Оврядовые похороны животных и предметов

Похороны животных, предметов и др. — волховское действо, воспроизводящее погребальный обряд. Имеет охранительный или «отгонный», реже — продуцирующий характер. Объектом таких похорон могут быть чучела Морены, Масленицы, Зимы, Смерти, Костромы, Ярилы (или Яруна) а в эпоху двоеверия — Кузьмы-Демьяна, святого Германа и др.; широко распространены похороны животных, птиц и насекомых — кукушки, соловушки, воробья; мух, пауков, тараканов, клопов, вшей; лягушки, рака, ужа и др.; символических предметов, например, стрелы и др.

В ритуалах этих похорон имитируются основные действия и элементы погребального обряда: смерть (убиение, умерщвление, в том числе сжигание, потопление и повешение кукол, чучел, птиц, насекомых, животных; разыгрывание смерти участником обряда, изображающим Масленицу, Кострому, Кузьму-Демьяна и т.п.); обряжение в смертную одежду; прощание с покойником, отпевание, оплакивание, голошение; похоронная процессия, рытьё могилы, собственно погребение (закалывание в землю), поминки. В них воспроизводятся также основные действующие лица и прочие составляющие погребального обряда: покойник (соломенная, тряпичная, глиняная и т.п. кукла, чучело; деревце, трава, веник, живой человек, исполняющий роль покойника; убитый зверёк, птица, насекомое; символический предмет — лента, шпилька, монета, букетик цветов); саван (рогожа, лоскут), гроб (корыто, ящик, коробка, носилки), могильная лопата (палка), могила (ямка), кладбище (огород, поле), поминальная еда.

В Полесье во время засухи, чтобы вызвать дождь, ловили и убивали лягушку, обряжали её, т.е. заворачивали в какой-нибудь лоскут, клали в спичечный коробок, голосили по ней, как по покойнику: «Ой, жабка наша померла, ой, ой!» Причём нужно было по-настоящему плакать, лить слёзы. На Ровенщине хоронили рака: ловили рака, выкапывали ямку — «могилу», ставили над ней крестик, плели веночки и голосили: «Наш раченьку, да наш батеньку, да наш соколеньку, да як мы тебе хоронимо...». С той же целью вызывания дождя убивали ужа, гадюку или насекомое (медведку) и подвешивали на забор или на ветку, иногда поливали водой и т.д.

В Калужской губернии «хоронили Масленицу»: делали из соломы большую куклу, надевали на неё рубаху и сарафан, на голову повязывали платок; женщины, одна из которых изображала попа с кадилом, вели её под руки по деревне, а затем сажали на носилки и накрывали пелёнкой. Пройдя до конца деревни, участники процессии раздевали куклу, разрывали её на части и разбрасывали солому; «поп» размахивал кадилом, кричал: «Аллилуйя!», а похоронная процессия пела песни.

Отпускание» священных предметов

Старые, обветшалые Чуры, стоявшие на Капище, вышитые либо рисованные Свята и священную утварь принято не выбрасывать вместе с мусором, а хоронить — «отпускать» по воде или по огню, зарывать в землю, уносить в лес и т.д.

Старые Чуры, изображающие Светлых Богов- Сварожичей, обычно кладут на Краду и совершают над ними обряд огненного погребения, как над людьми. Изображения Богинь (как правило, это не гоеподобные[70] Чуры, а вышитые Свята) обычно «отпускают» по воде или зарывают в землю.

Литература

Агапкина ТА. Мифопоэтические основы славянского народного календаря. Весенне-летний цикл. - М., 2002.

Агапкина ТА. Этнографические связи календарных песен. — М., 2000.

Азадовский М. Ленские причитания. — Чита, 1922.

Афанасьев А.Н. Заметки о загробной жизни по славянским преданиям // Архив историко-юридических сведений, относящихся до России. Кн. 3. — М., 1861.

Афанасьев А. Поэтические воззрения славян на природу,- М., 1865. Т.1; 1868. Т.2; 1869. Т.З.

Байбурин А.К., Левинтон ГА. Похороны и свадьба // Исследования в области балто-славянкой духовной культуры: Погребальный обряд. — М., 1990.

70 Фаллоподобные.

Байбурин А.К., Топорков А.Л. У истоков этикета: Этнографические очерки. — А., 1990.

Балов А. Сон и сновидения в народных верованиях. Из этнографических наблюдений, собранных в Ярославской губернии // Живая старина. Вып. 4, 1891.

Белорусы // Народы и культуры. — М., 1998.

Бурдин Е. Причитания по покойнику в Кунгурском уезде // Пермский сборник. Кн. 2. — М., 1860.

Виноградова Л.Н. Мифологический аспект полесской русальной традиции // Славянский и балканский фольклор: Духовная культура Полесья на общеславянском фоне. — М., 1986.

Виноградова Л.Н. Народная демонология и мифоритуальная традиция славян. — М., 2000.

Виноградова Л.Н. Чтобы покойник не ходил: комплекс мер в составе погребального обряда // Истоки русской культуры (Археология и лингвистика): Тезисы докладов конференции. — М., 1993.

Власова М. Русские суеверия. — С-Пб., 1998.

Генерозов Я. Русские народные представления о загробной жизни. — Саратов, 1883.

Гнатюк В.М. Останки передхристиянського релгшного свпчэгляду наших предгав // Украшцг. Нар од Hi в1рування, пов1р'я, демонолопя. — Кшв, 1991.

Гура А.В. Символика животных в славянской народной традиции. — М., 1997.

Дерунов С. Материалы для народного снотолкователя. III. Ярославской губернии // Этнографическое обозрение. — М., 1898. № 1.

Елеонская Е.Н. Представление «того света» в русской народной сказке Ц Этнографическое обозрение. - М., 1913. № 3-4.

Живая старина. - М., 2000. № 1.

Живая старина. — М., 2006. № 2.

Зеленин Д.К. Восточнославянская этнография. — М., 1991.

Зеленин Д.К. Древнерусский языческий культ «заложных» покойников // Зеленин Д.К. Избранные труды: Статьи по духовной культуре. 1917- 1934. - М., 1999.

Зеленин Д.К. К вопросу о русалках: Культ покойников, умерших неестественной смертью // Живая старина, 1912. Вып. 3-4.

Зеленин Д.К. Народный обычай «греть покойников» // Сборник Харьковского историко-филологического общества. Т. 18. — Харьков, 1909.

Зеленин Д.К. Очерки русской мифологии. Вып. 1. Умершие неестественной смертью и русалки. - Пг., 1916.

Исследования в области балто-славянской духовной культуры. Погребальный обряд. — М., 1990.

Круглый год // Сост. А. Ф. Некрылова. — М., 1989.

Ляцкий Е. Болезнь и смерть по представлениям белорусов // Этнографическое обозрение. — М., 1892. № 2-3.

Малаховская А. Наследие Бабы-Яги: Религиозные представления, отражённые в волшебной сказке, и их следы в русской литературе XIX-XX вв. — С-Пб., 2006.

Малиновский А. Похоронные причети в Перской вол. Устюженского у. Новгородской губ. // Живая старина, 1909. Вып. 1.

Невская Л.Г. Балто-славянское причитание. — М., 1993.

Никитина А.В. Русская демонология. — С-Пб., 2006.

Пахаваннг Памшкг Галашэнш. — Мшск,1986.

Плотникова А.А. Дух вон //Русская речь, № 4. — М., 1993.

Плотникова А.А. Предметный код погребальной обрядности (вещи в гробу усопшего) // Истоки русской культуры. — М., 1994.

Причитанья Северного края, собранные Е.В. Барсовым. - М., 1872. Т.1; 1882. Т.2; 1885. Т.З (Чтения в Обществе истории и древностей российских при Московском университете. Ч. 3, 4).

Пропп В.Я. Исторические корни волшебной сказки. - Л., 1986.

Романов Е. Опыт белорусского народного снотолкователя // Этнографическое обозрение. — М., 1889. № 3.

Русские // Народы и культуры. — М., 1997.

Русские плачи Карелии // Подг. текстов и примеч. Михайлова М.М. Вступит, ст. Виноградова Г. С. и Михайлова М.М. — Петрозаводск, 1940.

Русские плачи (причитания) // Вступ. ст. Андреева Н.П. и Виноградова Г.С. Ред. текстов и примеч. Виноградова Г.С. — Д., 1937.

Рыбаков Б.А. Язычество древней Руси. — М., 1998.

Рыбаков Б.А. Язычество древних славян. — М., 1981.

Рязанская традиционная культура первой половины XX века. Шацкий этнодиалектный словарь. / Авт.-сост. Морозов И.А., Слепцова И.С., Гилярова Н.Н., Чижиков а А.Н. // Рязанский этнографический вестник № 28. — Рязань, 2001.

Седакова О.А. Поминальные дни и статья Д.К. Зеленина «Древнерусский языческий культ заложных покойников» // Проблемы славянской этнографии. - Л., 1979.

Седакова О.А. Поэтика обряда. Погребальная обрядность восточных и южных славян. — М., 2004.

Село Суйсарь: история, быт, культура. — Петрозаводск, 1997.

Славянские древности: Этнолингвистический словарь // Под общ. ред. Н.И. Толстого. Т. 1. — М., 1995.

Славянские древности: Этнолингвистический словарь // Под общ. ред. Н.И. Толстого. Т. 2. — М., 1999.

Славянские древности: Этнолингвистический словарь // Под общ. ред. Н.И. Толстого. Т. 3. — М.,

2004.

Смирнов В.И. Народные похороны и причита- пия в Костромском крае // Второй этнографический сборник Костромского научного общества по изучению местного края. — Кострома, 1920.

Смоленский музыкально-этнографический сборник. Т. 2. Похоронный обряд. Плачи и поминальные стихи. — М., 2003.

Соболев А.Н. Загробный мир по древнерусским представлениям. — Сергиев Посад, 1913.

Соколова В. К. Весенне-летние календарные обряды русских, украинцев и белорусов. — М., 1979.

Соколова В.К. Об историко-этнографическом значении народной поэтической образности: Образ «свадьбы-смерти» в славянском фольклоре //Фольклор и этнография: Связи фольклора с древними представлениями и обрядами. — Л., 1977.

Суворовский А. Вопли Новгородской губернии Ц Этнографическое обозрение, 1907. № 3.

Терновская О. А. Бабочка в народной демонологии славян: «душа-предок» и «демон» // Материалы к VI Международному конгрессу по изучению стран юго-восточной Европы. — М., 1989.

Толстая С.М. Полесский народный календарь: Материалы к этнодиалектному словарю (Деды) // Славянское и балканское языкознание: Проблемы диалектологии. — М., 1986.

Толстой Н.И. Очерки славянского язычества. — М., 2003.

Толстой Н.И. Переворачивание предметов в славянском погребальном обряде // Исследования в области балто-славянской духовной культуры. Погребальный обряд. — М., 1990.

Толстые Н.И. и С.М. О жанре «обмирания» (посещения «того света») // Вторичные моделирующие системы. — Тарту, 1979.

Топоров В.Н. Заметки о похоронной обрядности //Балто-славянские исследования. 1985. — М., 1987.

Украинцы Ц Народы и культуры. — М., 2000.

Успенский Б.А. Филологические разыскания в области славянских древностей. — М., 1982.

Шайжин Н. С. Похоронные причитания Олонецкого края (новая запись) // Памятная книжка Олонецкой губ. на 1910 год. — Петрозаводск, 1910.

Шайжин Н.С. Олонецкий фольклор. Похоронные причитания вопленицы Н.С. Богдановой //

Памятная книжка Олонецкой губ. на 1911 год. — Петрозаводск, 1911.

Шейн П.В. Великорус в своих песнях, обрядах, обычаях, верованиях, легендах и т.п. — С Пб., 1900.

Этнография восточных славян: Очерки традиционной культуры. — М., 1987.

Издания «Велесова Круга»:

Влх. Богумил. Книга оберегов. — Обнинск, 2006.

Влх. Богумил, влх. Велеслав. Малый Велесов Сонник. Короб снов. — М., 2005.

Влх. Велеслав и др. Мара. — М., 2004.

Влх. Велеслав и др. Ярило. — М., 2004.

Влх. Велеслав. Вещий Словник. Славления Родных Богов. — М., 2005.

Влх. Велеслав. Книга Мудрости Вещего (Из «Белой Книги»). — Обнинск-Москва, 2006.

Влх. Велеслав. Кологод. — М., 2004.

Влх. Велеслав. Книга Велесовых Сказов. Русские Веды: Голубиная Книга. — М., 2005.

Влх. Велеслав. Обрядник. Кологод. — М., 2006.

Влх. Велеслав. Шуйный Путь: Книга Нави. — Обнинск-Москва, 2006.

Оллвл Роду!

Вещие речения о смерти

Оврядовые похороны животных и предметов - student2.ru

«Аще кто умряше, творяху трызну надъ нимъ, и посемъ творяху краду велику, и възложахутъ и на краду мертвеца сожжаху, а посем собравши кости, вложаху въ судину малу и поставяху на столпе на путехъ, еже творятъ Вятичи и ныне».

(Несторова летопись)

1. Человек умирает — вроде Солнышко за облака закатается: с Земли не видать, а на Небесах — как было.

2. Не можно Мару-Смерть накормить ни пиром, ни миром, ни добрыми людьми.

3. Егда выйдет душа из стенящих уст, возлетит она на Древо Живое, воспорхнёт по ветвям его — не поймаешь, не догонишь, обратно не воротишь.

4. По древлему обычаю славянскому, везут хоронить покойника не на телеге, а на санях, даже если сие приходится на летнюю пору. Ибо сани — земное отображение Месяца ясного, Ладьи Велесовой, на коей плывут по хлябям синим души не живых, но мёртвых, а тако же ещё не рождённых. Колёса же телеги — знаки Солнца Трисветлого,

5. жизнь дающего, Явь освещающего, а в Нави меркнущего, потому негоже их до Мары катить.

6. В доме усопшего, на окне, ставят посудину с чистой водой: «чтобы душа умершего обмылась».

7. Родные покойника не несут домовину на кладбище: «чтобы душа умершего не подумала, что они рады его смерти».

8. Негоже сородича на чужбине хоронить. О сём в народе говорят: «Кладбище — Родительское место. Хорошо лечь рядом с предками».

9. Справляют поминки в третины, в девятины, в полусороковины, в сороковины, в годовщину, а затем на Дедовы дни ежегодно. На поминки приносят Богам требы за покойного на Капище, совершают тризны на его могиле, поминают умершего за столом, с кутьёй, блинами и киселём (тремя непременными составляющими поминальной стравы). О поминках говорят: «Свято дело — помянуть трудника Родной Земли за общим столом».

10. Живых сородичей — уважай, а мёртвых — поминай.

11. От лона Живы до серпа Мары — и долог, и короток путь. Все по нему идут, а один другому не верит: всяк сам по себе его мерит.

12. Одного не знаю, другого не вижу, третьего не помню. О чём тут речь? О смерти, о возрасте и о рождении.

13. Кто делает — не для себя, кто покупает — тому не нужно, а кому нужно — тот не ведает. О чём тут речь? О домовине.

14. Стоит дуб без ветвия и без корения, и придёт к нему Некто без ног, и возьмёт его без рук, и зарежет его без ножа, и съест его без зубов. О чём тут речь? О человеке и Маре-Смерти.

15. На смерть, как и на Солнце, всеми глазами не взглянешь.

16. Речено: «Раньше срока смерть не зови, когда смерть придёт — её не гони, и никогда смерти не бойся».

17. Двум смертям не бывать, а одной не миновать.

18. Страхов много, а смерть одна.

19. Живущий по Прави — смерти не устрашится.

Слава Роду!

[2004]

Приметы о смерти

Оврядовые похороны животных и предметов - student2.ru

1. Аще приснится, что выпал зуб - к смерти близкого человека. Аще зуб выпал с кровью - умрёт кровный родственник. Это — одна из наиболее распространённых и наиболее живучих примет о смерти. Построена она на древнейших представлениях о связи зубов с членами семьи, а крови — с кровным родством. Подобная же примета связана и с приснившимся рассыпавшимся веником. Говорят, что обе приметы часто сбываются. Иногда объяснить это можно тем, что близкие знают и об этой примете, и о состоянии здоровья членов семьи. Подспудно готовя себя к кончине смертельно больного родственника, они и вызывают в сознании знакомый по рассказам образ.

2. Аще приснится, что сор из избы метёшь - к покойнику в доме. Как известно, сор, мусор (то есть всё отжившее) в народном сознании связывается с душами умерших. И ещё — с понятием своего целостного, домашнего мира, от которого при выметании отнимается какая-то часть. Особенно не желательно выметать мусор прямо на двор (на улицу) через порог. Другое дело — смести в кучку в избе, а потом сжечь. В то же время с мусором связаны и полностью противоположные приметы, запрещающие его сжигать. В любом случае мести мусор из избы через порог — запретное действие для хозяйки. Отсюда и переносный смысл: «Не выноси сор из избы», — то есть не болтай о том, что происходит в семье, не делай это достоянием всех.

3. Аще привидится во сне бревно, из стены вынутое - к покойнику. Корни приметы уходят в те времена, когда покойников выносили из дому не через дверь, а через окно или далее через специально прорубленное в стене отверстие, которое затем заделывали, чтобы душа умершего спокойно уходила в иной мир, не привлекаясь дорогой назад (как и до сих пор поступают с трудно умершими колдунами). С тех пор и сохранился обычай выносить покойника из дому ногами вперёд — чтобы он знал, куда его несут, но не помнил, откуда. В то же время, вынутое бревно, как и выпавший зуб, означает удаление кого-то одного из семьи.

4. Свежевырытую землю или яму в земле и свежие доски во сне увидел - кого-то скоро будешь хоронить. Эта примета основана на законе подобий: яма — могила, вырытая в земле, доски — гроб, сколоченный из свежих досок. Поскольку такое пояснение сна соответствует жизненным впечатлениям, оно и сохранилось до наших дней.

5. В старом доме новые окна рубить - к покойнику. Пояснение этого поверья в точности такое же, как и с вынутым бревном: поскольку в старину гроб выносили через окно, то и рубить новое окно — значит готовиться к выносу гроба. С бытовой же точки зрения в старом доме и в самом деле опасно рубить новое окно: можно сдвинуть несущие брёвна и вызвать обвал или перекос потолка.

6. Оставить весною на поле незасеянную полосу - к покойнику. Поскольку небогатые землепашцы старались использовать каждый клочок земли, ибо ртов в семье было много, то не засеять полосу — значило оставить один рот без хлеба, то есть обречь кого-то на голодную смерть. В бытовом смысле поверье требовало внимательнейшего отношения к земле под угрозой смерти кого-либо из близких.

7. Если в день похорон хороший, светлый день - умерший был хорошим человеком. Это поверье связано с древнейшим культом Солнца, Солнечного света. Мы — внуки Даждьбожии, потомки Солнцеликого Бога, и когда сородич наш уходит во срок свой в Ирийские Обители, дабы воссоединиться на закрадных Лугах Велесовых с родом небесным, Вышний Дед наш даёт нам знамения с небес, укрепляя так нашу веру в минуту расставания с отходящим сородичем.

8. Увидеть падающую звезду - к скорой смерти своей или близкого человека. Издревле в народе верили, что при рождении младенца на небе зажигается звезда и светит до тех пор, пока человек жив, а со смертью его — падает и гаснет.

9. Влетит птица в дом - к смерти кого-то из домочадцев. Согласно народным верованиям, птицы воплощают собой души умерших. Именно поэтому им скармливают крошки, приносят для них еду на могилы и т.д. С этим же связана и вера в залетевшую в дом птичку: душа прилетела предупредить семью о близкой смерти кого-то из домашних. В то же время существует и другое поверье: птица (иногда уточняют: голубь), влетевшая в светёлку девушки — к скорой свадьбе (ибо, выходя замуж, девушка умирает в своём роду, дабы затем возродиться женой в роду мужа).

10. Мыши одежду грызут - к смерти владельца одежды. Поверхностный смысл приметы таков: коль одежду изгрызли, то она уже не понадобится человеку; возможно, это знак: скоро умрёт. Но в этом поверье сокрыт и более глубокий смысл: как тело человека облекается в одежду, так его душа облекается в тело. Таким образом, одежда, порченная мышью (животным, которое народные верования связывают с Нижним миром — с Навью), образно означает плотское тело, сквозь прорехи в котором уже видна исходящая из него душа.

11. Собака в землю воет - к покойнику, в небо - к пожару. Собака — страж дома, и она чует приближение несчастья ещё до того, как оно произошло: будь то смерть кого-либо из домочадцев либо удар Перуновой молнии, сжигающей дом, в котором поселилась нечисть. Вообще, все животные в той или иной мере предчувствуют смерть заранее (по крайней мере, когда речь идёт о естественной, природной смерти, а не о насильственной, внезапной). Это связано с их способностью видеть и ощущать животоки природных сил, а также с их развитым обонянием. Человеческое тело за недолгое время до смерти по-иному ведёт себя: у него убывает жизненная сила, замедляется обмен веществ, изменяется запах и т.д. Многие врачи и те, кто по долгу службы наблюдал за больными и умирающими людьми, сами научились почти безошибочно определять, будет человек жить или нет. Животные же способны на это от рождения. (Однажды мне самому довелось видеть, как пёс, поджав хвост, сторонился хозяина, к которому ранее радостно бросался. Это было ранним вечером, а утром его хозяин умер. Кстати, всю ночь пёс действительно подвывал и жалобно скулил...)

12. Подушку на стол класть - к смерти близкого человека. На стол во время похорон кладут обмытого покойника (лучше, конечно, класть мёртвое тело на лавку — как это делали и в древности) . Под голову ему кладут подушку. Так что взаимосвязь в данном случае прямая, и поверье основывается на законе подобий. Бытовой же смысл заключается в том, что нельзя использовать стол не по назначению. Есть ещё и другое толкование: стол — ладонь Божия, подающая пищу жизни, в то время как подушка — принадлежность сна (Дрёмы — младшего брата Мары- Смерти). Таким образом, кладя подушку на стол, мы тем самым бесчинно смешиваем Явь и Навь до положенного срока, открывая так врата мира Живых миру Мёртвых.

13. Гроб больше покойника - к другому покойнику. Поскольку гроб — домовина — образно сравнивается с домом и считается таковым для умершего, то лишнее место в нём издревле наводило на мысль о его предназначении для другого человека.

14. Если зеркало разбилось, надо его немедленно выбросить. Разбитое зеркало, с волховской точки зрения — наиболее опасный предмет в доме: оно являет собой образ нарушенного пространства, открытую границу между Явью — миром Живых, в котором живут домашние, и Навью — миром Мёртвых, где обитают призраки и души умерших. В отличие от целого зеркала, которое и само по себе является волховским предметом, посредством которого можно видеть мир Иной, разбитое показывает «двойника» разбитым, надломленным, навлекая тем самым на отражающегося в нём человека сильнейшую порчу.

15. Когда кто-либо в семье умирает, зеркала в доме завешивают, смотреть в них нельзя. Как уже было сказано, зеркало — это своего рода граница между миром Живых и миром Мёртвых. Считается, что все, кто отражался в зеркале, продолжают там жить. Если не закрыть зеркало, то душа покойного может заблудиться в нём и потом всё время будет возвращаться в дом. А умерший из-за этого может стать вурдалаком.

16. Прежде, чем гроб в могилу опустить, надо туда монетку бросить. Это делается по старинному поверью: покойному на «том свете» надо себе «место выкупить», иначе будет бродить неприкаянным. Иногда с тою же целью кладут деньги и в гроб. В данном случае мы видим явный отголосок древнейших обрядов, когда вместе с покойным на «тот свет» отправляли и вещи, которые могли бы ему пригодиться. (Несколько лет

назад я сам наблюдал, как старушка-вдова передавала на «тот свет» запасное бельё и очки. Не догадавшись положить всё это в гроб мужа, она дождалась ещё одних похорон на той же улице и исправила свою оплошность. Испрашивая раз- ' решения у родных умершего, старушка объяснила, что попросил её об этом приснившийся покойный муж...)

17. На похоронах незамужней девушки надо раздавать подарки. В данном случае с похоронами совмещается и один из свадебных обрядов. По этой же причине нередко девушек хоронят в свадебном платье, поскольку они не успели выйти замуж на этом свете.

18. Дятел избу долбит - кто-то в семье умрёт. Раньше гроб (домовину) выдалбливали из цельного большого ствола, бревна. Отсюда, по чисто внешнему признаку, и примета: дятел выдалбливает домовину. Однако есть и другое толкование. Как известно, дятел долбит не живое дерево, но мёртвое, в котором завелись жуки-древоточцы. По славянским поверьям, дом — это живое существо; если же стену дома начинает долбить дятел, значит дом — «умер», а вслед за ним, возможно, умрёт и его хозяин (или кто-то из его семьи).

19. Пока покойник в доме, на окне надо держать чашку с водой. Считается, что душа покойного вылетает через окно, и ей тоже, прежде чем отправиться на «тот свет», надо обмыться. Эту воду так и называют — «на обмывку души».

20. Не переходи дорогу перед гробом. По поверьям, перейти дорогу похоронному шествию — принять на себя ту болезнь, от которой умер покойный. Для запугивания детей (чтобы они не бегали в это время по дороге) часто говорят, что если дорогу гробу перейти, то горб вырастет (мрачная игра слов: «гроб» — «горб»). Вообще, к похоронному шествию и покойнику следует относиться уважительно: с одной стороны, не гневить понапрасну душу умершего, а с другой — не мешать людям достойно совершить обряд проводов покойного.

21. Шесть седмиц после смерти прошло - пора «лесенки» из теста печь. Считается, что до шести седмиц (а точнее, до сороковин, или сорока дней по смерти человека) душа умершего находится в пределах земных (на Кромке меж Явью и Навью, откуда всё ещё может наблюдать за жизнью живых), а по истечении этого срока отправляется на Велесовы Луга — в Навь (различают Тёмную Навь, или обитель неприкаянных душ, и Светлую — Ирий

Небесный, или обитель душ святых предков). Чтобы помочь душе умершего подняться выше — и выпекают «лесенки».

Слава Роду!

[2005]

Знамения смерти

Оврядовые похороны животных и предметов - student2.ru

1. Знамения в Яви

1. Свеча упала или огонь погас при прощании с покойным — скоро другой покойник будет.

2. Сор при покойнике из дому вымести — всех за порог вынести.

3. Если гроб не в меру велик — быть ещё покойнику в доме.

4. Покойник глядит одним глазом — высматривает другого.

5. Ворон у окна каркает — к покойнику.

6. Ночной собачий вой — к покойнику в доме.

7. Если собака не ест остатки пищи после больного — он скоро умрёт.

8. Чур либо Свято с Божницы упадёт — к покойнику.

9. Стук в доме неизвестно отчего — предвещает чью-то смерть.

10. Половицы скрипят, и побелка с печи сыплется—к покойнику в доме.

11. Печь в избе разрушается, из печной трубы кирпичи выпадают — к покойнику в доме.

12. Старые угли на полу в избе рассыпались — к смерти кого-либо из домашних.

13. Сад поздно зацветает — к смерти хозяина.

14. Петухи во всю ночь поют — не к добру.

15. Галки и вороны сидят у дома и кричат утром — к большому худу.

16. Нетопырь (летучая мышь) залетает в избу — к беде.

17. Ласточка влетает в окно — тоже пророчит близкую смерть в доме.

18. Мыши съели весь хлеб в доме или одежду прогрызли — к смерти.

19. Из погребальной Крады выскочил уголёк и обжёг кого-либо из присутствующих на погребении — к болезни или смерти оного.

20. Наяву видишь умерших — скоро за ними вслед уйдёшь.

2. Знамения в Нави (во сне)[71]

1. Видеть во сне баню — к худу, получишь весть о смерти знакомого. Видеть пляшущих людей в бане — к болезни, одержимости Трясовицами[72].

2. Во сне бельё стирать — к болезни либо к смерти.

3. Срубить берёзу во сне — к смерти женщины.

4. Старуха видит во сне себя беременной — к смерти.

5. Ребёнку во сне бороду видеть — к безвременной смерти.

6. Бриться во сне — к худу, к смерти дальнего родственника. Брить кого-либо — к смерти оного.

7. Рвать во сне цветы васильки — к смерти близкого человека.

8. Велеса либо Мару во сне видеть — мудрому благо, иному смерть.

9. Венок во сне плести — к смерти близкого.

10. Во сне с вербы упасть — смерть.

11. В грязную, мутную воду во сне войти — к смерти. Купаться в мутной реке — к смерти кого- либо из родственников. Во сне в воду глядеть — к похоронам.

12. Чёрный ворон снится — к худу, к смерти. Каркает ворон во сне — к явлению умершего (либо ворон криком своим от умершего весть подаёт). Вороны раскричались во сне — к худым вестям. Много ворон во сне над домом кружит — к похоронам.

13. Во сне ворота горят — к смерти хозяина или кого-либо из домочадцев.

14. Женщине в летах снится, что выходит замуж за молодого — к болезни и смерти. Зрелому мужу жениться во сне на молодой — тако же.

[1]5. Ослепнуть или окриветь во сне — к болезни или смерти детей.

16. Сырая говядина снится — худые вести либо письмо о смерти родственника получишь.

17. Горшок разбить во сне — иногда оберег, к добру; иногда же к смерти.

18. Открытый гроб либо разрытую могилу во сне увидеть — к смерти.

19. Рвать с дерева и есть зелёные груши — к худу, к смерти.

20. Во сне гул с Небес слышать — то смерти неумолимой знак.

21. Гуси кричат во сне — возможно, к смерти.

22. Девочка снится — к убытку, к смерти в семье.

23. Сухое дерево больному снится — к смерти. Сухое дерево рядом с домом видеть во сне — к скорым похоронам у родни.

24. Больному во сне долг уплатить — к смерти тако же.

25. Дом родной снится — возможно, к смерти. Тако же: дом без окон и без дверей видеть, переехать в новый дом, в доме стены белить или обмазывать глиной — то сны, предвещающие смерть.

26. Дрова во сне видеть — к сухоте, к смерти.

27. Дуб во сне срубить — к смерти мужчины в семье. Коли молодой дуб —• к смерти сына, коли старый — мужа или отца.

28. Во сне безумным сделаться — мудрому к мудрости, иному же к смерти.

29. Дым чёрный очи во сне застит — мудрому к прозрению, иному же к смерти.

30. Во сне вымести из избы жабу, заскочившую внутрь дома — к смерти кого-либо из домочадцев.

31. Жёлудь во сне сорвать с дуба либо подобрать упавший — к смерти, женщине же к скорой беременности.

32. Молчаливая женщина во всём белом либо во всём чёрном снится — к смерти.

33. Жертвенник во сне сокрушить — к скорой смерти.

34. Видеть во сне, как косари косят жито — то смерти верный знак.

35. Затмение Солнца во сне видеть — к убытку, смерти, болезни близкого человека. Для жены — к смерти мужа.

36. Затылок свой во сне увидеть — к смерти кого- то из родни.

37. Пылающую либо хвостатую звезду[73] в небе во сне увидеть — к смерти друга.

38. Вечерний звон с колокольни во сне услышать — к худым вестям, к смерти.

39. Землю во сне нюхать — чуять приближение смерти. Кто землю во сне копает либо пашет — возможно, скоро умрёт. Землю аршином мерить — к скорым похоронам.

40. Зеркало во сне разбить — к смерти (особенно для болящего). Смотреться во сне в зеркало и не видеть своего отражения — мудрому к прозрению, иному (особенно болящему) к смерти.

41. Потерять золото во сне — к убытку, к смерти родного человека.

42. Если зуб во сне выпал сам — к смерти. Если часто такое снится — дети твои недолговечны. Если зубы твои во сне из воска — то скорую смерть твою предвещает (особенно для старика).

43. Имя своё во сне слышать — возможно, к смерти. Во сне умершие тебя по имени кличут — к себе зовут.

44. Во сне кабана (либо борова) гнать за ограду—к смерти.

45. О камень во сне споткнуться — неудача или смерть.

46. Капусту во сне видеть — к болезням, хлопотам из-за женщин, смерти.

47. Коровай во сне видеть — к скорой свадьбе (для девушки) либо к смерти.

48. Дежу (квашню) во сне пустую видеть — к потерям, к бедности. Рассохшуюся, лопнувшую, разбитую дежу видеть — к смерти.

49. По кладбищу либо по курганам во сне ходить — к вести от предков либо к смерти.

50. Ключ во сне потерять — к смерти кого-то из близких.

51. Видеть во сне, как белая кобыла ожеребилась — к смерти либо к одержимости навьими духами.

52. Кольцо во сне потерять — убыток, расставание, смерть супруга. Иногда — супружеская измена.

53. Конопель (коноплю) во сне замачивать — к болезни и смерти.

54. Коня во сне чёрного либо белого видеть, либо скакать на нём по полю — к смерти. На сивом коне во сне по полю ехать — торить путь на Велесовы луга (на тот свет).

55. Женщине искать во сне потерянного коня — переживать горе после смерти мужа.

56. Корабль либо лодью во сне видеть — к смерти (особенно Велесову Лодью — для больного).

57. Корову во сне резать — к смерти, к рёву (оплакиванию умершего). Выгонять за ограду чёрную корову — тако же к смерти. Корова во сне со двора пошла — к покойнику в том дворе.

58. Коршуна во сне видеть, жертву терзающего—к смерти.

59. Косу во сне видеть либо самому траву косить — к смерти.

60. Кровь во сне видеть — возможно, к смерти. Если кровь ярко-красная, густая — к смерти близких родственников; если жидкая, как бы разбавленная слюной — то дальних.

61. Порушенную либо сорванную крышу во сне видеть — к смерти больного.

62. Крюк во сне видеть — неожиданная смерть.

63. Лапти худые во сне видеть — к долгой дороге либо к смерти.

64. Ласточку во сне убить — к смерти близкого человека.

65. Лёд во сне видеть — к опасности, возможно, к смерти.

66. Лес рубить — воину врагов одолеть, прочим же к смерти. Заблудиться во сне в лесу — к несчастью.

67. Летать во сне — больному к выздоровлению либо к смерти.

68. Опрокинутую лодку во сне видеть, либо самому из лодки в воду пасть — к смерти.

69. Лопату во сне видеть — к погребению, к смерти.

70. По скошенному лугу во сне идти — на Велесовы луга дорогу найти.

71. Лук во сне сломать — к неудаче, к смерти.

72. Мак с опавшим цветом во сне видеть — к смерти.

73. Мёд во сне видеть и есть его — возможно, к смерти. Пасеку во сне видеть — возможно, быть приглашённым вскоре на богатые похороны.

74. Встретиться во сне с медведем — мудрому благословение Велесово, иным же страх смертный.

75. Заход Месяца во сне видеть — к смерти. Если на небе во сне видится сразу и молодой, и старый Месяц — то к смерти.

76. Ветви можжевельника во сне видеть и нюхать их — к смерти.

77. Молиться во сне Богам, отбивая земные поклоны, а тако же по предкам тризну творить — возможно, к смерти.

78. Молоко во сне пролить — к смерти жены (для женатого) или кого-либо из детей.

79. По мосту во сне идти да не перейти никак — к смерти. Калинов мост во сне видеть — мудрым к прозрению, иным к смерти.

80. Муку житную во сне видеть — к смерти соседа.

81. Во сне мусор из избы выметать — к смерти, к расставанию с кем-то из близких, к разорению.

82. Мышь во сне добро точит (грызёт) — к болезни либо к смерти того, чьё добро.

83. Мясник с топором снится — опасность, смерть.

84. Мясо сырое во сне есть — больному смерть.

85. Навоз во сне со двора вывозить — покойника повезут. Слышать во сне, как другие навоз вывозят — получить скоро вести о похоронах у знакомых.

86. Расспрашивать немого во сне — то смерти знамение.

87. Нищий бродяга во сне в дом зашёл — к смерти кого-либо из домочадцев.

88. Вырванный ноготь снится — к смерти.

89. Носа во сне лишиться — к мужскому бесплодию либо к смерти.

90. Сломать оберег во сне — горе, смерть.

91. Окуривать во сне травами дом, деревню — к моровому поветрию.

92. Женщине во сне обувь потерять и не найти — к смерти мужа.

93. Во сне подошва у обуви отвалилась — смерть кого-то из родни.

94. Овраг, ров или яму глубокую во сне видеть — к смерти. Падать в яму во сне самому — тако же.

95. Овец стриженых во сне видеть — к разорению, возможно, к смерти. Овец со двора гнать — к смерти кого-либо из домочадцев.

96. Во сне в озеро упасть с обрыва — к смерти.

97. Лететь во сне на спине орла — мудрому к прозрению, иному к смерти.

98. Из острога, тюрьмы во сне выйти — к смерти.

99. Отрезанный палец во сне видеть — к смерти друга.

100. Пень во сне видеть — к смерти.

101. Печь разобранную во сне видеть — к смерти кого-нибудь из домочадцев, из старших родственников, из близкой родни.

102. Женщине во сне чёрным либо белым платком голову накрывать — к смерти мужа.

103. Погреб во сне видеть — погребение, смерть. Упасть в него самому — тако же.

104. Снится пожар в доме — к разорению либо к смерти.

105. Покойников во сне видеть — к смерти, к перемене погоды, помянуть их надобно. Мёртвых видеть как живых — к долголетию. Дарить что-либо умершим — к потере. Умершую мать во сне видеть — к большому горю. Покойник за собой зовёт, за руку ведёт — скоро за ним пойдёшь.

106. Пол в избе мыть во сне или перестилать его заново — к болезни, к смерти.

107. Полотно во сне белить — к смерти.

108. Во сне постель твоя горит — к скорой смерти.

109. Потолочина во сне вывалилась либо матица в избе переломилась — к смерти в сём дому.

ПО. Похоронные песни петь во сне — к смерти кого-то из знакомых. Видеть во сне собственные похороны — к долголетию.

111. Пировать во сне — возможно, к скорым похоронам.

112. Рвать или резать пряжу во сне — к смерти.

113. Птица во сне на голову сядет — к смерти. Нагадит на голову же — к приобретению, а мудрым к прозрению.

114. Пуп свой во сне видеть — к смерти кого-то из родни.

115. Пчёлы во сне в доме летают — к смерти. Роятся — к свадьбе. Укусят — к беременности (для женщины). Оставляют свой улей — к отделению родственника или к его скорой смерти.

116. Пасть в придорожную пыль во сне — к болезни или к смерти.

117. Пьяным кого-либо видеть, вином его угощать — возможно, к смерти. Мудрому же — к прозрению.

118. Радугу во сне подле себя видеть, идти по ней как по мосту — предвестие скорой смерти.

119. Попасть во сне в руки разбойников — возможно, к смерт<

Наши рекомендации