ГЛАВА 73. Сжигание домов и пальм.

1237 (3020). Сообщается, что Джарир бин ‘Абдуллах, да будет доволен им Аллах, сказал:

«(Однажды) посланник Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, сказал мне: “Не избавишь ли ты меня от Зу-ль-Халясы?” Так назывался дом(, где было капище идолов, находившееся на землях племени) хас‘ам и именовавшееся (также) йеменской Каабой, и я отправился (туда с отрядом из) ста пятидесяти отличных всадников из племени ахмас. Что же касается меня, то я не мог хорошо держаться на коне, и (пророк, да благословит его Аллах и приветствует,) ударил меня по груди (так сильно, что) я увидел следы его пальцев, и сказал: “О Аллах, укрепи его и сделай его ведущим и ведомым по правильному пути! /Аллахумма, саббит-ху ва-дж‘аль-ху хадийан махдийан!/”»

После этого Джарир отправился к (этому капищу), которое он разрушил и сжёг, а потом послал к посланнику Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, (гонца с сообщением об этом). Гонец Джарира сказал: «Клянусь Тем, Кто направил тебя с истиной, я пришёл к тебе только после того, как (это капище) уподобилось изнурённому (или: чесоточному) верблюду!»[1922]

(Джарир, да будет доволен им Аллах,) сказал: «И (после этого пророк, да благословит его Аллах и приветствует,) пять раз призвал благословение на конницу и пехоту ахмаситов».

ГЛАВА 74. Война − это обман.

1238 (3027). Передают со слов Абу Хурайры, да будет доволен им Аллах, что (однажды) пророк, да благословит его Аллах и приветствует, сказал:

«Погибнет хосрой[1923], и не будет другого хосроя после него, и обязательно погибнет император[1924], и не будет императора после него, а их сокровища непременно будут поделены на пути Аллаха!»Этот хадис передали аль-Бухари 3027, Муслим 2918.

(3029). Передают со слов Абу Хурайры, да будет доволен им Аллах, что пророк, да благословит его Аллах и приветствует, назвал войну обманом. Этот хадис передали аль-Бухари 3029, Муслим 1740.

ГЛАВА 75. О том, что споры и разногласия во время войны нежелательны, и о наказании того, кто ослушался своего предводителя. Аллах Всевышний сказал: «…и не препирайтесь (между собой), иначе вы потерпите неудачу и утратите свою силу» (“Добыча”, 46).

1239 (3039). Сообщается, что аль-Бара, да будет доволен им Аллах, сказал:

− В день битвы при Ухуде пророк, да благословит его Аллах и приветствует, поставил ‘Абдуллаха бин Джубайра во главе пехотинцев[1925], которых было пятьдесят человек, и сказал: «Даже если вы увидите, что нас хватают птицы[1926], не покидайте своего места, пока я сам не пошлю за вами! И даже если вы увидите, что мы разбили этих людей и обратили их в бегство, не покидайте (своего места), пока я сам не пошлю за вами!» И (мусульмане) разбили их, а я, клянусь Аллахом, видел, как бежали женщины[1927], края одежд которых задирались так высоко, что были видны их кольца на ногах и их голени. (Увидев это,) товарищи[1928] ‘Абдуллаха бин Джубайра закричали: «Добыча! О люди, добыча! Ваши товарищи уже победили, так чего же вы ждёте?!» ‘Абдуллах бин Джубайр воскликнул: «Разве вы забыли, что говорил вам посланник Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует ?» − но они сказали: «Клянёмся Аллахом, мы пойдём к этим людям[1929] и возьмём (свою долю) добычи!» Однако, когда они явились туда, то были обращены в бегство и разбиты[1930], а в это время посланник Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, находившийся в задних рядах, призывал их вернуться обратно[1931]. Вместе с пророком, да благословит его Аллах и приветствует, оставалось только двенадцать человек, а семьдесят человек из нас (мекканцы) перебили. Что же касается (битвы при) Бадре, то в тот день пророк, да благословит его Аллах и приветствует, и его сподвижники (перебили и пленили) сто сорок многобожников, семьдесят (из которых) были захвачены в плен, а семьдесят убиты. (После битвы) Абу Суфйан трижды прокричал: «Есть ли среди этих людей Мухаммад?» − но пророк, да благословит его Аллах и приветствует, запретил (своим сподвижникам) отвечать ему. Тогда он трижды спросил: «Есть ли среди этих людей Ибн Абу Кухафа?»[1932] − после чего (снова) трижды спросил: «Есть ли среди этих людей Ибн аль-Хаттаб?» − а потом вернулся к своим товарищам и сказал: «Что касается этих, то все они убиты!» Тут ‘Умар не сдержался и крикнул (Абу Суфйану): «Клянусь Аллахом, ты лжёшь! О враг Аллаха, поистине, все те, кого ты назвал, живы, а (это значит,) что никуда не делось то, что заставит тебя горевать!» (На это Абу Суфйан) сказал: «(Этот) день − за день Бадра, а война переменчива! Поистине, найдёте вы среди (ваших убитых) обезображенные трупы, но я не приказывал делать это, хотя это меня и не огорчило!» А потом он начал декламировать: «Возвышайся, Хубал[1933], возвышайся, Хубал!» Тогда пророк, да благословит его Аллах и приветствует, сказал (своим сподвижникам): «Разве вы не ответите ему?» (Люди) спросили: «О посланник Аллаха, что же нам говорить?» Он сказал: «Говорите: “Аллах более высок и велик!”» (Потом Абу Суфйан) сказал: «Поистине, есть у нас (идол) аль-‘Уззы[1934], а у вас нет!» Пророк, да благословит его Аллах и приветствует, (снова) сказал (своим сподвижникам): «Разве вы не ответите ему?» (Люди) спросили: «О посланник Аллаха, что же нам говорить?» Он сказал: «Говорите: “Наш Покровитель − Аллах, а у вас нет Покровителя!”»





ГЛАВА 76. О том, кто увидел врага и громко закричал: «Йа сабахах!»[1935] − чтобы это услышали люди.

1240 (3041). Сообщается, что Салама (бин аль-Аква‘), да будет доволен им Аллах, сказал:

«(Однажды) я выехал из Медины, направившись в сторону аль-Габы[1936], а когда я достиг горного прохода, ведущего в аль-Габу, мне повстречался раб ‘Абд ар-Рахмана бин ‘Ауфа. Я спросил его: “Горе тебе, что с тобой?” Он ответил: “Похитили дойных верблюдиц пророка, да благословит его Аллах и приветствует!” Я спросил: “Кто взял их?” Он ответил: “(Люди из племён) гатафан и фазара”. И я трижды прокричал: “Йа сабахах!” − так громко, чтобы это могли услышать меж двух гор[1937]. А потом я бросился (вдогонку), настиг их и (оказалось, что) они (действительно) захватили (верблюдиц). Тогда я начал стрелять в них из лука со словами:

Я − сын аль-Аква‘,

а сегодня − день, когда подлые погибнут!

И я отобрал у них верблюдиц ещё до того, как они смогли напиться (их молока), а потом погнал их (назад). Когда меня встретил пророк, да благословит его Аллах и приветствует, я сказал: “О посланник Аллаха, поистине, эти люди испытывают жажду, но я заставил их спешить и не дал им напиться, пошли же за ними (кого-нибудь)!” − (однако) он сказал (мне): “О Ибн аль-Аква‘, ты взял верх (над врагами), а теперь смягчись[1938], ибо сейчас этих людей их соплеменники принимают как гостей!”»

Наши рекомендации