Какую роль старообрядцы сыграли в революциях начала ХХ века?
С развитием капитализма в мире, капитализм стал проникать так же и на территорию Российской империи. В этот период особую активность проявили выходцы из старообрядческих общин. Занимаясь торговым, производственным (основание мануфактур во многих губерниях страны) и банковским делами некоторые из них постепенно превратились в видных «капиталистов» (берём в скобки, поскольку многие из них выросли на основе общинной старообрядческой этики) того времени. Вот что об этом сообщает ресурс RUPOSTERS:
Морозовы, Рябушинские, Прохоровы, Марковы, Мальцевы, Гучковы, Трындины, Третьяковы… По данным Forbes, совокупное состояние этих семей на начало XX века составляет около 150 млн золотых рублей (не все из них вошли в рейтинг). На сегодняшний день общий капитал этих семей мог бы составлять 115,5 миллиардов рублей.
«Меня всегда поражала одна особенность — пожалуй, характерная черта всей семьи, — это внутренняя семейная дисциплина. Не только в делах банковских, но и общественных каждому было отведено своё место по установленному рангу, и на первом месте был старший брат, с коим другие считались и в известном смысле подчинялись ему»,
— вспоминал один из богатейших предпринимателей Михаил Рябушинский в мемуарах Павла Бурышкина «Москва Купеческая».
Образчиком экономико-социальной культуры старообрядцев может служить Никольская мануфактура «Саввы Морозова и Ко». Пока Комитет министров Александра II решал, что делать с периодическими вспышками холеры на заводах численностью более 1000 рабочих, Морозов в начале 1860-х основал собственную деревянную больницу на 100 коек. Вскоре лечебные учреждения появились при всех его заводах: четыре больницы обслуживали почти 6,5 тыс. рабочих-ткачей. На них Морозов тратил в среднем 100 тысяч золотых рублей в год. Позже государство начнёт обязывать все мануфактуры строить свои больницы.
Проходная на мануфактуру Красильщиковых http://licetjovi.livejournal.com/748815.html
В конце XIX века рабочие мануфактуры семьи потомков староверов Красильщиковых были поголовно безграмотны. В 1889 году при фабрике открывается начальное училище. Там обучались как сами заводские работники, так и члены их семей. За 10 лет число неграмотных мужчин на фабрике снизилось до 34% (1901 год), а к 1913 году неграмотных осталось всего 17%. В начале XX века фабричные школы обучали и женщин, сократив количество безграмотных с 88% до 47%. И это при действии «указа о кухаркиных детях».
Общины старообрядцев вкладывали деньги в богадельни, народные дома — чайные на 400 человек с библиотеками, выставками. У тех же Красильщиковых подобный дом находился в Родниковском районе, там проходили собрания различных обществ и предпринимателей» (https://ruposters.ru/news/27-06-2017/idealnye-kapitalisti).
Помимо коммерческой деятельности представители старообрядческого купечества вносили свой вклад и в развитие культурного наследия:
Московский Художественный театр.
Основан в 1898 году.
Одним из основателей был К.С. Станиславский — известный русский театральный режиссёр.
http://www.etoretro.ru/pic96129.htm?position=133&sort=DESC&sort_field=image_date&y1=1842&y2=1902
Санкт-Петербургская консерватория.
Основана в 1861 году.
Одним из основателей был Громов Василий Федулович (по роду деятельности — лесопромышленник).
http://classical-music.ru/node/53
Государственная Третьяковская галерея. Основана в 1856 году купцом Павлом Третьяковым.
http://www.tretyakovgallery.ru/upload/resize_cache/iblock/e4d/9999_500_1/e4d1bc07a2d50dc60b6ca2bf096dc623.jpg
Основная группа старообрядческих купцов расположилась в Москве. Оттуда она продавливала свои коммерческие и политические интересы, сталкиваясь при этом с другими группами из Петербурга, которые, в свою очередь, отстаивали свои интересы, а некоторые из них — интересы иностранного капитала. Ярким примером такого противостояния может послужить снижение таможенных пошлин на ввозимые из-за границы иностранные товары.
(см. Заседание экспертной комиссии по статьям тарифов о бумажной пряже и тканях. 28 ноября 1867 года//РГИА. Ф. 1244. Оп. 16. Д.1. Ч.1. Л. 700). Таможенные споры завершились победой правительственных чиновников, что вызвало определённый общественный резонанс. Это случилось по причине отсутствия устойчивых позиций у старообрядцев в чиновничьих кругах. И это только один из примеров.
Однако в вопросах управления делами общественной в целом значимости в этот период дееспособность монархической бюрократии на самом низком уровне, по какой причине главной угрозой становится развал института государственности Русской цивилизации и революционная смена формы правления, т.е. очередная смута.
http://inance.ru/2017/07/rus-20-vek/
В статье «История России XX века: от дореволюционной к предреволюционной» мы писали о том, что в России к 1911 году действовали следующие социальные группы:
• монархисты,
• иерархия РПЦ,
• знахари,
• многопартийные либерал-демократы (несколько групп),
• марксисты-большевики (представлены несколькими группами),
• марксисты-троцкисты (также представлены несколькими группами),
• масоны представлены во всех группировках.
Старообрядцев в этом перечне можно отнести к знахарской группе, противостоящей иерархии Никонианской Церкви на идеологическом поле, но отличающейся от дохристианских староверов тем, что ими исповедуется всё же одно из течений христианства, а не древнее многобожие, хотя среди старообрядцев и могли быть растворены потомки дохристианских староверов, принявших христианство старообрядчества.
Старообрядцы, противостоя иерархии Никонианской Церкви, монархистам и либерал-демократам, однако не спешили примкнуть и к марксистам, хотя чисто организационно были ближе именно к ним — они на практике внутри своей социальной группы реализовывали принципы общинности. В этом смысле они идеологически были ближе к марксистам-большевикам, нежели к троцкистам, что сыграло свою роль в будущем.
Однако к началу XX века противостояние группировок в Российской империи накачивало революционную ситуацию и в тех условиях не было никакой возможности страообрядцам сойтись с большевиками, несмотря на их некоторое идейное родство. Всё же старообрядцы были капиталистами, хотя их интересы и сталкивались с коммерческиим интересам правящей верхушки.
Например, после отмены таможенных пошлин, товары мануфактур, основанных выходцами из старообрядчества, стали неконкурентными, из-за чего пришлось сократить издержки на содержание и оплату труда работников. Старообрядцы здесь не стали исключением. Руководители мануфактур уже были заняты не интересами большинства, а более — интересами своих капиталов.
Всё это усиливало рост революционных настроений в обществе. Масоны активно готовятся к ликвидации монархии и взятию власти в России. Правящая бюрократия пронизана масонством и недееспособна как в правлении, так и в противодействии заговору, корни которого — в Великобритании.
Первым крупным ударом, когда противостояние достигло своего апогея, стал 1905 год и Революция 1905 — 1907 годов, или, как её ещё называют, Первая русская революция, что, на наш взгляд, не совсем верно. Это скорее была первая «цветная революция» в России. Подробнее об этом читайте статью «9 января 1905 — провокация, ставшая историей» (http://inance.ru/2017/01/9-yanvarya-1905/)
По её окончании была создана законодательная дума с монархией во главе, призванная найти компромисс между враждующими группировками. Но положение после прошедших потрясений сильно не изменилось: группировки продолжали отстаивать свои интересы.
К началу XX века бурный рост капитализма сделал рабочее движение одним из главнейших факторов внутрироссийской жизни. Экономическая борьба рабочих и государственное развитие фабрично-заводского законодательства вели совместное наступление на произвол работодателей. Контролируя этот процесс, государство пыталось сдерживать опасный для страны процесс радикализации растущего рабочего движения. Но в борьбе с революцией за толпу оно потерпело сокрушительное поражение. В первую очередь, потому, что власть отвернулась от народа, ещё при царе Александре III, подписавшем «указ о кухаркиных детях», который отсекал огромные массы талантливых людей от возможности реализовать свой потенциал, став грамотными. Это главная трагедия Российской Империи, проигравшей войну «за учебной партой» Японии, давшей во время Реставрации Мейдзи в 1863 году возможность получать образованию любому желающему.
В феврале 1917 году всё это вылилось в Февральскую буржуазную революцию, результатом которой стала победа союза московского купечества, либерал-демократов и масонов, представленных во всех этих социальных группах: монархическое правительство вместе с императором Николаем II было насильно отстранено от власти. Руководство страны взяло на себя Временное правительство.
А что же народ? Народ не устраивало ни правление Николая II, ни правление Временного правительства. Сложившаяся на тот момент культура в России лишала Народ каких-либо перспектив. Если бы сохранилось наследие, которое было до Первой мировой войны, то существование России было бы под большим вопросом. Деревня нищала, несмотря на образование такого сословия, как кулаки. Условия труда на заводах были плохими. Правящая «элита» жила на всём готовом. Большинство технологически сложного оборудования производилось из иностранных комплектующих.
В итоге, в октябре 1917 года, состоялась Великая Октябрьская социалистическая революция, которая подвела окончательную черту в противоборстве сил. К власти пришёл В.И. Ленин, который решил построить социализм в отдельно взятой стране на основе учения К. Маркса.
Как и в XVII веке, за описанными выше событиями стояли не только публичные группы, такие, как московская купеческая группа и петербургская правительственная группа. За обеими группами, осознавали они это или нет, стояли силы, заинтересованные в свержении в России монархии и установления в ней марксистского учения с дальнейшим разжиганием мировой революции для преодоления кризиса, который порождал капитализм. Эти силы умело разыграли карту революции, используя множество структур для достижения своей цели: масонство, различные финансовые группы (московская группа капиталистов из старообрядческой среды не исключение), партии и пр. Но, как говорил А.С. Пушкин:
«…не дано ему предугадать случая — мощного, мгновенного орудия Провидения»
Когда же государственно-общественный коллапс стал для всех явью, многие кинулись искать и осмыслять причины случившейся катастрофы. Задавались вопросом: как Россию могла постигнуть такая ужасная участь? Почему значительная часть русского народа осталась равнодушной к судьбе своей Родины? Удивляла та легкость, с которой произошло расставание с монархией, просуществовавшей триста лет. Ещё больше поражало безразличие по отношению к церкви: надругательство над ней не вызвало повсеместной волны негодования.
Все эти сюрпризы истории перестают восприниматься таковыми и приобретают свою железную логику, если рассматривать их в качестве не только политической многоходовки заправил марксистских орденов, но и в качестве некоего завершающего рывка русской реформации, подспудно тлевшей в народных старообрядческих пластах. Только эта незамеченная реформация в новых условиях проявилась уже не в религиозном, а в социальном ключе. К тому же выстраиваясь вокруг не частной, а общественной собственности старообрядцев, с соответствующей коллективистской психологией. Такое понимание жизни было навеяно не марксистской теорией, а питалось образом мысли, присущего старообрядцам, не связывавших перспективы с буржуазными ценностями.
С другой стороны, люди из русских низов, наполнившие партию, не собирались обслуживать мировую революцию. Они жаждали построения коммунизма, или, иначе, «Царства Божьего на земле», не где-то в далеких странах, а у себя на Родине. Эта реальность, поднявшаяся из народных глубин, стала теперь не просто хорошо различимой, а определяющей в формировании «лица» советского строя.
И Россия, по прошествии некоторого времени, встала на путь построения настоящего социализма с большевистским подходом к делу, который нашёл отклик в душах многих старообрядцев, особенно после того, как власть перешла в руки И.В. Сталина и его сторонников.