ГЛАВА 43. Продажа серебра за золото в долг.

981 (2180, 2181). Сообщается, что Абу-ль-Минхаль, да помилует его Аллах Всевышний, сказал:

«(В своё время) я задал аль-Бара бин ‘Азибу и Зайду бин Аркаму, да будет доволен ими Аллах, вопрос об обмене денег, и каждый из них сказал: “Он (знает) лучше меня ”, и оба они говорили: “Посланник Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, запретил продавать золото за серебро в долг”».

ГЛАВА 44. Продажа(, именуемая) “музабана”[1507].

982 (2183). Передают со слов ‘Абдуллаха бин ‘Умара, да будет доволен Аллах ими обоими, что посланник Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, сказал: «Не продавайте несобранные финики, пока не будет ясно, что они пригодны (для еды),[1508] и не продавайте несобранные финики за сухие».

(Кроме того,) ‘Абдуллах бин ‘Умар, да будет доволен Аллах ими обоими, передавал со слов Зайда бин Сабита, да будет доволен им Аллах, что после этого посланник Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, разрешил продавать ещё несобранные финики за свежие собранные или сушёные финики,[1509] не разрешив делать это в иных случаях.

ГЛАВА 45. Продажа несобранных фиников за золото и серебро.

983 (2189). Сообщается, что Джабир, да будет доволен им Аллах, сказал: «Пророк, да благословит его Аллах и приветствует, запрещал продавать финики, пока они не созреют, и никакие из них не (должны были) продаваться иначе как за динары и дирхемы, кроме несобранных фиников, которые нуждающимся разрешалось покупать за сушёные».

984 (2190). Передают со слов Абу Хурайры, да будет доволен им Аллах, что пророк, да благословит его Аллах и приветствует, разрешил (нуждающимся) покупать несобранные финики за сушёные, если речь шла о количествах, (по весу) не превышающих пяти васков[1510].

ГЛАВА 46. О продаже плодов ещё до того как выяснится, пригодны ли они (к употреблению).

985 (2193). Сообщается, что Зайд бин Сабит, да будет доволен им Аллах, сказал: «При жизни посланника Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, многие люди занимались торговлей финиками, и, когда они срывали их и за ними (приходили те, кто купил их заранее), покупатель (часто) говорил: “Финики гниют, болеют разными другими болезнями и не поспевают”, выдвигая это в качестве довода (против продавца)[1511]; когда же количество (связанных с этим) тяжб увеличилось, посланник Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, сказал: “В таком случае не продавайте финики, пока не станет ясно, что они пригодны (к употреблению)!” − что (должно было) послужить указанием на то, что они (слишком) много спорили».

986 (2196). Сообщается, что Джабир бин ‘Абдуллах, да будет доволен Аллах ими обоими, сказал: «Пророк, да благословит его Аллах и приветствует, запрещал продавать финики, пока они не краснели или не желтели, когда их уже можно было есть».

ГЛАВА 47. Если кто-нибудь продаст финики до того как выяснится, пригодны ли они (к употреблению), а потом их поразит болезнь, всю ответственность должен нести продавец.

987 (2198). Соообщается, что (однажды) Анас бин Малик, да будет доволен им Аллах, сказал: «Посланник Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, запретил продавать финики, пока они не поспеют /тузхийа/». Его спросили: «Что значит “поспеют”?» Он сказал: «(Это значит), пока они не покраснеют». (Кроме того,) посланник Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, сказал: «Скажи мне, если по воле Аллаха плоды испортятся, то за что же любой из вас будет брать деньги своего брата[1512]?»

ГЛАВА 48. О том случае, когда кто-нибудь желает продать финики за финики лучшего (сорта).

988 (2201, 2202). Передают со слов Абу Са’ида аль-Худри и Абу Хурайры, да будет доволен Аллах ими обоими, что (в своё время) посланник Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, назначил управлять Хайбаром одного человека. Когда тот доставил посланнику Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, финики (сорта) джаниб,[1513] он спросил: «Все ли финики Хайбара таковы?» Он ответил: «Клянусь Аллахом, нет, о посланник Аллаха. Мы берём один са‘ таких (фиников) за два са‘ (других), а за два са‘ (таких) мы отдаём три са‘ (других)». Тогда посланник Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, сказал: «Не делай так, (но) продавай (финики разных сортов) за дирхемы, а потом покупай за дирхемы джаниб».

ГЛАВА 49. О продаже урожая до того как пригодность фиников или зерна становится очевидной /бай‘ аль-мухадара/.

989 (2207). Сообщается, что Анас бин Малик, да будет доволен им Аллах, сказал: «Посланник Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, запретил (такие виды торговли, как) “мухакаля”[1514], “мухадара”[1515], “мулямаса”, “мунабаза”[1516] и “музабана”»[1517].

ГЛАВА 50. О том, кто в разных землях вёл дела в соответствии с общепринятыми среди местного населения способами заключения торговых сделок, аренды, отмеривания и взвешивания.

990 (2211). Сообщается, что ‘Аиша, да будет доволен ею Аллах, сказала: «(Однажды) Хинд, мать Му‘авийи, сказала посланнику Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует: “Поистине, Абу Суфйан[1518] − человек скупой, так будет ли грехом, если я стану брать (что-то) из его денег тайно?” Он сказал: “Бери сама и (пусть берут) твои сыновья то, чего для тебя будет достаточно, сообразно обычаю”». аль-Бухари в «Китаб аль-манакыб», «Баб зикр Хинд бинт ‘Утба» (3/1390), аль-Байхакы в «Ас-сунан аль-кубра» (10/270). См. также «Фатх аль-Бари» (9/508) и «Таглик ат-та‘лик» ибн Хаджара (4/81).

Наши рекомендации