Можно ли узнать о лицемерии без небесного откровения?
Они пишут:
«вопрос лицемерия и возможности узнать лицемера по тем признакам о которых нам сообщил Аллах и то что не нужно для этого откровения»
Это одни из самых опасных слов, которые они произносили! По крайней мере из этих слов понимается, что о лицемерии можно узнать по внешним признакам, если именно это и имели в виду Абдуллах и Ибрахим. Если да, то вы пошли по стопам хауариджей, которые «знают» без откровения от Аллаха и которым «предельно ясно», кто лицемер, а кто нет.
Вы, прежде чем разбрасываться такими громкими выражениями, поинтересовались бы каким образом сам пророк (мир ему и благословение Аллаха) узнавал про истинных лицемеров. Ведь даже пророк (мир ему и благословение Аллаха) нуждался в откровении от Аллаха, чтобы знать этих самых истинных лицемеров, а вы говорите «что не нужно для этого откровения», и что для вас достаточны признаки, упомянутые в Коране и Сунне.
В суре «Лицемеры» Всевышний Аллах говорит Своему пророку (мир ему и благословение Аллаха): «Когда ты смотришь на них (лицемеров), их тела восхищают тебя. Когда они говорят, ты слушаешь их слова» (аль-Мунафикъун 63: 4).
Имам аль-Багъауи в отношении слов: «ты слушаешь их слова» говорил: “Т.е. ты считаешь их слова правдивыми”. См. “Тафсир аль-Багъауи” 5/294.
Также говорил и аш-Шаукани в своем тафсире «Фатхуль-Къадир».
Если бы посланник Аллаха (мир ему и благословение Аллаха) мог узнавать о лицемерах без откровения с небес, то как бы он восхищался словами лицемеров?!
Хузайфа, который был единственным, кому пророк (мир ему и благословение Аллаха) поведал имена лицемеров, рассказывал: “Однажды ‘Умара позвали на джаназа, и когда он собирался идти туда, я остановил его и сказал: «Останься, о правитель правоверных, поистине, он был из их числа (лицемеров)!» ‘Умар сказал: «Заклинаю тебя Аллахом, скажи, я из них?!» Я сказал: «Нет!»” аль-Баззар в “Кашф аль-астар” 1/391. Шейх Мукъбиль подтвердил достоверность. См. “аль-Джами’ ас-сахих” 5/165.
Если даже пророк (мир ему и благословение Аллаха) и его сподвижники, которые лучше всех знали аяты и хадисы, в которых описаны лицемеры, не могли их узнать, то кто способен на такое после них – Абдуллах и его последователь Ибрахим?! Воистину, это удивительно!
Может вы считаете себя мудрее пророка (мир ему и благословение Аллаха)?
Возможно ли по признакам узнать об истинном лицемере, который внешне проявляет Ислам, а внутри является кафиром?! Если аяты Корана и хадисы пророка (мир ему и благословение Аллаха), говорящие о качествах лицемеров соберутся в одном мусульманине, то это не дает никому право объявлять его лицемером.
Вся беда этих людей в том, что они не знают, или же не понимают, что лицемерие бывает двух видов: большое и малое. Т.е. лицемерие в душе, что является большим неверием, и лицемерие проявляющееся в делах, что не является большим куфром. Это когда мусульманин совершает или говорит то, что присуще лицемерам, как например, непосещение утренней и ночной групповой молитвы в джама’ате, или же распространение сплетен и т.д.
Посланник Аллаха (мир ему и благословение Аллаха) говорил: «Истинным лицемером является тот, кому присущи четыре качества, а отличающийся одним из них будет отмечен одним из свойств лицемерия, пока не избавится от него. Этими качествами отличается тот, кто предает, когда ему доверяются; лжет, когда рассказывает о чем-либо; поступает вероломно, когда заключает договор, и преступает границы дозволенного, когда враждует с кем-либо» аль-Бухари 34, Муслим 58.
Пророк (мир ему и благословение Аллаха) ясно и недвусмысленно говорит о том, что человек, которому присущи эти качества истинный лицемер. Но, несмотря на это, в этом хадисе речь идет о лицемерии, проявляющемся в делах, а не в сердце. Имам ат-Тирмизи говорил: “Обладающие знанием говорят, что в хадисе речь идет о лицемерии, проявляющемся в делах. А что касается лицемерия в сердце, то о таком (лицемерии) было известно только во времена пророка (мир ему и благословение Аллаха)”. См. “аль-Джами’ ат-Тирмизи” 2632.
Т.е. о лицемерии в душе можно было узнать только на основании откровения от Аллаха.
Имам Ибн Аби Заманин сказал: “Эти, хадисы, в которых упоминается о лицемерии, не указывают на то, что если человек совершил одно из этих деяний, он становится таким же лицемером, как тот, кто явно исповедует Ислам, а в душе у него куфр! Смысл этих хадисов заключается в том, что эти поступки являются из деяний и качеств лицемеров!” См. “Усуль ас-Сунна” 67.
Имам ан-Науауи сказал: “Проявление этих качеств может встречаться и у праведных мусульман. Ученые единогласны в том, что тот, кто является правдивым в сердце и на языке, но совершает что-либо из этих качеств, то о нем не говорят, что он впал в неверие, или что он лицемер, который вечно пребудет в Огне. И поистине, все эти качества проявились в братьях пророка Юсуфа!” См. “Шарх Сахих Муслим” 1/235.
Хафиз Ибн Раджаб сказал: “Признанные ученые относительно этого хадиса говорили, что лицемерие означает: «проявление блага и сокрытие его противоположного», и в шариате лицемерие делится на два вида. Первый вид – это большое лицемерие, когда человек проявляет веру в Аллаха, ангелов, Писание, пророков и Судный день, а внутри отрицает все это или же часть этого. Это - то лицемерие, которое было во времена пророка (мир ему и благословение Аллаха), относительно которого ниспосылались аяты и подобные люди считались неверными, которые будут в самом нижнем слое Ада. Второй вид лицемерия – это малое лицемерия, лицемерие в делах. И основа этого лицемерия возвращается к качествам, упомянутым в этих хадисах”. См. “Джами’уль-‘улюми уаль-хикам” 436.
Поэтому мусульманину, в котором проявляются подобные качества, следует сказать, что это проявление лицемерия, а не говорить: «Ты лицемер!», так как он из-за слабого имана мог еще не полностью избавиться от этих скверных качеств.
Хузайфа, который, кстати, единственный и знал имена лицемеров, говорил: “Поистине, лицемерие было во времена пророка (мир ему и благословение Аллаха), а что касается сегодняшнего дня, то есть только неверие после веры!” аль-Бухари 7114.
Смысл его слов в том, что о большом лицемерии в людях можно было знать только на основании откровения от Аллаха во времена пророка (мир ему и благословение Аллаха). И в этих словах Хузайфы нет довода убеждению мурджиитов, которые говорят, что лицемерия уже нет вовсе. Лицемерие было, есть и будет, однако невозможно узнать о большом лицемерии после смерти пророка (мир ему и благословение Аллаха), когда прекратились ниспосылаться откровения.
Къады ‘Ийяд говоря о лицемерах сказал: “На них в мире этом распространяется хукм (положение) мусульман за их открытое произнесение шахады языком. И не сделал Аллах так, что человек может узнать сокровенные вещи (т.е. о лицемерии в сердце), и не велено им расследовать это, более того пророк (мир ему и благословение Аллаха) запретил это и сказал (тому, кто убил произнесшего шахаду): «Разве ты рассек его сердце?!» (чтобы узнать искренне он произнес шахаду или нет)”. См. “аш-Шифа” 2/17.
А что касается того, кто заявляет обратное, тот заблуждается и противоречит Корану и Сунне, и претендует на сокровенное, которое Всевышний открывал лишь пророкам!
Однако может быть так, что Абдуллаха и Ибрахима ввело в заблуждение неправильное понимание упомянутых хадисов и некоторые высказывания саляфов, наподобие слов аш-Ша’би: “Тот, кто лжет, тот лицемер!” аль-Байхакъи в “Шу’абуль-иман” 4892.
Или же слова Хасана аль-Басри, который называл лицемерами тех, в ком проявлялись признаки лицемерия, упомянутые в хадисах.
Если да, то они неправильно поняли их слова, ибо в этих приданиях нет указания на то, что они узнавали истинных лицемеров по их признакам. В этих сообщениях указание на то, что они называли таких людей лицемерами. А называть человека из-за определенных качеств лицемером и заявлять, что он есть истинный лицемер, т.е. кафир, не одно и то же! Более того, называть мусульманина лицемером не дозволено, исходя из общих хадисов, запрещающих обвинять мусульман в неверии и нечестии! Посланник Аллаха (мир ему и благословение Аллаха) сказал: «Кто скажет своему брату: “Неверный”, или: “Враг Аллаха”, тогда как он таковым не является, то это обязательно вернется к сказавшему». Муслим 1/79.
Также пророк (мир ему и благословение Аллаха) говорил: «Когда один человек обвиняет другого в нечестии или неверии, обвинение обязательно возвращается к нему самому, если тот, кого он обвиняет, на самом деле таковым не является». аль-Бухари 6045, Муслим 61.
Нет никакого сомнения в том, что именовать мусульманина лицемером, которым Аллах уготовил наихудшее наказание, серьезнее, чем именовать его нечестивцем!
Имам аль-Мунауи привел сообщение, в котором сообщалось, что однажды один человек из Басры пришел к ‘Ата ибн Аби Раббаху и сказал: “Я слышал, как Хасан аль-Басри говорил: «В ком проявились три качества, то я не затруднюсь сказать, что он лицемер!»” ‘Ата сказал ему: “Когда вернешься к Хасану, скажи ему: «‘Ата передает тебе салам и спрашивает: “Что ты скажешь о братьях пророка Юсуфа, которые лгали, не сдержали обещание и поступили вероломно?! Являлись ли они лицемерами?!»” Когда же тот человек передал это Хасану аль-Басри, он сказал: «Да воздаст Аллах благом ‘Ате!»” См. “Файдуль-Къадир” 1/194.
Интересно знать, осознавали ли Абдуллах и Ибрахим всю ответственность своих слов, когда писали, что не нужно откровения, чтобы узнать о лицемерии?!
Не нужно обладать даже таким большим уровнем знаний как у вас, чтобы понять, что ваши слова – это куфр. Ну что же, «ученые мужи аналитики», сделаете ли вы сами себе такфир или же поищите оправданий, мол мы не знали, не ведали…
А что касается мусульман наших дней, то вместо того, чтобы обвинять в лицемерии всех несогласных с ними, как это стало обычаем, полезнее было бы искать признаки лицемерия в самих себе, чего полным полно во многих. Разве есть кто-либо после ‘Умара, кто мог бы считать себя лишенным лицемерия как в делах, так и в убеждениях, скажите нам?! Спросили имама Ахмада: «Что сказать о том, кто не боится для себя лицемерия?» Он ответил: “Разве кто-то может быть защищен в отношении себя от лицемерия?!” См. “Масаиль Ибн Хани” 2/176.
Хасан аль-Басри говорил: “Клянусь Аллахом, не застал дня и не застал ночи верующий на поверхности земли, чтобы он не боялся лицемерия для себя! И никто не считает лишенным себя лицемерия, кроме истинного лицемера!” аль-Фирьяби в “Сыфатуль-мунафикъ” 87.