и так далее. Абду-ль-Азиз Мухаммад ас-Сальман. Аль-ас'иля ва аль-аджвиба.

С. 31; Ар-равдат ан-надийя. С. 35.

2. Тахриф — подмена и искажение Имени или Атрибута Аллаха, при котором добавляется или отнимается буква либо изменяется порядок букв, составляющих данное слово, изменяется огласовка в арабском слове или же искажается его смысл (некоторые приверженцы нововведений назвали это «та'виль» — интерпретация). «Та'виль» — это искажение подлинного (языкового) значения слова или фразы. Например, некоторые исказили смысл Слов Всевышнего: «А Аллах говорил с Мусой разговором», превратив их путём изменения огласовки в такую фразу: «А Муса говорил с Аллахом разговором». Они сделали это из желания доказать, что среди качеств Аллаха нет способности говорить: то есть Муса говорил с Аллахом, а не Аллах говорил с Мусой.

3. Та'тыль — отрицание Божественных Атрибутов и неверие в то, что Аллаху изначально присущи эти качества. Так, например, отрицанием Его Имён и Атрибутов отвергается Совершенство Аллаха, а отказом от поклонения Ему отрицается зависимость от Него (то есть то, что Он — Господь. — Ред.). Ещё один пример — когда о Его творениях говорят, что они не были сотворены Им, а существуют изначально, то есть отрицается то, что Аллах — Создатель.

Такйиф — определение истинной сущности Имён и Атрибутов Всевышнего и рассуждение о том, как именно происходит нечто, связанное с Аллахом, или что именно представляют собой Его Имена и Атрибуты.

Такой подход к Именам и Атрибутам Аллаха — то есть вера в те Имена и Атрибуты, которые упомянуты в Коране и Сунне, без уподобления, искажения и попыток проникнуть в их истинную сущность — это подход наших праведных предшественников из числа сподвижников, заставшего их поколения и их последователей. Аш-Шаукани сказал: «Мазхаб наших праведных предшественников из числа сподвижников (да будет доволен ими Аллах), поколения, заставшего их, и последующих поколений — это принятие Атрибутов Всевышнего без искажения, необоснованных, произвольных толкований, уподобления и отрицания, к которым в большинстве случаев приводят эти бездоказательные толкования.

Когда кто-нибудь спрашивал их об Атрибутах и Именах Всевышнего, они лишь приводили ему доказательство наличия у

Всевышнего данного Атрибута или Имени и воздерживались от дальнейших рассуждений на эту тему, говоря: "Аллах сказал так, а остальное нам неизвестно, и мы не строим предположений и не говорим о том, о чём у нас нет знания, и Аллах не разрешил нам выходить за пределы этого". А если задавший вопрос настаивал на том, чтобы они сказали ему больше, они предостерегали его от занятия тем, что его не касается. Они старались удержать любопытного от попыток узнать то, что узнать невозможно, и что в то же время может привести к нововведениям, противоречащим тому, чего придерживались они, и что они запомнили от Посланника Аллаха, и что сподвижники передали заставшему их поколению, а те, в свою очередь, передали это знание дальше. В эти благословенные века между мусульманами не существовало разногласий в том, что касается Имён и Атрибутов Всевышнего. Все они шли одним путём и были заняты исполнением велений Всевышнего и обязанностей, которые Он возложил на них: они верили в Аллаха, совершали молитву, выплачивали закят, постились, совершали хадж, сражались на пути Аллаха, расходовали своё имущество на разные благие дела и занимались поиском полезных знаний. Они побуждали людей к совершению благих дел, старались уберечься от Огня и оказаться в числе спасённых, то есть обитателей Рая. Они побуждали людей к одобряемому исламом и удерживали их от всего порицаемого. Они пресекали любую несправедливость и притеснение по мере своих возможностей и сил и не занимались тем, чем Аллах не обязал их заниматься, и не старались узнать то, что Аллах не обязал их знать. Тогда религия была чистой, не загрязнённой никакими нововведениями»

Наши рекомендации