Другие подобные хадисы от Посланника Аллаха

Пророк сказал, обращаясь к Али: «Ты повелитель каждого верующего и каждой верующей после меня».[363]

«Али повелитель всех верующих после меня».[364]

«О Али! Ты наставляющий на истинный путь. Посредством тебя будут находить после меня истину те, кто хочет найти ее».[365]

«Тот, кто хочет жить как я, и умереть как я, а после смерти поселиться в вечном раю, который уготовил Господь, должен признать руководство Али и его потомков. Они не собьют вас с пути истины и не введут в заблуждение. Горе отрицающим их превосходство».[366]

«Я завещаю каждому, кто уверовал в мою пророческую миссию, придерживаться после меня руководства Али ибн Аби Талиба».[367]

«Кто подчинится мне, тот подчинится Аллаху, кто ослушается меня, тот ослушается Аллаха. Кто подчинится Али, тот подчинится мне, кто ослушается Али, тот ослушается меня».[368]

«О Али, ты мой наместник (халиф) после меня».[369]

«Каждый пророк имеет заместителя и наследника. Моим заместителем и наследником является Али».[370]

«Тот, кто уверовал в мою пророческую миссию, должен принять руководство Али ибн Аби Талиба. Ибо его руководство это мое руководство, а мое руководство это руководство Аллаха».[371]

Все эти хадисы с предельной ясностью и без дополнительных комментариев указывают на то, кто является руководителем мусульман после смерти Посланника Аллаха (да благословит Аллах его и его род).

Претензия по поводу смысла хадиса

В цепочке передатчиков этого хадиса присутствуют шииты. Поэтому хадисы с таким иснадом не представляют ценности для суннитов.

Ответ: Во-первых, хадис «Правление» обладает большим числом путей, по которым он дошел до нас. И если кому-то не нравится, что в иснадах некоторых из версий этого хадиса присутствуют шииты, то пусть взглянут на иснады других версий этого хадиса, которые дошли иными путями. И в них отсутствуют шииты. Во-вторых, этот хадис привели в своих сборниках Тирмизи, Ахмад ибн Ханбал, Насаи, Хаким Нишабури, Байхаки и множество других суннитских ученых, которые не считали его не представляющим ценности. В-третьих, в самых авторитетных суннитских сборниках имеется множество хадисов, в цепочке передатчиков которых присутствуют шииты. Немало подобных хадисов приводят в своих сборниках Бухари и Муслим. Желающие узнать об этом подробнее могут обратиться к книге «Аль-мураджиат» Шарафуддина Мусави.

Хадис «Подобие»

Хадис «Подобие» имеет широкую известность среди мусульман и отличается высокой степенью достоверности среди хадисоведов. Посланник Аллаха (да благословит Аллах его и его род) сказал, обращаясь к Имаму Али (да будет мир с ним): «Ты по отношению ко мне подобен Харуну по его отношению к Мусе». В другой версии этого хадиса Пророк сказал: «Ты по отношению ко мне подобен Харуну по отношению к Мусе. С той разницей, что после меня пророков больше не будет».[372]

В данном хадисе Посланник Аллаха уподобляет отношение к нему Имама Али отношению Пророка Харуна к Пророку Мусе. Для того чтобы в полной мере стало понятным отношение Имама Али к Пророку Ислама, необходимо узнать, какое же положение занимал Харун по отношению к Мусе. Для этого обратимся к Священному Корану. В Коране говорится о мольбе Пророка Мусы к Аллаху: «(Господи) назначь мне помощника из моей семьи, брата моего Харуна. Умножь благодаря ему Силу мою. И позволь ему разделить со мной мою миссию».[373]Всевышний Аллах внял мольбам своего пророка и ответил ему: «О Муса, ты уже получил то, что попросил».[374]

Пророк Муса просит Всевышнего Аллаха назначить Харуна его помощником. В аяте используется арабское слово «вазир»[375] и оно имеет более широкое значение, чем просто помощник. Оно означает министр, управитель от имени руководителя. В соответствии с этими аятами Харун становится помощником Мусы и правителем от его имени над иудейской общиной. Аллах укрепил Пророка Мусу его братом, и сделал последнего его соучастником в деле наставления людей на путь истины. Точно также Имам Али является правителем от имени Посланника Аллаха и его помощником. Аллах укрепил Пророка Ислама помощью Али. Аллах сделал его соучастником Мухаммада (да благословит Аллах его и его род) в деле наставления человечества на путь истины и приближения к Аллаху. Разница между помощником Мусы и помощником Пророка Ислама заключается в том, что Харун является пророком, а Имам Али не является им и не получает откровений.

Хадис «Подобие» указывает на руководство Имама Али над мусульманами, на его превосходство над всеми сподвижниками, на обязательность подчинения приказам Имама Али, ибо его приказы подобны приказам Посланника Аллаха. Этот хадис показывает, что Имам Али подобен Посланнику Аллаха так же, как два пророка подобны друг другу. Что может быть выше той степени, которую занимает Имам Али? В многочисленных хадисах Посланник Аллаха указывал на то, что он и Али подобны друг другу: «Али от меня, а я от него».[376]

Наши рекомендации