Посещение могил пророков и имамов

Мы убеждены: Посещение мест погребения Пророка Ислама (да благословит Аллах его и род его), других божьих пророков, безгрешных имамов, а также могил великих ученых, праведных верующих и мучеников за веру, является одним из самых желательных деяний в исламской религии. Подобное посещение могил способствует усилению духовной связи между посещающим могилу и тем, кто покоится в ней, содействует более искреннему следованию по его пути, который в конце концов ведет к милости и довольству Всевышнего Аллаха.

В трудах ученых обоих исламских направлений (шиитского и суннитского) упоминается большое количество хадисов, подтверждающих дозволенность и даже желательность посещения могил праведных рабов Аллаха. Их настолько много, что если кто-либо пожелает собрать все эти предания, то ему необходимо будет собрать их в отдельной книге. На протяжении всей истории существования исламской религии мусульмане всегда с огромным уважением относились к праведникам и местам их погребения. В мусульманской литературе подробно описываются различные истории, когда мусульмане приходили на могилу Посланника Аллаха (да благословит Аллах его и его род) и на могилы безгрешных имамов (да будет мир с ними), чтобы почтить их память и отдать им должное за все то, что они сделали для человечества. Даже сам Пророк Ислама не забывал посещать могилы своих умерших благочестивых последователей, не забывал помолиться за них, испрашивал для них мира и благ.

Также необходимо сказать, что посещение могил праведников ни в коем случае не является актом поклонения. Поклонения и богослужений достоин лишь один Всевышний Аллах, и мы поклоняемся только Ему одному. А посещение могил праведников, как уже было сказано ранее, это укрепление духовной связи между нами и ими, чествование памяти о них, обращение к ним с просьбой о заступничестве перед Аллахом. Поэтому нет места даже малейшим сомнениям относительно законности этого деяния с точки зрения шариата.

Наследие безгрешных имамов

Последователи шиитского вероучения собрали огромное количество хадисов, в которых разъясняются все необходимые для человечества вопросы. Часть этих хадисов была рассказана Посланником Аллаха (да благословит Аллах его и его род) и передана имамами из его рода (да будет мир с ними), а часть поведана самими имамами, ибо они, как уже было сказано ранее, являются наследниками знаний всех пророков. Все эти хадисы были собраны в сборники, которые составляют второй по значимости после Корана источник шиитского вероучения. Наиболее знаменитыми и значимыми являются четыре сборника хадисов, которые иногда называют «четыре книги». К ним относятся «Аль-кафи», «Тахзиб аль-ахкам», «Аль-истибсар», «Ман ля йахдуруху аль-факих».

Однако то, что вышеупомянутые сборники являются признанным источником шиитского вероучения, не означает того, что каждый упомянутый в этих сборниках хадис является достоверным и все сказанное в нем нужно принимать за правду без проверки. Это не так. Каждый хадис необходимо сверять со Священным Кораном, и в случае его противоречия аятам небесной книги он не будет представлять какой-либо ценности. Любой хадис имеет цепочку передатчиков, каждого из которых необходимо проверить на справедливость, набожность, честность. Если все передатчики какого-либо хадиса будут признаны справедливыми, то хадис будет считаться достоверным, в ином случае хадис будет сомнительным и слабым. В шиитском праве разработана целая система проверки хадисов, хорошо слаженный механизм отделения достоверных преданий от слабых и сомнительных. Но чтобы разбираться в этом деле, необходимы соответствующие познания и умение, которые достигаются путм долгого обучения.

Сказанное выше показывает, что отношение шиитов к своим сборникам хадисов немного отличается от отношения суннитов к своим. Так как авторы самых знаменитых суннитских сборников (Бухари и Муслим) собирали те хадисы, которые по их мнению отличаются высокой степенью достоверности. Поэтому современные сунниты считают достоверными и не подлежащими сомнению все предания, собранные в данных сборниках. По этой причине каждый из этих хадисов можно использовать как источник изучения суннитского вероучения. Тогда как авторы шиитских сборников хадисов стремились собрать все хадисы, восходящие к пророку и безгрешным имамам, а уже затем ученые отделяли достоверные хадисы от недостоверных.

Большая часть огромного количества хадисов, которые собраны в шиитских сборниках, переданы пятым и шестым безгрешными имамами, то есть Имамом Мухаммадом Бакиром и Имамом Джафаром Садиком (да будет мир с ними). Также значительная часть хадисов была передана восьмым имамом – Али Ридой (да будет мир с ним). Из всех двенадцати имамов именно эти трое смогли рассказать огромное количество преданий по той причине, что жили они в эпоху, когда со стороны омеядских и аббасидских правителей на них оказывалось меньшее давление. Поэтому, используя благоприятные условия, они разъясняли мусульманам истинные положения исламской религии, открывая ворота в океан божественных знаний последнего пророка (да благословит Аллах его и его род). Иногда шиитскую правовую школу называют джафаритской, по имени Имама Джафара Садика (да будет мир с ним). Пятый имам, помимо того что от него передано самое большое количество хадисов, воспитал огромное количество учеников в различных областях исламских наук – в богословии, толковании Корана, фикхе и так далее. Имам Садик (да будет мир с ним) в полной мере воспользовался условиями своего времени, когда омеядские правители уже утратили былую силу и влияние, а аббасидские правители все еще оставались не такими могущественными, какими стали позже.

Абу Ханифа, основатель одной из суннитских правовых школ, также некоторое время перенимал знания у Имама Садика. Он говорил о нем: «Я не видел человека, более сведущего в исламских науках, чем Джафар ибн Мухаммад».[177]

Малик ибн Анас, основатель другой суннитской правовой школы, сказал однажды об Имаме Садике (да будет мир с ним): «На протяжении некоторого времени я посещал Джафара ибн Мухаммада, и всегда заставал его за совершением одного из трех деяний. Или он выполнял молитву, или совершал пост, или же был занят чтением Священного Корана. На мой взгляд, никто не слышал и не видел человека, более знающего и поклоняющегося Аллаху чем Джафар ибн Мухаммад Садик».[178]

Две важные книги

К наследию, которое дошло до нас от пречистых имамов из пророческого рода, относятся две важные книги, являющиеся сокровищем исламской общины. Первая книга – «Путь красноречия» (Нахдж аль-балага), в которой покойный Шариф Рази собрал проповеди Имама Али (да будет мир с ним), его письма и высказывания. Ценность этого труда заключена в том, что речи имама наполнены глубочайшим смыслом, переданы наилучшим способом, произнесены в самом прекрасном стиле. Каждый, кто читает эту книгу (будь то шиит или суннит, и даже немусульманин) невольно попадает под ее влияние, на него оказывает огромное впечатление возвышенные речи Имама Али (да будет мир с ним). «Путь красноречия» способен разъяснить смыслы множества аятов Священного Корана, способен утолить жажду стремящихся к исламским познаниям в единобожии, воскрешении и жизни в загробном мире, в нравственности, в политике и социальных отношениях.

Вторая книга называется «Свитки Саджада» (Ас-сахифа ас-саджадийа). Это книга является сборником наилучших молитв, самых прекрасных слов, с которыми набожный раб обращается к своему Творцу, самых искренних душевных излияний. Смысл этих молитв возвышен и в то же время глубок, и они разъясняют человечеству то же самое, о чем говорится в аятах Корана и проповедях Пути красноречия. Слово за словом, предложение за предложением, эти потрясающие молитвы преподают читающему их новые уроки о мире духовности, о самой прочной связи между человеком и Всевышним Аллахом. Эти молитвы способны наполнить сердца светом и возвысить души. Уже по названию книги понятно, что эти молитвы дошли до нас от четвертого имама – Али ибн Хусейна (да будет мир с ним), которого за совершаемые им искренние и многочисленные богослужения называли Саджадом. Всякий раз, когда мы чувствуем потребность в излиянии души перед Аллахом, мы открываем эту книгу и погружаемся в духовный мир, где благочестивые и праведные рабы проливают слезы, каются Аллаху в грехах и ошибках, просят Его благосклонности и милостей.


Наши рекомендации